Пояснительная записка





НазваниеПояснительная записка
страница1/16
Дата публикации30.12.2014
Размер2.11 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
c:\users\андрей\desktop\сканер\21.jpg

Глава I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Цель:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека,

  • овладение начальными естественными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.




Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые вещества, получат новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях, органов живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразия организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным разделам стандарта основного общего образования – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» и распределен по соответствующим темам.

Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдение за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, разработку экологических проектов.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для образовательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

ВСЕЛЕННАЯ

В селенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояния до звезд, яркость звезд и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли. Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.Солнечна система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения: за звездным небом, за изменением их высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы: Работы с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушария, созвездий Северного полушария. Ориентирование на местности с помощью компаса. Полярная звезда и местные признаки.

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействия молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые и световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения

Лабораторная работа: Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

ВОЗДУХ

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость и давление). Значение воздуха для жизни живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказания погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация Модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера)

Наблюдение систематические, фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своем своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы : Определение месторасположения гор со снежными вершинами (работа с картой). Описание погоды за месяц.

ВОДА

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия. Результаты работы текущих вод и ветра.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Горные породы. Разнообразия горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные опыты Описание минералов и горных пород по 3-4 признакам и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

ПОЧВА

Почва, ее образование. Разнообразия почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость и воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв разной структуры. Опыты по определению свойств почвы.

ОРГАНИЗМЫ

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в различных условиях среды обитания. Клеточное строение организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Демонстрация микропрепаратов растительной клетки, муляжей, коллекции, гербарного материала.

Наблюдение за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых явлений по плану.

Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям среды.

РАСТЕНИЯ

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и другие. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные опыты Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных препаратах. Определение названий растений с помощью атласа-определителя. Постановка опытов по выявлению влияния температуры воздуха, влажности на прорастание семян культурных растений.

Экскурсия Распознание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

ГРИБЫ

Грибы. Распознание грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и муляжей.

Лабораторная работа Знакомство с наиболее распространёнными в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

ЖИВОТНЫЕ

Характерные признаки животных, сходства с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встречи с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, условия их жизни, уход за ними.

Демонстрация живых животных, коллекций чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа Знакомство с различными животными своей местности (в том числе редких, охраняемых, ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

Растения и животные – ваши любимые. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Овладение простейшиминстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью в домашних условиях.

Лабораторная работа Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
ПРИРОДА ЕДИНА

Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСТНОСТЬ ЖИЗНИ

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя наркотиков и др.) Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы,

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель,

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

    • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

    • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Глава V. тематическое планирование


#№

Наименование темы

Кол-во

часов

Практическая работа

Лабораторная работа

Экскурсия

Контрольная работа

Примечание

1

Введение

2













2

Вселенная

5

2










3

Строение и свойства вещества

11

1










4

Воздух

6

2




тест




5

Вода

3




1







6

Горные породы

3

2










7

Почва

4













8

Организмы

6




1

тест




9

Растения

7

2

1







10

Грибы

2

1










11

Животные

5

1




тест




12

Ваши любимые

растения и животные

3

1










13

Природа едина

2













14

Человек, его здоровье и безопасность знаний

3

2













Всего

68

14

3

3

Резерв- 6


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск