«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров»





Скачать 176.72 Kb.
Название«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров»
Дата публикации19.10.2013
Размер176.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга»

Еремеева Елена Юльевна, к.п.н., методист

Эколого-биологического центра «Крестовский остров» ГОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
В Санкт-Петербурге и его окрестностях представлена богатейшая коллекция исторических парков, каждый из которых является уникальным памятником садово-паркового искусства. Помимо исторических парков, в каждом районе города созданы те или иные виды озелененных территорий – бульвары, скверы, сады, а в районах новостроек – лесопарки. Все эти озелененные территории представляют ценность для жителей города не только как объекты, способствующие оздоровлению городской среды, защите от различных видов ее загрязнения (шумового, атмосферного, почвенного и т.д.). Парки, сады и другие озелененные территории можно использовать как «полигоны» для экологического просвещения подрастающего поколения. В данной публикации будет рассмотрен ботанический аспект экологического просвещения.

Использование знаний о флоре в экологическом просвещении особенно актуально в наши дни, когда внедряются новые образовательные стандарты, и среди них - проекты учащихся. Организация исследовательской деятельности учащихся по методу проектов – не изобретение последних лет. Данный метод давно и широко используется в системе дополнительного образования детей, где педагогический процесс основывается на обучении и воспитании детей в разнообразной деятельности. Дополнительное образование, или внешкольная работа с детьми, зародилось еще в начале прошлого века как попытка педагогов-энтузиастов реализовать идеи гуманистической педагогики: приблизить образование к актуальным проблемам жизни. Оно прошло через многие идеологические потрясения, не изменив своей главной цели – давать детям возможность «учиться жить», по выражению одного из его основоположников, С.Т.Шацкого.

Метод проектов был особенно популярен в дополнительном образовании эколого-биологической направленности, где накоплен значительный опыт педагогического сопровождения исследовательских проектов. Но сейчас, в связи с новыми требованиями к образовательным стандартам, необходимы новые подходы к организации проектной деятельности ребят, насыщение ее актуальной для жизни тематикой.

Проект предполагает не только исследовательскую работу, но и некий продукт, имеющий практическую ценность. Результат проекта может иметь не только объективную, но и субъективную значимость для учащегося1. Проекты школьников, ориентированные на решение экологических проблем, имеют безусловный приоритет. Но не секрет, что решение большинства экологических проблем чрезвычайно сложно, для этого требуются многолетние усилия. Нередко их решение с трудом дается даже серьезным экологическим организациям. А детям и подросткам важно увидеть плоды своих трудов сразу же. Практика показывает, что наибольший педагогический эффект проектной деятельности достигается в тех случаях, когда решение проблемы по силам школьникам. Именно к таким проектам относятся просветительские. Конечным продуктом таких проектов могут быть разнообразные формы просвещения: экскурсии, выставки, постоянные экспозиции, презентации, игры. При этом необходимо, чтобы учащиеся с самого начала не воспринимали свою работу как простой сбор и трансляцию информации: такую деятельность едва ли можно назвать полноценным проектом. Важно, чтобы школьник не только сам собирал информацию об интересующем его объекте, но и проводил бы его исследование, анализировал полученные результаты. А затем уже изучал и осваивал методики и способы преобразования полученной информации для слушателей разного возраста, чтобы в увлекательной форме донести ее до своих сверстников.

Очень важен также способ организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Один из наиболее эффективных подходов к ее организации – объединение проектов совместной общей целью. При таком подходе деятельность учащихся является не только средством их индивидуального развития, но и путем становления проектного коллектива, объединяющего учащихся и педагогов. Объект такого коллективного исследования должен быть, с одной стороны, доступным для изучения школьниками, с другой – достаточно объемным и сложным для долговременного преемственного изучения. Именно таким объектом является флора Санкт-Петербурга и его садово-парковых ансамблей.

Флора наших исторических парков подробно и тщательно изучалась коллективом студентов Санкт-Петербургской лесотехнической академии и Санкт-Петербургского университета под руководством М.Е. Игнатьевой в течение десятилетия в 80-е и 90-е годы прошлого века2. Еще тогда было отмечено, что во многих городских парках сложились редкие растительные сообщества, в составе которых есть охраняемые виды растений. Эти уникальные сообщества складывались на основе многолетнего взаимодействия растений газонных травосмесей, использовавшихся садовниками в разные эпохи, и растений аборигенной флоры. К сожалению, ремонтно-реставрационные работы, проводимые в нашем городе в последние десятилетия, уже нарушили уникальные сообщества в некоторых исторических парках. Достаточно привести пример Летнего сада и парка ботанического института им. В.Л Комарова, где ремонт газонов привел к уничтожению уникальных газонных растительных сообществ.

Парки и другие озелененные территории – это часть городской среды, их невозможно рассматривать и изучать вне экосистемы города. Поэтому так важно целенаправленное изучение не только флоры парков, но и всей городской территории. Актуальность изучения флоры городов для науки обусловлена прежде всего тем, что наше время характеризуется интенсивной антропогенной трансформацией природных ландшафтов, и одно из ее проявлений - непрерывно нарастающая урбанизация. Городская флора – динамично изменяющийся объект исследований, в ходе которых анализируется закономерности ее формирования, регистрируются новые местонахождения редких видов, растений-вселенцев, изучается расселение растений в городских экотопах. Флора городов складывается из видов растений, различающихся по способу проникновения в нее: это представители естественных фитоценозов, в том числе эрозионных, это сорно-рудеральные виды растений, в том числе и адвентивные. Это культивируемые человеком интродуценты и культурные растения, которые, по мнению Н.Н. Цвелева, необходимо включать в описания местной флоры3, а также беглецы из культуры, нередко расселяющиеся и без помощи человека. Изучение экологических характеристик всех этих групп растений имеет несомненную практическую ценность по целому ряду причин: эта информация важна при планировании озеленения городов, городские растения могут использоваться как инструмент биомониторинга загрязненности городской среды, также как защита от ее вредных для здоровья человека воздействий.

Исследования дикорастущей флоры жилых микрорайонов и озелененных территорий Санкт-Петербурга проводятся с 1984 года коллективом школьников, интересующихся ботаникой, под руководством автора данной публикации. Важно подчеркнуть, что исследовательская работа ребят – дело добровольное. Каждый учащийся выбирает участок для исследования по месту проживания, что делает исследования флоры доступными практически ежедневно. Обычно изучение флоры отдельного участка проводится в течение нескольких лет. Как показывает наш многолетний опыт, только долгосрочные исследования флоры могут принести серьезный результат.

Как уже обсуждалось выше, просветительские проекты, опирающиеся на изучение флоры, начинаются с ее исследования. Для того, чтобы понимать, о чем вести рассказ, требуется не только хорошо представлять себе объект, но и глубоко его знать.
Изучение флоры выбранных участков.

Исследование флоры начинается с обследования участка: разрабатываются рекогносцировочные маршруты, в ходе которых выявляются и регистрируются основные типы местообитаний, осуществляется сбор гербария. Эти виды работ проходят весной и летом. На старте работы школьники еще очень поверхностно знают местную флору, плохо различают виды растений. Поэтому в первый год исследований, как правило, список видов насчитывает не более ста видов растений. Легче с регистрацией видов справляются те учащиеся, которые ежегодно проходят весеннюю и летнюю практику с подробным изучением основных семейств местной флоры. Практики организуются ежегодно лабораторией растительных ресурсов эколого-биологического центра «Крестовский остров».

Затем, уже осенью, учащиеся определяют гербарий. Это важный этап исследования. Определение каждого вида было бы утомительно, но благодаря практикам к этому этапу учащиеся знают основных представителей местной флоры, и определять приходится те виды растений, которые сложны в систематическом отношении или довольно редко встречаются. Следует отметить, что многим школьникам нравится определять растения. Приходит азарт исследователя, и многие начинают воспринимать определение как путь открытий, своеобразную «охоту» за новыми видами растений. Собранный гербарий становится полем для поиска, несущим все новые и новые повороты и неожиданности. И действительно, так часто бывает: вот эта неприметная на вид «травка» оказывается довольно редким видом, а вон та неаккуратно собранная и некачественно засушенная «колючка» - на самом деле очень редкий заносный вид. Определяя, школьники не только постепенно учатся видеть отличия, распознавать диагностические признаки. Они учатся ценить труд коллектора, учатся понимать важность качественной полевой работы. На этапе определения растений готовится следующий полевой сезон, когда во время сбора растений уже более опытные коллекторы-учащиеся смогут, наконец, не только «регистрировать» растения, но и по-настоящему искать и находить разные виды.

Следующий шаг исследования – составление предварительных списков зарегистрированных видов растений. Составление флористического списка - это этап обработки полученных данных. В первый год исследования список действительно предварительный, что уже обсуждалось: школьникам необходимо время для приобретения опыта сбора растений. Флористический список – это не только перечень найденных видов растений. Он включает разнообразные их характеристики: биологические особенности (жизненные формы, время цветения, способы опыления, расселения зачатков, и т.д.). В список также заносятся точки регистрации видов, их встречаемость в различных типах местообитаний, принадлежность у той или иной эколого-фитоценотической группе (например, к группе лесных растений, или луговых, болотных, прибрежных и т.п.). Очень интересна и важна информация о месте того или иного вида во флоре. Прежде всего следует выяснить, является ли зарегистрированный вид дикорастущим или культивируемым (культурным или интродуцированным). Нередко среди последних встречаются «беглецы их культуры». Одни их них «удерживаются во флоре» недолго – как, например, помидор, выросший из семени брошенного на помойке плода. А некоторые виды в дальнейшем активно расселяются, становятся даже опасными. Таков, например, выделяющий едкие эфирные масла борщевик Сосновского, активно расселяющийся вдоль дорог Ленинградской области. Несколько десятков лет назад это мощное растение культивировали для производства силоса, и до сих пор оно напоминает о себе. Пристальное внимание ученых привлекает группа заносных видов, которые проникли в нашу флору недавно и расселение которых трудно прогнозировать. В связи с этой проблемой говорят об инвазионно опасных видах – таких, которые способны к активному самостоятельному расселению в самых разнообразных типах местообитаний с непредсказуемыми последствиями. Таковы в более южных флорах некоторые виды амброзии, вызывающие у многих людей поллинозы. Кроме того, для просветительских проектов чрезвычайно важны такие сведения, как применение растений человеком. Все эти сведения доступны в различных ботанических изданиях (определители, конспекты флор нашего региона, ботанические справочники и т.д.). Создавая такой подробный список, ребята создают одновременно и базу данных для будущих просветительских проектов.

Далее обязательно проводится анализ флористического списка. Юным исследователям необходимо осознать, что изучение флоры – это не только составление ботанически грамотного перечня видов растений, встреченных на том или ином участке. Исследование можно считать полноценно завершенным только в том случае, если сделаны выводы об особенностях всей совокупности зарегистрированных видов, о соотношении различных групп видов в изучаемой флоре, о полноте ее выявления. А это возможно только в том случае, если учащиеся имеют представление о ботанико-географических закономерностях формирования местной флоры, о связи ландшафтных характеристик местности с тем, какие экологические группы растений преобладают в ней. Автору данной публикации приходилось сталкиваться с мнением, что флористические и фаунистические работы учащихся нельзя считать полноценными исследованиями, так это описательные работы, не имеющие четкой исследовательской гипотезы и цели. Такое пренебрежительное отношение к одному из самых сложных для школьника направлений исследований связано именно с непониманием, что изучение флоры – это прежде всего ее разнообразный анализ. Флористика, в особенности изучение урбановфлор, - это одно из активно развивающихся направлений современной ботаники. Именно эти работы являются стартом для многих проектов преобразования городских экосистем. А пренебрежительное отношение к выводам флористов может привести к экологическим проблемам. В начале статьи уже были приведены достаточно убедительные печальные примеры уничтожения уникальных устойчивых (а потому и экономически выгодных) парковых газонов в нашем городе. Поэтому начинающему флористу необходимо умение анализировать полученные данные. Кроме того, флористическая в своей основе работа может иметь различные исследовательские гипотезы. А от этого зависит то, каким будет анализ списка и, соответственно, выводы работы.

Если первый год обработки данных был проведен так, как описано выше, то второй и третий полевые сезоны принесут плодотворные результаты. На втором году исследования участки обследуются более детально, учитывается встречаемость растений и их расселение в выявленных типах местообитаний, уточняются их характеристики. Нередко проводятся ботанические описания в различных типах местообитаний. Эти данные приносят очень ценную информацию об экологическом состоянии городских экотопов. В лаборатории растительных ресурсов Эколого-биологического центра «Крестовский остров» был разработан подход к характеристике городских эктопов с применением экологических шкал Ландольта, обычно используемых в фитоценологии4. В данных шкалах для каждого вида растений приводятся экологические характеристики по пятибалльной шкале по отношению к таким факторам среды, как увлажненность, освещенность, температура, кислотность почвы, ее гумусность, дисперсный состав, наличие в почве доступного азота. Кроме того, данный подход позволил более точно выявлять экологические группы растений в составе флоры с помощью кластерного анализа.

За 28 лет преемственного изучения флоры в различных районах Санкт-Петербурга было обследовано около 40 участков площадью от 2 до 6 кв.км, каждый из которых включает несколько жилых микрорайонов, озелененных территорий. Среди озелененных территорий – парк Александрино, лесопарки Сосновка и Ржевский, Летний сад, Михайловский сад, Юсуповский сад, парки новостроек. При этом некоторые участки обследовались повторно или многократно. Всего на исследованных участках территории жилых районов Санкт-Петербурга зарегистрирован 551 вид, 311 родов, 80 семейств дикорастущих высших сосудистых растений. Из них отмечено дичающих культурных растений - 102 вида, 81 род и 16 семейств. 61 род и 9 семейств полностью представлены пытающимися натурализоваться культурными видами. Эти данные ежегодно пополняются.

Со временем полученные данные о флоре озелененных территорий города позволили приступить к разработке на ее основе экологических экскурсий. Флора небольшого участка города может служить модельным объектом для разработки комплекса экологических экскурсий для просвещения учащихся в области систематики, биологии, экологии, хозяйственного использования растений и характеристики городской среды обитания. Знание флоры, создание флористического списка как базы данных о растениях, его подробный анализ позволят создать для экскурсии основу, в которой отражены многие серьезные экологические проблемы. Основное ядро флоры многих изученных участков (в особенности если на них присутствуют парки или лесопарки) - это виды, наиболее распространенные в нашем регионе. Эти виды могут стать объектом для знакомства школьников с флорой не только городских, но и естественных ландшафтов. Кроме того, сравнение видового состава парковых зон и жилых районов позволит показать влияние человека на флору и растительные сообщества. Знания о биологии видов позволят проводить экскурсии о жизненных формах растений, об особенностях их опыления и расселения. Сведения о сроках цветения растений и собственные наблюдения учащихся создадут ботаническую основу для фенологических экскурсий. Данные об экологических характеристиках видов позволят проводить экскурсии с использованием элементов аутэкологии растений – с примерами различных групп растений по отношению к таким факторам среды, как свет, влажность, температура, почвенные условия и т.д.

Особенно следует отметить, что интереснейшим источником информации служат сами названия растений - как русские, так и латинские. На основе названий можно составить большое количество загадок, ребусов, кроссвордов и других игровых форм для создания интерактивного дополнения экскурсий.

В целом можно утверждать, что чем полнее изучена флора участка, чем она богаче, тем большим просветительским потенциалом она обладает.

Однако изучение флоры – это только первый, хотя и чрезвычайно ответственный этап проектирования экскурсии. Для создания экскурсий необходимо выяснить, что известно ребятам разного возраста о городских растениях, что им интересно. Важно также знать методики создания экскурсий и особенности учащихся разного возраста.
Изучение целевой аудитории.

Перед началом разработки экскурсий просветительский проект включает два очень важных этапа. Первый их них – это изучение особенностей школьников разного возраста. Так как к разработке просветительских проектов приступают уже старшеклассники, изучение возрастной психологии является вполне доступным для них, уже прошедших через младший и средний школьный возраст. Разработчикам проектов предлагается изучить особенности восприятия и мышления детей разного возраста. Все это позволяет проектировщику увидеть не только свой собственный интерес к объекту, но и теоретически оценить возможности детей разных возрастных групп.

Следующий этап: при разработке просветительского проекта школьникам предлагается провести практическую диагностику целевой аудитории. Основная цель диагностики - выявление знаний предполагаемых экскурсантов об объекте рассказа. Кроме того, диагностический опрос может показать стартовое состояние знаний целевой аудитории, а после проведения экскурсии возможно провести повторную диагностику, сравнить и проанализировать полученные данные. Такой подход дает возможность юным проектировщикам использовать исследование и анализ на всех этапах работы, учиться решать поставленные задачи не поверхностно, а основательно. Все это способствует становлению проектной культуры школьников. Один из наиболее эффективных методов изучения целевой аудитории - метод опроса. Н.М. Борытко5 (2006) дает такое определение опроса: это метод целенаправленного получения словесной (устной или письменной) информации путем заочного или очного общения сборщика информации (интервьюера, анкетера) с опрашиваемыми (респондентами).

Опрос позволяет в короткий срок получить информацию о мнениях и знаниях целевой аудитории об объектах экскурсии. Школьникам для анализа опроса важно понимать, что эта информация отражает не действительность (то, что есть на самом деле), а реальность (то, что воспринимается опрашиваемыми). Наиболее удобна форма анкетирования – это опрос по предварительно составленному списку вопросов. Они применяется для массового сбора информации. Анкета – это совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. В анкете цель опроса должна быть ясна, в ней не должно быть скрытых подсказок ответа, двусмысленности, деталей. Вопросы бывают трех типов. Закрытые предполагают однозначные ответы («да», «нет» или «не знаю»), открытые - свободную форму ответов, полузакрытые - дают возможность обосновать свой выбор ответа. Закрытые вопросы всегда оцениваются количественно, другие вопросы – обычно качественно. Таким образом, для проведения опроса разрабатывается диагностическая анкета. При ее создании возможны разные варианты. Закрытые вопросы используются чаще всего в тем случаях, когда объектов, о которых спрашивается, немного, и они предсказуемы. Нередко при ответе на закрытый вопрос опрашиваемым предлагается прокомментировать свой выбор. Открытые вопросы позволяют получить данные о большом количестве объектов, особенно тогда, когда ответы трудно прогнозировать. Анкета включает также пункты с вариантами возраста и пола школьников.

Анализ данных, полученных при диагностике ситуации, позволяет разработчикам экскурсий (или других просветительских проектов) более взвешенно подходить к отбору материала. Часто результаты, полученные при анкетировании, действуют на проектировщиков экскурсий отрезвляюще, позволяют реалистично представить особенности целевой аудитории. После анализа данных анкетирования ребята стараются учитывать уровень целевой аудитории, не перегружать текст экскурсии информацией, отбирать самое существенное, использовать больше интерактивных, игровых приемов, занимательных фактов, историй, легенд и т.д.

В дальнейшем сравнение данных первичной диагностики с вторичным опросом позволяет оценить просветительскую эффективность экскурсии. Это дает материал для рефлексии – важнейшего, завершающего этапа любого проекта. Этап рефлексии необходим начинающим проектировщикам. Он дает возможность оценить свои удачи и промахи, успешность или неуспешность отдельных этапов, выявить свою продуктивность, эффективность, коммуникативные навыки.
Методика разработки экскурсий.

При поиске методик проведения экскурсий школьникам предлагается различная литература: экскурсии о растения по городу, экскурсии в природу (Т.К.Горышина6, М.Е.Игнатьева7, И.В. Измаилов8, Т.Г. Травникова9 и др.). Эти работы касаются содержания экскурсий.

Методика создания и проведения экскурсий подробно описана у О.И. Лагутенко (2006)10. При разработке экскурсии предлагается учитывать три важных компонента. Первый направлен на познание, второй – на эмоции, третий – на деятельность. Если все три компонента гармонично представлены в экскурсии, то достигается главная цель: почувствуй, узнай, чтобы научиться делать, то есть стать грамотным природопользователем. Автор выделяет основные этапы в разработке экскурсии: формулирование цели и задач экскурсии, сбор информации об объектах, осмотр места экскурсии и разработка маршрута, подготовка экскурсовода к выходу на объект, выбор маршрута, подготовка выступления.

О.И. Лагутенко приводит и различные примеры заданий для учащихся. Это задания на исследование: измерение и сравнение, видовое разнообразие и сравнение, наблюдения и поиск связей в природе, сбор коллекций и материалов для работы в классе. Это задания, связанные с эмоциями: направленные на тренировку органов чувств (узнайте на запах, узнайте на ощупь, послушайте звуки природы); связанные с эстетическим восприятием (найдите красивое место, сравните пейзаж и картину художника и др.); связанные с сопереживанием природе (рассказ от имени дерева с учетом их его особенностей).

Еще один вид заданий - на деятельность: практические дела по сохранению природы; задания, направленные на умение ориентироваться в природе; направленные на умение использовать природные богатства; задания, направленные на умение находиться в природных условиях.

Такой подход к разработке экскурсий эффективен, и его четкость позволяет школьникам довольно успешно самостоятельно разрабатывать структуру, тексты экскурсий, подбирать реквизит и задания для экскурсантов.
Разработка и апробация экскурсий.

Экскурсии и другие просветительские проекты всегда разрабатываются для учащихся определенного возраста. Поэтому время экскурсии ограничивается нормами, которые разработаны для соответствующих возрастных групп. При разработке экскурсий школьникам предлагается составить план и маршрут экскурсии, продумать задания, игровое сопровождение.

Затем можно приступать к созданию текста экскурсии. Два важнейших требования к тексту экскурсии – грамотность и научная достоверность. При отборе фактов все они должны быть выверены в научных изданиях. В связи с этим с большой осторожностью следует относиться к интернет-источникам. Школьники привыкли пользоваться этими источниками с полным доверием, однако многократный анализ достоверности информации, полученной в интернет, приводит к выводу о необходимости ее тщательной проверки в надежных источниках. Это прежде всего академические, вузовские издания. Но в тех случаях, когда речь идет о мнениях, интернет - это очень удобный способ быстрого получения нужных сведений.

Еще одно важное требование к тексту экскурсии – у нее должен быть сюжет. Тогда внимание слушателей не рассеивается, а удерживается рассказчиком. Также очень важно, чтобы текст был достаточно прост грамматически, не содержал бы номинализаций, включал бы больше глаголов. Особенно рекомендуется ребятам обращать внимание на структуру предложений. Предпочтительно, чтобы сложных предложений было как можно меньше. Часто школьники переписывают или копируют текст из источника, не вникая в его особенности. Очень существенно, чтобы они научились упрощать текст. А для этого необходимо хорошо его понимать. Но простота текста – это не синоним примитивности. Хорошо, если у ребенка есть литературные способности, и его талант способствует появлению ярких эпитетов, сравнений, метафор. Но не всем литературный труд дается легко. И тогда очень помогают образцы экскурсионного творчества. Именно для этого полезно изучать тексты наших знаменитых натуралистов-популяризаторов биологических знаний.

Продуктом проекта является текст экскурсии с маршрутом, описанием реквизита, заданий и игрового сопровождения.

Однако на этом проект не заканчивается. Необходима апробация экскурсии. Следует отметить, что для экскурсовода важна не только четкая речь, хорошая дикция, но и некоторые театральные способности, умение выразительно говорить, делать паузы. Все эти необходимые навыки приобретаются не сразу, поэтому процесс апробации – не одна и не две экскурсии. Наконец-то юный проектировщик понимает, что только в столкновении с действительностью возможно оценить свой продукт и получить бесценные данные для его корректировки и совершенствования. И на этом пути нет точки финиша.



1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред . Е.С. Полат. Москва, 2000.


2 Игнатьева М.Е., Конечная Г.Ю. Флора исторических парков Санкт-Петербурга // Формирование растительного покрова на урбанизированных территориях: Матреиалы международной научной конф. Великий новгород, 2000. С.72-77.

3 Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России. СПб.: Издательство СПФХА, 2000. – 781 с.

4 Landolt E. Оеkolgishe Zeigerwerte sur Schwizet Flora, Veroffentlichen des Geobotanischen institutes der ETH Stiftung Rubel. H.64. Zurich, 1977.


5 Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 288 с.


6 Горышина Т.К., Зеленый мир старого Петербурга. Санкт - Петербург.: «Искусство – СПБ», 2010. – 416 с.

Горышина Т.К., Растения в городе. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1991. – 152с.

7 Горышина Т.К., Игнатьева М.Е. Ботанические экскурсии по городу. СПб.: Химиздат, 2000. 152 с.

8 Измаилов И.В. и др. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.

9 Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.

10 Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» icon«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой
Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии №405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПлан работы на 2012-2013 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре
Творческая группа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconЭколого-биологический анализ флоры меловых обнажений бассейна р....
Охватывают Число видов и родов в ведущих семействах флоры меловых обнажений
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconДоклад муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПриказ о проведении экологических операций в зимний период
Согласно плана работы Республиканского эколого-биологического методического центра мо рт на 2012-2013 учебный год, а также с целью...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconУчебно-методических материалов курса «Инвестиции в эколого-экономические...
Комплект учебно-методических материалов курса «Инвестиции в эколого-экономические проекты»
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПриказ от 06. 12. 2013г. №1259 о проведении экологических операций в зимний период
Согласно плана работы Республиканского эколого-биологического методического центра мо рт на 2013-2014 учебный год, а также с целью...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПрограмма дополнительного образования «экор» для детей 11-14лет
Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПрограмма эколого биологического воспитания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconЭкологическое образование школьников в Республике Дагестан
Координатором эколого-образовательной работы с детьми в республике является Республиканский эколого-биологический центр Минобрнауки...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconМетоды и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности...
Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconПрограмма «Экология комнатных растений»
Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления
«Эколого-просветительские проекты учащихся на основе изучения флоры парков Санкт-Петербурга» Еремеева Елена Юльевна, к п. н., методист Эколого-биологического центра «Крестовский остров» iconКонкурс исследовательских работ «Природа бесценный дар, один на всех»
Ответственный за проведение регионального этапа конкурса – председатель Совета регионального отделения оодэд «Зеленая планета», методист...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск