В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет





Скачать 113.82 Kb.
НазваниеВ. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет
Дата публикации04.12.2014
Размер113.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
В.И.Вернадский и Санкт-Петербургский университет
В марте 2013 г. мы отмечаем 150 лет со дня рождения выдающегося ученого, академика Императорской Академии наук и Академии наук СССР, выпускника и сотрудника Санкт-Петербургского университета Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945) – естествоиспытателя, мыслителя, основоположника геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатора многих научных учреждений.

Владимир Вернадский родился 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 г. в Санкт-Петербурге. На формирование мировоззрения будущего академика и его взглядов на роль высшей школы, и прежде всего университетов, в развитии национальной культуры, во многом оказало влияние семейных традиций. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, принадлежал к старинному дворянскому роду, окончил Киевский университет, являлся крупным специалистом в области статистики и политической экономии. Он служил в министерстве внутренних дел, и в должности профессора преподавал в Московском университете и Императорском Александровском лицее, заслужив множество наград. Впоследствии Владимир Вернадский воспринял богатый педагогический опыт отца. Детство Владимира Вернадского прошло на Украине. В 1873г. он поступил в Харьковскую гимназию. Затем, когда семья вернулась в Петербург, продолжил образование в первой петербургской классической гимназии.
В 1881г. Владимир Вернадский был зачислен студентом естественного отделения физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Позднее Вернадский вспоминал: «Университет имел для нас всех огромное значение. Он впервые дал свободный выход той огромной внутренней жизни, какая кипела в нас и не могла проявляться в затхлых рамках гимназии. Выход в университет был для нас действительно духовным освобождением. Петербургский университет того времени в физико-математическом факультете, на его естественном отделении, был блестящим. Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фаминцын, М. Богданов, Вагнер, Сеченов, Овсянников, Костычев, Иностранцев, Воейков, Петрушевский, Бутлеров, Коновалов оставили глубокий след в истории естествознания в России. На лекциях многих из них – на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева – открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью».
Вернадский, будучи способным студентом, в течение первых двух лет учебы в университете слушал лекции не только на естественном, но и на математическом отделении физико-математического факультета, а также посещал отдельные лекции по истории и филологии.
Время учебы и работы Вернадского в университете совпало с расцветом творческой деятельности Василия Васильевича Докучаева, который заведовал кафедрой минералогии с 1884 по 1897 г. Именно этот замечательный русский ученый, по воспоминанию Вернадского, впервые обратил его внимание на динамическую сторону минералогии, изучение минералов во времени. Вернадский воспринял и развил идеи В. В. Докучаева о единстве природы Земли и целостности знания. С третьего курса по предложению В.В. Докучаева он стал специализироваться по минералогии и кристаллографии. Также сильное влияние на формирование В.И. Вернадского как ученого оказали научные взгляды Д.И. Менделеева, читавшего неорганическую химию. Впечатления от общения с Менделеевым оказались незабываемыми и чрезвычайно значимыми и ценными для формирования будущего ученого. «Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества».
Вернадский участвовал в научных исследованиях В.В. Докучаева в период создания им научного (генетического) почвоведения и участвовал в комплексных почвоведческих экспедициях. За это время Вернадский сделал интересные наблюдения и в результате написал две первые студенческие научные работы, посвященные описанию обнажения около Нижнего Новгорода и его ископаемых и наблюдениям над жилищами степных сурков. Позднее Вернадский определил роль исследований того времени в формировании новых научных направлений: «Влияние В.В. Докучаева и А.Н. Бекетова, шедшая в это время при Петербургском университете творческая работа в области изучения почв и создания нового направления в почвоведении, исследования живой природы в тесной связи с историей Земли, с характером ее почвенного покрова, определили уклад научных исканий».
В студенческие годы В.И. Вернадский пользовался доверием товарищей и был избран ими председателем объединенных землячеств университета. Он был деятельным участником Студенческого научно-литературного общества, созданного в 1882 г. по инициативе профессора истории русской словесности О.Ф. Миллера. Общество объединило студентов, выделявшихся своими научными и литературными интересами, которые дважды в месяц собирались на доклады и диспуты. В целом, в общество входило около четырехсот человек. Руководил всей деятельностью Научно-литературного общества Научный совет, Вернадский был избран его членом и вел в обществе «секцию» минералогии. На заседаниях Общества Вернадский прочел свои первые научные доклады: реферат по книге А. Клоссовского «Успехи современной метеорологии» и доклад о разделении сред с демонстрацией химических опытов. Общество также занималось отечествоведением, в нем изучались не только природные, но и человеческие ресурсы страны. С Научно-литературным обществом Вернадский не порывал и после окончания университета, продолжая участвовать в его заседаниях. Общество просуществовало до 1887 г., когда секретарь Научного совета общества, талантливый студент-зоолог естественного отделения Александр Ульянов, старший брат В.И. Ульянова-Ленина, был казнен за подготовку покушения на Александра III. По делам общества Вернадский часто встречался с А. Ульяновым.
В университете Вернадский стал членом более узкого студенческого кружка – так называемого «приютинского братства», сформировавшегося из юношей, участвовавших в работе Научно-литературного общества и имевших общие жизненные интересы и убеждения. Среди них были – многие буду­щие известные ученые. Главными принципами этого кружка были честность, дружба, взаимопомощь. Нравственные идеалы «братства» сложились во многом под воздействием произведений Л.Н. Толстого, учением которого Вернадский увлекся в юности. В кружок входили братья Сергей и Федор Ольденбурги, Александр Корнилов, Иван Гревс, Андрей Краснов, Николай Ушинский, Дмитрий Шаховской – товарищи Вернадского на протяжении многих лет. Эти дружеские отношения между членами кружка сохранялись на протяжении всей жизни. (Так, например, впоследствии Сергей Федорович Ольденбург, будучи непременным (ученым) секретарем Академии наук, в 1926 г. сумел убедить Вернадского вернуться в Россию из эмиграции.)
В 1885 г. Владимир Вернадский окончил Петербургский университет со степенью кандидата естественных наук. Тема его кандидатского сочинения – «О физических свойствах изоморфных смесей». После окончания университета В.И. Вернадский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию и утвержден в должности хранителя Минералогического кабинета. Занимая эту должность до 1890 г., он провел большую работу по упорядочению и пополнению минералогических коллекций. Кроме того, он редактировал университетские лекции В.В. Докучаева. В начале 1887г. Вернадский сдал магистерские экзамены по минералогии, геологии и аналитической химии, а летом этого же года по поручению Вольного экономического общества совершил экспедиционную поездку по изучению фосфоритов в Смоленскую губернию.
Весной 1888 г. В. И. Вернадский был командирован Петербургским университетом на два года за границу (Италия, Германия, Франция, Англия, Швейцария). Он работал в химических и кристаллографических лабораториях, совершал геологические экспедиции, знакомился с новейшей научной и философской литературой и разнообразными музейными собраниями, участвовал в Международном геологическом конгрессе в Лондоне, был избран членом-корреспондентом Британской ассоциации наук; затем работал в Париже в Высшей горной школе и в Колледж де Франс и был избран членом Французского минералогического общества. В 1889 г. он получил от известного русского геолога А.П. Павлова приглашение работать в Московском университете, куда и перешел в сентябре следующего года.
28 сентября 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита магистерской диссертации В. И. Вернадского, посвященной проблемам строения соединений кремния («О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах»). Его научным руководителем был В.В. Докучаев. Спустя несколько лет В.И. Вернадский писал учителю: «Годы моей молодости, когда под Вашим руководством и при Вашей помощи я приступил к научной работе, тесно связаны с самыми дорогими для меня интересами жизни. И связь между учеником и учителем научной работы есть одна из самых сильных и глубоких».
6 апреля 1897 г. также в Петербургском университете состоялась защита докторской диссертации В.И. Вернадского «Явления скольжения кристаллического вещества». Отзыв о ней написали заслуженный ординарный профессор А. А. Иностранцев и ординарный профессор И. Боргман, отметив «…значительное количество труда, положенное в работу г. Вернадского, обилие собранного материала, весьма интересные данные как выбранные из литературы, так и добытые самим автором, любопытные самостоятельные обобщения». Совет университета утвердил В. И. Вернадского в степени доктора Минералогии и Геогнозии. В 1898 г. он утверждается в должности экстраординарного профессора Московского университета.
В 1905 г. был избран помощником ректора Московского университета, а также членом Всероссийской лиги просвещения, а в 1906 г. – адъюнктом Петербургской Академии наук по минералогии и назначен заведующим минералогическим отделением Геологического музея академии. С этого времени ученый жил попеременно в Петербурге и Москве.

Интенсивную научно-педагогическую работу В.И. Вернадский сочетал с общественно-политической деятельностью. В марте 1906г. Вернадский был избран членом Государственного Совета от академической курии (в нее входили также и преподаватели университетов), но в июле подал в отставку в знак протеста против роспуска Государственной Думы. В 1907 г. вновь вошел в состав Государственного совета. Был членом ЦК кадетской партии.

В 1900-е гг. В.И. Вернадский являлся одним из лидеров передовой общественности и интеллигенции России в борьбе за университетскую академическую свободу. Ученый уделял большое внимание проблемам развития университетского образования в России. Он автор многочисленных публицистических статей, раскрывающих его понимание сущности и задач университетского образования, высшей школы в России и, в целом, задач народного просвещения. В этих публикациях ученый отстаивал принципы автономии науки и высшей школы, их независимость от политической ситуации в стране, утверждал идеи свободы личности, свободы и искренности мысли, свободы научного поиска. Например, в статье «Об основаниях университетской реформы» (1901) он выступал за утверждение автономии университетской корпорации; задачу необходимых преобразований ученый видел в том, чтобы дать университетам условия для продолжения непрерывной, интенсивной научной работы, не только для умственного развития, но и для формирования сознательной личности каждого студента. Вернадский подчеркивал, что университеты представляют собой «особые организации, которые только частью своих интересов связаны с государством или обществом, и что «основы их строя покоятся в вечных областях мысли и истины».

Ученый был убежден в том, что университеты призваны быть независимыми центрами научной мысли и что высшая школа сосредоточивает в себе национальную силу и культуру. Основной задачей высшего образования он считал передачу завоеваний науки и техники широким слоям общества, их популяризацию и практическое использование. Ученый видел в будущей жизни человечества осуществленный идеал «учащегося народа» – основу «широкого и мирного развития человечества» и особую форму организации общества, обеспечивающую не только охрану культуры и национального существования, но и «творящую эту культуру, кующую национальную силу». Именно этот идеал должен был, по его мнению, неизбежно определить развитие высшей школы, выполнение общечеловеческой задачи – организации мировой научной работы.


В. И. Вернадский в своих трудах уделял большое внимание проблемам истории отечественной науки и был организатором ряда проектов в этой тогда новой области знания. История науки помогала ему верно понимать настоящее, вести научные исследования и заглядывать далеко вперед. Так, он признавал большое значение государственной деятельности Петра I как организатора и инициатора научных изысканий в XVIII в., основателя академического университета в Петербурге. В.И. Вернадский – автор нескольких работ о М. В. Ломоносове, которого называл великим русским ученым и «одним из передовых творцов человеческой мысли».
В 1911 г. ученый переехал в Петербург и вскоре был избран ординарным академиком по минералогии. В Петербургском университете в апреле 1912 г. он прочитал курс по истории естествознания XVIII в. в России, включавший 6 лекций, которые затем переработал в книгу. Первоначально этот труд назывался «Очерки по истории естественнонаучной мысли в России в XVIII столетии». Читал лекции на Высших женских курсах. «Мы ждали его лекций как праздника, — вспоминала одна из студенток Вернадского. — Они оживляли для нас мертвую природу. Словно бы камни заговорили».
После событий февраля 1917 г. Вернадский был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия. Он также был назначен председателем Комиссии по учебным учреждениям и научным предприятиям Министерства народного просвещения, а в августе он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения во Временном правительстве. Ученый возглавил отдел высшей школы и государственной организации научных исследований (вплоть до роспуска подпольного Временного правительства 17 ноября).

В ноябре 1917 г. в связи с угрозой ареста В.И. Вернадский был вынужден покинуть Петроград и выехать на Украину. В Киеве в 1918 г. Вернадский был избран председателем Комиссии по созданию Академии наук Украины, а 27 октября – ее президентом. Ученый был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, и в сентябре 1920 г. стал его ректором. С приходом в Крым большевиков, Вернадский был уволен из Таврического университета.
Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал вместе с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне, выпустил на французском языке книгу «Геохимия». В ноябре 1922 г., Вернадский с горечью отзывался в своих заметках о государственной политике в сфере высшей школы, называя ее «дикой университетской реформой» имея в виду постановления Совнаркома РСФСР, согласно которым, государство устанавливало жесткий контроль над набором студентов и распределением выпускников на работу, закреплялся приоритет классового происхождения при приеме в вузы.
После возвращения из заграницы на Родину В. И. Вернадский продолжал контакты с Ленинградским университетом. В. И. Вернадский читал лекции по геохимии на кафедре минералогии (в 44-й аудитории) для студентов IV курса, специализировавшихся по минералогии, петрографии и кристаллографии, что в будущем в значительной мере определило их научные интересы. Разработанные им основы курса минералогии использовались в педагогической и научно-исследовательской деятельности.
В 1939 г. в ответ на приглашение ректора университета принять участие в торжественном заседании и научной сессии, посвященной 120-летию университета, Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского университета выпуска 1885 года в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фан дер Флита, Петрушевского, Богданова, Вагнера… все мое университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь. В 1887 году я был послан Петербургским университетом за границу… В Париже я получил приглашение в Московский университет, с которым связана вся моя дальнейшая университетская жизнь. Но самые мои светлые решающие воспоминания связаны с Петербургским университетом... Перед ним великое будущее».
Ленинградский – Санкт-Петербургский университет хранит память о великом ученом. 5 марта 1963 г. в Актовом зале Ленинградского университета состоялось торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения академика В. И. Вернадского. К 125-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в 1988 г. на главном здании Ленинградского университета была открыта мемориальная доска, посвященная великому ученому. Его портрет занимает достойное место в мемориальной галерее университета.
Научные и философские идеи Вернадского, получив мировое признание, вдохновляют многие поколения его учеников и последователей. Они сохраняют свою актуальность и в наши дни, являясь путеводной звездой для наших современников. В.И.Вернадский, как и М.В.Ломоносов в свое время, стал не только основоположником ряда наук, но и предвосхитил появление новых тенденций в науке. Он начал создавать учение о ноосферном развитии, которое сегодня становится главным условием сохранения современной цивилизации. Огромное значение этого учения сознается в настоящее время во всем мире. В своем выступлении на деловом саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: "Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале двадцатого века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития".


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconСанкт Петербургский государственный университет информационных технологий...
Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет

В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет icon«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет...

В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconИнформационно-управляющие системы
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconРабочая программа по специальности 280104. 65 «Пожарная безопасность»...
Начальник кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Санкт-Петербургского
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconЭлектронная коммерция”
Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconИстория криптографии ”
Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики
В. И. Вернадский и Санкт-Петербургский университет iconR caj/47/2
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” имени В. И. Ульянова (Ленина)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск