Скачать 47.43 Kb.
|
К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности Бояров Е.Н. к.п.н., доцент каф. безопасности жизнедеятельности, Конников Д.И., студент 5 курса специальности «Безопасность жизнедеятельности» С конца 60-х годов XX века, значительное внимание общества привлечено к проблеме ухудшения экологической обстановки на планете. И в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии изменения мировоззрения людей, изменения ценностей в области материальной и духовной культуры, направленной на формирование новой экологической культуры. Решение данной проблемы ведется на многих уровнях: социально-экономическом, политическом, нормативно-правовом, образовательном и др. Мировые законодательные и исполнительные государственные органы уделяют все большее внимание экологическим проблемам, укрепляется юридическая база экологических отношений; начали функционировать многие национальные и международные экологические организации и учреждения, в том числе и наделенные властными полномочиями; широкое развитие получили всевозможные экологические движения и партии, представители которых в ряде стран заняли ключевые посты в государственных структурах; вполне допустимо констатировать наличие профессионального отношения к проблеме «человек–общество–природа» в средствах массовой информации. Анализ научной литературы и публикаций по проблеме исследования показывает, что фундаментальное значение в решении экологических проблем, занимают вопросы формирования экологической культуры, под которой понимается система ценностно-ориентированных экологических знаний, деятельности и отношений, которая проявляется в духовности и поступках как часть общей культуры личности. При этом, по мнению И.Н. Пономаревой, в содержании понятия экологической культуры можно выделить, три составных элемента:
Экологическая культура как социальный феномен, сложное явление, отражающее в себе глобализацию культуры, детерминантом которой являются цивилизованные процессы общества и личности. Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Воспитание экологической культуры связано с развитием таких качеств личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. При этом формирование экологической культуры реализуется в ходе экологического образования, которое выступает как сложный педагогический процесс, направленный на развитие у обучающихся знаний по экологии и формированию бережного отношения к окружающей среде. Структурными компонентами содержания экологического образования при этом выступают этапы непрерывного экологического образования, в соответствии с уровнями общего образования – начальной, основной и полной средней общеобразовательной школы. На каждом этапе осуществляется углубление и расширение содержании экологических знаний, умений и ценностных отношений, при этом происходит обобщение знаний, укрепление навыков, формируя экологическое мышление. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), как любая другая учебная дисциплина, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. В системе знаний по курсу «ОБЖ» важное место занимает экологический материал, который вносит в обучение школьников элемент образовательной и воспитательной значимости. Элементы основ экологии в содержании школьного курса «ОБЖ» направлено на полноценное формирование личности безопасного типа поведения с развитой экологической культурой, способной к адекватному поведению в опасных экологических ситуациях и бережно относящейся к окружающей среде. Система экологических понятий в курсе «ОБЖ» рассматривается не изолированно, а как особое звено (подсистема) основ общего среднего (полного) образования школьников. Понимание данного факта служит руководством и направлением в определении состава, структуры и развития системы экологических понятий в школьном предмете, учебных курсах, в теме, в уроке. Основными функциями экологического образования в курсе «ОБЖ» выступают следующие элементы:
Анализ практики формирования экологической культуры показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации экологического образования является экскурсия в окружающую природную среду. Эффективность экскурсии в ходе формирования экологической культуры в курсе «ОБЖ», зависит и определяется методикой ее проведения, а также уровнем организации экскурсии как педагогического процесса. Методика организации и проведения экскурсии, как совокупность названных частей применительно к каждому содержанию предметного обучения имеет свои особенности, которые определяются задачами, стоящими перед конкретной экскурсией, целевой установкой формирования экологической культуры. Проведение экскурсий в окружающую природную среду, является необходимым условием формирования экологической культуры в курсе «ОБЖ», так как это позволяет наглядно показать обучающимся реальные примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу. Таким образом, экологические понятия, формируемые на экскурсиях в курсе ОБЖ, выступают как важные дидактические единицы формирования экологической культуры. Их развитие представляется как процесс, основой которого является движение знания не только по пути «восприятие – представление – понятие – система понятий», но и по пути раскрытия сути содержания понятия в плане «накопление опорных знаний – определение и закрепление понятий – дальнейшее развитие понятий в их системе» на базе учебного материала школьного предмета. Литература:
|