Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 118.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер118.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей на уроках технологии»


Учителя технологии МБОУ «Гимназия №1» Исхаковой Татьяны Алексеевны

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

На уроках технологии теперь изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок, чтобы избежать однообразия на моих занятиях применяю творческие задания. К выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы ребёнок не испугался и не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым – более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.

Мотивационный компонент определяет отношение к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это, по сути, творческая направленность личности учащихся.

Деятельностный компонент фиксирует включенность учащихся в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.

На моих занятиях ученицы осваивают очень много видов рукоделия, получают широкую информацию о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды. Освоив один вид рукоделия, для его закрепления ученицы выполняют творческие проекты по нему.

На протяжении нескольких лет я работаю над темой « Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии».

Я хочу поделиться опытом, как организую, занятия с детьми, как стремлюсь развивать творческие способности детей.

Сегодня важно учить школьниц, будущих женщин, культуре труда, питания, поведения, учить шить одежду, вязать, вышивать, экономно вести домашнее хозяйство. Ведь любой человек хочет красиво выглядеть, хорошо одеваться, вкусно питаться. Поэтому сегодня перед школой встала реальная задача – подготовить молодое поколение к жизни и труду в новых условиях. И всё это невозможно без такой организации учебного процесса, при котором учащиеся развивают своё мышление, интересы, склонности, реализуют потребность в общении, как со сверстниками, так и со старшими, учатся понимать себя и окружающих людей, работать коллективно. Большие перспективы для решения этих задач заложены на уроках технологии. Из школы должна выходить молодёжь морально-психологически и практически подготовленная к труду в системе рыночных отношений, ясно сознающая, что успех в жизни прямо зависит от объёма и качества приобретённых в школьные годы знаний и умений, трудолюбия и инициативы.

Они должны получить основательную общетрудовую, политехническую, а при желании и первоначальную профессиональную подготовку.

Учитель труда имеет сегодня достаточно простора для того, чтобы творчески строить свою учебную работу. В программу введены разделы по обучению декоративно-прикладного искусства, темы экономического, экологического и бытового плана.

Основополагающим для меня является стремление к развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому школьнику. Разумеется, при этом не должны страдать основные знания, которые по программе необходимо получить учащимся.

Сохраняя и развивая технологическое обучение в школе, надо уходить от вредящего этому единообразию, полнее и оперативнее учитывать новые запросы жизни общества, его молодого поколения.

Надо поощрять естественное стремление подростков к смене видов труда, создавать условия для того, чтобы могли поработать руками, создавая нужные и красивые вещи. Практика подтверждает целесообразность такого построения программы по технологии.

Чтобы заинтересовать детей в работе стараюсь на практических занятиях рекомендовать детям разные изделия, чтобы ни одно изделие не повторялось. На практике убедилась, что ребятам это нравится, ведь творческая работа, над которой они трудятся, больше нет ни у кого. Они всё делают с интересом, энтузиазмом, вкладывая всю свою душу. Об этом говорят их изделия, которые они выполняют на уроках.

Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. На уроках ребята, выполняя творческие задания, наблюдают друг за другом, у кого что получится, у кого интереснее изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает интерес к выполняемым работам.

Все мои занятия проходят под девизом: «Свой дом украшу я сама».

Цель моих уроков:

– развивать у учащихся трудовые навыки и умения;

– прививать учащимся бережливость, аккуратность, настойчивость, терпение;

– знакомить с народным декоративно-прикладным творчеством;

– развивать творческую фантазию, образное мышление;

– воспитывать и формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе обучения на уроках технологии и кружковой работе учащиеся изучают следующие виды декоративно-прикладного творчества: работа с природным материалом; с соленым тестом; вышивание крестом, гладью и атласными лентами; аппликация и лоскутная пластика; вязание и, конечно, изучают технологию изготовления различных изделий.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Особенно важно приобщение учеников к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремёслам.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Знакомство детей с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя , а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении. В народном декоративно-прикладном искусстве всё основано на великолепнейших приёмах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большей художественной выразительности простыми и лаконичными средствами.

Обучение многим техническим приёмам мастерства доступно детям в любом школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно и мажорно. И так же радостно и ярко воплощается он в творчество.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: выполнять роспись на ткани, осваивать приёмы выжигания узоров на ткани, вышивать, моделировать, вязать, придумывать сюжеты для лоскутных картин.

Среди многообразных видов декоративно-прикладнных искусств наиболее доступной для восприятия и изображения является аппликация – древнейший способ художественного оформления изделий из ткани, меха, кожи, войлока, сукна и других материалов. Для выполнения работ в этой технике от учащихся требуется достаточно высокий уровень технических и изобразительных умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Мой многолетний опыт показывает, что к занятиям по лоскутной технике целесообразно приступать после получения навыков по соединению деталей друг с другом соединительными, краевыми швами и другими способами соединения, которые изучаются на занятиях технологии. Недостаточная степень развития технических умений тормозит воображение ребёнка, сковывает их инициативу , снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ученица хорошо владеет приёмами соединения лоскута, то внимание её направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

На уроках технологии знакомлю детей с историей создания мордовского костюма, и на основе полученных знаний дети изготавливают кукол в мордовских костюмах.

