Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект





Скачать 354.55 Kb.
НазваниеСтратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер354.55 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > География > Автореферат
  1   2   3


Дипломатическая академия
МИД РоссиЙской федерации


На правах рукописи


ГЕЙДАРОВ НАМИК АРИФоВИЧ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ «ТРЕУГОЛЬНИК»
РОССИЯ–КИТАЙ–США:
ЕВРАЗИЙСКИЙ АСПЕКТ


Специальность 23.00.04 – политические проблемы
международных отношений и глобального развития

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук

Москва – 2008 г.

Работа выполнена в Центре Трансатлантических исследований Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель: Матяш

Владимир Николаевич

доктор политических наук
Официальные оппоненты: Задохин

Александр Григорьевич

доктор политических наук,

профессор
Григолая

Вахтанг Григорьевич

кандидат политических наук

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «___» _________ 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., д. 4.

С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан «___» _________ 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук С.С. Жильцов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение

Стратегическое значение Большого Евразийского региона определяется его ролью одной из главных движущих сил мирового развития, политический и экономический вес которой в обозримой перспективе будет неуклонно возрастать. Ключевое значение при этом имеет подъем Китая и Индии, а также динамичный рост целого ряда других стран региона.

Реагируя на этот вызов, США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе через консолидацию двусторонних стратегических альянсов с Японией, Республикой Корея и Австралией в сочетании с продвижением собственных позиций в интеграционных структурах1.

Необходим серьезный учет совокупности данных обстоятельств при выстраивании российской политики в регионе при максимально эффективном сопряжении внутренних и внешнеполитических задач обеспечения национальной безопасности России, в том числе путем ускоренного развития районов Сибири и Дальнего Востока. «Стратегической целью России является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами Евразии, гарантирующих ее долгосрочную стабильность»2.

Актуальность темы исследования состоит в том, что Россия располагает достаточным влиянием для поддержки решения практических проблем региона на основе признания и уважения законных интересов, национальных особенностей и традиций партнеров. Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов. Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений. На этом фоне попытки создания группировок стран эксклюзивного состава с участием внерегиональных сил для решения узких задач не могут не вызывать обеспокоенности.

Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, сделанным Россией совместно с другими пятью государствами Евразийского континента перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Сегодня ШОС является эффективным средством сопряжения интересов государств-участников, включая Россию и Китай, а также действенный инструмент обеспечения стабильности в Центральной Азии.

Полностью оправдывает себя курс на усиление участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме региона, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии.

Россия успешно развивает отношения диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), последовательно добивается обеспечения полномасштабной представленности в Восточноазиатских саммитах. Прочные позиции России в указанных структурах – эффективный элемент влияния на развитие региональной ситуации, противодействия созданию новых многосторонних механизмов в Евразии без российского участия1.

На наш взгляд, следует, во-первых, добиваться повышения роли России в рамках стратегического «треугольника» РФ–КНР–США в интеграционных процессах и наращивания российского участия в многосторонних объединениях в Евразии; во-вторых, прилагать усилия с тем, чтобы ШОС могла эффективно служить декларированным целям и задачам, вносить весомый вклад в укрепление мира, взаимодействие и развитие в регионе2.

На высокий уровень взаимного доверия вышли отношения Российской Федерации с Китаем, ставшие важным фактором мировой политики. Свидетельством углубляющегося сотрудничества между двумя странами стал майский (2008 г.) первый государственный визит Президента России Д.А. Медведева в Китай, в ходе которого подписана совместная декларация по основным международным вопросам. В основе российского сотрудничества с КНР лежат долгосрочные национальные интересы России и близость подходов наших двух государств к основополагающим вопросам современного мироустройства. Продолжая линию на всестороннее укрепление и расширение сфер равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, на нынешнем этапе во главу угла политики на китайском направлении необходимо ставить повышение практической отдачи от отношений с этой страной.

По нашему мнению, необходимо продолжать линию на развитие диалога и расширение взаимодействия в трехстороннем формате Россия–Китай–США.

Интересы России, Китая, Америки неразрывно связаны, и российско-китайско-американский «треугольник» объективно существует, присутствует взаимная заинтересованность в согласовании интересов у России и Китая, России и США, Китая и США, хотя есть и противоречия между сторонами.

России необходимы нормальные мирные и равноправные отношения с Китаем и с Америкой при сохранении своей полной самостоятельности и независимости. Это исключает союзы с одним из этих партнеров против другого. России необходимо действовать так, чтобы, обеспечивая свои интересы, в то же время быть необходимой и для Китая, и для США.

Целью данной работы является выявление специфики стратегии взаимодействия стратегического «треугольника» Россия–Китай–США в регионе Евразии, анализ последовательного укрепления связей России с ключевыми евразийскими гигантами – Китаем и Индией, с центрально-азиатскими республиками бывшего Союза ССР с целью укрепления национальной и международной безопасности, а также определение основных направлений межгосударственного сотрудничества, являющихся наиболее перспективными и отвечающими национальным интересам каждой из держав в рамках «треугольника».

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

  • проследить эволюцию «треугольника» Вашингтон–Москва–Пекин, который сформировался еще в начале 1970-х годов после разрыва Пекина с Москвой, до последнего времени;

  • рассмотреть нынешнюю роль евразийского «треугольника» в мировой политике;

  • выявить азиатский вектор в российской внешней политике и определить соотношение сил в «треугольнике» РФ–КНР–США;

  • проанализировать подходы российского руководства к налаживанию отношений по линии Россия–Китай, Россия–США;

  • выработать рекомендации относительно оптимальной линии России на евразийском направлении, в том числе в рамках «треугольника».

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования и эволюции «треугольника» Россия–Китай–США как важнейшего фактора политической и экономической жизни Большой Евразии.

Предметом исследования является совместная деятельность участников «треугольника» на всем протяжении его становления и развития в последние годы, процесс формирования российских подходов к Китаю и США в различные исторические периоды, их сравнительный анализ и изучение их воздействия на общественное сознание и внешнюю политику государств, входящих в «треугольник».

Практическая значимость исследования обусловлена важностью рассматриваемых проблем для российской дипломатии при выработке эффективного курса в связях с Китаем и США, в выяснении современных российских намерений и ожиданий в отношении этих членов евразийского «треугольника».

Это позволит более точно прогнозировать будущие внешнеполитические шаги России по отношению к восточному соседу и к США и их реакцию на них, а также моделировать развитие международных отношений в Евразии.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных планах, лекционных базовых и специальных курсов факультетов международных отношений системы высшей школы и институтов повышения квалификации.

Источниковая база диссертации. Прогнозирование развития «треугольника» РФ–КНР–США на ближайшие десятилетия стало за последние годы весьма распространенной исследовательской темой. Связано это, безусловно, с упрочением роли и влияния указанных держав в мировой политике и экономике.

Серьезное содействие в выработке методологических подходов автору оказали труды наших ученых Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, О.Н. Быкова, А.Д. Воскресенского, Ю.М. Гале­новича, Г.И. Чуфрина, Л.П. Делюсина, В.И. Денисова, А.Г. Задо­хина, И.А. Зе­велева, В.А. Кре­менюка, Б.Н. Кузыка, Б.Т. Кулика, Вл.Ф. Ли, О.В. Литвинова, А.В. Лу­кина, В.В. Михеева, Е.М. Примакова, В.Я. Портякова, Ю.М. Панченко, В.Б. Петровского, П.Т. Подлесного, Г.А. Рудова, А.А. Свешникова, К.Л. Сыроежкина, М.Л. Титаренко, А.В. Торкунова, Д.В. Тренина, М.А. Троицкого, А.М. Хазанова, С.И. Чернявского и др.1

Из китайских источников наибольшую ценность для понимания мотивов, целей, направлений курса Пекина представляют материалы съездов КПК. Во внешнеполитических разделах отчетных докладов ЦК КПК содержатся оценки международной ситуации и четкие установки, касающиеся характера и задач внешней политики страны. Так, лозунг «мирного развития» был подтвержден в докладе Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК: «Китай будет неуклонно идти по пути мирного развития. Этот стратегический выбор был сделан правительством и народом Китая с учетом тенденций развития эпохи и собственных коренных интересов. Китайская нация – это нация, которая горячо любит мир, а Китай всегда был и будет надежной силой, защищающей мир во всем мире»1.

Выводы о стратегии китайского руководства можно сделать на основе изучения текстов двусторонних соглашений, деклараций, коммюнике, большинство из которых переведено на английский и русский языки. Информация о практических шагах КНР на международной арене и подходах Пекина к вопросам международных отношений содержится также в переведенных на английский язык статьях и выступлениях Дэн Сяопина, Ху Цзиньтао, Цзян Цзяминя, Цянь Цичэня, Вэнь Цзябао и других китайских руководителей.

Важное значение при написании работы имели материалы, почерпнутые из англоязычных источников. Ценными для решения поставленных исследовательских задач стали сведения из американских государственных документов. Основная масса этих документов сосредоточена в электронных архивах службы публикации документов правительства США (Government Printing Office)2 и была получена по каналам сети Интернет. К ним относятся документы министерств и ведомств, связанных с внешнеполитическими проблемами: аппарат президента, государственного департамента, министерства обороны, Центрального разведывательного управления. Ряд документов находится в свободном доступе на сайте президентской библиотеки Б. Клинтона в Литл-Рок, штат Арканзас и на президентском сайте Дж. Буша3. Ежегодные доклады директора ЦРУ США конгрессу за 1997–2007 годы взяты с официального сайта Центрального разведывательного управления. В них содержится анализ развития КНР как «первой великой державы», появившейся после Второй мировой войны.

Уточнить некоторые детали позволило знакомство с таким важным видом неофициальных источников, как мемуары политических и государственных деятелей, дипломатов, имевших непосредственное отношение к выработке политики на китайском направлении. Это воспоминания дипломатов М.С. Капицы, С.Л. Тихвинского, О.Б. Рахма­нина, О.А. Трояновского, В.П. Федотова. Из китайских свидетельств были использованы воспоминания сотрудников и родственников Дэн Сяопина, министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня и других1. Ценные сведения об американо-китайских отношениях извлечены из мемуаров Г. Киссинджера, Б. Клинтона, М. Олбрайт и др.2 В целом, следует отметить, что перечень изученных при подготовке диссертации источников достаточно репрезентативен и позволяет раскрыть цели исследования.

Большую ценность для исследования представили научные разработки исследовательских центров Дипломатической академии, Института Дальнего Востока РАН, Института востоковедения РАН, МГИМО(У) МИД РФ, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, Московского Центра Карнеги и др.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время в России вышли в свет ряд монографий и коллективных работ, сборников документов и материалов, статей в научных и общественно-политических журналах по данной проблеме.

С китайскими источниками дело обстоит сложнее из-за лингвистических трудностей и методологических проблем, связанных с выработкой критериев при отборе документов для публикации. В то же время, несмотря на ряд объективных недостатков, которыми страдает эта группа материалов, ее использование позволяет по-новому, более глубоко взглянуть на многие проблемы, а подчас они являются просто единственным источником по определенным аспектам истории взаимоотношений России, Китая и США в евразийском «треугольнике».

Один из ведущих российских ученых-международников Е.П. Ба­жанов продолжает серию монографий, посвященных исследованию современного мира. Книга «Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века» (М., 2007) представляет собой синтез политологического исследования отношений Китая с внешним миром, исторического труда и мемуаров непосредственного участника реализации политики нашей страны на китайском направлении.

Большой интерес представляют разделы книги – «Потенциал российско-китайского сотрудничества» и «Перспективы», посвященные современному состоянию связей и прогнозу развития КНР. В отличие от российско-американских отношений, в которых взаимная критика часто переходит в истерию, российско-китайские отличаются стремлением сотрудничать, договариваться и избегать конфликтов. Автор исходит из того, что основной пружиной нынешних российско-китайских отношений «является расклад сил на мировой арене» (с. 273).

Совпадение взглядов на глобальную обстановку позволяет Москве и Пекину в рамках «треугольника» занимать сходные позиции по многим международным вопросам (положение на Балканах, северокорейская ядерная проблема, ближневосточный конфликт, повышение роли и авторитета ООН, поддержание стратегической стабильности).

Не умалчивает Бажанов и о наличии «реальных и гипотетических» проблем в российско-китайских отношениях, которые при определенных условиях могут привести к трениям: территориальный вопрос, демография, культурные различия, экономические споры, тенденции внутреннего развития, геополитическое соперничество (СС. 302–330).

Анализ предложений китайских политологов о том, как следует скорректировать внешнюю политику в связи с превращением КНР в великую державу, позволяет автору прийти к следующему заключению: «Предлагаемая корректировка не противоречит российским интересам и может способствовать дальнейшему углублению двустороннего партнерства» (с. 347).

Оценивая роль КНР на мировой арене и в рамках «треугольника», коллектив сотрудников ИМЭМО РАН1 указывают на нецелесообразность нагнетания страха вокруг азиатского сверхгиганта. Плюс к этому, остаются неотрегулированными пограничные споры с Индией. Можно долго жить с нерешенными проблемами, в том числе территориальными. Но современный мир динамичен, а Китай – тем более.

Едва ли успокаивающе действует на соседей по региону (и не только на них) проводимая Китаем энергичная модернизация своих вооруженных сил. Ныне НОАК насчитывает 1600 тыс. человек, хотя парк вооружений, в основном, пока остается на уровне 1960–1970 гг. (с. 47). Осуществленный в январе 2007 г. перехват китайской баллистической ракетой орбитального спутника1 был явно рассчитан на демонстрацию новых возможностей страны. Если судить по широкому СМИ-резонансу вокруг этого события, то желаемый эффект был достигнут.

Для внешней политики Китая, как считает В. Михеев, типична тесная связь с задачей сохранения монополии КПК на власть (с. 15). Азиатский колосс внушительно заявил о себе как реальном конкуренте по ряду позиций таких традиционных суперакторов, как США, ЕС, Япония.

Подводя итоги развернутого в книге исследования, Г. Чуфрин сформулировал позицию: «как Россия, так и Китай заинтересованы в налаживании многостороннего сотрудничества по проблемам безопасности, разумеется, не только в пределах Северо-Восточной Азии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона» (с. 317).

В отрасли знаний о евразийском регионе в России сосуществуют несколько направлений, по-разному относящихся к перспективам российско-китайских отношений. Основным на сегодняшний день представляется течение сторонников углубления российско-китайского сотрудничества. Основополагающая идея этой группы авторов состоит в том, что в отношениях между Россией и Китаем нет ничего такого, что органически предопределяло бы конфликтность их отношений. В этом ключе выдержаны публикации известных китаеведов Е.П. Бажанова, С.Л. Тихвинского, М.Л. Титаренко, М.С. Капицы, Л.П. Делюсина.

Представители второго направления акцентируют внимание на необходимости сочетания гибкости в отношениях с КНР с изучением возможностей для повышения способности России справиться с китайским вызовом в будущем, если таковой приобретет более тревожащие очертания. Как представляется, к такой логике тяготеют В.С. Мясников, А.Д. Воскресенский, С.Н. Гончаров, С.М. Труш.

Третье течение уместно было бы назвать «охранительным». Его представители склонны особенно тревожно воспринимать китайское проникновение на российский Дальний Восток и считают китайский вызов уже реальностью, а не перспективой. Сообразно тому, они сосредоточены на более активном поиске возможностей сдержать китайское давление или, по крайней мере, научиться канализировать его в неопасное для России русло. О реальности стратегического риска, которым может обернуться для России китайская военная мощь через 10–15 лет, недвусмысленно предупреждает известный российский специалист по военно-политическим проблемам А.Г. Арбатов1.

Переведенная и опубликованная в России книга четырех авторитетных американских специалистов2 по проблемам мирового хозяйства и КНР, представляющих влиятельные вашингтонские научные центры, стала первым результатом трехлетнего проекта «Китай: плюсы и минусы» (China: The Balance Sheet).

Американские авторы фокусируют внимание на стержневой проблеме: влияние развития Китая на американо-китайские взаимосвязи. Именно перспективы отношений двух держав-гигантов стали главной целью исследования. Эксперты явно относятся к сторонникам стратегии вовлечения Китая в действующую систему мировой экономики и политики, в противовес «ястребам» («China hawks») – сторонникам стратегии сдерживания КНР.

Важное место в анализе проблем двусторонних отношений занимает тайваньская проблема. По мнению авторов, политика Пекина в настоящее время сводится, скорее, к тому, чтобы предотвратить объявление политической независимости Тайваня, нежели склонить его к быстрому объединению (с. 188). Страна занята внутренними проблемами развития и поддержанием своего международного имиджа и не может позволить втянуть себя в военные конфликты.

В интересах США в рамках «треугольника» – стабильный, развивающийся Китай. Достаточно оптимистично оцениваются и перспективы эволюции политической системы, при условии сохранения руководства КПК и постепенной демократизации китайского общества. Развитие и упрочение Китая создает как новые возможности, так и угрозы для США в сферах экономики и безопасности. Проведение оптимальной взвешенной политики в отношении КНР должно, полагают американские ученые, минимизировать возможные угрозы и в полной мере использовать открывающиеся возможности сотрудничества с Китаем.

Особое место в ряду евразийской проблематики занимает новая книга Збигнева Бжезинского1 «Второй шанс: Три президента и кризис американской сверхдержавы». Демократ Бжезинский, принципиальный критик нынешней республиканской администрации, поднимает тему подъема азиатских гигантов Китая и Индии. Автор отмечает, что Джордж Буш-ст. и Билл Клинтон не скупились на слова, но реально мало что делали на российском направлении. В результате США пустили ситуацию в Евразии «на самотек». Недостаточное внимание к этому важнейшему вопросу, предупреждает он, чревато далеко идущими последствиями. Уже при втором Буше российско-китайские отношения стали теснее и доверительнее, чем отношения каждой из сторон с Америкой. Вошли в практику регулярные саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), российско-китайские военные маневры. Тем самым «стратегический треугольник» Никсона-Киссинджера оказался «вывернутым наизнанку». Новая геополитическая реальность потенциально угрожает интересам США2.

Выход на глобальную арену Китая и Индии, резюмирует автор, их сотрудничество с Россией практически предрешены. Повышение влияния стран Азии придает совершенно иное качество процессу глобализации. (На этом акцентировали внимание авторы выпущенного в 2004 году доклада Национального совета по разведке США «Карта будущего»)3.

В США имеются достаточно влиятельные сторонники всестороннего развития межгосударственных отношений в Евразии в рамках стратегического «треугольника» Россия–Китай–США. Не отрицая существования между странами противоречий, они считают, что противоречия нельзя преувеличивать и вполне можно преодолеть1. Либерально настроенные политологи (С. Бергер, Д. Шамбо, Н. Такер, К. Кларк) отстаивают идею двустороннего сотрудничества, нацеленного на получение возможности влиять на политику Китая посредством развития взаимной экономической заинтересованности и поддержки демократического движения внутри Китая2. Другая часть американских политологов настаивает на необходимости сдерживания Китая как нарождающегося полюса силы. Такого рода аргументы ярко выразили Р. Бернштайн и Р. Мунро3. В книге «Грядущий конфликт с Китаем» они утверждают, что это соответствует «четкому и твердому пониманию американских интересов».

В целом, западная историография характеризуется стремлением внимательно отнестись к ситуации в евразийском «треугольнике», выработать практические рекомендации «осторожного» обращения с Россией и Китаем, проводящими либеральные рыночные реформы и стремящимися на основе мощного экономического фундамента укрепить свои позиции на международной арене, нарастить стратегическую мощь, чтобы на равных с другими мировыми лидерами, прежде всего США, участвовать в формировании нового миропорядка.

Большинство американских авторов концентрирует внимание на проблеме эволюции «треугольника», анализе его роли и места на международной арене. Эти вопросы достаточно подробно рассматриваются в работах К.У. Алена и И.А. Мевалона, З. Бжезинского, К. Бергстена, Ф. Бергстена, П. Бертона, Л. Блумфилда, М. Бремента, Б. Вудварда, А. Даалдера, Р. Дональдсона, Д. Дрезнера, Х.С. Динга, Д. Ергина, Э. Файгенбаума, Ч. Фримена, Т. Густафсона, Б. Гилла, Э. Качинса, К. Кайзера, А. Коэна, Г. Киссинджера, Р. Коса, У. Кроу, Ф. Фукуямы, Х. Хардинга, Р.Д. Инглиша, Э. Этциони, Х. Ларди, Ю. Лехнера, М. МакФола, Д. Митчелла, Р. Маркуанда, Д. Мидоуса, П. Милфорда, Дж. Ная, И. Олсена, Дж. Рэндерса, К. Сигала, Р. Скалапино, Дж. Стефана, Д. Саймса, Д. Шэмбаугха, Ф. Стара, Т. Уилборна, Д. Ютза и др.1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconГеополитический треугольник Россия-сша-китай в зеркале зарубежных сми
Нато, другие государства-союзники (как, например, Израиль, Южная Корея, Австралия и т д.) и 737 военных баз по всему миру (в 2007...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С самых давних времен между странами было множество разногласий, но они не мешали государствам тесно сотрудничать в разных сферах....
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconСельское хозяйство (Китай, Россия, США и др.)
Аграрный сектор США в конце хх-го века / Российская академия наук, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады; ред. Б. А. Черняков....
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconЗачем Вашингтону Косово?
Косово. В судебный процесс вовлечены все страны — члены Совета Безопасности оон: Россия и Китай — на стороне Сербии, сша, Великобритания...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconМетодическая разработка урока
Применение опорных понятий: отрезок, биссектриса угла, перпендикуляр, треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник,...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект icon«Чем великобритания интересна для россии?»
Великобритания входит в число крупнейших мировых держав. Согласно данным мвф, ее экономика занимает 8 место в мире (2,9% мирового...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект icon«Международное право»
Китай, Индия, сша, Россия и до небольших островных государств, как Вануату или Тонга. Оон – это эффективный центр для согласования...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconX международная конференция hems-2014 Высокоэнергетические материалы: демилитаризация
Геннадий Сакович (Россия), Keiichi Hori (Япония), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski (сша), Юрий Соломонов (Россия), Wilhelm Eckl...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconЗаседание I. Стенты и клинические результаты (09: 20-10: 20). Ведущие
Ведущие: Грегг Стоун (сша), Сергей Абугов (Россия), Эберхард Грубе (Германия), Карло Ди Марио (Великобритания), Гари Минц (сша),...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconОверченко М. Отпустить курс юаня. Призывает Китай Алан Гринспэн1
Западные политики и экономисты все чаще призывают Китай отказаться от привязки курса юаня к доллару и перейти на плавающий курс....
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconКузнецов Б. Т. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2007. 14 Маленков...
Климов С. М., Петров А. Н., Демидова Л. Г., Буренина Г. А. Стратегический менеджмент. Спб.: Питер, 2007. 14
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект icon3-@заголовок = Китай возвращается к "гибкому юаню" часть-3
Новая ситуация сложилась в мировой финансовой системе после заявления Китая об отказе от жесткой привязки обменного курса юаня к...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект icon1. История легкой атлетики
Сша, Россия, фрг, Великобритания, Кения, Эфиопия. Наибольшее количество золотых медалей на последнем чемпионате мира на открытых...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект icon1. История легкой атлетики
Сша, Россия, фрг, Великобритания, Кения, Эфиопия. Наибольшее количество золотых медалей на последнем чемпионате мира на открытых...
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект iconРоссия—индия—китай: продолжение научно-практического диалога
Совместное коммюнике о встрече министров иностранных дел Российской федерации, Республики Индия и Китайской Народ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск