Скачать 107.54 Kb.
|
Ломакина Зоя Павловна-учитель МОУ СОШ № 19. Педагогическое кредо. В своей работе руководствуюсь мудрой мыслью Александра Грина: «Если душа человека ждет чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него, и новая - у тебя».
Особенности опыта Традиционный урок как основная форма работы в школе не несет в себе элемента новизны, необычности. Уроки внеклассного чтения, проводимые достаточно редко, требующие длительной подготовки, создают особое эмоциональное состояние ожидания чего-то праздничного. Необычность, яркость уроков, проявляющиеся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения и привлекают мое внимание. Воздействие таких уроков на учащихся очень сильное. Задачи, решаемые в опыте:
Педагогические средства, используемые в опыте. В своей работе в старших классах я применяю различные формы проведения уроков внеклассного чтения: урок - размышление, урок — защита сочинений, урок - отзыв о прочитанном произведении, а также широко использую на уроках приемы внеклассной работы (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы, литературные путешествия, праздники, уроки — «Театр сатиры» и т.д.). В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы с учениками выясняю сведения об особенностях читательской ситуации в классе о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между мной и учеником. Я использую различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальную, парную, фронтальную, групповую, а также самостоятельную работу учащихся. Большое значение имеет сама подготовка уроков внеклассного чтения, в процессе которой ребята занимаются поисковой деятельностью, много читают, общаются между собой, отстаивают свое мнение, им приходится оформлять газеты, готовить вопросы викторины, изучать культуру и историю страны. Создается творческая атмосфера поиска, когда каждый из участников чувствует свою значимость в общей работе. Моя роль — роль друга, товарища, который всегда готов помочь советом и примером. И я одобряю даже маленькую находку ученика, позволяю самим «докопаться» до сути вопроса. Я верю в возможность ученика провести наблюдение, сделать вывод, для меня и моих детей каждый урок внеклассного чтения - сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия. В своей работе я использую проблемный метод (читательские конференции, диспуты), игровой (КВН, рыцарские турниры, брейн-ринги), поисковый (путешествия, дискуссии), метод беседы. Приемы работы также разнообразны: инсценирование, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение стихов и прозы, ролевая игра, защита рефератов и сочинений, иллюстрирование, работа со справочным аппаратом книги, аннотирование, собеседование, консультация.
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из 3-4-х заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. Педагогические концепции, эссе Система уроков внеклассного чтения, проводимых мной в течение 10 лет, а также создание литературного театра «Росинка» привело к тому, что литература является одним из самых любимых предметов. Постоянное обращение к произведениям русской и зарубежной классики, заучивание наизусть и выразительное чтение текстов, являющихся образцом русского литературного языка, инсценирование произведений, в которых раскрывается глубина чувств героев и чистота их отношений, способствуют повышению общей и читательской культуры учащихся, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, развитию речи. Участие в различных формах уроков внеклассного чтения развивает творческие способности ребят. Они пробуют себя в разной роли: иллюстратора, актера, певца, исследователя, оратора. На уроках развивается чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности. Все это позволяет формировать культуру общения, понять, что общечеловеческие и национально-культурные ценности, воплощенные в художественных произведениях, непреходящи. Самым сильным средством воздействия на личность школьника считаю искусство. Эти встречи делают учащихся нравственно богаче, воспитывают эстетические вкусы. Только заинтересованность учителя, его желание работать, сделать интереснее жизнь в школе, его умение видеть неповторимость и индивидуальность каждого школьника, дать ему возможность выразить себя, позволят достигнуть решения проблем, поставленных в моем опыте работы. Не секрет, что современные школьники, как никогда раньше, нуждаются в благотворном, эмоциональном воздействии, и это воздействие могут оказать уроки внеклассного чтения, на которых прослеживается глубокая межпредметная связь, преемственная связь с традиционными уроками литературы. Именно такие уроки требуют много знаний, кропотливого труда, времени, душевных сил, терпения, выдумки, как от учителя, так и от учащихся. Я имею возможность видеть неповторимую индивидуальность каждого школьника, дать ему возможность выразить себя. Уроки внеклассного чтения предполагают оптимальный отбор содержания, сочетание способов организации деятельности с точки зрения целесообразности и валидность (учет психологических и возрастных особенностей детей). Разнообразные педагогические технологии, приёмы и методы, имеют гуманистическую и коммуникативную направленности. Рекомендации последователям опыта. Учитывая свой опыт проведения уроков внеклассного чтения и опыт других учителей, могу предложить некоторые рекомендации, позволяющие правильно и успешно организовать работу:
2. ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам». Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: на доске портрет М. Шолохова, иллюстрации к произведениям, 2 газеты: «На родине Шолохова» и «В гостях у Шолохова». Оформление классной доски к уроку Эпиграф: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного донского края» М. Шолохов. 1. Организационный момент. Формулируются цели и задачи. 2. Слово учителя:
3. Рассказ ученицы о впечатлениях от поездки на родину Шолохова в станицу Вешенскую:
Во дворе музея – заповедника М. Шолохова Слово учителя:
Далее следуют рассказы учащихся: • о мемориальном доме — музее М.Шолохова на хуторе Кружилинском. • о памятном знаке на кургане — «Орле». • о посещении дома в станице Вешенская, в котором Шолохов писал первые главы «Тихого дона» • о впечатлениях от литературной экспозиции музея М. Шолохова в станице Вешенская. Дом- музей М.Шолохова, в котором писатель жил последние годы Слово учителя:
Сцена из рассказа «Нахаленок». Рассказ ученика:
Сцена из романа «Тихий Дон». Учитель:
Заключение:
|
Способ получения пресервов Изобретение позволит получить продукт с приятными вкусовыми свойствами и консистенцией, обладающий повышенной биологической ценностью,... | Доклад министра Р. Т. Бурганова «Итоги работы Министерства по делам... Это год – получения права России, в том числе и Казани, на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, год хороших возможностей... | ||
Название раздела, темы урока География как наука. Источники получения знаний о природе, населении методы получения, обработки информации | Бизнес-план Создание фермы по разведению крупного рогатого скота для получения мяса 2011 год Концепция проекта предусматривает создание фермы по разведению крупного рогатого скота для получения мяса в Алматинской области | ||
Название раздела, тема География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической... | Практическая работа №1 География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Идц: Знать основные способы получения металлов. Показать взаимосвязь между активностью металла и способом его получения | Приказ №315 Об участии в декабре 2009 года в процедуре контроля качества... Для получения отметки «5» необходимо набрать 12-14 баллов. Для получения отметки «4» необходимо набрать 10-11 баллов. Для получения... | ||
Программа методической работы моу сдюcшор №11 на 2011/2012 учебный год Организационно-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение гарантии получения дополнительного образования | Календарно-тематическое планирование учебного материала по «Географии... География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической... | ||
Диплому учитель начальных классов, юрист Квалификация (категория, разряд, дата получения) – первая квалификационная категория, 2008 год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Получения дополнительных квалификаций и компетенций по наиболее востребованным направлениям в период получения основной специальности... | ||
Публичный доклад директора моу усожской сош комаричского муниципального района Для получения отметки «5» необходимо набрать 12-14 баллов. Для получения отметки «4» необходимо набрать 10-11 баллов. Для получения... | Способ получения сорбента цезия Н. Отделяют образовавшийся осадок. Подвергают его очистке и обезвоживанию. Используют аналог природного микроклина с крупностью частиц... | ||
Метод получения порошков Порошки- исходное сырье пм- не являются в большинстве случаев материалами, встречающимися в природе в свободном состоянии, а представляют... | План работы моу «сош№2 г. Зеленокумска» на 2012-2013 учебный год Цель: Обеспечение получения полноценного общего образования, учитывающего способности, возможности и интересы учащегося с использованием... |