Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы»





Скачать 281.63 Kb.
НазваниеСовременные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы»
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер281.63 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3


V межрайонные педагогические чтения

по теме «Воспитание и обучение

(Традиции, инновации, результативность)»

Современные подходы

к организации

дополнительного образования детей

на примере работы

эколого-биологического кружка «Юные друзья природы»

Автор: Сафонова Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ

Владимирская средняя

общеобразовательная

школа.


2012

Содержание


  1. Аннотация 3

  2. Введение (обзор литературы) 4

  3. Цели и задачи 10

  4. Обобщение личного опыта 11

  5. Использованная литература 13

  6. Приложение 14


Аннотация
Предмет изучения в рамках выбранной темы – современный подход к организации дополнительного образования детей.

Объект изучения – работа эколого-биологического кружка «Юные друзья природы».

Система дополнительного образования в России развивается с XIX века и занимает важное место в системе образования и воспитания детей. На современном этапе каждый педагог дополнительного образования имеет возможность обучать детей по авторской программе, самостоятельно выбирать формы, методы, технологии обучения и воспитания. Более разнообразными стали средства обучения: кроме книг и наглядных пособий на бумажных носителях появились и стали доступными технические средства обучения, сеть Интернет.

Определены задачи системы дополнительного образования:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  2. адаптация их к жизни в обществе;

  3. формирование общей культуры;

  4. организация содержательного досуга;

  5. удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Детское объединение «Юные друзья природы» направлено на решение задач обеспечения условий для личностного развития, формирования общей культуры, адаптации детей к жизни в обществе и организации содержательного досуга.
Введение
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы, которая возникла в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года. 1 Система внешкольного образования развивалась и в послевоенное время: создавались Дома и Дворцы пионеров, Станции юных туристов, техников, натуралистов, загородные пионерские лагеря, детско-юношеские спортивные школы. Многие звёзды искусства, спорта, науки были воспитанниками системы внешкольного воспитания. Особенностью учреждений дополнительного образования в этот период было подчинение единой идеологии. После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но и получила дальнейшее развитие.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.2

____________________________________________________________

  1. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дополнительное_образование_детей (дата обращения 9.03.2012)

  2. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 9.03.2012)


Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. N 752 определено основное предназначение дополнительного образования детей

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Задачи дополнительного образования:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  2. адаптация их к жизни в обществе;

  3. формирование общей культуры;

  4. организация содержательного досуга;

  5. удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.1

Основным структурным звеном в системе дополнительного образования детей является детское объединение дополнительного образования. Особенностью таких объединений является совместная социально направленная деятельность детей на добровольной основе. Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда дети видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Педагогическая ценность детских объединений проявляется в целях, связанных с воспитанием и развитием детей.


  1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006 г., 10 марта 2009 г.).

URL: http://base.garant.ru/136913 (дата обращения 9.03.2012)

Выделяют следующие педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую – обеспечение становления личности ребенка, развитие его творчества, умений взаимодействовать с людьми; ориентированную – обеспечение условий для ориентации детей в системе общечеловеческих ценностей; компенсаторную – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является.1

На современном этапе предъявляются высокие требования к документальной регламентации работы детских объединений. Самыми важными документами для детского объединения являются образовательная программа, план учебно-воспитательной работы на учебный год, журнал учёта работы детского объединения. Дополнительно в комплект документов может быть включено Положение о детском объединении.2

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского объединения как системное развитие потенциальных возможностей ребёнка. Для достижения этой цели педагог должен продумать содержание, разнообразие форм и методов учебно-воспитательной работы на каждом этапе деятельности детского объединения.

В содержании учебной работы детского объединения выделяют два взаимосвязанных направления: теоретическую и практическую подготовку воспитанников. Необходимо помнить, что главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность, поэтому основной составляющей занятия является практическая подготовка.


  1. Синицына Г. П., Воспитание современного школьника: Учебное пособие. URL: http://www.ahmerov.com (дата обращения 17.03.2012)

  2. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 4-6.

