Скачать 398.53 Kb.
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» Возраст обучающихся 13 - 18 лет Срок реализации - 2 года Пояснительная записка Направленность программы – культурологическая. Вид программы – примерная. В основе данной программы лежат методические подходы и дидактические принципы, представленные в авторской образовательной программе "Юные археологи" (авт. Кочкина А.Ф.,зав. сектором археологии СОИКМ им. П.В.Алабина). Преамбула программы. Основу исторического образования составляет история Отечества и родного края. Наряду с этим важно знать и закономерности развития всемирной истории, уметь сравнивать и анализировать события и явления в жизни человечества, а, следовательно, правильно понимать и ценить то, что дала нам история. Археология - это наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков жизнедеятельности человека. В настоящее время не теряет актуальности интерес общества к истории Отечества и родного края. В связи с этим особое значение приобретает работа с учащимися по археологии в детских объединениях. Знание своих корней, истории той территории, где проживаешь, человеку необходимо наряду с прочими условиями, для формирования в подрастающем поколении гражданственности на основе искреннего уважения к прошлому, понимания и осознания его, как основы культурно-исторического развития человечества. Мировая история, насчитывает не один миллион лет, пронесла сквозь эту бездну времени огромное количество событий. Но, несомненно, основу гражданского воспитания составляет история Отечества и, в первую очередь, того края, где человек родился. Археология как наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков деятельности человеческого общества, является одной из важнейших составляющих исторической науки, играет в этом далеко не последнюю роль. В школьном курсе истории археология несправедливо занимает незначительное место. Несколько уроков не позволяют закрепить достаточно прочно знания и общие понятия в этой области. В учебниках истории археологические материалы представлены абстрактно, практически без конкретной «привязки» к археологическим памятникам. Упоминаемые редкие памятники чаще всего расположены где-то далеко в Египте или Греции. Вся кропотливая повседневная исследовательская работа археологов остается, как правило, вне поля зрения людей. До сих пор программа общеобразовательной школы не включает в качестве обязательного и курс исторического краеведения, с которым археология связана непосредственно. Отчасти это можно объяснить более расширенными задачами программ общеобразовательной школы. В этой связи роль дополнительного образования несоизмеримо возрастает, так как именно в этом направлении у педагога появляются широкие возможности как для пропаганды и популяризации археологии, так и для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Без знания особенностей исторического развития подростку, входящему во взрослую жизнь, сложно дать объективную оценку происходящему. Актуальность данной программы проявляется в том, что при ее изучении школьники не только теоретически, но и практически, непосредственно в экспедиции прикасаются к прошлому нашей Родины. Взаимодействие археологии и исторического краеведения во внешкольной работе позволяет воспитывать в учащихся осознание историко-культурной ценности родного края и формировать основы историко-культурного мышления школьников, т.е. понимание ими взаимосвязи территорий в историческом развитии, значимости и важности изучения прошлого человечества. Педагогическая целесообразность программы, состоит в том, что археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений. Отличие данной программы от других: Программа предполагает дифференцированный подход к учащимся - ориентацию массовую аудиторию и сравнительно узкий круг детей, проявляющих повышенный интерес к древнейшей истории и процессу научного познания. Образовательная программа создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования детей, с учетом норм и требований СанПиН 2.4.4.1251-3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ - содействовать становлению учащегося как человека культурного, творческого, патриота, через его активное участие в возрождении культуры родного края средствами археологической и научно-исследовательской работы. ЗАДАЧИ:
Возраст детей. Сроки реализации программы и режим занятий Возраст членов коллектива от 13 до 18 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Основная форма занятий – групповая. Численный состав группы 15 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний. Занятия учебных групп проводятся: 1 год обучения –2 раза в неделю по 2 часа (45 минут + 15 минут перерыв), в год 144 часа; 2 год обучения –3 раза в неделю по 2 часа (45 минут + 15 минут перерыв), в год 216 часов; По уровню содержания – учебно-исследовательская. По степени профессионализации – методологической грамотности и общекультурной компетенции. По широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильная. На второй год обучения принимаются учащиеся, успешно освоившие предыдущий курс (прошедшие летнюю археологическую практику). Механизм реализации программы Виды занятий: аудиторные, выездные. Аудиторные занятия проводятся в учебном помещении, включающем: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), с соответствующим по возрасту размером мебели, с естественным левосторонним освещением, с достаточным искусственным освещением. Программа предполагает следующие виды занятий: вводные, лекционные, игровые, посещение музеев, пешеходные экскурсии, итоговые. В целом работа объединения проводится по нескольким направлениям: познавательному, развивающему и научному. В обычном двухчасовом занятии используется несколько форм. В зависимости от возраста учащихся, их потребностей и интеллектуальных возможностей выделяются несколько уровней обучения. I уровень рассчитан на школьников 7-8 классов. Условно этот уровень можно назвать научно-популярным. Он предполагает решение следующих задач:
