Скачать 236.04 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный университет Кафедра зоологии и ихтиологии «Утверждаю» Проректор по учебной работе _____________ Л.М. Волосникова «___» ____________ 2011 г. ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология, очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Селюков А.Г./ «28» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 10 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «29» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК департамента биологии Института математики, естественных наук и информационных технологий «24» сентября 2011 г. № протокола 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «24» сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»___________ 2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменский государственный университет Кафедра зоологии и ихтиологии Селюков А.Г. ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология, очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Селюков А.Г. Животный мир морей и океанов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - биоэкология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 10 стр.Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Животный мир морей и океанов [электронный ресурс] / Режим доступа: свободный.Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.© Тюменский государственный университет, 2011 © Селюков А.Г., 2011
Дисциплина «Животный мир морей и океанов» предназначена для студентов, обучающихся по специальности Биоэкология. Курс по выбору рассчитан на 60 часов, в т.ч. - 32 часа аудиторных занятий и 28 часов самостоятельной работы. Факультативный курс «Животный мир морей и океанов» входит в число дисциплин биологического образования. Включает некоторые разделы океанологии — генезис океанов и морей — с рассмотрением биологии основных групп беспозвоночных и позвоночных животных в соответствии с концепцией биологической структуры Мирового океана и зоогеографического районирования поширотного и вертикального распределения животного населения в открытом океане и окраинных морях. Цель курса. Ознакомление с историей происхождения Мирового океана, географическим распространением и систематическим разнообразием гидробионтов морских экосистем, изучение эколого-биологических особенностей наиболее распространенных морских животных различных регионов планеты. Задачи: - знакомство с населением морских экосистем литорали, сублиторали и континентального склона высоких, средних и низких широт Мирового океана; - ознакомление с животным миром пелагиали высоких широт, субтропической и тропической зон Мирового океана; - получение представлений о составе и распределении фауны внутренних и окраинных морей России; - актуализация современных проблем, связанных с использованием биоресурсов Мирового океана: перелов, загрязнения, разрушение естественных биотопов. Учебно-методический комплекс «Животный мир морей и океанов» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Место дисциплины в структуре специальности. Дисциплина «Животный мир морей и океанов» логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: науки о Земле, общая экология, зоология беспозвоночных и позвоночных, а также с теорией эволюции. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по географии, экологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных, умение работать со специальной литературой, владение компьютерными программами и др. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: наук о Земле, зоологии беспозвоночных, позвоночных, экологии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 4. Форма аттестации зачет. Общее количество часов – 60, из них 32 часов – лекционные, 28 часов приходятся на самостоятельную работу. 3. Тематический план Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Содержание дисциплины Модуль 1. Физическая структура Мирового океана. Тема 1. Введение: цель и задачи курса. История изучения Мирового океана. Аристотель, Плиний Старший. История океанологических и океанографических исследований. Древние финикийцы, греки, римляне. VII-IX вв. исследования арабами побережий Африки и викингами – Гренландии и Северной Америки. XI-XVI вв. исследование поморами Белого и Баренцева морей, открытие Шпицбергена и Новой Земли. XV в – начало эпохи Великих географических открытий (Б. Диаш, Васко да Гама, Х.Колумб, Ф.Магеллан и др.). XVIII в. – Великая Северная экспедиция (Россия). Океанографические экспедиции на шлюпе «Мирный» (открытие Антарктиды - 1820 г.), корвета Челленджер (1872-1876 гг.) и др. Исследования океана в XX в. Тема 2. Физическая структура Мирового океана. Формирование современного облика Мирового океана. Генезис дна океана. Дрейф континентальных плит (спрединг), система срединно-океанических хребтов. Распределение и характер осадков в океанах планеты. Тема 3. Гидрографический, гидрологический, гидрохимический режимы в регионах Мирового океана. Подразделение Мирового океана, границы. Морфометрические показатели океанов (глубины, площади, объемы вод). Дно океанов и морей; материковая отмель, материковый склон, ложе и глубоководные впадины Мирового океана. Динамика вод в Мировом океане: температура, соленость, плотность, течения, приливные колебания уровня, ветровые волны. Модуль 2. Биологическая структура Мирового океана Тема 4. Жизненные формы гидросферы. Основные факторы распределения жизни в океане (свет, пища, температура, субстрат и др.). Симметрия в биологической структуры океана. Биполярность, амфибореальность, амфипацифичность и амфиатлантичность в распределении планктона и бентоса. Структура водных сообществ. Жизненные формы гидробионтов (планктон, нейстон, плейстон, нектон, бентос). Распределение океанической флоры и фауны в зависимости от абиотических факторов. Тема 5. Зоогеографическое районирование Мирового океана. Донная фауна океана. Типологические районы: арктическая, бореальная, тропическая, нотальная, антарктическая области. Тема 6. Население Мирового океана. Сообщества бентали и пелагиали разных широт Мирового океана. Особенность характера и структуры грунта для расселения бентоса. Типы фауны бентоса (инфауна, онфауна, вагильная, сессильная). Население литоральной и шельфовой зон. Население батиали, абиссали и ультраабиссали. Население неритической зоны, пелагиали и батипелагиали. Население глубоководных гидротермальных источников рифтовых зон («черных курильщиков»). Фаунистическое расчленение литорали. Животный мир Бореального региона (Арктическая,Борео-Пацифическая и Борео-Атлантическая области). Фауна Тропического региона (Индо-Пацифическая, Тропико-Атлантческая области). Коралловые рифы и мангровые заросли. Фауна Антибореального региона и Антарктической области. Модуль 3. Экологические проблемы океана Тема 1. Загрязнение океана. Характер, виды и масштаб загрязнений Мирового океана. Особенности загрязнения вод в прибрежной зоне и океанических областях. Последствия загрязнений морей для гидробионтов разных жизненных форм и стадий развития. Естественная утилизация загрязнений (самоочищение) и ее интенсивность в зависимости от гидрохимического режима, сезона года и широты. Искусственное очищение морских вод: методы и эффективность. Тема 2. Марикультура. Освоение и воспроизводство биологических ресурсов океана. Разведение морских беспозвоночных в эстуариях, фьордах и прибрежных морских водах (устричные, мидийные и др. фермы). Разведение морских рыб в прибрежных водах и неритической зоне (лосось, треска, камбала, тунец и мн. др.). Конструкции садков и схемы производственного цикла. Тема 3. Методы исследования океана. Методы гидробиологических и ихтиологических исследований. Приборы и оборудование. Стандартные способы отбора проб, фиксации и хранения. Визуальная регистрация методом трансект, стандартной площади. Исследования с помощью акваланга, батискафа и миниподводных лодок. Организация лабораторий на морском дне («Преконтинент», «Силаб», «Черномор» и др.). 4. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля. В течение семестра студенты готовят рефераты по темам курса. Примерные темы рефератов с мультимедийными презентациями:
5. Образовательные технологии Применение мультимедийных средств обучения (презентации по всем темам тематического плана), демонстрация видеофильмов. Заслушиваются и обсуждаются мультимедийные доклады с рефератами в форме мультимедийных презентаций. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература:
6.2. Дополнительная литература:
6.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://world-ocen.ru www.oceanographers.ru www.ocean.ru видеофильмы: 1. Чудеса морских глубин. Часть 1-3 Эврика-фильм. 1997. 2. Д.Аттенборо. Голубая планета. Часть 1-4. BBC WorldWide Ltd. 2001. Союз-Видео. 2002. 3. Великие события природы. Сериалы из жизни морских обитателей. 7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Занятия по дисциплине проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются мультимедийные продукты. |
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной формы обучения | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1 | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... | Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология очной... |