Скачать 255.04 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 15 ТЕМА: «Поствакцинальные осложнения, их профилактика» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составитель: д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Красноярск 2012 1. Тема занятия: «Поствакцинальные осложнения, их профилактика» 2. Значение изучаемой темы: До настоящего времени иммунопрофилактика в полной мере сохраняет свое приоритетное значение в борьбе против многих инфекционных заболеваний. Человечество стало вакцинозависимым, именно с проведением иммунопрофилактики можно не только управлять заболеваемостью, но и ликвидировать инфекционную болезнь, поэтому вакцинопрофилактику можно рассматривать как стратегическое направление профилактической медицины. Необходимо принимать во внимание, что среди различных медицинских манипуляций в педиатрической практике первое место по частоте занимают профилактические прививки, и наибольшее их количество, особенно первичных вакцинаций, приходится на самый ранний возраст. Особое внимание при проведении иммунизации следует уделять детям с отягощенным преморбидным фоном, именно эти дети в первую очередь нуждаются в защите от инфекций с одной стороны, а с другой – именно у этих детей возможно развитие сильных поствакцинальных реакций и осложнений. Поэтому качественное проведение иммунопрофилактики, детальное знание прививочной реакции и поствакцинальных осложнений, являются значимыми факторами в формировании и укреплении здоровья детей. Необходимость умения правильно ориентироваться в вопросах диагностики поствакцинальных осложнений, а также использования дифференцированного подхода и тактики лечения ведущего синдрома, представляющего непосредственную угрозу жизни ребенка, определяет большое учебное значение данной темы. Профессиональное значение темы: подготовка высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах профилактики, диагностики и оказания неотложной помощи детям и подросткам при поствакцинальных реакциях и осложнениях на догоспитальном этапе. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за диагностику, адекватную помощь при возникновении поствакцинального осложнения, а также на меры профилактики и подготовки детей с отягощенным преморбидным фоном с целью предупреждения развития у них, выраженных поствакцинальных реакций и осложнений вакцинации. 3. Цели занятия: Учебная цель: Научить студентов диагностике вакцинальных реакций и поствакцинальных осложнений, а также проведение дифференциальной диагностике с другими состояниями, возникающими в поствакцинальный период. Изучить клинические проявления, вопросы профилактики, ранней диагностики вакцинальных реакций и поствакцинальных осложнений, а также вопросы дифференциальной диагностики с другими состояниями, возникающими в поствакцинальный период. Отработать навыки по клинической диагностике и оказанию неотложной помощи при развитии поствакцинальных осложнений на догоспитальном этапе. На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен: знать:
а) гипертермического синдрома б) судорожного синдрома в) анафилактического шока г) острой дыхательной недостаточности д) острой сердечно-сосудистой недостаточности е) менингоэнцефалита
- перечень заболеваний, подлежащих регистрации, расследованию и информации вышестоящих органов Госсанэпиднадзора оформить направление на госпитализацию; уметь:
иметь представление:
4. План изучения темы: 4.1. Самостоятельная работа- 165 мин - в процессе самостоятельной работы студент должен оформить медотвод от прививок, составить план подготовки.
поствакцинального осложнения. Преподаватель по мере необходимости корректирует доклад и комментирует полученные данные. - критерием достижения цели занятия является овладение навыками по клинической диагностике тактике ведения детей с поствакцинальными реакциями и осложнениями на догоспитальном этапе, отработка алгоритмов действия врача по оказанию неотложной помощи при развитии поствакцинального осложнения.
4.2. Исходный контроль знаний (тесты) Инструкция к тестовым заданиям: Выбрать один правильный ответ
а) гиперемия, инфильтрат на месте ведения препарата; б) региональный инфильтративный или абсцедирующий лимфаденит; в) келоидный рубец более 10 мм; г) остеит.
а) гиперемия ротоглотки; б) ринит; в) конъюнктивит; г) энцефалитическая реакция; д) кореподобная сыпь.
а) появления на месте введения пустулы; б) холодные абцессы; в) язву на месте введения вакцины более 10мм; г) диссеминированные формы БЦЖ-инфекции.
а) на 5-6 или 10-11 дни; б) в первые три дня; в) на 28 день; г) не наблюдается.
а) в переднебоковую поверхность бедра; б) в ягодицу; в) в дельтовидную мышцу плеча.
а) в термостате; б) в холодильнике; в) на складе при комнатной температуре; г) в барокамере; д) в вакууме.
а) да; б) нет; в) не является при проведении прививки в другой участок тела.
а) другим препаратом; б) тем же препаратом под наблюдением врача.
а) прививка проводится после окончания обострения, и нормализации температуры и клинических показателей; б) прививку провести через 1 месяц после нормализации температуры; в) прививку проводят через 2 недели после окончания обострения; г) прививку в этих случаях можно проводить по плану.
а) температура 38,5 С0, инфильтрат гиперемия до 5 см; б) пронзительный крик, судороги; в) анафилактический шок.
а) t 38,5 более двух дней; б) t 38,5 гиперемия в месте инъекции 2-5 см; в) t 40 и выше, гиперемия в месте инъекции 8 см и выше.
а) сразу после нормализации температуры; б) через 2 недели после заболевания в) через 4 недели после заболевания.
а) повышение температуры тела на 8-10 день, вялость, ухудшения аппетита, увеличение слюнных желез; б) повышение температуры на второй день; в) боли в животе, рвота, увеличение слюнных желез на второй недели.
а) V2 АДС через 3 мес; б) V2 АКДС через год; в) постоянный медотвод; г) V2 АДС-М через 6 мес.
а) не ранее 6 месяцев; б) не ранее 45 дней; в) не ранее 12 месяцев г) вообще не проводят.
а) дать вторую дозу; б) сделать медотвод от прививки на две недели, а затем повторить; в) повторить прививку через месяц.
а) пронзительный крик, судороги; б) некроз мягких тканей; в) повышение температуры до 380; г) осложнений на введение АКДС нет.
а) в первые три дня; б) сразу после внедрения; в) через 2 недели; г) на 8-10 день.
а) повышение температуры на 6-11 день, гиперемия зева, небольшой насморк, конъюнктивит; б) судороги; г) повышение температуры на 3-й день до 37,8 с респираторными явлениями.
а) гиперемия ротоглотки; б) ринит; в) конъюнктивит; г) энцефалитическая реакция; д) кореподобная сыпь.
а) сделать запрос, сделать РПГА; б) начать прививать; в) оформить медотвод; г) не прививать вообще.
а) прогрессирующие заболевания нервной системы; б) перинатальная энцефалопатия; в) недоношенность.
а) на 5-6 или 10-11 дни; на 28 день; б) в первые трое суток.
а) сыпь; б) судороги; в) парезы.
а) кратковременный субфебрилитет с 5 по 12 день, сыпь, лимфоаденопатия; б) судороги; в) тромбоцитопения. 26. Поствакцинальные реакции после введения вакцины против гепатита В: а) субфебрильная реакция б) покраснение в месте введения вакцины в) пятнисто-папулезная сыпь 27. Патологические состояния в поствакцинальном периоде больше связаны с: а) качеством современных вакцин б) интеркуррентными инфекциями в) с возрастом ребенка 4.3. Самостоятельная работа по теме: - обыгрывание и разбор ситуационных задач, выявление типичных ошибок; - заслушивание выступлений 4.4. Итоговый контроль знаний: - опрос по основным понятиям темы; - проверка правильности заполнения медицинской документации; - подведение итогов с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия. 5. Основные понятия и положения темы Применяемые в настоящее время вакцинные препараты являются безопасными и эффективными. При проведении массовой иммунизации могут иметь место различные отклонения в состоянии здоровья вакцинируемого. Во-первых, возможно возникновение допустимых реакций и/или, чрезвычайно редко, необычных реакций и осложнений; во-вторых, присоединение или наслоение интеркурентных заболеваний в поствакцинальном периоде. Поскольку прививки детям 2 лет проводятся многократно, то совпадения заболеваний с проведенной вакцинацией имеют место значительно чаще, чем реакции и осложнения на прививку. В 1991 году ВОЗ была согласована международная терминология и определение неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде. Различают следующие виды:
Прочие: аллергические реакции, анафилактический шок, коллаптоидный эпизод, остеомиелит, упорный пронзительный крик, сепсис, синдром токсического шока. Помимо этого предложено также различать:
Вакцинальные реакции – это закономерные, ожидаемые процессы в поствакцинальном периоде, указанные в наставлениях к вакцинам. Поствакцинальные осложнения – это патологическое явление не свойственное обычному вакцинальному процессу, сопровождающееся длительным нарушением состояния. Чрезмерно сильные реакции – общие: гипертермия 40С и выше, местные: плотные инфильтраты более 8 см в диаметре, резкая гиперемия мягких тканей в месте инъекции (иногда отек захватывает всю ягодицу и распространяется на бедро и поясницу). Дифференциальная диагностика поствакцинальных осложнений Мнение об опасности прививок поддерживается, главным образом тем, что в период после вакцинации у ребенка могут возникнуть различные нарушения здоровья, которые чаще всего принимают за поствакцинальное осложнение. Для решения вопроса, является ли данный процесс в поствакцинальном периоде прививочным осложнением, необходимо учитывать не только его характер, но и сроки его развития. Патогномоничных симптомов, которые бы позволили однозначно считать каждый конкретный случай поствакцинальным осложнением нет. Но следует учитывать ориентировочные критерии дифференциальной диагностики:
Источники вакцинального осложнения:
Предупреждение поствакцинальных осложнений.
Плановая вакцинация при отсутствии острых или обострения хронических заболеваний.
Организация работы по спецпрофилактике на педиатрическом участке За прививочную работу на педиатрическом участке отвечает участковый педиатр, который работает в тесном контакте с участковой медсестрой и медсестрой – картотечницей поликлинике. Функции участкового педиатра по проведению прививок. Участковый педиатр обеспечивает план проведения прививок на основном участке, для этого:
Функции участковой медсестры по проведению прививок. Участковый врач обязан знать инфекционную заболеваемость на своем участке, уровень привитости против контролируемых капельных инфекций.
Работа кабинета иммунопрофилактики в детской поликлинике Для полного и эффективного выполнения всего объема работы по специфической профилактике главный врач детского лечебно – профилактического учреждения организует кабинет иммунопрофилактики. Возглавляет работу прививочного кабинета опытный врач – педиатр или заведующий педиатрическим отделение, получившие специальную подготовку по инфекционным болезням и иммунопрофилактике. В поликлиниках, обслуживающих более 20 тыс. детей, выделяют 1 должность врача – педиатра и 1 должность медсестры на 10 тыс. детского населения (приказ МЗ СССР №426 от 28.03.86г.) Функции кабинета врача иммунопрофилактики (врач – иммунолог)
Врач кабинета иммунопрофилактики работает в тесной связи с участковыми врачами, специалистами поликлиники, медицинскими работниками ДДУ и школ, находящихся на территории обслуживания поликлиники, а также СЭС района. Вместе с врачом в кабинете иммунопрофилактики работает медицинская сестра. Функции медсестры кабинета иммунопрофилактики.
Порядок работы и функции иммунологической комиссии. Для квалифицированного коллегиального решения о сохранении или снятии длительных временных освобождений от прививок в спорных и трудных случаях, а также для пересмотра постоянных освобождений главный врач создает иммунологическую комиссию. Функции комиссии: - оформление и ежегодное подтверждение постоянных медицинских отводов; - пересмотр постоянных медицинских отводов в соответствии с новыми ертттощд к вакцинам; - пересмотр и оформление временных длительных медицинских отводов (более 3 мес.); - проводит анализ случаев поствакцинальных осложнений. Порядок работы:
причина временного или постоянного освобождения от прививок, заключение соответствующего специалиста (диагноз, характер и эффективность проведенного лечения, состояние ребенка в данное время);
Неблагоприятные события в поствакцинальном периоде, подлежащие регистрации
ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ
6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности 6.1. Ситуационные задачи по теме: |
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического... Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... |