Скачать 395.81 Kb.
|
25. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно охватывает всю систему обучения: дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского. Реализация экологического образования является частью гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, поскольку способствует формированию особой – экологической – культуры человека, которая проявляется в его способности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой. 25.1. Дошкольное образование В Нижегородской области в ряде дошкольных учреждений сохраняется системный подход к вопросу экологического образования дошкольников. Как показала проведенная в 2011 году X юбилейная научно-практическая конференция «Экологическое образование дошкольников как условие решения проблемы устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа» к настоящему времени в дошкольных образовательных учреждениях области наработан весомый опыт целенаправленного обеспечения детей дошкольного возраста знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры. Практикуется формирование навыков осознанного поведения в окружающей среде, развития познавательной и творческой активности ребенка средствами природы. В работе конференции приняли участие 245 человек: представители дошкольных образовательных учреждений (заведующие, старшие воспитатели, специалисты по экологическому образованию дошкольников, воспитатели). С докладами выступило 25 человек из 18 районов области. Областной этап Всероссийского смотра конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях показал высокую результативность деятельности ДОУ в области организации экологической работы с детьми. В областном этапе смотра - конкурса участвовало 131 дошкольное образовательное учреждение Н.Новгорода и Нижегородской области. «Творчество – высшее слагаемое человеческой красоты» - именно под этой эгидой в МДОУ Автозаводского района в июле 2011 года прошел ежегодный экологический конкурс «Детский сад – цветущий сад». Конкурс был направлен на создание благоприятной эколого-развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения. Одна из задач была связана с реализацией федеральных государственных требований «Обеспечить развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста через экологическую деятельность в летний период», то есть в ходе конкурса шло выполнение основной общеобразовательной программы МДОУ. 25.2. Экологическое образование школьников Одним из этапов реализации непрерывного экологического образования является школьное экологическое образование. В средней школе выделяются два этапа экологического образования. В основной школе (V-IX классы) формируется система основных экологических понятий, система умений рационального природопользования и навыки экологически компетентного поведения в природе. Развивается также система нравственно-ценностных отношений к живому, к биологическому разнообразию, к окружающей среде, роли человека и общества в существовании нашей планеты и своего родного края. В полной средней школе (X-XI классы) знания по основам экологии углубляются с учетом профильного направления образовательного учреждения. При этом анализируются глобальные, региональные и местные экологические проблемы, обсуждаются причины негативных процессов в природе и пути их устранения, рассматриваются позитивные примеры компетентного принятия решений выхода из трудных экологических ситуаций, ведется поиск новых технологий природопользования, моделируются условия перехода к устойчивому развитию. Наряду с расширением социально-экологических понятий (окружающая среда, антропогенный фактор, экологическая проблема, ресурс, природопользование, мониторинг, охрана окружающей среды) особое внимание на этом этапе должно уделяться развитию ценностно-нормативных знаний и практической деятельности учащихся. В основе экологического образования в старших классах должна лежать самостоятельная работа школьников: реферирование литературы, исследовательская и пропагандистская работа. Эта ступень завершает общеобразовательную подготовку учащихся и ставит задачу выбора профессии, поэтому экологическое образование должно быть глубоко дифференцированным и наиболее полно отражающим интересы школьников. На этой ступени учащимся предлагаются предметы по выбору в соответствии с их профессиональной ориентацией. Преимущественными формами организации занятий являются лекции и семинары; применяется модульный подход к изучению экологических проблем, который предполагает трансформацию содержания выбранной экологической проблемы через сочетание различных форм и методов. Завершается эта работа практической деятельностью школьников. Этапы школьного экологического образования и его особенности представлены на рис. 25.1.
Рис. 25.1. Особенности школьного экологического образования Исходя их представленных выше этапов школьного экологического образования, обозначились три направления его реализации: однопредметное, многопредметное и смешанное. В школах Нижегородского региона в разной степени представлены все эти направления. Основная идея многопредметной модели состоит в том, чтобы, используя имеющийся в школе набор учебных предметов, усовершенствовать их содержание и на основе принципа дополнительности раскрыть учащимся различные аспекты экологии (естественнонаучные, экономические, нравственные, технические, эстетические). Данная модель реализуется в рамках таких учебных предметов, как биология, химия, физика, география, природоведение, основы безопасности жизнедеятельности. В настоящее время на образовательном рынке появились учебные линии с выраженной экологической направленностью. Примерами таких программ являются «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Е.Кузнецовой и др., «Программа курса биология для 6-11 классов» (авт. И.Н.Пономарева и др.), обучение по которым осуществляется в школах Нижнего Новгорода и области. Существенным недостатком реализации этой модели следует признать непоследовательный и мозаичный характер представления экологической информации. Вторая модель – однопредметная. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые занимают самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой (или одной из трех) ступени общеобразовательной школы. На протяжении ряда лет кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» проводит работу по обеспечению базисного учебного плана программами экологических учебных предметов. Для учащихся основной школы разработаны:
Третья модель – смешанная. Она объединяет в себе достоинства основных положений двух предыдущих моделей, предполагая одновременно и самостоятельный вариант решения проблемы обобщения в экологическом образовании. Однако поскольку узлы интеграции составляют сущностный смысл содержания и результата экологического образования, то уже сегодня можно предположить следующий вполне реальный путь организации экологического обучения в школах с разными типами учебных планов. Знания и умения по отдельным аспектам экологии формируются при изучении действующих в школе основных учебных предметов. А интеграция этих знаний, применение умений, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляется в процессе обучения по проектам специальных междисциплинарных блоков-модулей. На сегодняшний момент эта модель получила наибольшее распространение в образовательных учреждениях региона, особенно на старшей ступени обучения в рамках различных профилей. Для осуществления этой модели в школах Нижегородской области сотрудниками кафедры и учителями региона был разработан ряд программ курсов экологической направленности и методические рекомендации к ним:
Мониторинговые исследования представленности экологической составляющей на территории Нижегородской области в 2010/2011 учебном году отражены в табл. 25.1. Таблица 25.1 Количество учебных заведений, имеющих экологическую составляющую
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ей сегодняшнего дня является формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры. В этой деятельности библиотекам... | «Формирование экологической культуры школьников» Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей... | ||
Доклад о состоянии здоровья населения и организации Медико-демографические показатели. В 2012 году рождаемость продолжает повышаться, общий коэффициент смертности населения снижается,... | Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения... | ||
Доклад об экологической ситуации в тульской области за 2012 год введение... Доклад предназначен для обеспечения информацией об охране окружающей среды на территории области государственных органов управления,... | Методическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой» Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реферат «Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.» | ||
Российская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения... «Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом... | Руководство организацией осуществляет директор. С 2003 года иацк... «Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры» создан в 2000 году по решению департамента культуры. Главная цель... | ||
Законодательного Собрания Нижегородской области 2014 года О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за... | Г. Шахуньи Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России и международным годом воды. Поэтому традиционный экологический урок, который проходит во всех образовательных организациях... | Доклад об экологической ситуации на территории Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической... |