II уровень рассчитан на учащихся 9-11 классов. Его условно можно назвать уровнем научных знаний, где учитываются возрастные особенности учащихся. Этот уровень предполагает приобретение компетентности в области археологии:
Если 1 уровень усвоения доступен практически каждому, то занятия по II уровню предполагают определенные склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности. Формы и методы работы объединения В качестве основного методического приема используется игровая, развлекательная форма: игры, викторины, соревнования, походы, экскурсии. Учебное время программы распределяется между аудиторными и полевыми занятиями, существенную часть которых составляет археологическая экспедиция. Наряду с общими теоретическими знаниями, проводимыми в виде лекции или беседы, просто свободного разговора по теме занятия, обязательно используются интеллектуальные и подвижные игры, викторины, конкурсы, коллективные кроссворды. На семинарах сообща обсуждаются отдельные изучаемые проблемы, заслушиваются рефераты и сообщения. Практические занятия проводятся непосредственно с археологическим материалом, чаще в музее и фондах ГИМ (зарисовки, шифровка материала и т.д.) Выезды на археологические памятники, экскурсии, поездки по историческим местам, многодневные и однодневные походы положительно влияют на привлечение ребят в объединение. Для расширения кругозора и досуга учащихся организуется посещение музеев, выставочных залов и театров города. Для формирования коллектива проводятся исторические и культурно – развлекательные вечера, ставшие уже традиционными. С детьми, проявляющими профессиональный интерес к археологии, организуются индивидуальные занятия, где педагог курирует их работу по подготовке докладов, с которыми они участвуют в конференциях. Свои способности дети могут проявить в предметных и краеведческих олимпиадах, научно-практических конференциях. Ведущими методами обучения по данной программе являются: Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы; Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств; Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда, археологическим материалом, чаще в музее и фондах ГИМ (зарисовки, шифровка материала и т.д.) Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход; Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся, прошедшие 1 год обучения кружка "Юный Археолог", должны знать:
Должны уметь:
Учащиеся, прошедшие 2 год обучения кружка «Юный Археолог», должны знать:
Должны уметь:
Механизм выявления результатов и оценки полученных знаний Освоение учащимися программы постоянно контролируется разнообразными способами: небольшие викторины, решение кроссвордов по пройденным темам, тесты. Диагностические тестирование проводится как на промежуточных этапах, так и по завершении каждого года обучения. Подготовка тестов осуществляется руководителем кружка в соответствии с пройденными темами и задачами тестирования. Одна из форм контроля знаний: самостоятельная подготовка небольших письменных работ типа сочинений на темы, связанные с изучаемым курсом, такие работы способствуют развитию воображения, общей эрудиции, фантазии у ребят. Развитию и закреплению исследовательских навыков способствует подготовка рефератов и докладов по выбранным самостоятельно или по рекомендации руководителя темам. Практические навыки археологических исследований проверяются во время экспедиции. Учащиеся после второго года обучения уже могут работать на раскопках, самостоятельно контролируя качество своей работы и работы новичков. После 2 года обучения многие ребята могут оказывать достаточно квалифицированную помощь в экспедиции при разбивке раскопа, нивелирования поверхности и находок, зачистка стенок раскопа и поверхности, первичной обработке массовых находок. Летняя археологическая экспедиция предусматривает выезд на 20 дней. Археологическая экспедиция является наиболее ожидаемым ребятами этапом их занятий в объединении. Во время проведения экспедиции, учащиеся приобретают навыки полевых археологических работ, включаются в профессиональную деятельность историков, археологов. Именно в экспедиции в наибольшей степени удовлетворяется познавательный интерес учащихся. Для достижения оптимизации воспитательного процесса в работе объединения, к сотрудничеству привлекается психолог, который оказывает профессиональную помощь в проведении ряда методик для изучения личностных особенностей подростков, межличностных отношений в группах, общего настроя в детском коллективе, в определении познавательной активности детей. Работа детей в археологическом объединении по подготовке и защите рефератов и докладов является решением одной из задач программы, а именно – развитие познавательной и творческой деятельности учащихся. В целом результативность программы можно будет оценить по количеству учащихся продолжающих историческое образование в ВУЗах. Виды контроля:
Формы контроля:
Подтверждением успешности освоения программы служат следующие показатели
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Задачи первого года обучения:
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | ||
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт» | Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей художественного... Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых... | Образовательная программа дополнительного образования детей Детское... Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,... | Образовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник» Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях... |