Скачать 469.53 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области МОУО г. Екатеринбурга МОУ ДОД ДЦТ «Галактика» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОР» для детей 11-14лет (срок реализации 3 года) Составитель: Долгорукова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования, учитель биологии и экологии МОУ гимназии № 2 Екатеринбург, 2006 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-биологические знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями. В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение. Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии. Основная цель курса – социализация личности ребенка через формирование экологической культуры. Занятия детского объединения «Экор» направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
Занятия в ДО эколого-биологической направленности дают возможность учащимся лучше узнать и изучить животный и растительный мир своего края, помогают освоить школьную программу по естествознанию, биологии и географии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что она является комплексной:
Образовательная программа реализуется в течение 3-х лет и адаптирована для учащихся 5-7 классов в связи с тем, что педагог дополнительного образования является классным руководителем данной возрастной группы, включенных в состав детского объединения. Содержание программы совпадает с основными формами ведущей деятельности ребенка среднего школьного возраста (11-14 лет) – это интимно-личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности. Появляются чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии; формируются самоанализ, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Для этого периода характерны трудности роста, интерес к противоположному полу, частая смена настроений, неуравновешенность; развиваются волевые качества, повышается потребность в общении, самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. В ходе первого года обучения учащиеся, имеющие опорные знания курса природоведения (1-3 классы), знакомятся с основными понятиями экологии, биологии, географии. Очень подробно изучаются темы «Биосфера», «Почвы» и «Биоценозы». Даются основы туристических навыков, необходимых при изучении различных видов биоценозов. В ходе изучения курса второго года обучения подробно изучаются природные особенности нашего края, и продолжается освоение туристических навыков. Кроме того, учащиеся приобретают навыки в проведении фенологических наблюдений. В ходе третьего года обучения учащиеся изучают уровни организации живых систем, важнейшими из которых являются популяционно-видовой и биоценотический. Данный курс рассчитан уже на выявление различных взаимоотношений. Как между различными природными компонентами, так и между человеком и природой. Изучение антропогенного воздействия на природу – важный момент в изучении программы данного курса.Изучение тем «Начальной туристской подготовки» с усложнением по годам обучения является необходимым и закономерным условием подготовки к летней научно-практической экспедиции. Целью проведения летней научно-практической экспедиции является выявление уровня освоения учебной программы участниками детского объединения (исследовательская работа по заданной теме, умение пользоваться специальным инвентарем, оборудованием, приборами, составление отчетных документов и др.). Материалы экскурсий, походов, практических занятий в природе оформляются для пополнения школьного кабинета географии и используются на уроках географии, биологии, естествознания и др. Программа предусматривает различные формы проведение занятий с учащимися: теоретические, практикум - исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, учебные экскурсии в природу, походы выходного дня. Общее количество учебных часов на 1 группу – 180. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 теоретическое, 1 практическое в помещении или на природе. Походы выходного дня – 1 раз в месяц. Рекомендуемый состав детского объединения для первого года обучения – не менее 15 человек, второго года обучения – не менее 12 человек, третьего года обучения – не менее 10 человек. Программа предусматривает различные формы проведения занятий с учащимися: теоретические, практикум – исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, учебные экскурсии в природу, походы выходного дня. Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала, продолжительностью не более 40 минут. . Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений. Продолжительность практических занятий в помещении не более 2-х часов, практических занятий на природе, экскурсий не более 3-х часов, походов выходного дня не более 8 часов. Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных рек и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края. В связи с этим для проведения практических занятий используется территория расположенного в Орджоникидзевском районе Калиновского лесопарка, являющегося природоохранным объектом областного значения, местом практических занятий не только учащихся, но и студентов УрГПУ. Завершающим этапом трехгодичного курса обучения является проведение научно-практической конференции с привлечением оформленных фотоматериалов по различным походам, экскурсиям, практикумам, реферативных и исследовательских работ, выполненных в ходе проведения многодневной летней экспедиции и в ходе изучения курса. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Воспитанники должны: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология? (1) План работы ДО на год. Права и обязанности члена ДО. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы. Обзор книг об интересном в жизни растений, лес – природное единство. Интересные явления в природе. Выставка краеведческой литературы. Тема 2. Земля как планета (4) Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (П в. н.э.) – геоцентрическая система мира; Н.Коперник (1473- 1543 гг) – гелиоцентрическая система; теория Канта Лапласа (ХУШ в.); О.Ю.Шмидта (1891-1956гг). Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как единое целое. Экскурсия. «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания: -Почему опадают листья у деревьев? -Какие деревья не сбрасывают листья на зиму? -Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава? Экскурсия – практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий. Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки. Составить письменный рассказ. «Подготовка растения к зиме». Сделать эклиметр, рейки снегомерные. Тема 3. Понятие о биосфере (4). Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. «Первичный бульон» древних океанов. Теория А.И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической. И.В.Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий. Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология – наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие. Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Понятие об атмосфере, литосфере, гидросфере, географической оболочке. Рекреационная нагрузка на окружающую среду. Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В.П. Путешествие в прошлое Земли. М.: Недра, 1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская литература, 1978). Сообщения: - Море без рыб (550 млн. лет назад). - В подземном саду. Выход на сушу (400 млн. лет назад). - Время древней жизни (250 млн. лет назад). - Ящер – тиран (динозавры – 80 млн. лет назад). - Африка в шубе (25 тыс. лет назад). Экскурсия. «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений. Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Определение степени загрязнения снега (запыленность, рН талого снега). Тема 4. Понятие о почве (14). Зачем изучают почву? Как раньше думали о почве. В.В.Докучаев – великий ученый-почвовед (его определение почвы). Состав и структура почвы. Почва – среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Не нарушающие плодородия почв, причины истощения почвы. Меры улучшения плодородия. Туристская тропа – причина водной эрозии почв. Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических – навоза, помета), севооборота, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон). Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной). Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях о неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой, их образование. Проталины. Экскурсия. Практическая работа по группам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму. Практическая работа 1. Описание и изучение лесной почвы Практическая работа 2. Изучение и учет почвенных беспозвоночных животных. Индивидуальные задания:
Тема 5. Луг и пастбище (12). Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Отличие луга от пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильность ухода за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве. Практическая работа 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Охрана птиц. Фенологические наблюдения. Практическая работа 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной). Тема 6. Лес (15). Лес - природное сообщество. Рекреационные зоны. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правило поведения в лесу. Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Практическая работа 1. Выбор и составление карты территории исследования. Выбор и закладка пробного участка и площадок исследования. Практическая работа 2. Составление плана пробных площадок. Практическая работа 3. Определение видового состава и пород деревьев и кустарников по семенам, коре, внешнему виду. Практическая работа 4. Исследование повреждений древесных пород. Практическая работа 5. Изучение шишек сосны. Практическая работа 6. Антропогенное влияние (следы жизнедеятельности человека). Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биоценоза и их экологическая приспособленность. Тема 7. Водные биогеоценозы (8). Аквариум – модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды – мир микроскопических организмов. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы. Меры по охране водоемов, малых рек. Областная программа «Родники». Программа «Ностальгия». Нормы пользования водоисточниками. Практическая работа – изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде. Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды. Наблюдение за жизнью обитателей аквариума. Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи. Тема 8. Чем интересны походы и путешествия. Закон об охране природы. Туризм и охрана природы (7). Развитие массового туризма в России, в своем крае. Виды туризма. Экологические проблемы в рекреационных зонах. Участие туристов в охране природы и преобразовании природного окружения. Виды природоохранной деятельности туристов на маршруте. Необходимость выполнения эколого-туристских правил поведения в окружающей среде: при пользовании водоисточниками, хождений в природном окружении, сборе грибов и частей диких растений, выборе места и устройстве туристского бивака, выборе места для кострища, обращении с огнем, выборе и сборе, заготовке топлива для костра; «захоронении» бытовых отходов, обращении с дикими животными. Не нарушать тишины. Краеведческий музей, его состав и структура. Туристско-краеведческие клубы. Экскурсия. Знакомство со структурой краеведческого музея. Тема 9. Охрана природы и заповедное дело (13). Международное сотрудничество по охране природы. Международные и российские природоохранные организации. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Охраняемые виды растений и животных Свердловской области. Практическая работа 1. Изучение различной краеведческой литературы с целью выявления различных видов особо охраняемых территорий в Свердловской области. Практическая работа 2. Изучение охраняемых видов растений и животных Свердловской области с помощью различной краеведческой литературы. Практическая работа 3. Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов растений и животных Свердловской области при работе в краеведческом музее Практическая работа 4. Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов животных России при посещении зоопарка. Практическая работа 5. Экскурсия. Выявление охраняемых видов растений и животных на территории Калиновского лесопарка. Тема 10. Как организовать туристское путешествие (18) Теоретическая и практическая подготовка путешествия, этапы. План подготовки к походу. Права и обязанности участников похода. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экспедиций с учащимися общеобразовательных школ. Практическая работа. Разработка похода выходного дня (ПВД) однодневного, лыжного. Составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения. Проверка снаряжения. Распределение обязанностей среди участников похода. Оформление материала похода, выпуск фотогазеты. Экскурсия-поход «Следы на снегу». Закрепление эколого-биологических и туристских умений. Тема 11. Наш край. Экологические проблемы края (22). Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края. Историческое прошлое нашего края. Народное творчество нашего края. Туристские возможности родного края развитие массового самодеятельного туризма и проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма. Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические проблемы края. Практическая работа с политико-административными, экономическими и физико-географическими картами края (области, республики). Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре края. Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового; подборка краеведческой литературы и составление плана его выполнения в течение учебного года. Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы». Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении. Тема 12. Наблюдения за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха (10). Климат и погода своей местности. Микроклимат городов. Как предсказать погоду. Самодельные метеорологические приборы. Меры охраны атмосферного воздуха. Необходимость наблюдений за погодой в походе. Предсказание погоды растениями, животными. Дневник наблюдений за погодой. Меры по охране воздуха. Практическая работа. Изготовление самодельных метеорологических приборов, вычерчивание дневника погоды и его заполнение. Экскурсия. «Наблюдение за погодой». Тема 13. Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. Оборудование для краеведческой работы (16). Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста-краеведа. Эколого-краеведческие умения по изучению природы края. Практическая работа. Изготовление простейшего оборудования для краеведческих наблюдений. Составление дневника фенолога. Экскурсия. «Фенологические наблюдения в природе». Тема 14. Туристское снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране окружающей среды (10). Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды и района путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Состав ремонтного набора. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы (колышки и стойки для палатки, костровое оборудование). Практическая работа. Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки, устройство бивака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление самодельного снаряжения. Тема 15. Особенности лыжного похода (6) Особенности зимнего похода: климатические условия, способы передвижения, снаряжение и т.д. Групповое и личное снаряжение пешего похода. Особенности зимнего бивака, кострище. Установка палатки и виды палаток. Правила выбора места и устройства бивака и кострища в зимнем походе. Способы определения сухостоя зимой, сбор топлива. Оказание первой медицинской помощи в зимнем походе (обморожение, простудные заболевания). Практическая работа. Комплектование специального снаряжения, укладка рюкзака. Изготовление бахил, масок, кострового оборудования. Ремонт лыж. Отработка тактики хождения на лыжах, определение сухостоя и его заготовка для костра. Поход выходного дня. Закрепление эколого-туристских навыков и умений – поведенческих, опознавательных. Тема 16. Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические умения (8). Гигиенические требования в походе. Санитарно-гигиенические умения и способы действий: не допускать загрязнения водоемов, избегать загрязнений мест стоянок бытовыми отходами. Лекарственные растения, используемые в походе, правила их сбора, ядовитые грибы и растения. Умывание, купание, закаливание в походе. Уход за ногами. Требования к обуви, одежде. Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды. Практические занятия. Отработка приемов самоконтроля. Комплектование походной аптечки, отработка навыков оказания первой медицинской помощи, изготовления носилок для переноски пострадавшего из подручных средств, санитарно-гигиенических умений и способов действий; определение лекарственных растений, ядовитых грибов и растений. Нахождение питьевой воды и ее обеззараживание. Тема 17. Туристский быт. Узлы. Правила поведения туриста в походе (12) Правильный выбор места туристского бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры. Различные типы костров, устройство кострища. Сушка и ремонт обуви. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора. Режим дня в походе, дневки, игры. Правила поведения туриста в походе (обобщение). Практическая работа. Составление меню одно-, двух- и трехдневного похода (деловая игра). Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором (инструментами). Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов. Деловая игра «Наши проекты» - экологически «безопасный очаг», бивак. Поход. Организация игр в пути и на привале. Составление «Памятки туриста-эколога». Деловая игра «Наши проекты» - экологически «чистый привал». По окончании изучения курса первого года обучения воспитанники должны:
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | ||
Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Методические рекомендации для специалистов на основе опыта маоу «Планирование карьеры» Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей | Положение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования... | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике... Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую,... | ||
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Государственное учреждение дополнительного образования детей Центр... Сформировать знания об электрической природе молнии ( причинах возникновения, скорости, силе электрического разряда, видах, др),... | Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» ... |