Самостоятельное моделирование изделий с использованием образного строя мордовской народной одежды, по сути, также является творческим процессом развития фольклорных традиций. Немаловажную роль в освоении этого процесса играет профессиональная помощь в построении чертежей-выкроек, овладении методом конструктивного моделирования изделий.

Большую помощь учащимся оказывают творческие проекты старшеклассников по созданию мордовского костюма.

На занятиях школьницы овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала, применением инструментов и оборудования. У них формируется культура труда, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народно-декоративно-прикладного искусства и переносить всё это на ткань. На занятиях предусмотрены изготовления настенных панно, бытовые изделия, сувениры друзьям.

Одним из самых интересных и распространённых видов декоративно-прикладного искусства является вышивание. На занятиях вышивка используется в оформлении одежды, изделий быта, вышиваются интересные панно и картины. Дети узнают, что благодаря вышивке можно обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким.

Занятия требуют от детей аккуратности, внимания, усидчивости. Выполняемые ребятами образцы различной степени сложности – с расчётом на тех, кто делает первые шаги в освоении искусства вышивания, и на тех, кто вышивать умеет и совершенствует своё мастерство.

Девочки, как будущие хозяйки, прекрасно понимают, что в жизни очень много стандарта – дома, квартиры, мебель, одежда. Им хочется индивидуальности, хочется, чтобы скатерть на кухне радовала гостей, букет на столе не увял всю зиму, игрушка несла бы тепло человеческих рук. Им всем хочется красоты, поэтому в свои работы они вкладывают частицу своей души, фантазию, своё понимание красоты, добра и любви.

Основы вышивания начинают осваивать в 5 классе. Предварительно я демонстрирую готовые салфетки и эскизы, объясняю, что такое мотив, знакомлю с наиболее простыми композиционными приёмами. Для работы в классе использую несколько различных узоров, которые состоят из одного или двух простых мотивов. Одновременно рассказываю о сочетании цветов ткани и ниток. В практической работе использую также изученные ими ранее швы: петельный, «козлик», тамбурный стебельчатый, « роспись», «вперёд иголку», «назад иголку». При вышивании передника, салфетки, подушки или сорочки многие учащиеся используют одинаковые мотивы этнографического цветочного орнамента, но выполняют их различными стежками. Так, один цветок можно вышивать гладью или петельным швом, швом «петля вприкреп ». При вышивании стеблей можно использовать швы стебельчатый, «вперед иголку», «назад иголку».

Затем девочки самостоятельно выполняют задание: составляют из мотивов узор, правильно размещают его на ткани, подбирают цвета.

Многие учащиеся хорошо справляются с этой работой, проявляя фантазию и творческую смекалку.

Особый интерес у девочек вызывают уроки ручного вязания. Это – один из древнейших и наиболее распространенных видов прикладного искусства. Популярность его обусловлена простотой техники выполнения, которая доступна каждому. Вязание является подлинно массовым искусством.

Самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров. Разнообразие узоров практически неисчерпаемо. Владея техникой вязания и известной долей фантазии, некоторые ученицы изобретают рисунки по своему усмотрению. Девочки на занятиях получают сведения о пряже и инструментах вязания; знакомятся с основными приёмами вязания крючком и спицами; учатся создавать индивидуальные вещи, отвечающие сегодняшней моде, вяжут различные предметы быта, декоративные украшения для дома, сувениры, одежду. Занятия вязанием способствуют развитию художественно-эстетического вкуса детей, кроме того, способствуют развитию мускулатуры пальцев, делают более динамичными кисти рук и пальцы, развивает зрительную память.

Учу их правильному сочетанию цветов в изделии. Чтобы помочь им провожу упражнения по цветовой таблице. Говорю о тёплых и холодных, контрастных и гармоничных цветах. Вместе раскладываем на основу цветную пряжу, пока не найдём наиболее удачное сочетание. В качестве творческой работы ученики составляют эскиз изделия, с учётом необходимой для него пряжи и цвета, подсчитывают для него необходимое количество петель. Это развивает композиционные способности, цветовое чутьё.

Шитье из лоскутков – искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это рукоделие один из наиболее доступных видов народного творчества. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, оптимизм.

Изготовление изделий из лоскутков помогает закрепить на уроках умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделий. Научившись выполнять эти изделия, учащиеся смогут на их основе разработать новые, с декоративно-художественным оформлением. Эта работа учит бережливости, аккуратности, внимательности, пробуждает фантазию, творческие способности, воспитывает художественный вкус. Различные лоскутки, с которыми дети работают, доступны каждому. В домашних условиях всегда можно найти остатки от раскроя пальто, куртки, юбки или использовать материал морально-устаревшей вещи. Им легко и просто дать вторую жизнь, в которой они будут верно, служить человеку, принесут радость и пользу, сделают его дом и быт более удобным и красивым.

Приучая детей мыслить творчески, я уверена, что любая работа, выполняемая ими, будет с интересом сделана. Подтверждением этому могут служить выставки детского художественного творчества, значительное место в экспозиции которых отводится работам декоративно-прикладного характера. Возрастной диапазон авторов работ от 12 до15 лет.

Выставки проводятся с целью развития у учащихся интереса к изучаемому предмету, приобщения их к творческому процессу выполнения задания, совершенствования и систематизации знаний и умений, полученных на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск