МОУ Богородская СОШ
«Утверждаю»
Директор школы: /Л.А. Корчагина/
Приказ №105 от 01.09.2013г
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № 1__
от _30 августа 2013 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
2013 год
Общие положения
1.1 Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного образования в форме прохождения учащимися элективных курсов.
1.2 Элективные курсы - элемент учебного плана, дополняющий содержание образования, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные потребности и интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.
1.3 Элективные курсы - это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Хорошо продуманная система элективных курсов позволяет каждому ученику получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
1.4 Прохождение программы элективных курсов не относится к платным образовательным услугам, привлечение на эти цели средств потребителей (родителей, законных представителей) не допускается.
1.5 Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент).
2. Основные мотивы выбора элективных курсов:
- подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ);
- приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход традиционного школьного «академизма»;
- возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
- любопытство;
- поддержка изучения базовых курсов;
- профессиональная ориентация;
- интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
3. Принципы обучения:
- индивидуальность,
- доступность,
- преемственность,
- результативность.
4. Цели элективных курсов:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие способностей, склонностей, интересов обучающихся;
- формирование творческого воображения;
- развитие ключевых компетенций;
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов учащихся.
5. Задачи элективных курсов:
- повысить уровень индивидуализации обучения и социализации личности;
- способствовать самоопределению ученика;
- создать условия для самообразования;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся.
6. Подходы к отбору содержания элективных курсов.
Условно выделяются следующие типы элективных курсов:
6.1 Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углублённое изучение того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет на углубленном уровне.
2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т. д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
6.2 Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний обучающихся о природе и обществе.
6.3 Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
7. Формы и методы и время обучения.
Дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, деловые игры, экскурсии, походы, различные методы дистанционного обучения, самостоятельная исследовательская работа и т.п.
Допускаются занятия в первой и второй половине учебного дня.
8. Средства обучения.
8.1 Технологии обучения ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями и быть успешным на следующей ступени обучения, в частности, и в жизни в целом. (Например: постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т. д.)
8.2 Все возможные виды технологий обучения (информационные, проектные, дистанционные, исследовательские, рефлексивные, игровые, тренинговые и т. п.).
9. Система оценивания
9.1 Содержание и правила освоения каждого элективного курса (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно, поскольку стандарты для данной образовательной области не разработаны.
9.2 Система оценкиуровня усвоения программ элективных курсов в школе безоценочная.
9.3 Возможные варианты отметок: прослушан курс; защищен реферат; разработан проект; выполнены творческие задания.
9.4. Записи о ходе реализации программ элективных курсов производятся в специальных журналах . В конце учебного года делается отметка о выполнении программы курса.
10. Критерии оценки программ элективных курсов:
- актуальность содержания, соответствие общим целям образования;
- мотивационный потенциал;
- соответствие содержания поставленным целям;
- системность содержания;
- использование дифференцированного подхода;
-использование адекватных содержанию и психолого-педагогическим особенностям всех субъектов образовательного процесса педагогических технологий;
- практическая направленность;
- реалистичность программы с точки зрения времени;
- выдержанность дидактической структуры программы.
11. Структурные элементы программ элективных курсов.
11.1 Титульный лист - включает в себя наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; Ф. И. О., должность автора (авторов) программы; год разработки программы.
11.2 Пояснительная записка - аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; указание на место и роль курса в образовательном процессе; цель и задачи элективного курса (цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: обучающихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса - что необходимо для достижения целей).
11.3 Учебно-тематический план - включает в себя перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.
11.4 Содержание изучаемого курса - включает перечень тем и их реферативное описание.
11.5 Методические рекомендации - включают основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы.
11.6 Литература - включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса. |