Скачать 331.88 Kb.
|
ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Теоретические основы товароведения» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО) 2007 ББК. 74.5 ОДОБРЕНО П56 Цикловой методической комиссией «Товароведение, коммерция» Протокол № 2 Дата 04.09.2007_______________ Председатель: Виноградова Е.А. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теоретические основы товароведения» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО). – Омск: ОГКТЭиС, 2007. – 44с. Данные методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО), изучающих дисциплину «Теоретические основы товароведения». В методических указаниях содержится материал по выполнению 7 практических работ: определены цели каждой работы, оснащение и порядок выполнения. Методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальностям: 080302 Коммерция (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО). Составитель: М.В. Понякшина, преподаватель ОГКТЭиС. Рецензенты: В.А. Константинова, преподаватель высшей категории ОТЭК. Е.А. Виноградова, преподаватель высшей категории ОГКТЭиС. © ОГКТЭиС, 2007 Содержание
Введение Расширение и обновление ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров в торговых предприятиях сопровождается повышением требований к торговым работникам и требует их более высокой квалификации. И в процессе обучения студентам колледжа особенно важно определить свои профессиональные возможности, свою компетентность. Для этого необходимо повысить качество профессионального образования на основе применения новых современных методов обучения. Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает основополагающие характеристики товара, составляющие его потребительную стоимость, а также их изменения в процессе транспортирования, хранения и подготовки к реализации. Знания товароведения позволяют всем специалистам, обеспечивающим товародвижение, рационально осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом ассортиментных, количественных и качественных характеристик товаров. Выполнение студентами практических работ по дисциплине «Теоретические основы товароведения» проводится с целью:
Методические указания к выполнению практических работ предназначены для овладения студентами умений и навыков самостоятельной работы по определению основополагающих товароведных характеристик потребительских товаров, а также их информационному обеспечению и определению энергетической ценности продуктов. Перечень практических работ соответствует рабочей программе, составленной на основании примерной программы по дисциплине «Теоретические основы товароведения», утвержденной зам. директора ОЦПКРТ Н.В. Алябьевой 11.04.02г. Каждая практическая работа имеет унифицированную структуру, включающую цели работы, оснащение, порядок выполнения работы, а также задания (от 2 до 4-х) и контрольные вопросы для закрепления темы. Благодаря такой структуре студенты получают возможность овладеть дополнительными умениями: оформлять результаты исследований, составлять таблицы, анализировать и обобщать их, делать заключение, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ (курсовых, дипломных). При выполнении практических работ основным методом обучения является самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя. Разнообразие заданий достигается за счет подбора многовариантных комплексов стандартов, натуральных образцов и других средств обучения. Студенты на практических занятиях в зависимости от формы и сложности заданий работают: - индивидуально; - в малых группах (2-5 чел.); - всей группой. По окончании выполнения работы студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют взаимоконтроль, обсуждают результаты и подводят итоги. Оценка преподавателем выполненной студентом работы осуществляется комплексно: - по результатам выполнения заданий; - по устному сообщению; - по оформлению работы. Организация выполнения и контроля практических работ по дисциплине «Теоретические основы товароведения» является подготовительным этапом к сдаче экзамена по данной дисциплине. Перечень практических работ по дисциплине «Теоретические основы товароведения»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: Изучение методов классификации и кодирования потребительских товаров Цели: - научиться распознавать разновидности методов классификации, расшифровывать кодировку товаров; - закрепить теоретические знания в области классификации и кодирования потребительских товаров. Оснащение: [6], [7], [8], карты - задания, обучающие карты. Порядок выполнения: 1. Внимательно прочтите цели работы. 2. Запишите дату, тему и цели работы. 3. Прочтите задание. 4. Запишите краткое условие и, согласно указаниям, проведите необходимую работу. Сделайте выводы. 5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы. Задание 1. Определите группу товаров по учебной и торговой классификации.
Задание 2. Определите вид консервов и дату их изготовления. Запишите в тетрадь. М27762 2131200 А 84152 1030205 130798 170399 Р16138 2 120901 Р28 318 022 К82 Задание 3. Изучите и установите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации конкретных товаров (см. Приложение 1). Результаты оформите в виде таблицы:
Задание 4. Составьте самостоятельно две схемы классификации иерархическим методом (не менее 3-х ступеней) и фасетным (не менее 3- независимых группировок). Объектами классификации должны быть товары. Контрольные вопросы: 1. Что такое метод? 2. Какие методы применяются в товароведении? 3. Какие методы относятся к эмпирическим? 4. Что такое идентификация? 5. Назовите цель кодирования. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема: Изучение ассортимента товаров Цели: - приобрести умения и навыки по распознаванию ассортимента магазинов и составлению ассортиментного перечня магазина; - закрепить теоретические знания в области ассортимента; - приобрести умения по расчету ассортиментных показателей, их сравнительного анализа. Оснащение: [6], [7], [8], обучающие карты, образцы ассортиментного перечня. Порядок выполнения: 1. Внимательно прочтите цели работы. 2. Запишите дату, тему и цели работы. 3. Прочтите задание. 4. Запишите краткое условие и, согласно указаниям, проведите необходимую работу. Сделайте выводы. 5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы. Задание 1. Используя обучающие карты, изучите виды ассортимента (см. Приложение 2). Выпишите основные виды в тетрадь по форме:
Задание 2 (выполняется в малых группах) Составьте примерный ассортиментный перечень магазина (см. Приложения 3,4). Сделайте выводы о рациональности составленного вами ассортиментного перечня. Задание 3 (выполняется как внеаудиторная работа). Рассчитайте показатели ассортимента: широту, полноту, устойчивость, новизну и оформите результаты в таблицу. Расчет показателей производится по формулам: Условные обозначения: Кш – коэффициент широты, %; Шф – фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп (для учебных целей собирается информация только по одной группе); Шб – базовая широта. В качестве базовой широты могут быть приняты: 1. Максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, обнаруженное во всех обследованных магазинах. 2. Количество наименований товаров исследуемой группы, регламентированное действующими стандартами (только для отечественных товаров). 3. Количество наименований товаров исследуемой группы, предлагаемое на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий). Кп – коэффициент полноты, %; Пф – фактическое количество товаров однородной подгруппы; Пб – базовая полнота, определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп. Ку – коэффициент устойчивости, %; Уф – количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании). Кн – коэффициент новизны, %; Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся по мнению исследователя новыми. Результаты обследования ассортимента _____________________________________ (наименование группы товаров)
Заключение: Проанализируйте полученные результаты по показателям ассортимента. Контрольные вопросы: 1. Что такое ассортимент товаров? 2. Без чего не вступит в силу ассортиментный перечень магазина? 3. Чем отличается производственный ассортимент от торгового? 4. Что ожидает руководителя магазина за несоблюдение ассортиментного перечня? 5. Какой вид ассортимента в супермаркетах? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Тема: Ознакомление с нормативно-технической документацией Цели: - ознакомиться с основными видами нормативно-технической документации; - изучить основные разделы стандартов. Оснащение: [4], сертификаты. Порядок выполнения: 1. Внимательно прочтите цели работы. 2. Запишите дату, тему и цели работы. 3. Прочтите задание. 4. Запишите краткое условие и, согласно указаниям, проведите необходимую работу. Сделайте выводы. 5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы. Задание 1. Изучите 2-3 сертификата на продукцию (см. Приложения 5-10) и запишите в тетрадь, что должно в сертификате указываться обязательно. Задание 2. Изучите 2-3 стандарта на продукцию и запишите основные его разделы в тетрадь. Выявите общность и различия стандартов. Контрольные вопросы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 Тема: Оценка качества товаров органолептическим методом Цели: - приобрести знания и умения по оценке качества товаров органолептическим методом; - закрепить теоретические знания в области качества товаров. Оснащение: [4], обучающие карты, натуральные образцы товаров. Порядок выполнения: 1. Внимательно прочтите цели работы. 2. Запишите дату, тему и цели работы. 3. Прочтите задание. 4. Запишите краткое условие и, согласно указаниям, проведите необходимую работу. Сделайте выводы. 5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы. Задание 1. Изучите правила определения качества товаров органолептическим методом, используя обучающие карты (см. Приложение 11). Основные этапы запишите в тетрадь. Задание 2. Произведите органолептическую оценку качества предложенного образца товаров. Сравните данные со стандартом. Результаты оформите в виде таблицы.
Контрольные вопросы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 Тема: Ознакомление с нормами списания товарных потерь Цели: - изучить нормы естественной убыли; - приобрести практические навыки работы со справочной литературой. Оснащение: [3],[4] Порядок выполнения: 1. Внимательно прочтите цели работы. 2. Запишите дату, тему и цели работы. 3. Прочтите задание. 4. Запишите краткое условие и, согласно указаниям, проведите необходимую работу. Сделайте выводы. 5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы. Задание 1. Изучите нормы естественной убыли и порядок их списания. Задание 2. (выполняется в малых группах по 2 человека). Решите предложенные ситуации, используя сборник норм естественной убыли. Дайте письменные ответы. Устно обоснуйте решения, принятые в результате обсуждения в малой группе. Ситуация 1 При зачистке сливочного масла осталось 150 г штаффа. Можно ли его списать за счет норм естественной убыли? Ситуация 2 После завеса тары (коробка из-под печенья) обнаружилась разница между фактической массой тары и массы тары, указанной на маркировке. Ваши действия? Можно ли списать разницу за счет норм естественной убыли? Ситуация 3 К какой группе магазинов будет относиться магазин с годовым товарооборотом 2 млн. рублей при торговой площади 300 кв. метров? Ситуация 4 В магазин поступило 100 кг фасованого печенья. Будут ли применяться нормы естественной убыли к этой партии печенья? Ситуации 5 Какие нормы применяются к магазинам района Крайнего Севера? Ситуация 6 За сколько дней до вступления норм естественной убыли в силу руководители предприятия должны известить материально ответственное лицо об этом? Ситуация 7 Повысятся ли нормы естественной убыли на скоропортящиеся товары, если в магазине отключили электроэнергию на 2 часа и вследствие этого возникли товарные потери? Контрольные вопросы: 1. Какие товарные потери нормируются? 2. Что означает термин «предельные нормы», и когда они применяются? 3. По каким ценам списываются товары? 4. Применяются ли нормы естественной убыли к товарам, поступившим в торговое предприятие в фасованном виде? 5. Когда производят списание естественной убыли товаров? 6. Кто производит списание норм естественной убыли? 7. Как часто пересматриваются нормы естественной убыли? |
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине... Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–... | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические... Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | Методические указания по выполнению практических работ Маркетинг. Метод указания по выполнению практических работ / Земскова А. В.; Самар гос техн ун-т. Самара, 2010. 126с | ||
Название темы урока Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... | Домашняя контрольная работа для учащихся 10 класса Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... | ||
1. Теоретические основы аудита предприятий малого бизнеса 4 Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного... | Методические указания по самостоятельной подготовке к практическим... Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический... | ||
Учебник /Московский государственный университет. М.: Дис, 1997. 368 с Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Математика» для специальностей: 080302 Коммерция (по отраслям),... | Методические указания по выполнению контрольных работ общие положения... Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | ||
Факультет экспертизы и товароведения методические указания к выполнению... «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский) | Методические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению... Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |