«Формирование экологической культуры школьников»





Название«Формирование экологической культуры школьников»
Дата публикации22.12.2014
Размер50.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
« Формирование экологической культуры школьников»

подготовила

учитель географии

Горячева Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

2014

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителем-экологом стоят следующие задачи:

- понимание современных проблем окружающей среды;

- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

-умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач необходимо опираться на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды.

  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Свою работу с учащимися учитель начинает со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому - ни делом, ни словом, ни мыслью». Усвоение экологических знаний ещё не гарантирует формирование экологической культуры, для этого необходимо развитие у человека экологического сознания и соответствующего поведения.

Экологическая культура - это способность людей воспользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а так же потребность в их реализации. Развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Ученые доказали, что большинство российских школьников, даже хорошо успевающих по предметам естественно - научного цикла, не готовы проявлять личную активность в природоохранной деятельности. Формирование экологического представления у учащихся необходимо начинать с упражнения, которое позволяет каждому участнику составить представление друг о друге, приучает к самоанализу. Учащимся предлагается десять раз закончить высказывание: « Природа в моей жизни - это...» (варианты ответов)

  1. способ наслаждения;

  2. источник вдохновения;

  3. погружение в гармонию;

  4. осознание моей ответственности;

  5. предмет моей заботы;

  6. способ самореализации;

  7. проведение досуга;

  8. сфера моего познавательного интереса;

  9. стимул для расширения кругозора;

  10. возможность восстановить душевное спокойствие;

Формирование экологической культуры школьников в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

- Организация школьной экологической студии;

- Эколого-просветительская работа;

- Исследовательская работа;

- Организация работы по формированию здорового образа жизни.

Для реализации этого проекта образовательным учреждением используются следующие методы и приёмы в процессе изучения учебных дисциплин, так и во внеклассной работе:

- стимулирование учащихся к постоянному выполнению заданий об окружающей среде (уроки - деловые игры в курсе географии 8-9 класса, уроки - сказки в 5-6 классах, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);

- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа);

- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания, защита экологических проектов);

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, зашита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, конференции, экологические месячники).

Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что является составляющей экологической культуры. В течение ряда лет систематически организуются и проводятся конференции, конкурсы, где имеют место проекты экологического содержания, а так же устраиваются совместные праздники в соответствии с экологическим календарем: «День Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день здоровья», «Всемирный день защиты животных», «Международный день птиц», «Марш Парков» и т.д. Итоги подводятся в «День Экологических знаний».

Внешкольные формы экологического образования предполагают создание учебных экологических троп в Яблоневом овраге. Их основная цель - взаимосвязь отдыха, обучения и воспитания. Расширение кругозора, созерцание красивых ландшафтов воспитывает у учащихся любовь к природе и ответственность за её состояние. Маршруты учебных экологических троп проходят не только через участки «дикой» природы, но и по антропогенному ландшафту. Это позволяет сравнить изучение естественной и преобразованной среды, изучить характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать последствия такой деятельности. Например, в овраге можно представить модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим явлением.

Несмотря на положительные результаты учебного учреждения в экологическом образовании пока остается немало нерешенных проблем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся. Актуальна проблема соответствующей материальной базы и наличия необходимых средств обучения.

Список используемой литературы:

1. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. с.27-36.

2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды? М: Наука, 2000.

3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М: Смысл, 2000.

4. Бершадский М.У, Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М: Центр «Педагогический поиск», 2003.

5. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование экологической культуры школьников» iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
«Формирование экологической культуры школьников» iconЭкологические здоровьесберегающие технологии
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной...
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
«Формирование экологической культуры школьников» iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам...
«Формирование экологической культуры школьников» iconАношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании...
Аношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании экологической культуры школьников
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
«Формирование экологической культуры школьников» icon670034, г. Улан-Удэ, ул. Цивилева, д. 27, кв. 76; Стативо Татьяна...
Целью нашего проекта является формирование экологической культуры школьников в процессе работы над проектом по использованию бытовых...
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности
«Формирование экологической культуры школьников» icon25. формирование экологической культуры населения нижегородской области
Тема урока: «Нумерация больше 1000» (закрепление изученного материала в форме путешествия)
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №343
Направление 1: Формирование человека безопасного типа, путем обучения школьников социально-экологической валеологической и этической...
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
«Формирование экологической культуры школьников» iconТворческий Отчёт муниципальный конкурс детских социальных проектов Чусовой, 2009 н оминация
Разработка и проведение экологических мероприятий в образовательных учреждениях города с целью повышения персональной экологической...
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тва, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,...
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время
«Формирование экологической культуры школьников» iconПрограмма формирования экологической культуры младших школьников
Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск