http://www.o-detstve.ru
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Тема урока «Гармошка – русская душа»
Цель урока:
формирование представления об инструменте – русская гармонь – и его возможностях; приобщение к культуре русского народа.
Задачи:
Познавательная:
познакомить с творчеством выдающихся композиторов и исполнителей - гармонистов.
Развивающая:
способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, ритмические навыков.
Воспитательная:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с народной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – игра.
Особенности педагогической технологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики; создание проблемных ситуаций, стимулирующих поиск творческих решений; расширение кругозора учащихся.
Оборудование: гармонь, деревянные ложки, небольшие жестяные банки с крышкой, мелкие кусочки мела, шнурки, деревянные палочки или карандаши, небольшие картинки с изображением разных гармошек, компьютер, экран, презентация, видео и аудио фрагменты выступлений. На листе бумаги формата А3 по кругу нарисованы или приклеены изображения улыбающихся мальчиков и девочек с именами учеников.
Методы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В связи с этим на данном уровне используется: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход)
Основной формой обучения является урок комбинированного типа, включающий в себя теоретическую (ознакомление с историей появления гармошки на Руси, разнообразие видов этого инструмента, рассказ о музее гармони, династиях гармонистов и конкурсе-фестивале профессиональных и самодеятельных музыкантов «Играй гармонь») и практическую (создание своими руками шумовых инструментов, шумовой оркестр) части.
Условия проведения урока: парты расставлены полукругом вдоль стен, середина кабинета свободна для заключительной части урока – шумового оркестра. Перед доской на столе лежат деревянные расписные ложки, остальные детали оформления урока появляются позже. Желательно, чтобы во время самостоятельной работы детей звучала музыка в исполнении гармонистов. Можно воспользоваться приложением к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам очень понадобится воображение, смекалка и внимание.
2. Определение темы. Целеполагание.
А теперь прислушайтесь, что это? (Звучит «Русский наигрыш» в исполнении гармони. Звук постепенно прибавляется).
Орловская, тамбовская,
Родная оренбургская,
Играет с переборами
Гармонь, гармошка русская.
- Ребята, как вы думаете, о каком инструменте пойдет речь на нашем уроке?
(ответы детей)
- Вы правы, это гармошка.
- Какие же цели можно поставить на урок?
3. Тема:
- Расскажите, что вы знаете об этом инструменте? (ответы детей).
- Верно. А теперь давайте рассмотрим этот инструмент поближе. (Гармошка ставится на парту около доски. Осмотр инструмента, можно потрогать руками).
- Как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками Городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!» (Слайд 1 «Репродукция старинной гармошки»).
В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Каждый мастер стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить (Слайд 2 «Фото фабрики»).
Посмотрите, какие разные гармошки! (Слайд 3 «Фото под музыку»).
Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Успех превзошёл его ожидания. В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады (Слайд 4 «Фото «черепашки»).
- Как вы думаете, если есть так много видов гармошки, есть история развития инструмента, то должно это все где-то хранится? Как называется такое место? (ответы детей).
- Правильно, музей. Музей гармоники, основанный Альфредом Миреком, и теперь носящий его имя, в Москве - единственный музей во всей России посвященный этому традиционному русскому народному инструменту. И один из четырех в мире (Музей национальных гармоник в городе Клингентале, Германия; Музей гармоник в городе Кастельфидардо, Италия; Музей аккордеона в городе Супер Иор-Делус). В этом музее можно не только увидеть разные гармошки, но и услышать их голоса. После экскурсии сотрудники музея устраивают небольшой концерт (Слайд 5. «Фото с пояснениями»).
- И, конечно же, существуют конкурсы и фестивали гармонистов. Самый известный – «Играй, гармонь» под руководством Геннадия Заволокина. К сожалению, этого прекрасного человека уже нет в живых. Но его дети – Анастасия и Захар продолжают вести конкурс и съемки программы «Играй гармонь» (Слайд 6 Геннадий Заволокин).
- Очень почетно иметь звание «Золотого гармониста России», а поскольку талантливых музыкантов в России немало, то каждый год это звание присваивается не одному, а десяти исполнителям.
- В каждой профессии встречаются династии – это когда дети выбирают профессию родителей. Есть такое явление и музыкантов (Слайд 7 - фото).
- Династия Масленниковых Владимир Александрович и его сын Иван – золотые гармонисты России.
Волгоградцы стали участниками пяти программ «Играй, гармонь!», снимавшихся в самых разных уголках России.
Владимир Александрович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор и исполнитель, первый и пока единственный в России автор учебника по игре на гармони для учебных заведений. Его пьесы и песни с удовольствием исполняют многие музыканты России (Слайд 8 - видеовставка).
4. Закрепление
Практическая работа
- Какое настроение у вас создалось после этой пьесы? (ответы детей)
- Как вы думаете, а можно с помощью музыки это настроение немного поменять? Давайте попробуем это сделать. Только вот беда, у меня с собой всего две пары ложек. А нас в классе сколько? (ответ детей)
- Как же быть, ребята? (Ответ детей «Сделать из подручного материала»).
- Давайте подумаем, какой шумовой инструмент у нас всегда с собой? (Ладони). Теперь посмотрите на парту, есть там что-нибудь, что может нам пригодится? (Пара карандашей, лист бумаги, авторучка и дневник)
- Проверьте, какой звук издают эти предметы (Стук разной высоты, шуршание).
- Хорошо. Посмотрите, что я еще нашла (На стол выкладываются: несколько жестяных банок из-под кофе, 5-6 мелких кусочков мела, шнурки, деревянные палочки или карандаши и колокольчики).
- Из этого можно сделать шумовые инструменты? Давайте попробуем.
(Изготовление шумовых инструментов)
Групповая работа.
Каждой группе выдается жестяная банка, 2 кусочка мела, колокольчик, шнурок и карандаш. В итоге получаются самодельные маракасы. Колокольчик подвешивается на шнурок: можно встряхивать его рукой или ударять по нему карандашом – звук будет отличаться. Распределить инструменты между учащимися. Под звучащий музыкальный фрагмент организуется шумовой оркестр.
- Молодцы. Как настроение, поменялось? Сделайте вывод, много ли нужно, чтобы создать себе и другим праздничное настроение? (ответы детей)
- Правильно, нужно желание, немножко смекалки и чуть-чуть умения.
5. Итог урока. Рефлексия.
Достигли мы поставленных целей?
Что нового вы узнали и чему научились на этом уроке? (ответы детей).
Чем понравился урок?
Выберите и продолжите фразу по нашему уроку:
Я узнал …
Мне было интересно …
Я хочу узнать …
На доску крепится лист с изображениями и именами ребят.
Замечательно. А теперь подойдите к столу, выберите себе на память ту гармошку, которая вам по душе и прикрепите ее к нашему хороводу улыбок.
Спасибо за урок! Мне было приятно поработать с вами.
Урок окончен. До свидания.
Приложения :
Приложение№1 Презентация
Приложение №2 Сценарий урока
Приложение №3 Музыка к уроку
Список литературы и ресурсов:
1.Личный архив семьи Масленниковых
(разрешение на использование фотографий, видео и аудио записей)
2.Личный архив Вальтер Л.В.
3.russian-garmon.ru (разделы « История» «Картинки»)
4.gg34.ru›ewe/citymasters…garmon-maslennikova.html
IV Всероссийский дистанционный конкурс «Моя педагогическая инициатива» Портал «О детстве»
|