Скачать 230.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный университет Кафедра зоологии и ихтиологии «Утверждаю» Проректор по учебной работе _____________ Л.М. Волосникова «___» ____________ 2011 г. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГИДРОСФЕРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология, очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Алешина О.А./ «28» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 16 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «29» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий департамента биологии «24» сентября 2011 г. № протокола 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «24» сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»___________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный университет Кафедра зоологии и ихтиологии Алешина О.А. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГИДРОСФЕРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - биоэкология, очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Алешина О.А. Биологические ресурсы гидросферы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - биоэкология, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 16 стр. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биологические ресурсы гидросферы [электронный ресурс] / Режим доступа: свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н..© Тюменский государственный университет, 2011 © Алешина О.А., 2011
Курс «Биологические ресурсы гидросферы» предназначен для студентов биологического факультета, специализирующихся на кафедре зоологии и ихтиологии по специальности «Биоэкология». Курс читается студентам в 1 семестре и рассчитан на 50 часов, из которых 36 часов – лекции и 14 часов – самостоятельная работа студентов. В программе рассмотрены условия существования и жизненные формы гидробионтов, видовой состав и распределение его по водным экосистемам. Изложены основные понятия биологической продуктивности водоемов и факторы, ее определяющие. Даны основные экологические аспекты аквакультуры. Целью курса является формирование целостного представления о структуре и функционировании водных экосистем и их способности обусловливать определенный характер и темп воспроизводства органического вещества живыми организмами. В задачи дисциплины входит: - аналитическое исследование жизненных форм гидробионтов, выделенных естественным путем, - знакомство с особенностями развития флоры и фауны в континентальных водоемах, - знакомство с особенностями развития флоры и фауны Мирового океана, - знакомство с основами биологической продуктивности гидроэкосистем, - знакомство с биологическими основами рационального рыбного хозяйства и правил рыболовства, - знакомство с принципами современного развития аквакультуры, - характеристика основных объектов аквакультуры, - оценка Мирового промысла гидробионтов. 2. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1 Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов.
Модуль 1. Тема 1. Введение. Постановка проблемы. Цели и задачи курса. История изучения водных экосистем. Вода как среда жизни. История исследований биологических ресурсов водных экосистем. Проблема продуктивности животных в природных сообществах. Экспедиции Бэра, Гримма, Бенинга, Палласа, Жадина и др. Сравнение биологических ресурсов суши и водоемов. Мировой промысел гидробионтов. Управление биологическими ресурсами гидроэкосистем путем создания количественной теории биологической продуктивности. Тема 2. Население гидросферы. Основные жизненные формы гидробионтов. Понятие жизненной формы. Многообразие форм. Основные биотопы в водоёме. Распределение организмов по биотопам. Планктон. Классификация организмов. Приспособления гидробионтов к планктонному образу жизни. Особенности распределения. Нейстон. Многобразие форм и приспособления к нейстонному образу жизни. Эпинейстон и гипонейстон. Особенности условий обитания. Бентос. Классификация бентосных организмов по их отношению к субстрату. Приспособления к бентосному образу жизни. Движение бентосных форм, их миграции, расселение. Перифитон и обрастание: основные понятия, термины. Состав перифитона континентальных водоёмов. Адаптации организмов перифитона. Пространственная структура сообществ. Пелагобентос. Плейстон: распространение плейстонного образа жизни среди гидробионтов, их приспособления к амфибиотическому образу жизни. Нектон: особенности распределения нектонных организмов. Приспособления к пелагическому образу жизни. Тема 3. Население разнотипных континентальных водоёмов. Озёра. Экологические зоны бентали и пелагиали озёр. Ведущие факторы абиотической среды в озёрах. Температурный режим. Население озер. Характерные представители планктона, нейстона, плейстона и зообентоса. Особенности распределения в биотопах. Биологическая классификация озер. Характерные особенности фауны ряда озер: Ладожское, Онежское, Ильмень, Байкал, Могильное и др. Современный промысел. Реки. Ведущие факторы абиотической среды в реках. Население рек. Специфика речного планктона. Распределение бентоса в зависимости от характера грунтов. Характерные особенности фауны рек бассейнов Северного Ледовитого океана (Обь, Енисей), Арало-Каспийского (Волга, Амударья), Тихого океана (Амур). Современный промысел. Водохранилища. Общие сведения о водохранилищах. Морфология водохранилищ. Изменение абиотических условий существования организмов при зарегулировании стока рек. Этапы формирования флоры и фауны в крупных водохранилищах. Изменение состава и количественных показателей планктона и зообентоса в водохранилищах. Ихтиофауна. Повышение рыбопродуктивности водохранилищ. Акклиматизация рыб и кормовых организмов. Пруды. Классификация прудов по происхождению. Пруды на реках, их отличие от водохранилищ. Особенности гидрохимического режима прудов. Флора и фауна прудов. Продуктивность прудов. Прудовое хозяйство. Методы интенсификации прудового хозяйства. Тема 4. Население различных областей Мирового океана. Экологические зоны бентали и пелагиали. Основные черты рельефа дна Мирового океана. Характер грунта и физико-химические свойства вод. Движение вод Мирового океана. Общая характеристика населения. Биполярное распределение гидробионтов. Население пелагиали. Население бентали. Население разных глубин. Адаптации организмов, связанные с глубоководным образом жизни. Вертикальные миграции животных. Население разных широт. Население опресненных морей. Природные ресурсы Мирового океана и их использование. Модуль 2. 4.Уровни организации населения гидросферы. Структура и функциональные особенности популяций гидробионтов. Внутрипопуляционные отношения. Рождаемость, смертность и выживаемость. Рост популяций. Динамика численности и биомассы популяций. Структура гидробиоценозов. Трансформация органического вещества и энергобаланс экосистем. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов. Модуль 3. Тема 6. Биологическая продуктивность гидроэкосистем. Основные понятия о биологической продуктивности водоёмов. Теоретические представления о биопродуктивности, развитые в работах российских и зарубежных исследователей. Современное состояние учения о биологической продуктивности водоемов. Основные факторы, определяющие продуктивность водоёмов. Понятие продукции и деструкции. Их соотношение в природных водоёмах. П/В- коэффициенты. Классификация водных организмов в зависимости от характера питания. Первичная продукция (ПП). Способы оценки и выражения ее величины . Методы измерения ПП. Классификация водоёмов по величине первичной продукции. Влияние физико-химических факторов на величину ПП. Основные закономерности распределения растительного планктона в Мировом океане. Типология водоемов по продуктивности морей, континентальных водоемов и промысловых районов океана. Вторичная продукция (промежуточная). Разнообразие «трофического поведения» гетеротрофных организмов. Основные методы определения вторичной продукции. Расчёт продукции популяций по скорости роста животных. Продукция популяций как скорость и как количество образовавшегося органического вещества. Понятие удельной продукции и расчёт продукции по величине удельной продукции. Физиологический способ расчёта продукции популяций. Факторы, определяющие величину вторичной продукции. Вторичная продукция в водоемах различного типа. Конечная продукция. Рыбохозяйственная продукция, как один из видов конечной продукции в эксплуатации водоемов. 7. Воспроизводство биологических ресурсов. Аквакультура Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых гидробионтов. Биологические основы рационального рыбного хозяйства и правил рыболовства. Перелов гидробионтов. Загрязнение водоемов. Гидротехническое строительство. Неправильная организация вылова. Санитарно-профилактические мероприятия в борьбе с паразитами, бактериальными и вирусными заболеваниями. История развития аквакультуры. Принципы, лежащие в основе современного развития аквакультуры. Марикультура и лимнокультура. Темпы и перспективы развития. Экстенсивная технология (акклиматизация, интродукция, пастбищное рыбоводство). Экологические принципы, лежащие в основе экстенсивных технологий. Интенсивная технология (озерное рыбоводство, прудовое рыбоводство, садковое рыбоводство, бассейновое проточное рыбоводство). Экологические принципы, лежащие в основе интенсивных технологий. Марикультура рыб. Лимнокультура рыб. Аквакультура беспозвоночных. Культивирование водорослей. 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Модуль 1. 1.Введение. Темы рефератов. «Экспедиция Палласа: открытие новых видов», «Экспедиция Гмелина: открытие новых видов», «Значение экспедиции Лепехина в гидробиологии», «Результаты экспедиций Бенинга и Жадина», «Палеогидробиология и ее значение в современной науке». 2.Основные жизненные формы гидробионтов. Контрольная работа. Вариант №1. 1.Понятие биотопа пелагиаль. 2.Понятие «первичноводные животные». 3.Приспособления нейстона к обитанию в биотопе. Вариант №2. 1.Понятие «вторичноводные животные». 2. Понятие биотопа «нейсталь». 3.Приспособление бентоса к обитанию в биотопе. Вариант №3. 1.Понятие жизненные формы гидробионтов. 2.Понятие биотопа бенталь. Темы рефератов. «Реактивный способ движения у водных организмов». «Способы увеличения скорости движения у гидробионтов». «Положительгная и отрицательная плавучесть гидробионтов». «Представители планктобентоса морских и пресных водоемов». «Представители плейстона морских и пресных водоемов». «Способы удержания на твердом субстрате у моллюсков и ракообразных». «Защита от засыпания взвесью». 3. Население разнотипных континентальных водоемов. Темы рефератов: «Характерные особенности фауны озера Байкал, современный промысел», «Характерные особенности фауны озера Ладожское, современный промысел», «Характерные особенности фауны озера Онежское, современный промысел», «Ихтиофауна водохранилищ», «Флора и фауна прудов», «Продуктивность прудов», «Специфика населения рек», «Особенности флоры и фауны Обь-Иртышского бассейна».
Темы рефератов: «Население опресненных морей», «Особенности фауны арктической зоны Мирового океана», « Особенности фауны антарктической зоны Мирового океана», «Население льда приполярной зоны Мирового океана», «Природные ресурсы Мирового океана», «Флора и фауна Баринцева моря», «Флора и фауна Японского моря», «Особенности флоры и фауны Черного и Азовского морей», «Биологическая продуктивность средиземного моря». Модуль 2. 5.Уровни организации населения гидросферы. Темы рефератов и презентаций: «Полиморфные и мономорфные популяции гидробионтов»; «Конкуренция и биохимическое ингибирование внутри популяций»; «Прямая борьба и взаимопомощь внутри популяций»; «Образование стай и скоплений»; «Ритмы размножение у гидробионтов»; «Выживаемость зародышей у гидробионтов»; «Конкуренция и аменсализм в межпопуляционных отношениях»; «Хищничество и паразитизм в межпопуляционных отношениях» Модуль 3. 6. Биологическая продуктивность водоемов. Темы рефератов и презентаций: «Круговорот азота в водных экосистемах»; «Круговорот фосфора в водоемах»; «Круговорот серы и углерода в водоемах»; « Круговорот железа и марганца в водоемах»; «Процессы хемосинтеза в водоемах»; «Величина первичной продукции в рыбоводных прудах»; «Биологические ресурсы Каспийского моря»; «Биологические ресурсы р. Обь»; « Биологические ресурсы Аральского моря». 7. Воспроизводство биологических ресурсов. Аквакультура. Темы рефератов и презентаций: «История развития аквакультуры», «Культивирование мидий», «Культивирование устриц», «Культивирование морских гребешков», «Методы и способы культивирования водорослей», «Биологические инвазии: польза и вред», «Методы выращивания хирономид», «методы выращивания дафний», « методы выращивания олигохет», «Культивирование красных водорослей», «Акклиматизация кормовых организмов». 5. Контрольные вопросы к зачету 1.Экологические зоны бентали и пелагиали озер. 2.Биологическая классификация озер. 3.Экологические группы бентоса. 4. Экологические группы планктона 5. Причины вертикальных и горизонтальных миграций животных. 6.Условия жизни и население пелагиали озер. 7. Планктон и его приспособления к жизни в пелагиали 8. Структура популяций гидробионтов. 9. Динамика численности и биомасса популяций. 10. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. 11.Структурные и функциональные особенности гидробиоценозов. 12.Основные факторы определяющие продуктивность водоемов. 13.Основные жизненные формы гидробионтов. 14.Понятие первичной и вторичной продукции гидросистем. 15.Понятие кормовых ресурсов и кормовой базы водоемов. 16.Особенности питания водных животных. 17.Характеристика речных донных биоценозов. 18.Основные черты населения различных температурных областей океана 19.Основные объекты культивирования водорослей. 20.Основные объекты культивирования беспозвоночных. 21.Экстенсивная технология в аквакультуре. 22.Интенсивная технология в аквакультуре. 23.Первичная продукция водоемов и способы оценки. 24.Вторичная продукция водоемов и методы измерения. 25.Понятие акклиматизации и интродукции. 26.Основные формы марикультуры рыб. 27.Основные формы лимнокультуры рыб. 28.Понятие биологической продуктивности гидроэкосистем. 29.Основные принципы повышения рыбопродуктивности водоемов. 30.Понятие продукции и П/В – коэффициента. 31.Факторы, определяющие величину первичной продукции. 32.Факторы, определяющие величину вторичной продукции. 33. Вторичная продукция в водоемах различного типа. 6. Учебно-методическое и инфармационное обеспечение дисциплины (модуля) 6.1. Рекомендуемая литература А) Основная литература 1. Экология: учеб. для студентов биол. и мед. спец. вузов/ И. А. Шилов. – М.: Юрайт, 2011. - 512 с. Гриф МО РФ 2. Бурковский, И. В. Морская биогеоценология: организация сообществ и экосистем / И. В. Бурковский. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2006. - 285 с. 3.Розанов С.И. Общая экология. С.-П., 2005.-288с. 4. Ручин, А. Б. Экология популяций и сообществ / А. Б. Ручин. Москва: Академия, 2006. 352 с. ГРИФ Б) Дополнительная литература 1. Экологические основы природопользования: учеб. для студентов образ. учреждений сред. проф. образ. / С. И. Колесников. М.: Дашков и К: Академцентр, 2011. - 304 с. Гриф МО РФ 2.Биологические ресурсы и природопользование: сб. науч. тр./ Сиб. науч.-исслед. и проект. ин-т рац. природопользования, Сургут. гос. ун-т; ред. Г. М. Кукуричкин [и др.]. - Сургут: Дефис. Вып. 9. - 2006. - 314 с. 3. Вахненко, Д.В. Биология с основами экологии: учеб. для вузов/ Д. В. Вахненко, Т. С. Гарнизоненко, С. И. Колесников; ред. В. Н. Думбай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 512 с. 4.Алимов, А. Ф. Введение в продукционную гидробиологию/ А. Ф. Алимов. - Л: Гидрометеоиздат, 1989. - 152 с. 5. Арустюмов Э.А. Природопользование. М.: «Дашков и К», 2003.-312с. 6. Верещака, А. Л. Биология моря/ А. Л. Верещака. - Москва: Научный мир, 2003. - 192 с. 7. Константинов А. С. Общая гидробиология. М.: Высш. шк., 1986. - 470с. 8.Закономерности гидробиологического режима водоемов разного типа/ Зоолог. ин-т РАН; ред. А. Ф. Алимов, М. Б. Иванова. - Москва: Научный мир, 2004. - 296 с. 9. Козлов, В. И. Аквакультура в истории народов с древнейших времен/ В. И. Козлов. - Москва, 2002. - 349 с. 10. Петров, К. М. Биогеография океана: Биологич. структура океана глазами географа : учеб. пособие/ К. М. Петров. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 1999. - 232 с. 11. Привезенцев, Ю.А. и др. Рыбоводство. М.: «Мир», 2004. – 456 с. Гриф 10. Бардач, Д. Аквакультура: Разведение и выращивание пресноводных и морских организмов; Пер. с англ./ Д. Бардач, Д. Ритер, У. Макларни. - Москва: Пищевая промышленность, 1978. - 294 с. 12. Хлебович, В. В. Акклиматизация животных организмов/ В. В. Хлебович. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. - 136 с. 13. Биологические инвазии в водных и наземных экосистемах. М.: КМК, 2004.-436с. 14. Наумов, Д. В. Мир океана: рассказы о флоре и фауне океана/ Д. В. Наумов. - Москва: Молодая гвардия, 1982. - 351 с. 7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Занятия по дисциплине проводятся в лаборатории, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. В качестве наглядного материала используются плакаты, видеофильмы, музейный экспозиционный фонд. Для самостоятельной работы студентам рекомендуются Интернет-ресурсы: http://world-ocen.ru, www.oceanographers.ru, www.ocean.ru и др., а также видеофильмы: 1. Чудеса морских глубин. Часть 1-3 Эврика-фильм. 1997. 2. Д.Аттенборо. Голубая планета. Часть 1-4. BBC WorldWide Ltd. 2001. Союз-Видео. 2002. 3. Великие события природы. Сериалы из жизни морских обитателей. |
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... | Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология очной... |