Скачать 350.46 Kb.
|
Департамент образования и науки Костромской области Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Костромская областная станция юных натуралистов»
ПРОГРАММА«Юные друзья природы» для детей 6-10 лет Продолжительность реализации программы – 2 года Педагог дополнительного образования ОСЮН Котельникова Александра Емельяновна г. Кострома, 2010 г. Образовательная программа кружка «Юные друзья природы». Программу подготовила педагог дополнительного образования ГОУ ДОД КОСЮН Котельникова Александра Емельяновна Информационная карта.
Пояснительная записка. Современный образ жизни, современные технологии заставляют педагогов давать дополнительные знания детям, чей кругозор за последние годы расширился. Это ведёт их к поиску нового облика знаний, отвечающих запросам времени и индивидуальности каждого ребёнка. Программа «Юные друзья природы» ориентирована на детей 6-10 лет. Она предусматривает последовательное расширение объёма знаний, полученных детьми на уроках. Программа охватывает самые различные области природоведческого знания и экологического образования, знакомит с конкретными природными объектами (воздух, вода, почва, различные виды животных и растений). Вместе с тем целенаправленно и постепенно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Нужно донести до детей экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем, не порождая всеобщего пессимизма, а, наоборот, заражая детей верой в наше будущее. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Юные друзья природы должны научиться проводить наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за погодой. Ряд работ, связанных с уходом за растениями и животными, проводится систематически, независимо от прохождений той или иной темы. Темы программы приходится в процессе занятий немного изменять в зависимости от подготовленности учащихся, любознательности их интереса к познанию тех или иных вопросов окружающего мира Программа кружка «Юные друзья природы» составлена с учётом таких принципов:
Программа кружка базируется в основном на местном материале, предусматривается конкретная практическая связь изучаемого материала с вопросами охраны природы. В программе больше времени отводится на проведение наблюдений в природе, наблюдений и опытов в живом уголке, теплице, учебно-опытном участке. Образовательная программа направлена на: - создание условий для развития личности ребёнка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка; Программа кружка «Юные друзья природы» рассчитана на 2 года обучения и предполагает двухразовые еженедельные занятия для ребят на станции юннатов, где учащиеся пополняют багаж знаний, вырабатывают навыки коллективной деятельности и умения принимать самостоятельные решения в различных ситуациях. Чтобы лучше организовать работу кружка педагог продумывает поэтапный образовательный и воспитательный процесс: от устного восприятия материала до умения самостоятельно организовать викторину, конкурс, написать реферат, сделать интересные сообщения о животных, растениях, явлениях природы. Нельзя младших школьников перегружать информацией, так как это может вызвать у многих детей отторжение и негативные эмоции к занятиям в кружке. Правильнее в таком случае применять больше такие методы как игра, экскурсия, конкурс, викторина. Педагогу не следует ставить перед собой на один год цель развития творческой личности ребёнка. За один год этого полностью не реализовать. Более логичной и достижимой целью будет создание условий для развития творческого потенциала ребёнка, выявление его способностей, закрепление его интереса. Этим обосновывается отбор содержания материала, соответствующего цели программы и возраста детей. Цели, задачи кружка и результаты его деятельности взаимосвязаны. В основе этой взаимосвязи лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обуславливающих расхождение целей, и результатов их устранения. Содержание программы позволит подготовить школьников к успешному усвоению информации, получаемой как на занятиях, так и из других источников (книги, кино, телевидение и др.). Важнейшее умение, которым должны овладеть учащиеся – способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Главный воспитывающий эффект программы направлен на подготовку школьников к гуманному отношению к природе как среде существования человека и источнику существования жизни на Земле. Работа кружка должна сочетать: экскурсии, постановку опытов и наблюдений, уход за растениями и животными, коллективное обсуждение работ и пропаганду знаний. Итогом кружковых занятий должно быть приобретение не только знаний, но и натуралистических умений и навыков. Цель работы кружка «Юные друзья природы». Создание условий для развития творческого потенциала ребёнка, выявление его способностей, адаптация к деятельности, закрепление интереса, становление экологической культуры, то есть воспитание личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. ЗАДАЧИ КРУЖКА: Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Практические задачи:
Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, нужно стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным для детей. И чем младше учащиеся, тем разнообразнее должны быть применяемые формы и методы занятий. Для активизации деятельности учащихся необходимо использовать следующие принципы построения занятий: новизна, динамичность, проблемная ситуация, значимый результат. Для наибольшей оптимизации образовательного и воспитательного процессов важно каждое занятие тщательно продумывать и конструировать. Согласно учебно-тематического плана на каждом занятии кружка часть времени отводится на теоретические знания (20-40 мин). Теоретическая часть занятия должна быть интересной и по возможности краткой, поэтому проводится часто в виде увлекательного рассказа или беседы, игры. Иногда кружковцы самостоятельно могут подготовить краткие сообщения по теме занятия. Практическая часть занятия должна быть не менее интересной и увлекательной. Большое значение при изучении некоторых тем имеют экспериментальные умения, которые формируются именно при проведении практических работ. Практическую работу лучше всего выполнять звеньями. Работа должна быть увлекательной и не слишком длительной. Дети могут выполнять задания не только группами, но и каждый индивидуально или всем коллективом, также брать самостоятельные задания и выполнять их вне кружка. Практическим работам в теплице, на учебно-опытном участке отводится большая часть занятий. В основу содержания программы положены такие практические работы, тематика которых составлена в соответствии с сезонностью выполнения работ. При проведении практических работ педагог должен воспитывать у детей навыки культуры труда: своевременное, аккуратное выполнение полученной работы, содержание в чистоте инвентаря, инструментов, оборудования, а также требовать от них соблюдения санитарно-гигиенических правил техники безопасности. Результаты наблюдений юннаты оформляют в виде гербариев, дневников наблюдений, фотоальбомов, письменных отчётов или устных сообщений. Практические занятия проводятся с учётом характера деятельности (репродуктивной, поисково-исполнительской, творческой). В конце занятия в кружке подводятся итоги совместной деятельности, коллективного труда. Иногда полезно организовать контроль за работой самими юннатами (взаимоконтроль) и сообщения ребят о своих наблюдениях. Формы и методы, применяемые на занятиях кружка разнообразны: игры, беседы, экскурсия, викторина, конкурс, конференция и др. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Игры имеют большое значение в развитии познавательных интересов учащихся. Они развивают внимание, память, что даёт возможность полнее и тоньше воспринимать окружающую природу. Игры можно проводить в помещении или на лоне природы. Хорошо зная свой край, можно самому составить биологическую игру, включив в неё познавательный материал из жизни природы. Познавательные игры требуют сообразительности, большой наблюдательности. Большой популярностью среди школьников пользуются различного рода биологические викторины. Они активизируют мышление детей, дают проверить знания по важнейшим вопросам из жизни природы. Для проведения викторины не требуется сложных приготовлений. Необходимо задавать больше таких вопросов, которые будят мысль, заинтересовывают их, заставляют зорче всматриваться в окружающую природу. Научить детей интересоваться природой – большая и ответственная задача перед педагогом. Построение вопросов викторины, их содержание зависит от аудитории. На занятиях кружка часто проводятся викторины по рисункам. Викторины могут проводить и сами дети. Вопросы для тематических викторин, составленные учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг. Одна из наиболее распространённых форм кружковых занятий – это экскурсии (в природу, в музей, в тепличное хозяйство и др.). Особенность экскурсий состоит в том, что они имеют комплексный характер и нацелены на интеграцию знаний об окружающем мире. Таким образом, содержание программы кружка предоставляет педагогу дополнительного образования возможность использовать все известные ему формы занятий, методы, методические приёмы для формирования и развития у учащихся разнообразных умений, необходимых им не только для успешной учёбы, но и для правильного поведения в быту, любой природной среде. Для оптимизации биологического образования и воспитания на занятиях внедряются интерактивные методы обучения. Как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ребёнок идёт от восприятия и усвоения готовой учебной информации (объяснительно-демонстративный метод) - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в беседе (поисковый метод) – к овладению методами научного познания, и самостоятельному и творческому применению, которое выражает и внутреннюю потребность каждого ребёнка. Пользуясь программой, педагог может внести изменение в содержание и объём тем в зависимости от возраста учащихся и природных условий. В предлагаемой программе последовательность тем определена логикой достижений с учётом сезона года, поэтому педагогу необходимо творчески и грамотно подойти к её реализации. Этому способствует преимущества дополнительного образования, заключающиеся в том, что в летнее время дети могут продолжить свою исследовательскую работу на станции. Учебно-тематический план первого года обучения
|
Современные подходы к организации дополнительного образования детей... Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | Сценарий школьного «Экологического фестиваля» В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто... | ||
Утверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов» | Утверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов» | ||
Восстановите загадку и отгадайте её. Запишите свой ответ цифрами, а отгадку словами Юные друзья! Мы рады, что вы принимаете участие в заочной республиканской библиографической олимпиаде. Желаем вам удачи! Для начала... | Сценарий открытия слёта юных экологов Северного района. 1 Вед: Добрый... Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Классный час Тема: «Мы друзья природы» Цели: сформировать у учащихся представление о значении леса, закрепить понятие о видах лесов | Программа кружка исследователей и любителей природы «Юные лесоводы» Программа предназначена для учащихся 8,9,10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Соревнование. Класс делится на команды. (Команда «юные пешеходы» и команда «юные велосипедисты».) Выбор капитанов | Образовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта... | ||
Школьное объединение «Юные пушкинисты» Калдырмина А. Г. Школьное объединение «Юные пушкинисты». Из опыта работы. – Мариинский Посад: моу «Гимназия №1», 2007 | Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | ||
Конспект занятия в старшей группе «Мои друзья» Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются... | Тематическое планирование во 2 классе «явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой... | Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической... Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно... |