ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природоведение 5 класс Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий системы естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н. И. Сониным, А. А. Плешаковым, В. Б. Захаровым и др. УМК:
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.
Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» /А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.
Природоведение. 5 класс: альбом-задачник к учебнику «Природоведение» /А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.
Природоведение. 5 класс: методическое пособие к учебнику «Природоведение» /А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
Природоведение. 5 класс: дидактические карточки-задания к учебнику «Природоведение» /А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
Природоведение. 5 класс: атлас к учебнику «Природоведение» / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009.
Природоведение. 5 класс: биологические карты к учебнику «Природоведение» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную;
отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику;
роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;
строение и состав Солнечной системы;
общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;
характеристику галактик;
основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
внутреннее строение Земли и ее внешние оболочки;
причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков;
как развивались жизнь на Земле (на уровне представлений) ;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
Учащиеся должны уметь:
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
показывать на карте основные природные зоны Земли;
составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Основное содержание Введение (2 ч)
Науки о природе. Методы изучения природы.
1. Вселенная (15 ч)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье.
Географические открытия XVI-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Практическая работа
Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны.
2. Земля (18 ч)
Представления людей о возникновении Земли.
Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Практические работы
На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.
На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
3. Жизнь на Земле (16 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы.
Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы
Рассматривание ископаемых остатков организмов.
Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах.
4. Человек на Земле (12 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Страницы истории географических открытий.
Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
|