Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 218.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.11.2013
Размер218.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тверской лицей»

Составила: учитель химии

МОУ «Тверской лицей»

Капитонова Н.В.
Модульная программа

«Металлы»

КДЦ «Изучение темы «Металлы».

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Модуль состоит из 3 уроков:

Урок 1. Основные способы получения металлов

Урок 2. Электролиз, как способ получения металлов.

Урок 3. Углубление понятия об электролизе


ТВЕРЬ - 2009 г.


МП «Металлы»

КДЦ «Изучение темы «Металлы».

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Модуль состоит из 3 уроков:

Урок 1. Основные способы получения металлов (базовый уровень)

Урок 2. Электролиз, как способ получения металлов.

Урок 3. Углубление понятия об электролизе (профиль)

ИДЦ: Знать основные способы получения металлов. Показать взаимосвязь между активностью металла и способом его получения.
Урок №1.
Тема урока: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Тип урока: Применение и совершенствования знаний.

Дидактическая цель урока: Повторить и систематизировать сведения об основных способах получения металлов в промышленности.

Задачи урока:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • обеспечить усвоение понятий об основных способах получения металлов: пирометаллургии, гидрометаллургии и электролизе;

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • развивать умение логически мыслить,

  • анализировать, делать обобщения и выводы,

  • проводить сравнения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • воспитывать умение находить главное,

  • способствовать развитию интереса к учебе.

Средства обучения:

ПРЕДМЕТНЫЕ: приборы для проведения ДО и ЛО, таблица растворимости, ряд стандартных электродных потенциалов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: ДО «Восстановление меди их оксида меди (II) водородом», ЛО «Восстановление меди из раствора сульфата меди»

ХОД УРОКА.
УЭ – 0. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ..
Учитель: Я думаю, нет необходимости повторять, какую огромную роль играют металлы в жизни человека – об этом мы говорили с вами на прошлых уроках. А цель нашего урока сегодня – повторить и систематизировать знания об общих способах получения металлов в промышленности. Соответственно этому и тема на доске «Способы получения металлов». На столах у вас – методические рекомендации которые помогут вам успешно справиться с поставленной целью.

Итак, только немногие металлы встречаются в свободном состоянии, и тогда они называются самородными. Золото и платина встречаются почти исключительно в самородном виде, серебро и медь – отчасти в самородном виде: иногда попадаются также самородные ртуть, олово и некоторые другие металлы. Огромное же большинство металлов, как вам известно, находится в природе в виде соединений с другими элементами, и для человека важно уметь получать эти металлы в чистом виде.
УЭ – 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.


  1. Электрохимический ряд напряжений металлов.

На предыдущих уроках мы говорили об электрохимическом ряде напряжений металлов. Вспомните какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?

Ожидаемые ответы:

А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является.

Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее).
Учитель: Итак, а теперь попробуем связать эти знания с нашей темой. Как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод.

Ожидаемые ответы:

Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.

  1. Понятие «руды»; «металлургия».

Вспомните, как называются минералы и горные породы, содержащие соединения металлов и пригодные для получения этих металлов промышленным путем. А какая наука и одноименная отрасль тяжелой промышленности занимается изучением процессов производства металлов из руд и получением металлов из сплавов?

  1. Понятия: ОВР, окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Теперь прочитайте методические указания и выполните предложенные задачи.


УЭ – 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



УЭ -2.1. (ЧДЦ) Вспомните основные способы получения металлов, для этого используйте соответствующий материал § 18 учебника (Габриелян 11 кл стр 214 – 215)

УЭ – 2.2. Кратко охарактеризуйте сущность каждого способа, обратите внимание на химическую активность металлов, получаемых тем или иным способом

УЭ – 2.3. (ЧДЦ) ПИРОМЕТАЛЛУРГИЯ.

Понаблюдайте за ДО «Восстановление меди из оксида меди». Запишите соответствующее уравнение реакции.

УЭ – 2.4.ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (ВЗАИМОКОНТРОЛЬ).

Составьте уравнения получения цинка из цинковой обманки (сфалерита), согласно цепочке ZnSZnOZn.

Какой способ получения металлов иллюстрирует эта цепочка?

Каковы обязательные условия протекания данных реакций?

К какому типу реакций относится каждая из указанных реакций? (признак: изменение степени окисления).

Составьте ОВР для данных реакций, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 2.5.(ЧДЦ) ГИДРОМЕТАЛЛУРГИЯ.

Проведите ЛО – получение меди из раствора CuSO4. Запишите соответствующее уравнение реакции.

УЭ – 2.6. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (ВЗАИМОКОНТРОЛЬ). Составьте уравнение получения меди из минерала тенорита (CuO) согласно цепочке CuOCuSO4Cu.

Для иллюстрации какого способа получения металлов подходит проведенный ЛО и эта цепочка?

Каковы условия?

Тип реакции (признак: изменение степени окисления).

Для ОВР составьте баланс, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 2.7. (ЧДЦ) ЭЛЕКТРОЛИЗ.

Какой способ получения металлов отражает следующая запись

электролиз

2NaCl → 2Na + Cl2.

расплав

Каковы условия прохождения данной реакции?

К какому типу (ОВР или не ОВР) относится эта реакция. Распишите ОВР, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УСТНЫЙ КОНТРОЛЬ (СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ),

На основе выполненных упражнений, ответьте на следующие вопросы:

  • К какому типу реакций относится большинство реакций, лежащих в основе промышленных способов получения металлов?

  • Какой процесс – окисление или восстановление необходимо произвести, чтобы выделить чистый металл из соединений?

  • Зависит ли выбор способа получения металла от его химической активности? Например, можно ли получить металлический натрий следующими реакциями, используемыми при гидрометаллургии

NaCl + Fe → ? NaCl + Li → ?

раствор раствор

  • Пригоден ли способ пирометаллургии для промышленного получения щелочных и щелочноземельных металлов?



УЭ – 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.


    1. Вычислите массовые доли минерала магнетита Fe3O4 и пустой породы в железной руде, если из образца этой руды массой 500 г получили железо массой 200 г. используйте метод пирометаллургии. В качестве восстановителей возьмите

I ряд – С; II ряд – Al; III ряд – Н2 ;

    1. Осуществите цепочку превращений: оксид серебра → нитрат серебра → серебро.

    2. Какое вещество и какой массы выделится на катоде при электролизе расплава хлорида меди (II), если на аноде выделился хлор объемом 11,2 л.

УЭ – 5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫВОД.
Обобщив и систематизировав знания, учащиеся делают вывод: все промышленные способы получения металлов основаны в основном, на восстановлении металлов из их оксидов и солей. В качестве восстановителей используются как химические вещества, так и электрический ток.
УЭ – 6. КОНТРОЛЬ.

Задача: Восстановлением оксида железа (III) массой 50 кг оксидом углерода (II) было получено 20 кг железа. Определите массовую долю выхода продукта реакции.

Задача: Сколько грамм технического серебра можно получить, поместив медную проволоку в 10% раствор нитрата серебра массой 50 г.

Задача. Дополнительно. Барий получают алюминотермическим восстановлением оксида бария. Какая масса бария будет получена при взаимодействии оксидного концентрата массой 600 г (массовая доля ВаО 91,8%) с техническим алюминием массой 100 г (массовая доля Al = 98,55%).
УЭ – 7. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
§18 (раздел – способы получения металлов + электролиз расплавов) упражнения 21, 22, 33, 37.

Базовый уровень – конспект, §20, упражнения в тетради на основные способы получения металлов.

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Урок №1.
Тема урока: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Цель урока: Повторить и систематизировать сведения об основных способах получения металлов в промышленности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

УЭ – 0. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.



Запишите в тетради тему и цель урока.

УЭ – 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.





  1. Используя электрохимический ряд напряжений металлов, вспомните какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?

  2. Вспомните понятие «руды»; «металлургия».

  3. Вспомните понятия: ОВР, окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.


УЭ – 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
УЭ – 2.1. Вспомните основные способы получения металлов, при необходимости используйте соответствующий материал § 18 учебника (Габриелян 11 кл стр 214 – 215)

УЭ – 2.2. Кратко охарактеризуйте сущность каждого способа, обратите внимание на химическую активность металлов, получаемых тем или иным способом. В тетради сделайте запись, отражающую сущность каждого способа.

УЭ – 2.3. Понаблюдайте за ДО «Восстановление меди из оксида меди водородом». Запишите соответствующее уравнение реакции.

УЭ – 2.4. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Составьте уравнения получения цинка из цинковой обманки (сфалерита), согласно цепочке ZnSZnOZn.


Какой способ получения металлов иллюстрирует эта цепочка?

Каковы обязательные условия протекания данных реакций?

К какому типу реакций относится каждая из указанных реакций? (признак: изменение степени окисления).

Составьте ОВР для данных реакций, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 2.5. Проведите ЛО – получение меди из раствора CuSO4. Запишите соответствующее уравнение реакции.

УЭ – 2.6. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ,

Составьте уравнение получения меди из минерала тенорита (CuO) согласно цепочке CuOCuSO4Cu.


Для иллюстрации какого способа получения металлов подходит проведенный ЛО и эта цепочка?

Каковы условия?

Тип реакции (признак: изменение степени окисления)?

Для ОВР составьте баланс, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 2.7.Какой способ получения металлов отражает следующая запись

электролиз

2NaCl → 2Na + Cl2.

расплав

Каковы условия прохождения данной реакции?

К какому типу (ОВР или не ОВР) относится эта реакция. Распишите ОВР, укажите окислитель и восстановитель.

УЭ – 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

На основе выполненных упражнений, ответьте на следующие вопросы:
    • К какому типу реакций относится большинство реакций, лежащих в основе промышленных способов получения металлов?

    • Какой процесс – окисление или восстановление необходимо произвести, чтобы выделить чистый металл из соединений.

    • Зависит ли выбор способа получения металла от его химической активности? Например, можно ли получить металлический натрий следующими реакциями, используемыми при гидрометаллургии


NaCl + Fe → ? NaCl + Li → ?

раствор раствор

  • Пригоден ли способ пирометаллургии для промышленного получения щелочных и щелочноземельных металлов?


УЭ – 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.


      1. Вычислите массовые доли минерала магнетита Fe3O4 и пустой породы в железной руде, если из образца этой руды массой 500 г получили железо массой 200 г. используйте метод пирометаллургии. В качестве восстановителей возьмите

I ряд – С; II ряд – Al; III ряд – Н2 ;
      1. Какое вещество и какой массы выделится на катоде при электролизе расплава хлорида меди (II), если на аноде выделился хлор объемом 11,2 л.


УЭ – 5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫВОД.
Обобщив и систематизировав знания, сделайте вывод: на каких процессах основаны промышленные способы получения металлов? Что используется в качестве восстановителей?
УЭ – 6. КОНТРОЛЬ.

Задача: Восстановлением оксида железа (III) массой 50 кг оксидом углерода (II) было получено 20 кг железа. Определите массовую долю выхода продукта реакции.

Задача: Сколько грамм технического серебра можно получить, поместив медную проволоку в 10% раствор нитрата серебра массой 50 г.

Задача. Дополнительно. Барий получают алюминотермическим восстановлением оксида бария. Какая масса бария будет получена при взаимодействии оксидного концентрата массой 600 г (массовая доля ВаО 91,8%) с техническим алюминием массой 100 г (массовая доля Al = 98,55%).

УЭ – 7.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
§18 (раздел – способы получения металлов + электролиз расплавов) упражнения 21, 22, 33, 37.

Базовый уровень – конспект, §20, упражнения в тетради на основные способы получения металлов.

МП «Металлы»

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Урок №2.
Тема урока: ЭЛЕКТРОЛИЗ, КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний с элементами изучения нового материала.

Дидактическая цель урока: Расширить понятие об электролизе, как сложном окислительно-восстановительном процессе.

Задачи урока:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • обеспечить усвоение основных закономерностей протекания процесса электролиза;

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • развивать умение наблюдать и логически мыслить,

  • анализировать и делать выводы;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • содействовать формированию причинно-следственных связей между явлениями.

Средства обучения:

ПРЕДМЕТНЫЕ: прибор для демонстрации процесса электролиза, таблица «ЭХ ряд напряжений металлов».

ПРАКТИЧЕСКИЕ: ДО «Электролиз раствора CuCl2», ДО «Электролиз раствора KI», письменные упражнения по составлению уравнений процесса электролиза, задачи.
ХОД УРОКА.
УЭ – 0. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Запись темы, постановка цели и задач урока.

УЭ - 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.





  1. Определение «Электролиты», «Электролитическая диссоциация».

  2. Основные положения ТЭД.

  3. Определение ОВР

  4. Определение «Электролиз» (насколько усвоена тема с 9-го класса).

УЭ - 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
УЭ - 2. 1. Уточним определение электролиз.

Окислительное и восстановительное действие электрического тока во много раз сильнее действия химических веществ. Так, ни один химический окислитель не может отнять у иона F- его электрон. Получить фтор удалось лишь при электролизе его расплавленных солей. На прошлом уроке мы ознакомились с сущностью процесса электролиза расплавов солей, учитывая, что при высоких температурах расплавы солей хорошо диссоциируют на ионы.

Уточним определение «Электролиз».

Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита.

УЭ – 2.2. Провести ДО «Электролиз раствора CuCl2» (Опыт №1). В продуктах реакции – медь на катоде и образование газообразного хлора на аноде. Ничто не противоречит ожидаемым после изучения процессов электролиза расплавов солей результатам. Учащиеся самостоятельно записывают уравнение процесса электролиза.

УЭ – 2.3. Провести ДО «Электролиз раствора КI» (Опыт №2).

Вопросы для учащихся:

    • Появился ли на катоде металлический калий?

    • А что вы наблюдаете около электрода, являющегося катодом?

    • О чем свидетельствует появление малиновой окраски в катодном пространстве при добавлении фенолфталеина?

    • О чем свидетельствует появление синего окрашивания в анодном пространстве при добавлении крахмала?

Обобщите и систематизируйте свои наблюдения после проведения опытов.

  • Чем отличаются опыты №1 и №2 от электролиза расплавов солей?

  • Чем отличается Опыт №1 от Опыта №2?

Прежде чем составить уравнение процесса электролиза опыта №2, прочитайте информацию в учебнике на стр. 232 и проработайте схему на стр. 233. Составьте уравнение процесса электролиза опыта №2.

Возможна помощь учителя!
УЭ – 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ.
Составить уравнение процесса электролиза растворов следующих веществ: NaOH, NaCl, AgNO3, H2SO4, решить задачу из подборки задач.
УЭ – 4. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (метод – взаимоконтроль, сверка по образцу).

Тест.

  1. При электролизе иодида калия на катоде выделяется: а) калий, б) водород, в) вода, г) гидроксид калия

  2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующемся на инертном аноде, при электролизе её водного раствора: а) нитрат алюминия, б) бромид лития, в) нитрат кальция, г) хлорид калия.

Продукт на аноде:

    1. водород, 2) кислород, 3) оксид азота (IV), 4) оксид азота (II), 5) хлор, 6) бром.


УЭ – 5. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД.
Обобщив изученный материал, ребята приходят к выводу, что для успешного понимания и правильной записи процесса электролиза необходимо применение ряда стандартных электродных потенциалов, ряда активности ионов и использование закономерностей протекания данного окислительно-восстановительного процесса.
УЭ – 6. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
§ 18, упражнение 23 - 25. Составить уравнение электролиза раствора сульфата натрия (согласно информации учебника). Хомченко, сборник задач 7 – 15, 7 – 17.

МП «Металлы»

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Урок №2.
Тема урока: ЭЛЕКТРОЛИЗ, КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Цель урока: Расширить понятие об электролизе, как сложном окислительно-восстановительном процессе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


УЭ – 0. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Запишите тему и цель урока.

УЭ -1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Вспомните следующие понятия:
1. «Электролиты», «Электролитическая диссоциация».

2. Основные положения ТЭД.

  1. Определение ОВР

  2. Определение «Электролиз».

УЭ – 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
УЭ – 2.1. Послушайте объяснение учителя. Запишите уточненное определение «Электролиз» в тетрадь.

Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита.

УЭ – 2.2. Понаблюдайте за опытом «Электролиз раствора CuCl2» (Опыт №1). После уточнения продуктов реакции самостоятельно запишите уравнение процесса электролиза.

УЭ – 2.3. Понаблюдайте за опытом «Электролиз раствора КI» (Опыт №2).

Ответьте на вопросы:

  • Появился ли на катоде металлический калий?

  • Что вы наблюдаете около электрода, являющегося катодом?

  • О чем свидетельствует появление малиновой окраски в катодном пространстве при добавлении фенолфталеина?

  • О чем свидетельствует появление синего окрашивания в анодном пространстве при добавлении крахмала?

Обобщите и систематизируйте свои наблюдения после проведения опытов.

  • Чем отличаются опыты №1 и №2 от электролиза расплавов солей?

  • Чем отличается Опыт №1 от Опыта №2?

Прежде чем составить уравнение процесса электролиза опыта №2, прочитайте информацию в учебнике на стр. 232 и проработайте схему на стр. 233. Составьте уравнение процесса электролиза опыта №2.
УЭ – 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ.
Составьте уравнение процесса электролиза растворов следующих веществ: NaOH, NaCl, AgNO3, H2SO4. Решите задачу №1 из подборки задач.
УЭ – 4. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выполните тест, сверьте ответы с ответами у соседа по парте, затем с образцом на доске.

Тест.

1. При электролизе иодида калия на катоде выделяется: а) калий, б) водород, в) вода, г) гидроксид калия

  1. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующемся на инертном аноде, при электролизе её водного раствора: а) нитрат алюминия, б) бромид лития, в) нитрат кальция, г) хлорид калия.

Продукт на аноде:

1) водород, 2) кислород, 3) оксид азота (IV), 4) оксид азота (II), 5) хлор, 6) бром.

УЭ – 5. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД.
Обобщив изученный материал, сделайте вывод: какие знания необходимы для успешного понимания и правильной записи процесса электролиза?
УЭ – 6. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
§ 18, упражнение 23 - 25. Составить уравнение электролиза раствора сульфата натрия (согласно информации учебника). Хомченко Г.П. «Сборник задач» 7 – 15, 7 – 17.

МП «Металлы»

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

Урок №3.
Тема урока: УГЛУБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭЛЕКТРОЛИЗЕ.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами изучения нового материала.

Дидактическая цель урока:

  1. Углубить понятие об электролизе, (используя проблемную ситуацию).

  2. Обобщить, закрепить и проверить усвоение темы «Способы получения металлов».

Задачи урока:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • Способствовать углублению усвоения основных закономерностей протекания процесса электролиза;

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • развивать умение преодолевать трудности проблемных ситуаций;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • воспитывать умение использовать полученные знания для решения практических задач;

Средства обучения:

ПРЕДМЕТНЫЕ: прибор для демонстрации процесса электролиза, таблица «ЭХ ряд напряжений металлов», средства ИКТ для демонстрации таблицы «Электролиз».

ПРАКТИЧЕСКИЕ: ДО «Электролиз раствора Na2SO4», письменные упражнения по составлению уравнений процесса электролиза, задачи.
ХОД УРОКА.
УЭ-0.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Запись темы, постановка цели урока.

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ,ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.


  1. Определение «Электролиты», «Электролитическая диссоциация».

  2. Основные положения ТЭД.

  3. Определение ОВР

  4. Определение «Электролиз».

  5. Основные закономерности протекания процессов при электролизе.

  6. Краткая проверка выполнения домашнего задания с записью на доске одним из учащихся уравнения процесса электролиза сульфата натрия.


УЭ-2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

После проверки выполнения домашнего задания предлагается одному из учащихся записать на доске уравнение процесса электролиза сульфата натрия, согласно рекомендациям в учебнике. Согласно учебнику, запись будет выглядеть так:
Электролиз

2H2O → 2H2↑ + O2

т.е. будет идти электролиз воды, и среда должна быть нейтральная.

После этого проводится демонстрационный опыт «Электролиз раствора сульфата натрия», желательно с использованием разделительной диафрагмы. После проведения опыта в катодное пространство приливается фенолфталеин (наблюдается бледно-малиновое окрашивание), а в анодное пространство приливается лакмус (наблюдается розовое окрашивание). Учащимся предлагается объяснить наблюдаемое явление.

Объяснение: на самом деле в растворе присутствуют также ионы соли Na+ и SO42-, которые, соответственно своим зарядам накапливаются в катодном и анодном пространствах. Таким образом, одновременно с выделением кислорода и водорода, образуется гидроксид натрия ( в катодном пространстве) и серная кислота (в анодном пространстве). Поэтому суммарное уравнение процесса электролиза можно записать в следующей форме:

электролиз

2О + 2Na2SO4 → 2H2↑ + 4NaOH + O2↑ + 2H2SO4

Этот эффект усиливается, если катодное и анодное пространство разделены перегородкой.
УЭ-3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Для контроля понимания этого вопроса учащимся предлагается записать уравнение процесса электролиза нитрата калия (сверка с образцом).
УЭ-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.

  1. Выполните тест: суммарному процессу электролиза раствора гидроксида натрия соответствует запись:

А) NaOH + H2O → Na + O2↑ + H2

Б) 4 NaOH → 4Na + O2↑ + 2H2О↑

В) 2 H2O → O2↑ + 2H2

Ответ подтвердите записью уравнения процесса электролиза.

  1. Решите задачу №1 из подборки задач (Сергеев С.А. «Химия. Темы школьного курса». М., 1997 г.).


УЭ-5. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ.
УЭ-6. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД.

Обобщив и систематизировав знания, учащиеся делают вывод: все промышленные способы получения металлов основаны, в основном, на восстановлении металлов из их оксидов и солей. В качестве восстановителей используются как химические вещества, так и электрический ток.
УЭ-7. ДИАГНОСТИКА

(дифференцированная) – внешний контроль.
УЭ-8. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

§ 18, упражнение 26 - 27, упражнения в тетради.
Пример диагностической работы.

  1. Укажите соответствие способа получения металла и химической записи процесса, допишите уравнения химических реакций.

1) пирометаллургия 2) гидрометаллургия 3) электролиз.

а) AgNO3 (р-р) + Cu →

электролиз

б) KI(расплав)

to

в) V2O5 + H2

  1. В каких парах обе из реакций, схемы которых приведены ниже, позволяют получить металл:

to

    1. CuO + CO → и CuSO4(р-р) + Zn →

to to

б. AgNO3 → и Cr2O3 + Al →

to

в. ZnS + O2(изб) → и Fe2O3 + H2

to to

г. KNO3 → и ZnO + C →

  1. Решите задачу № 2 из подборки задач.

  2. Решите задачу №5 из подборки задач.


МП «Металлы»

Модуль 2. Тема «Способы получения металлов». 11 класс, профиль.

УРОК №3.


Тема урока: «Углубление понятия об электролизе».

Цель урока: Углубить понятие об электролизе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.



УЭ-О. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Запишите в тетрадь тему и цель урока.

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.



Вспомните следующие понятия:

  1. Определение «Электролиты», «Электролитическая диссоциация».

  2. Основные положения ТЭД.

  3. Определение ОВР

  4. Определение «Электролиз».

  5. Основные закономерности протекания процессов при электролизе.

  6. Запишите в тетради процесс электролиза сульфата натрия и сверьте с надписью на доске.


УЭ-2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Посмотрите демонстрационный опыт «Электролиз раствора сульфата натрия», попробуйте объяснить наблюдаемые явления, используя свои знания по электролитической диссоциации.

Прослушайте объяснение учителя и для лучшего понимания прочитайте следующую информацию..

Информация: на самом деле в растворе присутствуют также ионы соли Na+ и SO42-, которые, соответственно своим зарядам накапливаются в катодном и анодном пространствах. Таким образом, одновременно с выделением кислорода и водорода, образуется гидроксид натрия ( в катодном пространстве) и серная кислота (в анодном пространстве). Поэтому суммарное уравнение процесса электролиза можно записать в следующей форме:

электролиз

2О + 2Na2SO4 → 2H2↑ + 4NaOH + O2↑ + 2H2SO4

Этот эффект усиливается, если катодное и анодное пространство разделены перегородкой.
УЭ-3. Запишите уравнение процесса электролиза нитрата калия.


УЭ-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.

  1. Выполните тест: суммарному процессу электролиза раствора гидроксида натрия соответствует запись:

А) NaOH + H2O → Na + O2↑ + H2

Б) 4 NaOH → 4Na + O2↑ + 2H2О↑

В) 2 H2O → O2↑ + 2H2

Запишите уравнение процесса электролиза в тетрадь.

2. Решите задачу №1 из подборки задач.
УЭ-5. Осуществите взаимоконтроль, сверьте с записью на доске.
УЭ-6. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД.

Обобщив и систематизировав знания, сделайте вывод по теме используя план.

1.На каких процессах основаны промышленные способы получения металлов основаны.

2.Что используется в качестве восстановителей.

УЭ-7. ДИАГНОСТИКА (дифференцированная)

1. Укажите соответствие способа получения металла и химической записи процесса, допишите уравнения химических реакций.

1) пирометаллургия 2) гидрометаллургия 3) электролиз.

а) AgNO3 (р-р) + Cu →

электролиз

б) KI(расплав)

to

в) V2O5 + H2

  1. В каких парах обе из реакций, схемы которых приведены ниже, позволяют получить металл:

to

    1. CuO + CO → и CuSO4(р-р) + Zn →

to to

б. AgNO3 → и Cr2O3 + Al →

to

в. ZnS + O2(изб) → и Fe2O3 + H2

to to

г. KNO3 → и ZnO + C →

  1. Решите задачу № 2 из подборки задач.

  2. Решите задачу №5 из подборки задач.

УЭ-8. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

§ 18, упражнение 26 -27, упражнения в тетради.

Список литературы:

    1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия 11 класс. Профильный уровень». М., 2008 г.

    2. Глинка Н.Л. «Общая химия», М., 2005 г.

    3. Сергеев С.А. «Химия. Темы школьного курса», М., 1997 г.

    4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы», М., 1999 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск