Скачать 50.4 Kb.
|
« Формирование экологической культуры школьников» подготовила учитель географии Горячева Ирина Анатольевна Санкт-Петербург 2014 Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителем-экологом стоят следующие задачи: - понимание современных проблем окружающей среды; - развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека; -умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды. В решении этих задач необходимо опираться на основные принципы экологического образования:
Свою работу с учащимися учитель начинает со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому - ни делом, ни словом, ни мыслью». Усвоение экологических знаний ещё не гарантирует формирование экологической культуры, для этого необходимо развитие у человека экологического сознания и соответствующего поведения. Экологическая культура - это способность людей воспользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а так же потребность в их реализации. Развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Ученые доказали, что большинство российских школьников, даже хорошо успевающих по предметам естественно - научного цикла, не готовы проявлять личную активность в природоохранной деятельности. Формирование экологического представления у учащихся необходимо начинать с упражнения, которое позволяет каждому участнику составить представление друг о друге, приучает к самоанализу. Учащимся предлагается десять раз закончить высказывание: « Природа в моей жизни - это...» (варианты ответов)
Формирование экологической культуры школьников в нашей школе осуществляется по следующим направлениям: - Организация школьной экологической студии; - Эколого-просветительская работа; - Исследовательская работа; - Организация работы по формированию здорового образа жизни. Для реализации этого проекта образовательным учреждением используются следующие методы и приёмы в процессе изучения учебных дисциплин, так и во внеклассной работе: - стимулирование учащихся к постоянному выполнению заданий об окружающей среде (уроки - деловые игры в курсе географии 8-9 класса, уроки - сказки в 5-6 классах, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники); - развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа); - развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания, защита экологических проектов); - вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, зашита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, конференции, экологические месячники). Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что является составляющей экологической культуры. В течение ряда лет систематически организуются и проводятся конференции, конкурсы, где имеют место проекты экологического содержания, а так же устраиваются совместные праздники в соответствии с экологическим календарем: «День Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день здоровья», «Всемирный день защиты животных», «Международный день птиц», «Марш Парков» и т.д. Итоги подводятся в «День Экологических знаний». Внешкольные формы экологического образования предполагают создание учебных экологических троп в Яблоневом овраге. Их основная цель - взаимосвязь отдыха, обучения и воспитания. Расширение кругозора, созерцание красивых ландшафтов воспитывает у учащихся любовь к природе и ответственность за её состояние. Маршруты учебных экологических троп проходят не только через участки «дикой» природы, но и по антропогенному ландшафту. Это позволяет сравнить изучение естественной и преобразованной среды, изучить характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать последствия такой деятельности. Например, в овраге можно представить модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим явлением. Несмотря на положительные результаты учебного учреждения в экологическом образовании пока остается немало нерешенных проблем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся. Актуальна проблема соответствующей материальной базы и наличия необходимых средств обучения. Список используемой литературы: 1. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. с.27-36. 2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды? М: Наука, 2000. 3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М: Смысл, 2000. 4. Бершадский М.У, Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М: Центр «Педагогический поиск», 2003. 5. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.1986. |
Теоретические основы формирования экологической культуры младших... Формирования экологической культуры посредством дидактической игры | Экологические здоровьесберегающие технологии Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной... | ||
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения... | Методическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой» Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам... | Аношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании... Аношина О. Г. Использование краеведческого принципа в формировании экологической культуры школьников | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | 670034, г. Улан-Удэ, ул. Цивилева, д. 27, кв. 76; Стативо Татьяна... Целью нашего проекта является формирование экологической культуры школьников в процессе работы над проектом по использованию бытовых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности | 25. формирование экологической культуры населения нижегородской области Тема урока: «Нумерация больше 1000» (закрепление изученного материала в форме путешествия) | ||
Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №343 Направление 1: Формирование человека безопасного типа, путем обучения школьников социально-экологической валеологической и этической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников | ||
Творческий Отчёт муниципальный конкурс детских социальных проектов Чусовой, 2009 н оминация Разработка и проведение экологических мероприятий в образовательных учреждениях города с целью повышения персональной экологической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тва, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время | Программа формирования экологической культуры младших школьников Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его... |