Скачать 426.16 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Агентство образования администрации Красноярского края Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметно-цикловая комиссия педагогических дисциплин Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работе студентов специальности 050704 «Дошкольное образование» Красноярск 2007
Пояснительная записка Экологическое образование и воспитание - направление дошкольной педагогики, призванное заложить основы экологической культуры с первых лет жизни человека. Дошкольный работник, осуществляющий это направление, должен обладать достаточным уровнем экологической культуры, пониманием общих и региональных экологических проблем, владеть основами экологии и специальной методикой экологического образования и воспитания детей и взрослых, уметь создавать условия в детском саду для реализации задач образования, воспитания и развития воспитанников. Цель - Овладение содержанием и методикой экологического образования, воспитания и развития детей, - овладение знаниями и умениями, и навыками самостоятельной работы. С этой целью в данных методических рекомендациях разработаны семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Их сочетание способствует установлению связи теории и практики. Умения - раскрывать содержание основных понятий и оперировать ими; - выделять основные идеи, представленные в историко-педагогической литературе, психолого-педагогических исследованиях, методической литературе; сопоставлять взгляды педагогов, психологов по различным проблемам методики природоведения и экологического образования в ДОУ; - анализировать содержание, структуру природоведческих знаний, умений и навыков, представленных в общеразвивающих вариативных и парциальных программах, с позиций современных требований к экологическому образованию, а также с позиций общедидактических принципов; - анализировать вариативные программы экологического образования и воспитания, соотносить их с собственными взглядами на данную проблему; - оценивать уровень сформированности знаний о природе и отношения к ней детей в разных возрастных группах;
- осуществлять диагностику экологических знаний, умений, навыков воспитанников и характер отношения детей к природе;
Количество практических и семинарских занятий, самостоятельной работы студента, их содержание соответствует тематическому плану учебной дисциплины «Методика экологического образования». Самостоятельная работа Раздел №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников. Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды. Самостоятельная работа №1 Цель: Формирование представлений об особенностях приспособления животных к условиям среды и распространению их по земному шару.Упражняться в написании рефератов. Задание: Написание реферата: «Особенности приспособления животных к условиям среды» (2ч.) Порядок выполнения: Форма контроля: реферат. Литература:
Раздел №3. Методы экологического образования Тема 3.1. Наблюдение- ведущий метод экологического образования. Самостоятельная работа №2. Цель: Формирование умений составления конспектов занятий для детей с нарушениями в развитии и с сохранным развитием. Задание: составление конспекта «Наблюдение за живым объектом» с учётом образовательной программы (особенности развития ребёнка на выбор). (4ч.) Порядок выполнения: Форма контроля: конспект. Литература:
Тема 3.2. Опыт как наблюдение проводимое в специально созданных условиях. Самостоятельная работа №3. Цель: Формирование умений в подборе опытов с объектами неживой природы, формулировании темы, цели, компановке содержания опыта, способствующего выявлять скрытые особенности объектов, устанавливать несложные причинно-следственные связи и зависимости. Задание: составление конспекта опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания. (2ч.) Порядок выполнения: Форма контроля:конспект занятия организации опытов. Литература:
Тема 3.3. Труд как метод экологического образования. Самостоятельная работа № 4. Цель: Формирование умений составления конспектов трудовых занятий с учётом требований программы, особенностей развития детей. Задание: составление конспекта трудового занятия для детей, имеющих нарушения в развитии (возраст детей на выборя). (2ч.) Форма контроля:конспект занятия. Литература:
Тема 3.5. Использование моделей в эколого-педагогической работе. Самостоятельная работа №5. Цель: Формирование способностей студентов в разработке и изготовлении моделей предметно-схематических или графических в экологическом образовании ребёнка с учётом их развития. Задание: Разработка и изготовление моделей предметно-схематических или графических.(2ч.) Форма контроля:модели. Литература:
Тема 3.6. Место словесных методов в системе экологического образованию дошкольников Самостоятельная работа № 6. Цель: Формирование умений разрабатывать конспекты занятий обобщающей беседы по заданной теме. Задание: составление конспекта занятия обобщающей беседы «Перелётные птицы» для детей, имеющих нарушения в развитии.(2ч.) Форма контроля:конспект занятия. Литература:
Раздел №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ. Тема 5.1. Экологическое пространство в помещении ДОУ-важное условие экологического образования. Самостоятельная работа №7. Цель:Формирование умений оформлять паспорта растений, используя условные обозначения доступные и понятные детям, отражая внешний вид растения, место произрастания в естественных условиях и потребности. Задание:Разработка и оформление паспортов комнатных растений.(2ч.) Форма контроля:паспорта комнатных растений. Литература:
Тема 5.2. Участок ДОУ-база эколого-педагогической работы с детьми. Самостоятельная работа №8. Цель: Формирование умений создавать проекты озеленения участка ДОУ, соблюдая алгоритм проектной деятельности. Задание:Разработка и оформление проектов озеленения участка ДОУ.(2ч.) Форма контроля:проект озеленения участка ДОУ. Литература:
Тема 5.3. Методика ознакомления с природой края. Самостоятельная работа № 9. Цель: Формирование понимания создания презентации, как вариативной формы представления наглядного материала, для работы с детьми, сотрудниками ДОУ, родителями, отражая географическое положение, климат, природу, традиции. Задание:Содание презентации «Мой край». (2ч.) Форма контроля:презентация «Мой край». Литература:
Раздел №6 Сезонные изменения в природе. Тема 6.1. Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе. Самостоятельная работа № 10. Цель:Закреплять умение излагать содержание темы в определённой последовательности, отображая изменения в природе в летний период,устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Задание:написание реферата «Изменение в природе Красноярского края летом». Форма контроля: реферат. Литература:
Раздел №7 Технология экологического образования дошкольников. Тема 7.2..Планирование. виды планирования. Самостоятельная работа №11. Цель:Закрепление умений распределять материал экологического содержания в течение дня, соблюдая последовательность детских видов деятельности и их разнообразие. Задание:Составление плана эколого-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения в развитии. Форма контроля: план работы по экологическому образованию. Литература:
Тема 7.3. Особенности эколого-педагогической работы в разновозрастной группе. Самостоятельная работа №12. Цель: Формирование умений работать с указателем статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в 2005-06гг. Задание:Составление списка статей по экологическому образованию в разновозрастной группе дошкольников из журналов «Дошкольное воспитание» за 2005-06 годы.(2ч.) Форма контроля: список статей. Литература:
Практические занятия По разделу №1 Формирование естественно-научных представлений у дошкольников. Тема 1.3 Биоценоз- сообщество живых организмов Практическое занятие1 Определение отношения между продуцентами и консументами данного биоценоза (на выбор). количество часов– 2 часа Цель работы: Определение биоценозов в ближайшем окружении и составление пищевой цепи, характерной для него. Средства Модели, отражающие пищевую цепь нескольких биоценозов. Задание - Приведите примеры биогеоценоза, биоценоза, агроценоза Красноярского края - Составление схемы пищевой цепи, характерной для биоценоза участка ДОУ. Методические указания Необходимо показать, что природа представляет собой сложную экологическу систему, в которой всё взаимосвязано. Раскрыть основные взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания, выделить и охарактеризовать экологические факторы. Показать роль и значение биосферы, роль растений как первичных продуцентов органического вещества. По разделу №2 Теоретические основы развития методики экологического образования Тема 2.4 Анализ современных образовательных программ по экологическому воспитанию Практическое занятие1 Составление аналитической справки- результата анализа разделов экологического содержания в общеобразовательных программах (цель, задачи,содержание, структура) и парциальных пограммах. количество часов – 4часа Цель работы:Определение схемы составления аналитической справки – результата анализа экологических программ разного уровня. Средства Общеобразовательные программы «Детство», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и парциальные программы «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог». Задание -Проанализировать содержание раздела экологической направленности одной общеобразовательной программы и парциальной, и установить концептуальную совместимость. -Разработать схему составления аналитической справки-результата анализа программ. |
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)... | Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
Пояснительная записка Государственный образовательный стандарт средних... ... | Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | Методические рекомендации по изучению теоретического курса; по подготовке... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... ЕН. 02. Информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности | ||
Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной... Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... |