Скачать 372.67 Kb.
|
Приложение 2. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности. 1 Диагностика экологической культуры учащихся 1.1. Недописанные тезисы.
· «Природа – это…»; · «Природа состоит из…»; · «Для меня природа…»; · «В жизни человека природа…»; · «Человек и природа…»; · «Современное состояние природы…»; · «Экологическими проблемами являются…»; · «Природа дает человеку…»; · «Экологические проблемы России…»; · «Решение экологических проблем зависит…»; · «Охранять природу – значит…»;
· «Человек относится к природе…»; · «Я отношусь к природе…»; · «Я люблю природу за то, что…»; · «Я люблю бывать на природе…»; · «В природе мне нравится…»; · «Любить природу – значит…»; · «Природа дает мне…»; · «Мое отношение к природе…»; · «Основная ценность природы для меня состоит…»; · «Ценность природы для человека состоит в …»; · «Ценность природы для человека состоит в…»; · «Природа прекрасна…»; · «Общение с природой дает мне…».
· «Мое отношение к природе обусловлено…»; · «Я люблю природу, так как…»; · «Я люблю бывать на природе, потому, что…»; · «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…»; · «Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…»; · «Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о …»; · «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…»; · «Я убежден, что человек должен относиться к природе…»; · «В существующих экологических проблемах виновен…».
· «Экологическая культура человека – это…»; · «Экологическая культура человека представляет »; · «Ответственно относиться к природе – это значит…»; · «Моя экологическая культура…»; · «Экологическая культура складывается…»; · «Знание человеком природы позволяет ему…»; · «Основными правилами поведения человека в природе являются…»; · «Проявляя заботу о природе, я умею…»; · «Свою деятельность по охране природы я оцениваю как…»; · «Моя деятельность по охране природы заключается в…». 1.2. Ранжирование МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека: · система экологических знаний; · практические экологические умения; · владение правилами поведения в природе; · интерес к экологическим проблемам; · потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы; · убежденность в необходимости ответственно относиться к природе. МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности. Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела: · участие в экологических митингах; · работа на даче; · туристические походы; · забота о домашних животных; · выпуск экологической газеты; · оформление стенда о природе, ее охране; · изготовление скворечника; · участие в конкурсе «Природа и фантазия»; · экскурсии в природу, по экологической тропе; · чтение книг о природе. МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе. Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе: · непосредственное общение с природой; · чтение книг о природе; · уроки биологии, географии, физики и т.д. · посещение музеев (краеведческих, художественных); · участие в практических делах по охране природы; · телевизионные передачи; · кинофильмы о природе; · беседы и лекции о природе, ее охране. МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ. Цель: выявление спектра интересов детей к природе. Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе: · сбор ягод, грибов, цветов и т.п.; · получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций; · безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний; · купание, загорание; · рисование природы; · помощь природе в ее охране; · пение на природе; · игры на природе; · нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию; · исследовательская деятельность в природе. МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ. Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов. Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу: · природа – источник знаний; · природа дает представление о прекрасном в жизни; · природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания; · природа дает человеку древесину; · природа – источник вдохновения, творчества для человека; · природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека; · природа – это главное богатство народа, страны. МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний. Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе: · знания о животном мире; · знания о растениях; · знания о человеке; · знания о экологических проблемах; · знания о взаимодействии человека и природы; · знания о явлениях природы; · знания о цветах; · знания о лекарственных травах; · знания о эволюции природы; · знания о возможных видах деятельности человека в природе. 1.3. Анкеты МЕТОДИКА 1. Анкета на определение уровня экологической культуры подростков, старшеклассников. 1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему? 2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается? 3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Владимирской области 4. Что такое природа? 5. Что такое экология? 6. Что такое охрана природы? 7. Каковы правила поведения человека в природе? 8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично? 9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой? 10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе? 11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы? 12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность? 13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы? 14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы? 15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой? 16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры? · имею низкий уровень · имею средний уровень · имею высокий уровень · затрудняюсь определить. МЕТОДИКА 2. Охранная грамота природы (анкета на выявление интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний).
МЕТОДИКА 3. Отношение к природе и ее охране (среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
а) бережно; б) ответственно в) безразлично; г) с любовью; д) неопределенно.
а) транспорт; б) промышленность; в) сельское хозяйство; г) деятельность человека; д) атомные электростанции.
а) правительство б) министерство охраны природы; в) каждый человек; г) специалисты в области охраны окружающей среды; д) партия «зеленых»; е) наука.
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.
а) руководителях промышленных предприятий; б) министерствах; в) каждом конкретном человеке; г) ученых; д) системе образования.
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле; б) стремление сохранить все многообразие природы; в) здоровье будущих поколений; г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы; д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
МЕТОДИКА 4. Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся. I. Мотивационный компонент:
· требования учителей; · любовь к природе; · стремление быть полезным; · сознание личной причастности к делу охраны природы; · требования родителей; · пример других людей; · интерес к экологическим проблемам; · затрудняюсь ответить; · особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________
· да · не совсем убежден; · нет.
· да, считаю; · скорее да, чем нет; · скорее нет, чем да; · нет, не считаю.
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики; · иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях; · не интересуюсь этими проблемами; · делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; · занимаюсь в природоведческом кружке; · провожу исследования в природе; · затрудняюсь ответить.
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; · не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность; · экологическая деятельность – это очень трудно; · большая загруженность другой работой; · осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию; · я не владею навыками и умениями экологической деятельности; · это не мое дело; · затрудняюсь ответить; · особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________
· никогда не задумывался над этим; · бережное отношение к растениям и животным; · стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя; · осознание долга за сохранение всего живого; · стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции; · стремление насладиться красотой природы; · затрудняюсь ответить; · особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________ II. Аксиологический компонент:
· в том, что она является главным условием жизни человека · в том, что она критерий прекрасного в жизни; · в том, что она дает человеку пищу и одежду; · в том, что она источник вдохновения в деятельности человека; · в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир; · затрудняюсь ответить; · особое мнение_________________________________________________ ______________________________________________________________
|
Программа дополнительного образования «экор» для детей 11-14лет Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся... | Тема площадки Тема площадки: Эколого краеведческая исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры учащихся | ||
Ультразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии... Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода | 4. Задания для практической работы Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие... | ||
Программа деятельности эколого краеведческого клуба «радуга» «Радуга», объединяющего учащихся в учебно-географической, экологической, краеведческой, учебно—исследоватеской и туристской деятельности.... | Методики и технологии формирования экологической культуры в системе... Методики и технологии формирования экологической культуры в системе педагогических условий профессиональной подготовки студентов... | ||
«Формирование экологической культуры школьников» Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной... | ||
Тема урока «Гармошка русская душа» Особенности педагогической технологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся... | Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена... ... | ||
Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет... Задание 1: составьте на 1-2 стр целостный профессиональный портрет современного педагога, где укажите наиболее значимые составляющие... | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам... | Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных... Жности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования... | ||
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка через... «Роща», взятый из книги В. Ю. Романовой и Л. В. Петленко «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения»... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... |