Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика»





Скачать 143.07 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика»
Дата публикации10.01.2015
Размер143.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика»

030200.68 – «Политология»

Форма обучения очная

Название школы: Школа региональных и международных исследований

Название кафедры: кафедра политологии

курс ___2____ семестр ___4_____

лекции _8__ (час.)

практические занятия___24___час.

семинарские занятия____-___час.

лабораторные работы___-____час.

всего часов аудиторной нагрузки___32__ (час.)

самостоятельная работа __40___ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет _____4______ семестр

экзамен___-______семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 542)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политологии«20» сентября 2012г.

Заведующая кафедрой Н.А. Цыганок к.п.н., доцент «20» сентября 2012г.

Составитель (ли): доцент П.Д. Ханас., доцент кафедры

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой ______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация

Рабочая программа учебной дисциплины по курсу «Региональный мониторинг и диагностика» разработан для магистрантов 2 курса по направлению 0030200.68 «Политология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Региональный мониторинг и диагностика» - М2.В.ОД.5 входит в вариативную часть профессионального (специального) цикла обязательных дисциплин.

Целью курса «Региональный мониторинг и диагностика» является получение знаний о методологии регионального мониторинга и диагностики, а также в освоении практических навыков сбора и анализа вторичной информации и использовании ее в политической практике.

Основной задачей курса является обучить студентов основам анализа и прогнозирования региональных политических процессов в Дальневосточном федеральном округе. В результате освоения материалов курса студенты должны будут иметь знания по вопросам специфики государственного устройства органов исполнительной и законодательной власти в субъектах ДФО, политических процессов и событий.

Учебный курс «Региональный мониторинг и диагностика» относится к числу дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для подготовки магистров по напрвлению 030200.68 «Политология». В процессе изучения политологии студенты должны освоить необходимый понятийно-категориальный аппарат, получить навыки аналитической и исследовательской работы в соответствующей области.

Учебный курс «Региональный мониторинг и диагностика» сориентирован на всестороннее и систематическое изучение региональных политических режимов. По завершению курса студенты должны знать методологию регионального и электорального анализа и уметь правильно анализировать расстановку политических сил в российских регионах, применять полученные знания в политической аналитике, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, политических организаций и бизнес-структур.

  • Дисциплина направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника. В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО: способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ОК-9), способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-17), способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования (ОК-16). способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-18), способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-19), способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-20) способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1), способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-3), способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных исследований, учебного процесса, избирательных кампаний, экспертной и консалтинговой деятельности (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (П-7),

способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8), способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-11), способностью и готовностью к проектированию работ по организации избирательных и иных кампаний в сфере политического управления (ПК-12),

I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекционные занятия (8 часов)
МОДУЛЬ 1. Региональный мониторинг и диагностика: методология и основные инструменты (2 часа)
Тема №1. Понятие и теоретические основы регионального мониторинга и диагностики (1 час).

Мониторинг как система научного познания в политическом анализе. Мониторинг как средство политического анализа. Принципы мониторинга региональной информации. Принципы политической диагностики. Диагностика как вид анализа политической ситуации. Цели и способы организации регионального политического анализа на основе мониторинга и диагностики.
Тема №2. Региональный анализ как разновидность политического анализа (1 час)

Региональное измерение в политике. Общее представление о региональных факторах политического процесса и их роли в различных странах мира. Функционирование политической системы «центр – регионы». Понятие «региональный политический процесс». Цели и способы организации регионального политического анализа в мировой практике. Полевое исследование в региональном анализе. Организация полевого исследования. Правила подготовки технического задания. Особенности проведения экспертных интервью и правила обработки экспертной информации. Подготовка регионального политического портрета. Правила разработки рекомендаций и стратегического планирования политической деятельности на основе материалов региональной диагностики.
МОДУЛЬ 2. Специфика Российского регионализма (2 часа)
Тема №3. Анализ отношений «центр – регионы» (1 час).

Концепция баланса отношений «центр - регионы»: составляющие баланса, динамика баланса. Выявление общегосударственных политических интересов, определение региональной политики и региональной стратегии государства. Выявление региональных политических интересов. Оценка состояния текущего баланса общегосударственных и региональных интересов, его происхождения, устойчивости и перспектив. Организация мониторинга отношений «центр – регионы».
Тема №4. Подходы в региональном анализе (1 час).

Методология анализа отношений между властными структурами регионального уровня. Отношения между политическими институтами в российском регионе. Институциональные конфликты как предмет регионального анализа. Функции и особенности развития исполнительной власти в субъектах федерации. Функции и особенности развития законодательной власти в субъектах федерации. Система сдержек и противовесов на региональном уровне и конфликты между ветвями власти. Конфликты между уровнями власти в регионе: региональная власть и федеральные структуры; региональная власть и местное самоуправление.

Анализ расстановки сил в региональной элите. Факторы, определяющие расстановку сил в регионе, - политические, экономические, этнокультурные и др. Внеинституциональное измерение регионального политического процесса. Соотношение институционального и внеинституционального измерения. Клановость и клиентелизм в российских регионах: причины и тенденции.
МОДУЛЬ 3. Современная практика регионализма в ДФО (2 часа)
Тема №5. Региональные политические режимы: сравнительный анализ ресурсно-акторных моделей (1 час).

Группы влияния и политические акторы в регионе. Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций. Значение личностных, финансово-экономических, партийно-организационных, информационных и иных ресурсов. Методы выявления ресурсной базы и оценки значимости различных ресурсов.
Тема №6. Расстановка политических сил в регионах (1 час)

Группы влияния и политические акторы в регионе. Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций. Значение личностных, финансово-экономических, партийно-организационных, информационных и иных ресурсов. Методы выявления ресурсной базы и оценки значимости различных ресурсов.
МОДУЛЬ 4. Региональная диагностика как прикладное направление в региональном анализе (2 часа)
Тема №7. Подготовка регионального политического портрета (1 час).

Понятие, сущность и структура регионального политического портрета. Выявление долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных тенденций. Прогнозирование регионального политического процесса. Методы работы с региональной информацией. Открытые источники информации и особенности их использования – материалы СМИ, интернет.
Тема №8. Правила разработки рекомендаций и стратегического планирования политической деятельности на основе материалов региональной диагностики (1 час).
Организация и методы предвыборных полевых исследований: электоральная диагностика. Стратегия избирательной кампании: механизм разработки и реализации, критерии результативности. Политическое консультирование органов власти.
II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Практические занятия (24 часов)

Интерактивные методы обучения (21ч.)
Занятие 1. – 6ч.

Региональный анализ как разновидность политического анализа.

Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 6)- семинар-дискуссия..

Региональное измерение в политике. Общее представление о региональных факторах политического процесса и их роли в различных странах мира.

Функционирование политической системы «центр – регионы». Понятие «региональный политический процесс».

Цели и способы организации регионального политического анализа в мировой практике.
Занятие 2.

Анализ отношений «центр – регионы».-6ч.

Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- Концепция баланса отношений «центр - регионы»: составляющие баланса, динамика баланса. Выявление общегосударственных политических интересов, определение региональной политики и региональной стратегии государства;

Выявление региональных политических интересов. Оценка состояния текущего баланса общегосударственных и региональных интересов, его происхождения, устойчивости и перспектив;

Организация мониторинга отношений «центр – регионы».

Занятие 3.

Подходы в региональном анализе.-6ч.

Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- Институциональный подход в региональном анализе. Элитистский подход в региональном анализе. Ресурсно-акторный подход к изучению расстановки политических сил в регионе.

Методология анализа отношений между властными структурами регионального уровня. Отношения между политическими институтами в российском регионе;

Институциональные конфликты как предмет регионального анализа;

Функции и особенности развития исполнительной власти в субъектах федерации. Функции и особенности развития законодательной власти в субъектах федерации. Система сдержек и противовесов на региональном уровне и конфликты между ветвями власти. Конфликты между уровнями власти в регионе: региональная власть и федеральные структуры; региональная власть и местное самоуправление.
Занятие 4.-6ч.

Современная практика регионализма в ДФО.

Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- В

Региональные политические структуры;

Группы влияния и политические акторы в регионе;

Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций.
III. контроль достижения целей курса
Вопросы к зачёту

  1. Региональный анализ как разновидность политического анализа.

  2. Понятие и теоретические основы регионального мониторинга и диагностики.

  3. Анализ отношений «центр – регионы».

  4. Методология анализа отношений между властными структурами регионального уровня.

  5. Отношения между политическими институтами в российском регионе.




  1. Институциональный подход в региональном анализе.

  2. Институциональные конфликты как предмет регионального анализа.

  3. Элитистский подход в региональном анализе.

  4. Ресурсно-акторный подход к изучению расстановки политических сил в регионе.

  5. Динамика регионального политического процесса.

  6. Функции и особенности развития исполнительной власти в субъектах ДФО.

  7. Функции и особенности развития законодательной власти в субъектах ДФО.

  8. Система сдержек и противовесов на региональном уровне и конфликты между ветвями власти в субъектах ДФО.

  9. Конфликты между уровнями власти в регионе: региональная власть и федеральные структуры ДФО;

  10. Региональная власть и местное самоуправление в ДФО

  11. Региональные политические режимы в ДФО: сравнительный анализ ресурсно-акторных моделей.

  12. Региональная диагностика как прикладное направление в региональном анализе.

  13. Электоральный анализ как разновидность региональной диагностики

  14. Анализ расстановки политических сил в субъектах ДФО.

  15. Факторный анализ региональных избирательных кампаний.

  16. Особенности федеральной политики в отношении Дальнего Востока.

  17. Этапы подготовки регионального политического портрета.

  18. Правила разработки рекомендаций и стратегического планирования политической деятельности на основе материалов региональной диагностики.

  19. Прогнозирование регионального политического процесса. Методы работы с региональной информацией.


IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Темы рефератов

  1. Использование корреляционного метода для анализа международной событийной информации

  2. Использование ивент-анализа для анализа международной событийной информации

  3. Использование метода временных рядов для анализа международной событийной информации

  4. Методы прогнозирования международных политических кризисов (на примере кластер-анализа)

  5. Методы анализа состава и структуры международной политической ситуации

  6. Динамический состав международной политической ситуации: действия и взаимодействия акторов

  7. Статическая структура международной политической ситуации: расстановка и соотношение сил субъектов.

  8. Динамическая структура международной политической ситуации: эволюция расстановки и соотношения сил.

  9. Механизмы смены ситуаций: нарушение и восстановление политического равновесия.

  10. Искажения восприятия международной политической ситуации и их причины.


V. Учебно- методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:

  1. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИЦ РИОР, 2009. - 155 с.: http://znanium.com/bookread.php?book=171016

  2. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации. Учебное пособие/ С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – Москва, 2008. – 321 с. http://www.aup.ru/books/m1315/

  3. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина; Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с. http://znanium.com/bookread.php?book=165405


Дополнительная литература:

  1. Социальная политика: Учеб. пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

  2. Минакир П. А., Демьяненко А. Н. «Пространственная экономика: эволюция методов и подходов» // Журнал «Пространственная Экономика». – 2010.- № 2. – С. 8-10.

  3. Москвина, О. С. «Оценка влияния факторов-доминант на инновационное развитие региона» / О. С. Москвина // Вестник Уральского государственного технического университета - УПИ, серия Экономика и управление. - 2010. - № 1. - С. 44-54: табл. - Библиогр.: с. 54

  4. Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М., Центр политических технологий, 2002.

  5. Туровский Р.Ф. Кризис российской региональной элиты // Сборник «Политические элиты перед вызовами 21 века».

  6. Лексин В. Н., Селиверстов В. Е., Швецов А. Н. «О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации»/ [Электронный ресурс]/ В. Н. Лексин, В. Е. Селиверстов, А. Н. Швецов. – Режим доступа: http:www.ieie.nsc.ru

  7. Минакир П. А., Демьяненко А. Н. «Пространственная экономика: эволюция методов и подходов» // Журнал «Пространственная Экономика». – 2010.- № 2. – С. 8-10.

  8. Москвина, О. С. «Оценка влияния факторов-доминант на инновационное развитие региона» / О. С. Москвина // Вестник Уральского государственного технического университета - УПИ, серия Экономика и управление. - 2010. - № 1. - С. 44-54: табл. - Библиогр.: с. 54


Интернет-ресурсы

1.Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. – 544 с. http://grachev62.narod.ru/Mr/


2.Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. - 1998. - №2. http://www.politnauka.org/library/dem/melvil.php

3. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 152 с. http://window.edu.ru/resource/146/79146

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск