Уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти вопросу создания региональных курортов и предвещая выступления Натальи Геннадьевны и Евгения Андреевича мне бы хотелось акцентировать Ваше внимание на наших основополагающих документах.
Слайд 1
Стратегической задачей является создание рекреационно-реабилитационного комплекса международного уровня «Горный Алтай – территория здоровья».
Закон РА«О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА» от 25.09.2008г№83-РЗ
Тем самым определена Миссия региона - территория здоровья.
Для достижения цели данная задача трансформирована в среднесрочную Программу на 2010-2014 годы,
Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью, регионального курорта необходимо понимать каковы полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
26-ФЗ «О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ» четко прописывает полномочия субъекта РФ по данному вопросу.
Слайд 2
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.
Федеральный закон «О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ» от 23.02.1995г. № 26-ФЗ
На сегодня убеждать кого из нас в развитиитуризма уже не приходится, но тем не менее итоги деятельности этого сектора экономики свидетельствуют с одной стороны что мы сумели наполнить этот рынок потребителями, свидетельство тому следующие цифры: на одного проживающего в РА приходится 7 рекреантов, это уже больщечем в Сингапуре там только 5, зато если сравнить бюджетные показатели субъектов РФ которые развивают и реализуют программу развития курортов, то здесь картина прямо противоположная.См таблицу
Слайд 3 (таблица сравнительная)
Все это свидетельствует, что назрела необходимость сместить акцентырекреационногона лечебно-оздоровительный туризм.
Что же понимается под лечебно-оздоровительным туризмом?
Слайд 4
Лечебно-оздоровительный туризм предусматривает лечение различного рода заболеваний и оздоровление организма с целью поддержания молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости путем создания сети санаториев и курортов.
Для начала формирования полноценной курортной среды по всей территории необходимопровести комплексное курортологическое исследование на предмет выявления и резервирования природных лечебных местностей под будущее их освоение. Это начальный этап.
Поэтому по заказу Минэкономразвития РА«Томский институт курортологии» провел данные исследования в 2010 (5МО и 2013 гг. (3МО, т.е. на сегодня обследовано 8МО из 11, за исключениемЧойского, Кош-Агачского районов и г.Горно-Алтайска), об итогах в дальнейшем выступит Наталья Геннадьевна.
Разработка лечебно-оздоровительного продукта и создание курорта - сложный и многоступенчатый процесс.
Итоги исследования являются основой, позволяющие в дальнейшем создать
реестр природных лечебных ресурсов;
определить лечебно-оздоровительные местности;
внести ЛОМ в схему территориального планирования.
Данные итоги признания территорий ЛОМ в дальнейшем будут включены в схему тер планирования.
Слайд 5
На слайде вы видите основные понятия из ФЗ 26-ФЗ от 23.02.1995г «О природных лечебных ресурсах, ЛОМ и курортах»
Статья 1. Основные понятия
Природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Территория признается лечебно - оздоровительной местностью если она:
- располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
- обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов (на все необходимо получение лицензии)
- имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного
строительства;
- удовлетворяет экологическим и санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно - оздоровительного назначения;
- обладает источниками хозяйственно - питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта.
Слайд 6
После для территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями разрабатываются и осуществляются
организационно – технические мероприятия, предусматривающие в частности:
организационно – технические мероприятия, предусматривающие в частности:
- обустройство территории;
- дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;
- разработку проекта округа санитарной или горно - санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;
- вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны и проведение регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;
- поддержание лечебно - оздоровительной местности, а также ее природных лечебных ресурсов (факторов) в благоприятном экологическом и санитарно - эпидемиологическом состоянии;
- строительство дорог, систем водоснабжения, канализации, энергообеспечения, телерадиовещания и связи.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны.
Слайд 7
Сделать слайд из Постановления
Постановление Правительства РА«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ от 18.03.2010 года№35
Данное Постановление Правительства РА утверждено 18.03.2010 года.(но его необходимо привести в соответствие в связи с внесенными изменениями в 33-ФЗ «Об ООПТ», где Раздел VIII. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ. И теперь мы обязаны руководствоваться только 26-ФЗ «О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ»
В составе округа выделяется до трех зон. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Земли и границы ЛОМ необходимо отразить в схеме территориального планирования.
Слайд 8
До этого мы с вами оперировали только статьей 98 Земельного кодекса
Статья 98. Земли рекреационного назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
А теперь будем еще оперировать статьей 96
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Минрегион РА вносит сейчас изменения в схему «по строительству новых дорог» определили победителя это ООО «Алтайгипрозем», мы сумели договорится без дополнительной оплаты на основе материалов исследования внести коррективы в схему терпланирования, что позволит определить «лечебно-оздоровительные местности».
Сроки по контракту 01.05.2014 года, далее начнется долгий процесс согласования с близлежащими регионами и 22 федеральными ведомствами, который должен закончится к концу 2014года.
Для этого в оперативном порядке необходимо сформировать рабочую группу. Мы над этим работаем (в составе Минэкономразвития,Минрегион, Минлес, Минздрав, представители МО, просим представить кандидатуры)
Все лечебно-оздоровительные местности и курорты регионального значения, а также санаторно-курортные организации независимо от того, в чьем ведении или собственности они находятся, подлежат внесению в реестр.
В целях формирования реестра необходимо разработать проект Постановления Правительства РА и утвердить «Порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом республиканского или местного значения»
В реестр включаются следующие сведения:
- характеристика лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
- данные о санаторно-курортных организациях и оказываемых ими услугах, учредительные документы, документы о постановке на учет и т.д.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РА от 5 мая 2008 г. N 94 «О ПРИЗНАНИИ ТЕРРИТОРИИ В ШЕБАЛИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕСТНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»
Все эти этапы позволяют подойти к формированию регионального закона «О природных лечебных ресурсах, ЛОМ и курортахреспубликанского или местного значения», разработкой которого мы уже занимаемся, заинтересованных просим подключится к данному вопросу.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.
Данный уполномоченный орган осуществляет в дальнейшем государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха;
ведение государственного реестра курортного фонда;
разработку и координацию государственных программ развития курортов;
организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда и повышения эффективности его использования;
подготовку кадров в сфере курортного лечения.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА
Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Р.S. Для признания курорта курортом необходимо заключение Министерства здравоохранения Российской Федерации о типе и медицинском профиле курорта.
Решение:
Эколого-курортный регион КМВ получил мировую известность благодаря уникальному сочетанию природных бальнеологических, ландшафтных и климатических лечебно-оздоровительных факторов. Он расположен в пределах северных куэстовых град Большого Кавка¬за, входящих в систему Скалистого и Пастбищного хребтов (включая хребты Боргустан, Дарьинский, Джинальский, Кабардинский), и предгорий Кавказа, представленных Минераловодской наклонной равниной. Административно регион входит в Минераловодский, Предгорный и Георгиевский районы Ставропольского края, Зольс-кий район Кабардино-Балкарской республики и Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской республики.
Принятые ныне границы района КМВ и его статус установлены Указом Президента РФ № 309 от 27 марта 1992 года «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».
В Ставропольском крае находятся основные города-курорты КМВ — Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск, возникшие в начале XIX века возле источников целебных вод. |