МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Экологический Кафедра Экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_________________________
«_____»____________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.2.2. Экология территорий
по направлению
подготовки бакалавров 100400.62 Туризм
по профилю подготовки Технология и организация туроператорских и турагентских услуг квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) __100400.62 Туризм_______________________________ Составитель рабочей программы:
Преподаватель кафедры Экологии и защиты окружающей среды
|
|
|
Четыз Д.Ю.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины Целью преподавания дисциплины «Экология территорий» является изучение вопросов взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов и в зонах их влияния, формирование у студентов знаний о предмете, ознакомление с экологическими проблемами современных городов, методами изучения городской среды, прогнозирования и предотвращения отрицательных экологических последствий.
Задачи преподавания дисциплины «Экология территорий»:
Рассмотрение частных и интегральных экологических факторов, возникающих в процессе градостроительства и эксплуатации городов.
Оценка на практических занятиях экологических условий и факторов урбанизированной среды.
В соответствии с учебным планом по окончании курса предусмотрен зачет. 2. Место дисциплины в структуре ОП по направлению подготовки. Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин (В.В.2.2), опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин, как экология, география, биология. Для освоения данной дисциплины студентам необходимы способности к абстрактному и критическому мышлению, познавательной деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные положения экологии, знать основные понятия экологии территорий, оперировать основными показателями применяемыми для оценки качества городской среды, иметь представление о мерах по защите окружающей среды.
Уметь использовать знания в области экологии в профессиональной деятельности, оценивать нагрузку на окружающую среду, предлагать меры по защите окружающей среды территорий, исходя из экологической обстановки.
Владеть понятийным аппаратом, некоторыми методами обработки и анализа экологической информации.
Реализуемые компетенции: ОК-2, 4, 11, 1; ПК- 1.
Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Выполнение практических заданий
|
12/0,3
6/0,16
|
12/0,3
6/0,16
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
| -
| -
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,16
| 6/0,16
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,7
| 98/2,7
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Выполнение практических заданий
|
62/1,7
26/0,72
|
62/1,7
26/0,72
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
| -
| -
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
| Структура и содержание дисциплины
5.1. структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Семестр 3
| 1.
| Введение
| 1
| 2
| 2
|
| 2
| опрос
| 2.
| Экологические проблемы территорий.
| 2-3
| 4
| 2
|
| 6
| опрос
| 3.
| Город. Городская среда.
| 4-5
| 6
| 2
|
| 6
| Тестирование
| 4.
| Основные понятия Экологии территорий.
| 6-7
| 4
| 2
|
| 10
| опрос
| 5.
| Краткая характеристика четырех взаимосвязанных компонентов подсистем урбанизированной среды: природной, артеприродной, квазиприродной и социальной.
| 8-11
| 6
| 4
|
| 8
| Опрос, тестирование
| 6.
| Экологическая характеристика городской среды.
| 12-14
| 6
| 2
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 7.
| Экополисы и мегаполисы.
| 15-16
| 2
| 2
|
| 8
| Тестирование
| 8.
| Экологические проблемы городов России
| 17
| 4
| 2
|
| 6
| Обсуждение докладов
| 9.
| Промежуточная аттестация.
| 18
| -
| -
|
|
| Зачет в устной форме
|
| Итого:
|
| 36
| 18
|
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Введение
|
| 2
|
|
|
| 2.
| Экологические проблемы территорий.
|
| 2
| 2
|
|
| 3.
| Город. Городская среда.
|
| 2
| 2
|
|
| 4.
| Основные понятия Экологии территорий.
|
|
|
|
| 15
| 5.
| Краткая характеристика четырех взаимосвязанных компонентов подсистем урбанизированной среды: природной, артеприродной, квазиприродной и социальной.
|
|
|
|
| 25
| 6.
| Экологическая характеристика городской среды.
|
|
|
|
| 20
| 7.
| Экополисы и мегаполисы.
|
|
|
|
| 15
| 8.
| Экологические проблемы городов России
|
|
|
|
| 23
| 9.
| Промежуточная аттестация - зачет
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
| 6
| 4
|
| 98
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Экология территорий», образовательные технологии Лекционный курс
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| Тема 1.
| Введение
| 4/0,11
| 2/0,05
| Определение экологии территорий; предмет, объекты экологии территорий, задачи и проблемы экологии территорий.
| ОК-2
| Знать: закономерности, особенности, историю становления, развития и общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации.
Уметь: анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.
Владеть: методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества.
| Лекции
| Тема 2.
| Экологические проблемы территорий.
| 4/0,10
| 2/0,05
| Рассмотрение экологических проблем территорий. Воздух, мусор, вода, почва.
| ОК-11
ПК-1
| Знать: основы природопользования, устойчивого развития; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии территорий. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации, технологиями совместной работы в малых творческих группах.
| Лекции-беседы
| Тема 3.
| Город. Городская среда.
| 6/0,15
| 2/0,05
| Определение города, как сложнейшей природно-технической системы; краткая характеристика воздействия города на элементы среды; рассмотрение градостроительства как наиболее ресурсо -потребляющей отрасли
| ОК-4
| Знать: основы логики, культуры мышления.
Уметь: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь.
Владеть: способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками подготовки, написания письменных и произнесения устных сообщений.
| Лекция
| Тема 4.
| Основные понятия Экологии территорий.
| 4/0,10
|
| Рассмотрение понятий: продуктивность территории, воспроизводство природных ресурсов, антропогенная сукцессия, циклическая сукцессия, кризисное состояние, деградация природной среды, экологический кризис, емкость территорий
| ОК-4
| Знать: основы логики, культуры мышления.
Уметь: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь.
Владеть: способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками подготовки, написания письменных и произнесения устных сообщений.
| Проблемные лекции
| Тема 5.
| Краткая характеристика четырех взаимосвязанных компонентов подсистем урбанизированной среды: природной, артеприродной, квазиприродной и социальной.
| 6/0,15
|
| Подробное рассмотрение элементов природной среды, доли природных факторов на урбанизированных территориях; рассмотрение взаимодействий четырех подсистем
| ОК-12
| Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию
окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способ-
ность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных
ситуаций
| Лекция
| Тема 6.
| Экологическая характеристика городской среды.
| 6/0,15
|
| Городская среда, как совокупность двух подсистем – природной и антропогенной. Элементы природной и антропогенной субсистем. Экологическая характеристика города в виде многоступенчатого «дерева свойств»
| ОК-11
ПК-1
| Знать: основы природопользования, устойчивого развития; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии территорий. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации, технологиями совместной работы в малых творческих группах.
| Слайд-лекции
| Тема 7.
| Экополисы и мегаполисы.
| 2/0,05
|
| Рассмотрение разновидностей городов: экополиса, как природно антропогенной системы с характеристикой особенностей, достоинств и недостатков; мегаполиса, как антропоприродной системы, оказывающей ощутимое давление на природную среду.
| ОК-2
| Знать: закономерности, особенности, историю становления, развития и общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации.
Уметь: анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.
Владеть: методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества.
| Проблемная лекция
| Тема 8.
| Экологические проблемы городов России.
| 4/0,10
|
| Рассмотрение города
- как динамично функционирующей системы;
- как аккумулирующей системы;
- как зависимой, супероткрытой экосистемы;
- как неравновесной экосистемы с характерными особенностями продуктивности
| ОК-4
| Знать: основы логики, культуры мышления.
Уметь: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, аргументировано и четко строить свою речь.
Владеть: способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками подготовки, написания письменных и произнесения устных сообщений.
| Лекция
|
| Итого
| 36/1
| 6/0,16
|
|
|
|
|
5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование практических и семинарских занятий
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
|
| Введение
| Предмет, объекты экологии территорий, задачи и проблемы экологии территорий.
| 2/0,05
| 2/0,05
|
| Экологические проблемы территорий.
| Проблемы воздуха, почвы, воды, утилизации мусора.
| 2/0,05
| 2/0,05
|
| Город. Городская среда.
| Город, краткая характеристика воздействия города на элементы среды; рассмотрение градостроительства как наиболее ресурсо -потребляющей отрасли
| 2/0,05
|
|
| Основные понятия Экологии территорий.
| Продуктивность территории, воспроизводство природных ресурсов, антропогенная сукцессия, циклическая сукцессия, кризисное состояние, деградация природной среды, экологический кризис, емкость территорий
| 2/0,05
|
|
| Краткая характеристика четырех взаимосвязанных компонентов подсистем урбанизированной среды: природной, артеприродной, квазиприродной и социальной
| Элементы природной среды, доли природных факторов на урбанизированных территориях; рассмотрение взаимодействий четырех подсистем
| 2/0,05
|
|
| Экологическая характеристика городской среды
| Городская среда, как совокупность двух подсистем – природной и антропогенной. Элементы природной и антропогенной субсистем. Экологическая характеристика города в виде многоступенчатого «дерева свойств»
| 2/0,05
|
|
| Экополисы и мегаполисы
| Разновидности городов
| 2/0,05
|
|
| Экологические проблемы городов России.
| Рассмотрение города
- как динамично функционирующей системы, как аккумулирующей системы;
- как зависимой, супероткрытой экосистемы;
- как неравновесной экосистемы с характерными особенностями продуктивности
| 4/0,11
|
|
| Итого
|
| 18/0,5
| 4/0,11
| |