Скачать 224.79 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий мир» начальной школы. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 –го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.). Настоящая образовательная программа создана на основе:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природа. Неживая и живая 5 класс» ,М., «Дрофа» 2010 г. Курс природоведения в 5 классе является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, химических, физических, биологических явлениях Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Структура программы.
Стандарт основного общего образования по природоведению. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Обязательный минимум содержания основных обязательных программ КАК ЧЕЛОВЕК МЗУЧАЕТ ПРИРОДУ Наблюдение, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых – естествоиспытателей в развитии науки (на примере 1 -2 историй конкретных открытий). МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ. Звездное небо . Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птомелей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности. Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в различных средах обитания (водной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияние температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально – ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. П.; овладение простейшими способами оказания первой помощи. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСККНИКОВ. В результате изучения природоведения ученик должен Знать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *определения сторон горизонта с помощью компаса. Полярной звезды или местных признаков. * измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; *определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; *составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; *оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Содержание курса. Введение ( 2часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Знать:
Уметь:
1.Вселенная (6 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля, Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы. №1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. №2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. Уметь:
Использовать знания и умения в практической деятельности:
2. Строение и свойства веществ (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких, газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы, Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Лабораторная работа. №3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Знать:
Уметь:
3.Воздух (7 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды, Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Лабораторная работа. №4 Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). №5. Описание погоды за месяц. Знать
Уметь:
4. Вода (4 часа). Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Результаты работы текущих вод. Знать:
Уметь:
5. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторная работа. №6. Описание минералов и горных пород ( по3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Знать:
Уметь:
6. Почва (5 часов). Почва ,ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства : влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почвы. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. Знать:
Уметь:
7. Организмы (5часов). Организмы. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Знать:
Уметь:
8. Растения (7 часов). Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения ,условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевых, овощные, цветочно- декоративные, плодово – ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно – опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы. №7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. №8. Определение названий растений с помощью атласа – определителя. Распознавание различных видов растений своей местности ( в том числе редких, охраняемых и ядовитых). Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
9 .Грибы (2 часа). Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа. №9. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природной среде и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание условий жизни. Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно – наземной средах обитания. Лабораторная работа. №10. Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, ухода за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений в домашних условиях. Лабораторная работа. №11.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и животными. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторная работа. №12. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. №13. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
13.Природа едина. Летнее задание (2 часа). Связь живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Контроль знаний обучающихся планируется провести в форме:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Необходимо уделить внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному в УМК:
Приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно – популярными телепередачами, литературой, ресурсами Internet и др. Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс. В результате изучения природоведения обучающийся должен. Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основная литература: !. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая ( Учебник).- М.: Дрофа, 2013. 2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь ). –М.: Дрофа, 2013. 3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005. Дополнительная литература: 1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005. 3.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас – определитель. Насекомые. – М.: Дрофа, 2005. 4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. – М.: Тайдекс Ко, 2002. 5.Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М.:Педагогика,1978. 6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения. –М.: Дрофа, 2005. 7. Планета – наш дом. Учебник – хрестоматия по основам экологии. –М.: Лайда, 1995. 8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам ( стихи, викторины, кроссворды) . Составитель Н.А. Касаткина. -Волгоград, Учитель, 2004. 9.Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. – М.: Просвещение, 1979. Методическая литература:
Электронное сопровождение.
|
Пояснительная записка Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Чтение. 2 класс» Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.) | Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Рабочая программа По природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны Предлагаемая программа составлена к умк «Природоведение». Сетка часов -2 часа в неделю | Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному... Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 | ||
Природоведение 5 класс Пояснительная записка Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С.... | ||
Пояснительная записка. Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы... Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности адресована учащимся 10-11 классам мбоу гимназия №9 | Пояснительная записка Предлагаемая программа представляет содержание... Программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе в течение 34 часов | ||
Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка... Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе | Пояснительная записка Предлагаемая вашему вниманию программа по своему... Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г | ||
Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы... Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), рассчитанной на 68 часов (2 урока... |