Важным аспектом современного дополнительного образования является выбор педагогом методов, форм и средств обучения. Методы изучения, закрепления, повторения, проверки знаний и умений воспитанников не отличаются от таковых, применяемых в процессе обучения в школе, хотя предпочтение отдаётся игровым, практическим методам. Выбор методики (то есть сочетания методов) также связан с преимущественно практической направленностью дополнительного образования и относительно небольшой наполняемостью группы.

З. А. Каргина предлагает использовать следующие методики обучения в сфере дополнительного образования:

  1. методика дифференцированного обучения, когда теоретический материал излагается для всех воспитанников, а практическое задание подбирается в зависимости от возраста, уровня подготовки, способностей, предпочитаемого вида деятельности;

  2. методика индивидуального обучения, которая может применяться в исследовательской или проектной деятельности воспитанников;

  3. методика проблемного обучения, в ходе чего дети сами получают теоретические знания и практические умения под руководством учителя, который предлагает проблему, связанную с повседневной жизнью и интересами ребят;

  4. методика проектной деятельности, которая предполагает индивидуальное или коллективное планирование, поиск информации и практическое воплощение учебного проекта самими воспитанниками.1


_________________________________________________________________


  1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 37-38


В современной педагогике принято выделять педагогические технологии - совокупность форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. С другой стороны, педагогическая технология - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В дополнительном образовании можно широко использовать такие педагогические технологии как обучение критическому мышлению через чтение и письмо, технологию коллективного творческого дела и др.

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более интересным и эффективным. Формы занятий можно разделить на две группы:

  1. занятия в учебном кабинете (тематические, интегрированные, игровые, контрольные);

  2. выездные занятия (экскурсии, походы, экспедиции, полевые практики, практические занятия на местности).

Наиболее традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в рамках которого изучается и закрепляется одна учебная тема. Чаще всего такие занятия проводятся в учебном кабинете. Интегрированные занятия предполагают использование нескольких видов творческой деятельности воспитанников (например, работа с микроскопом и изображение наблюдаемого препарата – интеграция биологии и изобразительного искусства).1

1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 41

Игровые формы обучения редко применяются на уроках в школе, но востребованы на занятиях детского объединения как эффективное средство усвоения знаний, умений, навыков без излишнего напряжения, с удовольствием. Контроль усвоения информации в процессе обучения не менее важен, чем в общеобразовательной школе, но может осуществляться в более свободной форме с учётом разного уровня подготовки воспитанников: конкурсы загадок, рисунков, викторины, игры, защита проекта или исследовательской работы. Организация выездных занятий часто затруднена в системе общего образования (временное ограничение, строгая зависимость от школьного расписания), но эффективна в дополнительном образовании.

Наиболее оптимальным является сочетание разных форм занятий.

Образовательная деятельность детского объединения не может ограничиваться лишь строго запланированным учебным процессом. Педагогу необходимо активно использовать массовые формы работы, позволяющие расширить границы учебного процесса и создать «ситуацию успеха» для каждого воспитанника.

По мнению Каргиной З. А. наиболее распространёнными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются выставки, концерты, клубные дни (например, вечера поэзии, любителей музыки, встречи с интересными людьми и др.), состязательные мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и т. д.).1

Важным этапом в работе детского объединения дополнительного образования является итоговая аттестация, которая может осуществляться в форме экзамена, зачёта, выставки, конференции и т. п.

1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 57-59

Цели и задачи темы

Цель - обобщить личный опыт педагогической деятельности в области дополнительного образования.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить опыт работы объединений дополнительного образования, представленный в различных источниках информации.

  2. Обобщить опыт работы кружка за 2010-2012 годы.

  3. Систематизировать накопленный материал.

  4. Проанализировать опыт работы кружка.

  5. Наметить пути дальнейшего повышения качества работы в направлении дополнительного образования.


Обобщение опыта работы кружка «Юные друзья природы»
Деятельность эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» осуществляется под моим руководством на базе Владимирской средней общеобразовательной школы в течение двух лет.

Работа кружка регламентируется соответствующими нормативными документами: авторской образовательной программой, планом учебно-воспитательной работы и др.

Воспитанниками кружка являются ребята 5-8 классов. Возраст ребят диктует и преобладающие формы работы: практические, лабораторные работы, постановка опытов, викторины, конкурсы рисунков, широкое использование технических средств обучения для демонстрации ярких иллюстраций, интерактивных схем, виртуальных опытов, учебных видеофильмов.

Программа работы детского объединения рассчитана на 1 год, поэтому в течение учебного года осуществляется изучение основных разделов школьного курса биологии: «Растения», «Животные», «Здоровье человека», а также включены разделы «Исследовательская деятельность», «Экология», «Общие свойства живого». Планирование работы кружка по каждому разделу составляется на один учебный год. Учитывается возраст воспитанников: теоретический материал не повторяет школьную программу, а расширяет и дополняет её таким образом, чтобы было интересно и доступно для изучения и пятиклассникам, и более старшим ребятам. Например, при изучении раздела «Растения» на каждом занятии кружка проводится викторина в сопровождении слайдов по темам «Овощные культуры», «Фрукты: знакомые и экзотические», «Деревья и кустарники родного края», «Грибы» и другие. Вопросы викторин составлены таким образом, чтобы показать свою эрудицию мог каждый ребёнок: в виде загадок, строк из детских стихов и песен, исторических сведений, мифов и легенд. При изучении раздела «Животные» также используются подготовленные викторины на электронных носителях с сопровождением из загадок и вопросов, требующих творческого подхода: «Многообразие беспозвоночных», «Насекомые и их знакомые», «Бабочки».

Для развития активности и самостоятельности воспитанников разработаны индивидуальные инструкционные карточки для проведения лабораторных и практических работ с вопросами для проверки уровня усвоения знаний (представлены в Приложении). Для организации полноценных практических занятий кабинет оборудован индивидуальными мини-лабораториями с комплектом инструментов и оборудования и методическими рекомендациями по проведению лабораторного практикума.

Воспитанники кружка принимают активное участие в массовых мероприятиях: конкурсе «Юный знаток биологии», районной и областной научно-практической конференции, областной научно-практической выставке, конкурсах исследовательских работ «Тайны леса», «Подрост», экологических акциях «День Земли», «День Воды», День Птиц».

В рамках кружка организована исследовательская деятельность учащихся. Были подготовлены и успешно защищены исследовательские работы по темам «Ядовитые растения м. Владимирский Лагерь», «Ядовитые комнатные растения», «Флористический список территорий, прилегающих к м. Владимирский Лагерь», «Лекарственные растения м. Владимирский Лагерь», «Составление экологического паспорта школы», «Исследование и сравнение ценопопуляций плауна булавовидного в лесах Себежского Национального парка и м. Владимирский Лагерь».

Силами воспитанников кружка подготовлены атласы – определители комнатных растений. Участники детского объединения помогают в оформлении школьных стендов по темам «Ядовитые растения», «Правильное питание – залог здоровья», «Осторожно – клещи», «Защитим себя от гриппа».

Использованная литература


  1. Галеева Н.Л., Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. - М.: «5 за знания», 2007. - 96 с.

  2. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 9.03.2012)

  3. Каргина З. А., Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.

  4. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дополнительное_образование_детей (дата обращения 9.03.2012)

  5. Синицына Г. П., Воспитание современного школьника: Учебное пособие. URL: http://www.ahmerov.com (дата обращения 17.03.2012)

  6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006 г., 10 марта 2009 г.).

URL: http://base.garant.ru/136913 (дата обращения 9.03.2012)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПлан работы на 2012-2013 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре
Творческая группа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconОбразовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов
Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПоложение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I
Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconДоклад муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» icon«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры...
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПрограмма «Юные друзья природы»
Современный образ жизни, современные технологии заставляют педагогов давать дополнительные знания детям, чей кругозор за последние...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconБрянской области государственное образовательное учреждение дополнительного...
Мы предлагаем авторский вариант программы, которая может стать основой работы кружка «Комнатное цветоводство». Программа также может...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconУтверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы
Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов»
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconУтверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы
Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов»
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconПрограмма математического кружка «Юные математики»
Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,...
Современные подходы к организации дополнительного образования детей на примере работы эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог»
Вид программы – примерная. В основе данной программы лежат методические подходы и дидактические принципы, представленные в авторской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск