Скачать 87.08 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г.Бирюча» Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» Разработал: учитель музыки Хмелькова Л. П. Бирюч 2013 Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г. Гессе ТЕМА УРОКА: « Что роднит музыку с изобразительным искусством?» ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства, познакомить учащихся с понятием «музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников; воспитывать чувство восхищения прекрасным. ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Музыкальный центр;2.Телевизор и видеомагнитофон;3.Доска;4.Фортепиано;5.Раздаточный материал. Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство. Ход урока. (Учащиеся входят под музыку Александра Ермолова «Волшебный мир искусства», ИЛИ Ю. Антонов «Живёт повсюду красота») I. Вступительное слово учителя музыки. Музыкальное приветствие. II. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ « Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота… Ребята, скажите, о чем идет речь? Ответ ребят. Кто догадался, о каких двух видах искусства мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей) Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе? Ответ ребят. Это виды искусства Учитель. Какие виды искусства вы знаете? (Музыка, живопись, литература, архитектура, театр) Учитель С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме автора Г.Гессе. Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. Тема нашего урока: « Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка - один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. И в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства. Учитель. Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении? Что роднит музыку с изобразительным искусством?» РИСУНОК (Ритмическим рисунком называется последовательность звуковых длительностей) КОМПОЗИЦИЯ -построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером КОЛОРИТ (в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств); .(в живописи- система соотношений цветовых тонов) ХУДОЖНИК, МАСТЕР ЦВЕТОВАЯ ГАММА МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА Какие различия между музыкой и изобразительным искусством?» В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе- содержание получает последовательно А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете? Ученики (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. Учитель. Ребята! Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой... Игра «Соотнеси картины и мелодию». Учитель может заранее подобрать несколько мелодий. Дети прослушают отрывки произведений и решают, какое больше подходит к произведению.) (картины И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Левитан «Весна- большая вода», К. А. Коровин «Зимой»/ И. И. Шишкин «На севере диком», музыка П.И.Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года» ) Слушание: П. И. Чайковский фортепианная пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года». Вопросы: - Как вы думаете, какое время года хотел изобразить композитор? - Почему вы так думаете? (Осень, музыка грустная, спокойная) 1.Н. А. Некрасов Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни 2.СТИХ Люблю я тёплой осени пору, Когда нет ливней, непогоды. Когда мороз не щиплет нос, Когда и мы идем ещё свободно. 3 А.С.Пушкин Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. 4 И БУНИН Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. -Почему вы подобрали именно это четверостишье к картине? Слово учителя Давайте с вами обратимся к эмоциональным терминам – словам-помощникам мечтательно напевно неторопливо нежно твердо заворожено сурово безмятежно возбужденно волшебно задумчиво спокойно Вывод: Цветовому настроению художника соответствует характер мелодии. Природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего природу. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца. - Вы рассмотрели репродукцию картины, где художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства. Учитель «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину. Попробуем доказать эти утверждения художников. IV. (слушание произведения "Зима" из цикла "Времена года" П. И Чайковский) -« ФЕВРАЛЬ» Русский композитор П.Чайковский тоже очень любил природу и даже написал фортепианный цикл из 12 пьес "Времена года". Каждая пьеса посвящена определенному месяцу года , все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. КАРТИНЫ: К. А. Коровин «Зимой»/ И. И. Шишкин «На севере диком», Ребята, с каким настроением, вы сейчас прослушали это произведение? (ответы детей) - Как вы определили настроение? (с помощью музыкального языка) – - Давайте поработаем со словарём музыкальных терминов. V. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Гимн музыке»
VI. А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА «НОВОГОДНЯЯ ИГРОВАЯ» ПЕСНИ «Гардемарины»- узнать по ритмическому рисунку «Ты- человек!»- по вступлению Итог урока. V. Итог урока. У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства? Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека. -А теперь выделим особенности « жизни» живописи и музыки. Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.
Вывод детей Музыку мы слушаем и на уроках рисования, и когда объединяют уроки литературы и музыки, их как – то называют интересно. Художник, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Значит, мы можем услышать живопись. VII. Д/з: а) нарисовать рисунок к песне б) составить кроссворд на тему: «Музыка и изобразительное искусство»; VIII. Наш урок подходит к завершению. Нарисуйте шаблонах-понравился ли вам урок? Выход под песню «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной) ЭПИГРАФ К УРОКУ Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г. Гессе Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении? Д. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. У. Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? Д. «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки. У. Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки? ( Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.) Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?» Предлагается собрать всю информацию в таблицу соответствия, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность» | Урок музыки в 5 классе по теме «Музыка в театре, кино, на телевидении» ... | ||
Урок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка» Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского... | Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | ||
И. М. Кривошей “Музыкальная живопись” романсов С. Рахманинова Музыка, в силу своей специфики, не может опираться на предметные представления, являющиеся всегда зрительными, однако она активно... | Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение... Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | ||
Урок музыки в 5 классе Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость... | Содержание программы класс преобразующая сила музыки ( 8 часов ) Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка огромная сила, способная... | ||
Урок музыки 2 класс. 2 четверть раздел «О чем говорит музыка» тема... Программа «Музыка» 1-4кл. Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой (Образовательная система «Школа 2100»): Баласс, 2011 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литература + немецкий язык + музыка по теме «Взаимодействие слова и музыки» в балладе «Лесной царь» | ||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | Сценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.»... Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение... | ||
Примерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП.... Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является... | Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф история изобразительного... В ходе изложения материала упор делается на комплексный характер современных исследований; внимание заостряется на спорных, еще не... | ||
«Роль музыки в эстетическом воспитании детей» Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так восторженно... | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» |