25. формирование экологической культуры населения нижегородской области





Скачать 395.81 Kb.
Название25. формирование экологической культуры населения нижегородской области
страница1/3
Дата публикации22.10.2013
Размер395.81 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
  1   2   3
25. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно охватывает всю систему обучения: дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского. Реализация экологического образования является частью гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, поскольку способствует формированию особой – экологическойкультуры человека, которая проявляется в его способности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой.
25.1. Дошкольное образование
В Нижегородской области в ряде дошкольных учреждений сохраняется системный подход к вопросу экологического образования дошкольников.

Как показала проведенная в 2011 году X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа» к настоящему времени в дошкольных образовательных учреждениях области наработан весомый опыт целенаправленного обеспечения детей дошкольного возраста знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры. Практикуется формирование навыков осознанного поведения в окружающей среде, развития познавательной и творческой активности ребенка средствами природы.

В работе конференции приняли участие 245 человек: представители дошкольных образовательных учреждений (заведующие, старшие воспитатели, специалисты по экологическому образованию дошкольников, воспитатели).

С докладами выступило 25 человек из 18 районов области.

Областной этап Всероссийского смотра конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях показал высокую результативность деятельности ДОУ в области организации экологической работы с детьми. В областном этапе смотра - конкурса участвовало 131 дошкольное образовательное учреждение Н.Новгорода и Нижегородской области.

«Творчество – высшее слагаемое человеческой красоты» - именно под этой эгидой в МДОУ Автозаводского района в июле 2011 года прошел ежегодный экологический конкурс «Детский сад – цветущий сад». Конкурс был направлен на создание благоприятной эколого-развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения. Одна из задач была связана с реализацией федеральных государственных требований «Обеспечить развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста через экологическую деятельность в летний период», то есть в ходе конкурса шло выполнение основной общеобразовательной программы МДОУ.
25.2. Экологическое образование школьников
Одним из этапов реализации непрерывного экологического образования является школьное экологическое образование.

В средней школе выделяются два этапа экологического образования. В основной школе (V-IX классы) формируется система основных экологических понятий, система умений рационального природопользования и навыки экологически компетентного поведения в природе. Развивается также система нравственно-ценностных отношений к живому, к биологическому разнообразию, к окружающей среде, роли человека и общества в существовании нашей планеты и своего родного края.

В полной средней школе (X-XI классы) знания по основам экологии углубляются с учетом профильного направления образовательного учреждения. При этом анализируются глобальные, региональные и местные экологические проблемы, обсуждаются причины негативных процессов в природе и пути их устранения, рассматриваются позитивные примеры компетентного принятия решений выхода из трудных экологических ситуаций, ведется поиск новых технологий природопользования, моделируются условия перехода к устойчивому развитию. Наряду с расширением социально-экологических понятий (окружающая среда, антропогенный фактор, экологическая проблема, ресурс, природопользование, мониторинг, охрана окружающей среды) особое внимание на этом этапе должно уделяться развитию ценностно-нормативных знаний и практической деятельности учащихся. В основе экологического образования в старших классах должна лежать самостоятельная работа школьников: реферирование литературы, исследовательская и пропагандистская работа. Эта ступень завершает общеобразовательную подготовку учащихся и ставит задачу выбора профессии, поэтому экологическое образование должно быть глубоко дифференцированным и наиболее полно отражающим интересы школьников. На этой ступени учащимся предлагаются предметы по выбору в соответствии с их профессиональной ориентацией. Преимущественными формами организации занятий являются лекции и семинары; применяется модульный подход к изучению экологических проблем, который предполагает трансформацию содержания выбранной экологической проблемы через сочетание различных форм и методов. Завершается эта работа практической деятельностью школьников. Этапы школьного экологического образования и его особенности представлены на рис. 25.1.


ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Основная школа

V-IXклассы




Полная средняя школа

X-XI классы










  • Овладение системой основных экологических понятий и умений рационального природопользования

  • Приобретение навыков экологически компетентного природопользования

  • Овладение системой нравственно-ценностного отношения к живому

  • Осознание роли человека и общества в существовании нашей планеты







  • Углубление знаний по основам экологии с учетом профильного направления школы

  • Анализ глобальных, региональных и местных экологических проблем

  • Обсуждение новых технологий природопользования

  • Практическая деятельность учащихся

  • Самостоятельная исследовательская и пропагандистская работа школьников

  • Развитие ценностно-нормативных знаний





Рис. 25.1. Особенности школьного экологического образования
Исходя их представленных выше этапов школьного экологического образования, обозначились три направления его реализации: однопредметное, многопредметное и смешанное. В школах Нижегородского региона в разной степени представлены все эти направления.

Основная идея многопредметной модели состоит в том, чтобы, используя имеющийся в школе набор учебных предметов, усовершенствовать их содержание и на основе принципа дополнительности раскрыть учащимся различные аспекты экологии (естественнонаучные, экономические, нравственные, технические, эстетические). Данная модель реализуется в рамках таких учебных предметов, как биология, химия, физика, география, природоведение, основы безопасности жизнедеятельности. В настоящее время на образовательном рынке появились учебные линии с выраженной экологической направленностью. Примерами таких программ являются «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Е.Кузнецовой и др., «Программа курса биология для 6-11 классов» (авт. И.Н.Пономарева и др.), обучение по которым осуществляется в школах Нижнего Новгорода и области. Существенным недостатком реализации этой модели следует признать непоследовательный и мозаичный характер представления экологической информации.

Вторая модель – однопредметная. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые занимают самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой (или одной из трех) ступени общеобразовательной школы. На протяжении ряда лет кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» проводит работу по обеспечению базисного учебного плана программами экологических учебных предметов. Для учащихся основной школы разработаны:


  • Учебная линия: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Биосфера и человечество» (И.М.Швец, Н.А.Добротина), выпущенная в издательском доме «Вентана-Граф»













  • УМК «Биологическое краеведение» (Е.В.Алексеева и др.)











  • УМК «Географическое краеведение» (Н.В.Кнутова и др.).






Третья модель – смешанная. Она объединяет в себе достоинства основных положений двух предыдущих моделей, предполагая одновременно и самостоятельный вариант решения проблемы обобщения в экологическом образовании. Однако поскольку узлы интеграции составляют сущностный смысл содержания и результата экологического образования, то уже сегодня можно предположить следующий вполне реальный путь организации экологического обучения в школах с разными типами учебных планов. Знания и умения по отдельным аспектам экологии формируются при изучении действующих в школе основных учебных предметов. А интеграция этих знаний, применение умений, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляется в процессе обучения по проектам специальных междисциплинарных блоков-модулей. На сегодняшний момент эта модель получила наибольшее распространение в образовательных учреждениях региона, особенно на старшей ступени обучения в рамках различных профилей. Для осуществления этой модели в школах Нижегородской области сотрудниками кафедры и учителями региона был разработан ряд программ курсов экологической направленности и методические рекомендации к ним:


  • «Уроки здоровья» (Е. В. Алексеева), «Уроки здоровья и ОБЖ» (Е. В. Алексеева, О. С. Гладышева)









  • «Естествознание и окружающая среда» (А.Ф.Беленов)

  • «Химия и экология», «Биогенные элементы», «Химия в сельском хозяйстве» (Н.В.Горбенко)

  • Методические рекомендации для учителей химии «Элективные курсы химико-экологической направленности» (Н.В.Горбенко и др.)















Мониторинговые исследования представленности экологической составляющей на территории Нижегородской области в 2010/2011 учебном году отражены в табл. 25.1.

Таблица 25.1

Количество учебных заведений, имеющих экологическую составляющую

Показатель

Количество учебных заведений, имеющих экологическую направленность

Количество учебных заведений, имеющих в учебном плане предмет «Экология»

Количество учебных заведений, имеющих в учебном плане предметы «Биологическое краеведение», «Географическое краеведение»

1

2

3

4

Дошкольные образовательные учреждения

444





Общеобразовательные учреждения

568

273

554

Гимназии

1

2

3

Лицеи

4

2

1

Учреждения дополнительного образования

14




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области icon«Формирование экологической культуры школьников»
Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconДоклад о состоянии здоровья населения и организации
Медико-демографические показатели. В 2012 году рождаемость продолжает повышаться, общий коэффициент смертности населения снижается,...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconДоклад об экологической ситуации в тульской области за 2012 год введение...
Доклад предназначен для обеспечения информацией об охране окружающей среды на территории области государственных органов управления,...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реферат «Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.»
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения...
«Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconРуководство организацией осуществляет директор. С 2003 года иацк...
«Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры» создан в 2000 году по решению департамента культуры. Главная цель...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconЗаконодательного Собрания Нижегородской области 2014 года
О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconГ. Шахуньи Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России и международным годом воды. Поэтому традиционный экологический урок, который проходит во всех образовательных организациях...
25. формирование экологической культуры населения нижегородской области iconДоклад об экологической ситуации на территории
Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск