Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию»





Скачать 230.79 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию»
Дата публикации26.10.2014
Размер230.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

тюменский государственный университет

Кафедра зоологии и ихтиологии


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ Л.М. Волосникова

«___» ____________ 2011 г.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГИДРОСФЕРЫ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология,

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Алешина О.А./

«28» августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 16 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«29» августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий департамента биологии «24» сентября 2011 г.

№ протокола 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«24» сентября 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»___________ 2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

тюменский государственный университет

Кафедра зоологии и ихтиологии
Алешина О.А.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГИДРОСФЕРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020803.65 - биоэкология, очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Алешина О.А. Биологические ресурсы гидросферы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - биоэкология, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 16 стр.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биологические ресурсы гидросферы [электронный ресурс] / Режим доступа: свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н..







© Тюменский государственный университет, 2011

© Алешина О.А., 2011

  1. Пояснительная записка

Курс «Биологические ресурсы гидросферы» предназначен для студентов биологического факультета, специализирующихся на кафедре зоологии и ихтиологии по специальности «Биоэкология». Курс читается студентам в 1 семестре и рассчитан на 50 часов, из которых 36 часов – лекции и 14 часов – самостоятельная работа студентов. В программе рассмотрены условия существования и жизненные формы гидробионтов, видовой состав и распределение его по водным экосистемам. Изложены основные понятия биологической продуктивности водоемов и факторы, ее определяющие. Даны основные экологические аспекты аквакультуры.

Целью курса является формирование целостного представления

о структуре и функционировании водных экосистем и их способности обусловливать определенный характер и темп воспроизводства органического вещества живыми организмами.

В задачи дисциплины входит:

- аналитическое исследование жизненных форм гидробионтов, выделенных естественным путем,

- знакомство с особенностями развития флоры и фауны в континентальных водоемах,

- знакомство с особенностями развития флоры и фауны Мирового океана,

- знакомство с основами биологической продуктивности гидроэкосистем,

- знакомство с биологическими основами рационального рыбного хозяйства и правил рыболовства,

- знакомство с принципами современного развития аквакультуры,

- характеристика основных объектов аквакультуры,

- оценка Мирового промысла гидробионтов.

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого

часов

по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество

баллов

Лекции

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1.



















1

Введение. Постановка проблемы. Цели и задачи курса. История изучения.

1

2




2

1

0-5

2

Население гидросферы. Основные жизненные формы гидробионтов.

2-3

4

2

6

2

0-5

3

Население разнотипных континентальных водоемов

4-6

6

2

8

2

0-15

4

Население различных областей Мирового океана

7-8

4

2

6

3

0-15




Всего

8

16

6

22

8

0-40




Модуль 2.



















5

Уровни организации населения гидросферы.

9-12

6

2

8

2

0-20




Всего

4

6

2

8

2

0-20




Модуль 3.



















6

Биологическая продуктивность водных экосистем.

13-15

6

3

9

2

0-20

7

Воспроизводство биологических ресурсов Аквакультура.

16-18

6

3

9

2

0-20




Всего

6

12

6

18

4

0-40




Итого (часов, баллов)

18

36

14

50




0-100




Из них в интерактивной













14




Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

контрольная работа

реферат

Презентации, интернет-конференции

Модуль 1

1. Введение. Постановка проблемы. Цели и задачи курса. История изучения.

0-5







0-5

2. Население гидросферы. Основные жизненные формы гидробионтов

0-5






0-5

3.Население разнотипных континентальных водоемов.




0-15





0-15

4. Население различных областей Мирового океана.







0-15

0-15

Всего

0-10

0-15

0-15

0-40

Модуль 2

5.Уровни организации населения гидросферы.







0-20

0-20

Всего







0-20

0-20

Модуль 3

6.Биологическая продуктивность водных экосистем.




0-20





0-20

7. Воспроизводство биологических ресурсов. Аквакультура.







0-20

0-20

Всего




0-20

0-20

0-40

Итого

0-10

0-25

0-65

0-100



Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов.




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов







обязательные

дополнительные










Модуль 1

1.

Введение. История изучения Основные направления.




Изучение отдельных тем

1

1

0-5

2

Основные жизненные формы гидробионтов




Контрольная работа

2-3

2

0-5

3

Население разнотипных континентальных водоемов.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами)

Изучение отдельных тем, работа в музее.

4-6

2

0-15

4

Население различных областей Мирового океана.

Выполнение индивидуальных заданий (презентации)

Изучение отдельных тем, просмотр и аннотация видеофильма

7-8

3

0-15

Всего по модулю 1:

8

8

0-40

Модуль 2:










5

Уровни организации населения гидросферы.







9-12

2

0-20

Всего по модулю 2:

4

2

0-20

Модуль 3:










6

Биологическая продуктивность экосистем.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами)

Изучение отдельных тем

13-15

2

0-20

7

Воспроизводствобиологических ресурсов. Аквакультура.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами)

Изучение отдельных тем

16-18

2

0-20

Всего по модулю 3: 6

4

0-40

Итого: 18

14

0-100



  1. Содержание лекционного курса

Модуль 1.

Тема 1. Введение. Постановка проблемы. Цели и задачи курса. История изучения водных экосистем.

Вода как среда жизни. История исследований биологических ресурсов водных экосистем. Проблема продуктивности животных в природных сообществах. Экспедиции Бэра, Гримма, Бенинга, Палласа, Жадина и др. Сравнение биологических ресурсов суши и водоемов. Мировой промысел гидробионтов. Управление биологическими ресурсами гидроэкосистем путем создания количественной теории биологической продуктивности.
Тема 2. Население гидросферы. Основные жизненные формы гидробионтов.

Понятие жизненной формы. Многообразие форм. Основные биотопы в водоёме. Распределение организмов по биотопам.

Планктон. Классификация организмов. Приспособления гидробионтов к планктонному образу жизни. Особенности распределения.

Нейстон. Многобразие форм и приспособления к нейстонному образу жизни. Эпинейстон и гипонейстон. Особенности условий обитания.

Бентос. Классификация бентосных организмов по их отношению к субстрату. Приспособления к бентосному образу жизни. Движение бентосных форм, их миграции, расселение.

Перифитон и обрастание: основные понятия, термины. Состав перифитона континентальных водоёмов. Адаптации организмов перифитона. Пространственная структура сообществ.

Пелагобентос.

Плейстон: распространение плейстонного образа жизни среди гидробионтов, их приспособления к амфибиотическому образу жизни.

Нектон: особенности распределения нектонных организмов. Приспособления к пелагическому образу жизни.

Тема 3. Население разнотипных континентальных водоёмов.

Озёра. Экологические зоны бентали и пелагиали озёр. Ведущие факторы абиотической среды в озёрах. Температурный режим. Население озер. Характерные представители планктона, нейстона, плейстона и зообентоса. Особенности распределения в биотопах. Биологическая классификация озер. Характерные особенности фауны ряда озер: Ладожское, Онежское, Ильмень, Байкал, Могильное и др. Современный промысел.

Реки. Ведущие факторы абиотической среды в реках. Население рек. Специфика речного планктона. Распределение бентоса в зависимости от характера грунтов. Характерные особенности фауны рек бассейнов Северного Ледовитого океана (Обь, Енисей), Арало-Каспийского (Волга, Амударья), Тихого океана (Амур). Современный промысел.

Водохранилища. Общие сведения о водохранилищах. Морфология

водохранилищ. Изменение абиотических условий существования организмов при зарегулировании стока рек. Этапы формирования флоры и фауны в крупных водохранилищах. Изменение состава и количественных показателей планктона и зообентоса в водохранилищах. Ихтиофауна. Повышение рыбопродуктивности водохранилищ. Акклиматизация рыб и кормовых организмов.

Пруды. Классификация прудов по происхождению. Пруды на реках, их отличие от водохранилищ. Особенности гидрохимического режима прудов. Флора и фауна прудов. Продуктивность прудов. Прудовое хозяйство. Методы интенсификации прудового хозяйства.

Тема 4. Население различных областей Мирового океана.

Экологические зоны бентали и пелагиали. Основные черты рельефа дна Мирового океана. Характер грунта и физико-химические свойства вод. Движение вод Мирового океана. Общая характеристика населения. Биполярное распределение гидробионтов. Население пелагиали. Население бентали. Население разных глубин. Адаптации организмов, связанные с глубоководным образом жизни. Вертикальные миграции животных. Население разных широт. Население опресненных морей. Природные ресурсы Мирового океана и их использование.

Модуль 2.

4.Уровни организации населения гидросферы.

Структура и функциональные особенности популяций гидробионтов. Внутрипопуляционные отношения. Рождаемость, смертность и выживаемость. Рост популяций. Динамика численности и биомассы популяций. Структура гидробиоценозов. Трансформация органического вещества и энергобаланс экосистем. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов.

Модуль 3.

Тема 6. Биологическая продуктивность гидроэкосистем.

Основные понятия о биологической продуктивности водоёмов. Теоретические представления о биопродуктивности, развитые в работах российских и зарубежных исследователей. Современное состояние учения о биологической продуктивности водоемов. Основные факторы, определяющие продуктивность водоёмов. Понятие продукции и деструкции. Их соотношение в природных водоёмах. П/В- коэффициенты. Классификация водных организмов в зависимости от характера питания.

Первичная продукция (ПП). Способы оценки и выражения ее величины . Методы измерения ПП. Классификация водоёмов по величине первичной продукции. Влияние физико-химических факторов на величину ПП. Основные закономерности распределения растительного планктона в Мировом океане. Типология водоемов по продуктивности морей, континентальных водоемов и промысловых районов океана.

Вторичная продукция (промежуточная). Разнообразие «трофического поведения» гетеротрофных организмов. Основные методы определения вторичной продукции. Расчёт продукции популяций по скорости роста животных. Продукция популяций как скорость и как количество образовавшегося органического вещества. Понятие удельной продукции и расчёт продукции по величине удельной продукции. Физиологический способ расчёта продукции популяций. Факторы, определяющие величину вторичной продукции. Вторичная продукция в водоемах различного типа.

Конечная продукция. Рыбохозяйственная продукция, как один из видов конечной продукции в эксплуатации водоемов.

7. Воспроизводство биологических ресурсов. Аквакультура

Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых гидробионтов. Биологические основы рационального рыбного хозяйства и правил рыболовства. Перелов гидробионтов. Загрязнение водоемов. Гидротехническое строительство. Неправильная организация вылова. Санитарно-профилактические мероприятия в борьбе с паразитами, бактериальными и вирусными заболеваниями.

История развития аквакультуры. Принципы, лежащие в основе современного развития аквакультуры. Марикультура и лимнокультура. Темпы и перспективы развития. Экстенсивная технология (акклиматизация, интродукция, пастбищное рыбоводство). Экологические принципы, лежащие в основе экстенсивных технологий. Интенсивная технология (озерное рыбоводство, прудовое рыбоводство, садковое рыбоводство, бассейновое проточное рыбоводство). Экологические принципы, лежащие в основе интенсивных технологий. Марикультура рыб. Лимнокультура рыб. Аквакультура беспозвоночных. Культивирование водорослей.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Модуль 1.

1.Введение.

Темы рефератов. «Экспедиция Палласа: открытие новых видов», «Экспедиция Гмелина: открытие новых видов», «Значение экспедиции Лепехина в гидробиологии», «Результаты экспедиций Бенинга и Жадина», «Палеогидробиология и ее значение в современной науке».
2.Основные жизненные формы гидробионтов.

Контрольная работа.

Вариант №1.

1.Понятие биотопа пелагиаль.

2.Понятие «первичноводные животные».

3.Приспособления нейстона к обитанию в биотопе.

Вариант №2.

1.Понятие «вторичноводные животные».

2. Понятие биотопа «нейсталь».

3.Приспособление бентоса к обитанию в биотопе.

Вариант №3.

1.Понятие жизненные формы гидробионтов.

2.Понятие биотопа бенталь.
Темы рефератов. «Реактивный способ движения у водных организмов». «Способы увеличения скорости движения у гидробионтов». «Положительгная и отрицательная плавучесть гидробионтов». «Представители планктобентоса морских и пресных водоемов». «Представители плейстона морских и пресных водоемов». «Способы удержания на твердом субстрате у моллюсков и ракообразных». «Защита от засыпания взвесью».

3. Население разнотипных континентальных водоемов.

Темы рефератов: «Характерные особенности фауны озера Байкал, современный промысел», «Характерные особенности фауны озера Ладожское, современный промысел», «Характерные особенности фауны озера Онежское, современный промысел», «Ихтиофауна водохранилищ», «Флора и фауна прудов», «Продуктивность прудов», «Специфика населения рек», «Особенности флоры и фауны Обь-Иртышского бассейна».

  1. Население различных областей Мирового океана.

Темы рефератов: «Население опресненных морей», «Особенности фауны арктической зоны Мирового океана», « Особенности фауны антарктической зоны Мирового океана», «Население льда приполярной зоны Мирового океана», «Природные ресурсы Мирового океана», «Флора и фауна Баринцева моря», «Флора и фауна Японского моря», «Особенности флоры и фауны Черного и Азовского морей», «Биологическая продуктивность средиземного моря».

Модуль 2.

5.Уровни организации населения гидросферы.

Темы рефератов и презентаций: «Полиморфные и мономорфные популяции гидробионтов»; «Конкуренция и биохимическое ингибирование внутри популяций»; «Прямая борьба и взаимопомощь внутри популяций»; «Образование стай и скоплений»; «Ритмы размножение у гидробионтов»; «Выживаемость зародышей у гидробионтов»; «Конкуренция и аменсализм в межпопуляционных отношениях»; «Хищничество и паразитизм в межпопуляционных отношениях»

Модуль 3.

6. Биологическая продуктивность водоемов.

Темы рефератов и презентаций: «Круговорот азота в водных экосистемах»; «Круговорот фосфора в водоемах»; «Круговорот серы и углерода в водоемах»; « Круговорот железа и марганца в водоемах»; «Процессы хемосинтеза в водоемах»; «Величина первичной продукции в рыбоводных прудах»; «Биологические ресурсы Каспийского моря»; «Биологические ресурсы р. Обь»; « Биологические ресурсы Аральского моря».

7. Воспроизводство биологических ресурсов. Аквакультура.

Темы рефератов и презентаций: «История развития аквакультуры», «Культивирование мидий», «Культивирование устриц», «Культивирование морских гребешков», «Методы и способы культивирования водорослей», «Биологические инвазии: польза и вред», «Методы выращивания хирономид», «методы выращивания дафний», « методы выращивания олигохет», «Культивирование красных водорослей», «Акклиматизация кормовых организмов».
5. Контрольные вопросы к зачету
1.Экологические зоны бентали и пелагиали озер.

2.Биологическая классификация озер.

3.Экологические группы бентоса.

4. Экологические группы планктона

5. Причины вертикальных и горизонтальных миграций животных.

6.Условия жизни и население пелагиали озер.

7. Планктон и его приспособления к жизни в пелагиали

8. Структура популяций гидробионтов.

9. Динамика численности и биомасса популяций.

10. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах.

11.Структурные и функциональные особенности гидробиоценозов.

12.Основные факторы определяющие продуктивность водоемов.

13.Основные жизненные формы гидробионтов.

14.Понятие первичной и вторичной продукции гидросистем.

15.Понятие кормовых ресурсов и кормовой базы водоемов.

16.Особенности питания водных животных.

17.Характеристика речных донных биоценозов.

18.Основные черты населения различных температурных областей океана

19.Основные объекты культивирования водорослей.

20.Основные объекты культивирования беспозвоночных.

21.Экстенсивная технология в аквакультуре.

22.Интенсивная технология в аквакультуре.

23.Первичная продукция водоемов и способы оценки.

24.Вторичная продукция водоемов и методы измерения.

25.Понятие акклиматизации и интродукции.

26.Основные формы марикультуры рыб.

27.Основные формы лимнокультуры рыб.

28.Понятие биологической продуктивности гидроэкосистем.

29.Основные принципы повышения рыбопродуктивности водоемов.

30.Понятие продукции и П/В – коэффициента.

31.Факторы, определяющие величину первичной продукции.

32.Факторы, определяющие величину вторичной продукции.

33. Вторичная продукция в водоемах различного типа.

6. Учебно-методическое и инфармационное обеспечение дисциплины (модуля)
6.1. Рекомендуемая литература

А) Основная литература

1. Экология: учеб. для студентов биол. и мед. спец. вузов/ И. А. Шилов. – М.: Юрайт, 2011. - 512 с. Гриф МО РФ

2. Бурковский, И. В. Морская биогеоценология: организация сообществ и экосистем / И. В. Бурковский. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2006. - 285 с.

3.Розанов С.И. Общая экология. С.-П., 2005.-288с.

4. Ручин, А. Б. Экология популяций и сообществ / А. Б. Ручин. Москва: Академия, 2006. 352 с. ГРИФ
Б) Дополнительная литература

1. Экологические основы природопользования: учеб. для студентов образ. учреждений сред. проф. образ. / С. И. Колесников. М.: Дашков и К: Академцентр, 2011. - 304 с. Гриф МО РФ

2.Биологические ресурсы и природопользование: сб. науч. тр./ Сиб. науч.-исслед. и проект. ин-т рац. природопользования, Сургут. гос. ун-т; ред. Г. М. Кукуричкин [и др.]. - Сургут: Дефис. Вып. 9. - 2006. - 314 с.

3. Вахненко, Д.В. Биология с основами экологии: учеб. для вузов/ Д. В. Вахненко, Т. С. Гарнизоненко, С. И. Колесников; ред. В. Н. Думбай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 512 с.

4.Алимов, А. Ф. Введение в продукционную гидробиологию/ А. Ф. Алимов. - Л: Гидрометеоиздат, 1989. - 152 с.

5. Арустюмов Э.А. Природопользование. М.: «Дашков и К», 2003.-312с.

6. Верещака, А. Л. Биология моря/ А. Л. Верещака. - Москва: Научный мир, 2003. - 192 с.

7. Константинов А. С. Общая гидробиология. М.: Высш. шк., 1986. - 470с.

8.Закономерности гидробиологического режима водоемов разного типа/ Зоолог. ин-т РАН; ред. А. Ф. Алимов, М. Б. Иванова. - Москва: Научный мир, 2004. - 296 с.

9. Козлов, В. И. Аквакультура в истории народов с древнейших времен/ В. И. Козлов. - Москва, 2002. - 349 с.

10. Петров, К. М. Биогеография океана: Биологич. структура океана глазами географа : учеб. пособие/ К. М. Петров. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 1999. - 232 с.

11. Привезенцев, Ю.А. и др. Рыбоводство. М.: «Мир», 2004. – 456 с. Гриф

10. Бардач, Д. Аквакультура: Разведение и выращивание пресноводных и морских организмов; Пер. с англ./ Д. Бардач, Д. Ритер, У. Макларни. - Москва: Пищевая промышленность, 1978. - 294 с.

12. Хлебович, В. В. Акклиматизация животных организмов/ В. В. Хлебович. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. - 136 с.

13. Биологические инвазии в водных и наземных экосистемах. М.: КМК, 2004.-436с.

14. Наумов, Д. В. Мир океана: рассказы о флоре и фауне океана/ Д. В. Наумов. - Москва: Молодая гвардия, 1982. - 351 с.

7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Занятия по дисциплине проводятся в лаборатории, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. В качестве наглядного материала используются плакаты, видеофильмы, музейный экспозиционный фонд. Для самостоятельной работы студентам рекомендуются Интернет-ресурсы: http://world-ocen.ru, www.oceanographers.ru, www.ocean.ru и др., а также видеофильмы: 1. Чудеса морских глубин. Часть 1-3 Эврика-фильм. 1997. 2. Д.Аттенборо. Голубая планета. Часть 1-4. BBC WorldWide Ltd. 2001. Союз-Видео. 2002. 3. Великие события природы. Сериалы из жизни морских обитателей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология»
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология очной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск