Скачать 143.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) по дисциплине «Региональный мониторинг и диагностика» 030200.68 – «Политология» Форма обучения очная Название школы: Школа региональных и международных исследований Название кафедры: кафедра политологии курс ___2____ семестр ___4_____ лекции _8__ (час.) практические занятия___24___час. семинарские занятия____-___час. лабораторные работы___-____час. всего часов аудиторной нагрузки___32__ (час.) самостоятельная работа __40___ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _____4______ семестр экзамен___-______семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 542) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политологии«20» сентября 2012г. Заведующая кафедрой Н.А. Цыганок к.п.н., доцент «20» сентября 2012г. Составитель (ли): доцент П.Д. Ханас., доцент кафедры I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ _________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой ______________________ _________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Рабочая программа учебной дисциплины по курсу «Региональный мониторинг и диагностика» разработан для магистрантов 2 курса по направлению 0030200.68 «Политология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). Дисциплина «Региональный мониторинг и диагностика» - М2.В.ОД.5 входит в вариативную часть профессионального (специального) цикла обязательных дисциплин. Целью курса «Региональный мониторинг и диагностика» является получение знаний о методологии регионального мониторинга и диагностики, а также в освоении практических навыков сбора и анализа вторичной информации и использовании ее в политической практике. Основной задачей курса является обучить студентов основам анализа и прогнозирования региональных политических процессов в Дальневосточном федеральном округе. В результате освоения материалов курса студенты должны будут иметь знания по вопросам специфики государственного устройства органов исполнительной и законодательной власти в субъектах ДФО, политических процессов и событий. Учебный курс «Региональный мониторинг и диагностика» относится к числу дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для подготовки магистров по напрвлению 030200.68 «Политология». В процессе изучения политологии студенты должны освоить необходимый понятийно-категориальный аппарат, получить навыки аналитической и исследовательской работы в соответствующей области. Учебный курс «Региональный мониторинг и диагностика» сориентирован на всестороннее и систематическое изучение региональных политических режимов. По завершению курса студенты должны знать методологию регионального и электорального анализа и уметь правильно анализировать расстановку политических сил в российских регионах, применять полученные знания в политической аналитике, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, политических организаций и бизнес-структур.
способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8), способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-11), способностью и готовностью к проектированию работ по организации избирательных и иных кампаний в сфере политического управления (ПК-12), I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Лекционные занятия (8 часов) МОДУЛЬ 1. Региональный мониторинг и диагностика: методология и основные инструменты (2 часа) Тема №1. Понятие и теоретические основы регионального мониторинга и диагностики (1 час). Мониторинг как система научного познания в политическом анализе. Мониторинг как средство политического анализа. Принципы мониторинга региональной информации. Принципы политической диагностики. Диагностика как вид анализа политической ситуации. Цели и способы организации регионального политического анализа на основе мониторинга и диагностики. Тема №2. Региональный анализ как разновидность политического анализа (1 час) Региональное измерение в политике. Общее представление о региональных факторах политического процесса и их роли в различных странах мира. Функционирование политической системы «центр – регионы». Понятие «региональный политический процесс». Цели и способы организации регионального политического анализа в мировой практике. Полевое исследование в региональном анализе. Организация полевого исследования. Правила подготовки технического задания. Особенности проведения экспертных интервью и правила обработки экспертной информации. Подготовка регионального политического портрета. Правила разработки рекомендаций и стратегического планирования политической деятельности на основе материалов региональной диагностики. МОДУЛЬ 2. Специфика Российского регионализма (2 часа) Тема №3. Анализ отношений «центр – регионы» (1 час). Концепция баланса отношений «центр - регионы»: составляющие баланса, динамика баланса. Выявление общегосударственных политических интересов, определение региональной политики и региональной стратегии государства. Выявление региональных политических интересов. Оценка состояния текущего баланса общегосударственных и региональных интересов, его происхождения, устойчивости и перспектив. Организация мониторинга отношений «центр – регионы». Тема №4. Подходы в региональном анализе (1 час). Методология анализа отношений между властными структурами регионального уровня. Отношения между политическими институтами в российском регионе. Институциональные конфликты как предмет регионального анализа. Функции и особенности развития исполнительной власти в субъектах федерации. Функции и особенности развития законодательной власти в субъектах федерации. Система сдержек и противовесов на региональном уровне и конфликты между ветвями власти. Конфликты между уровнями власти в регионе: региональная власть и федеральные структуры; региональная власть и местное самоуправление. Анализ расстановки сил в региональной элите. Факторы, определяющие расстановку сил в регионе, - политические, экономические, этнокультурные и др. Внеинституциональное измерение регионального политического процесса. Соотношение институционального и внеинституционального измерения. Клановость и клиентелизм в российских регионах: причины и тенденции. МОДУЛЬ 3. Современная практика регионализма в ДФО (2 часа) Тема №5. Региональные политические режимы: сравнительный анализ ресурсно-акторных моделей (1 час). Группы влияния и политические акторы в регионе. Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций. Значение личностных, финансово-экономических, партийно-организационных, информационных и иных ресурсов. Методы выявления ресурсной базы и оценки значимости различных ресурсов. Тема №6. Расстановка политических сил в регионах (1 час) Группы влияния и политические акторы в регионе. Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций. Значение личностных, финансово-экономических, партийно-организационных, информационных и иных ресурсов. Методы выявления ресурсной базы и оценки значимости различных ресурсов. МОДУЛЬ 4. Региональная диагностика как прикладное направление в региональном анализе (2 часа) Тема №7. Подготовка регионального политического портрета (1 час). Понятие, сущность и структура регионального политического портрета. Выявление долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных тенденций. Прогнозирование регионального политического процесса. Методы работы с региональной информацией. Открытые источники информации и особенности их использования – материалы СМИ, интернет. Тема №8. Правила разработки рекомендаций и стратегического планирования политической деятельности на основе материалов региональной диагностики (1 час). Организация и методы предвыборных полевых исследований: электоральная диагностика. Стратегия избирательной кампании: механизм разработки и реализации, критерии результативности. Политическое консультирование органов власти. II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Практические занятия (24 часов) Интерактивные методы обучения (21ч.) Занятие 1. – 6ч. Региональный анализ как разновидность политического анализа. Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 6)- семинар-дискуссия.. Региональное измерение в политике. Общее представление о региональных факторах политического процесса и их роли в различных странах мира. Функционирование политической системы «центр – регионы». Понятие «региональный политический процесс». Цели и способы организации регионального политического анализа в мировой практике. Занятие 2. Анализ отношений «центр – регионы».-6ч. Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- Концепция баланса отношений «центр - регионы»: составляющие баланса, динамика баланса. Выявление общегосударственных политических интересов, определение региональной политики и региональной стратегии государства; Выявление региональных политических интересов. Оценка состояния текущего баланса общегосударственных и региональных интересов, его происхождения, устойчивости и перспектив; Организация мониторинга отношений «центр – регионы». Занятие 3. Подходы в региональном анализе.-6ч. Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- Институциональный подход в региональном анализе. Элитистский подход в региональном анализе. Ресурсно-акторный подход к изучению расстановки политических сил в регионе. Методология анализа отношений между властными структурами регионального уровня. Отношения между политическими институтами в российском регионе; Институциональные конфликты как предмет регионального анализа; Функции и особенности развития исполнительной власти в субъектах федерации. Функции и особенности развития законодательной власти в субъектах федерации. Система сдержек и противовесов на региональном уровне и конфликты между ветвями власти. Конфликты между уровнями власти в регионе: региональная власть и федеральные структуры; региональная власть и местное самоуправление. Занятие 4.-6ч. Современная практика регионализма в ДФО. Занятие с использованием интерактивного метода обучения ( 5)- В Региональные политические структуры; Группы влияния и политические акторы в регионе; Конфигурация групп – моноцентрические и полицентрические модели. Анализ ресурсной базы и ресурсных конфигураций. III. контроль достижения целей курса Вопросы к зачёту
IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов Темы рефератов
V. Учебно- методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы 1.Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. – 544 с. http://grachev62.narod.ru/Mr/2.Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. - 1998. - №2. http://www.politnauka.org/library/dem/melvil.php 3. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 152 с. http://window.edu.ru/resource/146/79146 |
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины... Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |