Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет





НазваниеПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет
страница1/7
Дата публикации14.02.2015
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


ПРОЕКТ

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет














































































































































































































































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Русский язык как иностранный

Russian as a Foreign Language








































основных образовательных программ

высшего и послевузовского профессионального образования
























Язык

обучения




русский













Трудоёмкость учебных занятий

6-21

зачётных единиц












































Санкт-Петербург

2012


Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Основная цель обучения иностранных обучающихся русскому языку состоит в а) овладении системой русского языка для коммуникации в условиях русской речевой среды, а также б) в овладении языком специальности, необходимом для получения профессионального образования в вузе. Задачи обучения:

1) в чтении – развитие навыков и умений изучающего, ознакомительного и реферативного чтения текстов по специальности, социально-экономических и социокультурных текстов;

2) в письме – овладение основными видами письменной речи в научном и официально-деловом стилях в объеме, достаточном для составления официальных документов и написания курсовых и дипломной работы по специальности;

3) в аудировании – формирование уровня языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций в разговорном, публицистическом и научном стилях речи, способствующих адекватному восприятию информации, приближенному к восприятию носителями языка;

4) в говорении – формирование уровня социолингвистической, коммуникативной и дискурсивной компетенций, предопределяющих оптимальное использование языковых средств в различных сферах общения.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания
Студенты, приступающие к изучению курса русского языка по образовательной программе бакалавриата, должны иметь подготовку в объёме Первого сертификационного уровня Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку: ТРКИ–1 (уровень В1 – в соответствии с Общеевропейской шкалой иноязычной коммуникативной компетенции). При этом пороговый уровень знаний студента может быть дифференцирован в зависимости от количества полученных в результате тестирования баллов: 1) В1–1 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 66-79% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 60%); 2) В1–2 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 80-90% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 75%); 3) В1–3 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 91-100% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 85%).

Студентам, продолжающим обучение в университете, необходимо иметь подготовку в объеме Второго сертификационного уровня Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку: ТРКИ–2 общее владение (уровень В2 – в соответствии с Общеевропейской шкалой иноязычной коммуникативной компетенции), при этом проходной балл ТРКИ–2 должен быть не ниже 66% по всем пяти субтестам.

Иностранные учащиеся, не получившие требуемый проходной балл или не имеющие диплома российского вуза по программе «Бакалавр» и, соответственно, не сдававшие тест Второго сертификационного уровня, занимаются русским языком по программе ТРКИ–1 (уровень В1).

Иностранные учащиеся, поступающие в аспирантуру, должны иметь сертификат Второго сертификационного уровня Российской государственной системы тестирования (ТРКИ–2 общее владение) с проходным баллом 90%, в противном случае обучение русскому языку проводится по программе ТРКИ–1 (уровень В1–1, В1–2, В1–3) в зависимости от результатов тестирования.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
По завершении курса обучения у учащихся должны быть сформированы следующие виды компетенций: 1) лингвистическая; 2) социолингвистическая; 3) дискурсивная; 4) социокультурная; 5) стратегическая, позволяющие иностранным учащимся решать стоящие перед ними коммуникативные задачи в учебно-профессиональной и социокультурной сферах общения. Сформированность данных компетенций предполагает:

  • знание определенного корпуса лексических единиц русского языка, его грамматического строя, фонетической системы, норм и правил употребления языковых единиц;

  • способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные и логичные высказывания разных функциональных стилей; способность составлять профессионально ориентированные тексты разных типов (научные тексты типового содержания, индикативный, информативный, и обзорный рефераты, курсовая и дипломная работы);

  • способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации;

  • знание культурных особенностей носителей языка и умение адекватно понимать их и использовать в процессе общения;

  • умение употребить вербальные и невербальные средства, к которым прибегает человек в случае неуспешной коммуникации.


1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимся
В процессе освоения программы курса русского языка как иностранного языка у учащихся формируются следующие умения в речевой деятельности:
чтение и аудирование


  • читать и воспринимать на слух тексты разных типов (социокультурного, общественно-политического и научного характера); находить и вычленять в текстах все содержательные блоки, самостоятельно ориентироваться в семантической, структурной и коммуникативной организации текста;

  • вычленять в содержательных блоках главную, дополнительную (детализирующую, конкретизирующую и иллюстрирующую информацию) и избыточную информацию;

  • прогнозировать динамику развертывания содержания текстов разного характера поательных блоках главную,тельные блоки, самостоятельно ориентироваться в семантической, структурной и коммуника заголовку, содержанию первого и последнего абзацев, а также опираясь на знание структуры текста, на средства межфразовой связи;

  • сопоставлять информацию двух или более текстов, вычленять новое и уже известное;

  • точно воспринимать устные речевые стимулы, корректировочные реплики (в том числе и эллиптические по форме), формулирующие коммуникативные задачи;

  • полностью понимать специализированные тексты в рамках профессиональной компетенции, уметь критически оценить прочитанное.

  • понимать специализированные тексты вне своей профессиональной компетенции, эффективно пользоваться словарем для уточнения значения незнакомых терминов.

  • понимать как живую, так и записанную устную речь в рамках как знакомой, так и незнакомой тематики в личной, общественной, образовательной и профессиональной сферах общения (лекции, беседы, доклады, интервью, радио/теленовости и т.д.), с различной степенью проникновения в содержание (полное понимание, понимание основного содержания, извлечение необходимой информации);

  • критически оценивать услышанное.

говорение и письмо


  • реагировать на высказывания собеседника (задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, обращаться с просьбой, объяснять что-л., повторить что-л. и пр.); дать оценку, выразить согласие/несогласие, привести контаргументы;

  • при опоре на прочитанный или воспринятый на слух текст воспроизвести его (устно или письменно) с необходимой коммуникативно заданной переработкой;

  • владеть навыками компрессии на всех уровнях: текст, абзац, предложение;

  • производить сознательно-оценочную переработку текста: формулировать свою позицию (точку зрения) и давать оценку содержания текста с этой позиции; обобщать информацию двух или более текстов;

  • участвовать в обсуждении текста, уметь подвести итоги обсуждения, обобщив информацию, воспринятую в диалоге;

  • строить собственные речевые произведения (в устной или письменной форме) типа сообщения, повествования, рассуждения на бытовые, социокультурные и научные темы;

  • писать различные виды писем (личные или делового характера), используя соответствующий стиль речи;

  • уметь охарактеризовать объект своего исследования, цели, задачи работы, изученный материал; обосновывать актуальность своего исследования, излагать историю вопроса, представлять литературные источники исследования;

  • самостоятельно создавать тексты различной жанрово-стилистической принадлежности и требуемого объёма (отчёт по выполненной работе; рецензия/отзыв по прочитанному материалу; записи по прослушанной лекции/презентации на семинаре; тезисы к докладу, курсовая и дипломная работа, магистерская диссертация или диссертация на соискание ученой степени кандидата наук).


Языковые навыки

Знание и умение использовать:

  • грамматические структуры, необходимые для выражения коммуникативных функций и понятий в соответствии с речевой ситуацией и для порождения разнообразных текстов в учебной и профессиональной сферах;

  • правила синтаксиса для того, чтобы понимать и создавать разнообразные тексты в учебной и профессиональной сферах;

  • языковые формы, характерные для официального и разговорного стилей в учебной и профессиональной сферах;

  • лексику (включая терминологическую) достаточную для общения как в рамках широкого спектра общих тем, так и тем, относящихся к сфере учебных и профессиональных интересов.


Учебные навыки
Поиск информации

  • искать новую текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию в русскоязычных источниках (как печатных, так и электронных), используя соответствующие методы поиска и терминологию, для выполнения учебных и учебно-профессиональных задач.

Публичное выступление

  • готовить логически связанные, аргументированные выступления и выступать с публичной речью по вопросам учебного характера (в рамках учебной тематики);

  • использовать соответствующие средства вербальной коммуникации и адекватные формы ведения дискуссии.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconСанкт-Петербургский Государственный университет
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный...
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет «утверждаю»
Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом ректора от 06. 05. 2009г. №720/1
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет
Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г., регистрационный №758 (в редакции Приказов Минобрнауки...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк»
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Учебно-исследовательская практика – важный этап подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих основами своей профессиональной...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Уставом Университета, решениями Ученого совета Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами, принятыми...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
...
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск