Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»





Скачать 224.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
Дата публикации12.10.2014
Размер224.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа «Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий мир» начальной школы. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 –го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.).

Настоящая образовательная программа создана на основе:

  • На основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.);

  • Примерной программы по природоведению для основной школы.

  • Авторской учебной программы по природоведению для 5 класса В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (2010 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природа. Неживая и живая 5 класс» ,М., «Дрофа» 2010 г. Курс природоведения в 5 классе является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  • Воспитание положительных эмоционально – ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека.

  • Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6 – 9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, химических, физических, биологических явлениях

Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Структура программы.

  1. Пояснительная записка.

  2. Стандарт основного общего образования по природоведению.

  3. Тематический план.

  4. Содержание курса.

  5. Формы контроля уровня достижений обучающихся.

  6. Учебно – методический комплект.

  7. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  8. Литература, электронное сопровождение.

  9. Календарно – тематическое поурочное планирование.

Стандарт основного общего образования по природоведению.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека.

  • Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формулировать выводы

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач

  • Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в

повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Обязательный минимум содержания основных обязательных программ

КАК ЧЕЛОВЕК МЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдение, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых – естествоиспытателей в развитии науки (на примере 1 -2 историй конкретных открытий).

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ.

Звездное небо . Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птомелей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности. Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в различных средах обитания (водной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияние температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально – ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. П.; овладение простейшими способами оказания первой помощи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСККНИКОВ.

В результате изучения природоведения ученик должен

Знать

  • О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы.

  • Основные характеристики погоды; факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь

  • Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных с использования атласа – определителя.

  • Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.

  • Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе.

  • Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

  • Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты

  • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.

  • Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ.

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

  • Находить значение указанных терминов в справочной литературе.

  • Кратко пересказывать доступный по объему текст; выделять его главную мысль.

  • Использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях.

  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*определения сторон горизонта с помощью компаса. Полярной звезды или местных признаков.

* измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

*определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

*составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

*оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



Название темы

Количество час.

Практич. раб.




Введение

2




1

Вселенная

6

2

2.

Строение и свойства вещества

11

1

3.

Воздух

7

1

4.

Вода

4

1

5.

Горные породы

4

1

6.

Почва

5

0

7.

Организмы

5

0

8.

Растения

7

2

9.

Грибы

2

0

10.

Животные

5+1

1

11.

Ваши любимые растения и животные

2

1

12.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

5

2

13.

Природа едина. Летнее задание.

2







Итого:

68+2 резерв.

13

Содержание курса.

Введение ( 2часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Знать:

  • Отдельные методы изучения природы;

Уметь:

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения, цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы.

  • Определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными.

1.Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля, Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы.

№1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Уметь:

  • Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе

  • Находить несколько созвездий Северного полушария

  • Работать с учебным текстом: кратко пересказывать, отвечать на вопросы по его содержанию, составлять простой план, заполнять таблицы,; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов

  • Объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года

  • Использовать изученную лексику и иллюстративный материал в самостоятельных устных сообщениях (на 2-3 минуты) и письменных рассказах (50-100 слов)

Использовать знания и умения в практической деятельности:

  • Определять стороны горизонта с помощью Полярно звезды

  • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам.

2. Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких, газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы, Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Лабораторная работа.

№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Знать:

  • Многообразие тел, веществ и их простейшая классификация

Уметь:

  • Описывать внешний вид изученных тел и веществ

  • Пользоваться приборами для изучения физических величин

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

3.Воздух (7 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды, Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Лабораторная работа.

№4 Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

№5. Описание погоды за месяц.

Знать

  • Многообразие явлений природы и их простейшие классификации.

  • Основные характеристики погоды.

Уметь:

  • Называть и показывать на карте горы.

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

4. Вода (4 часа).

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Результаты работы текущих вод.

Знать:

  • Многообразие явлений природы и их простейшие классификации.

  • Основные характеристики погоды; способы изображения Земли

Уметь:

  • Называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли.

  • Возможные пути круговорота воды в природе.

  • Описать внешний вид изученных тел и веществ.

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

5. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа.

№6. Описание минералов и горных пород ( по3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Знать:

  • Многообразие тел, веществ и их простейшие классификации.

Уметь:

  • Приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, процессов рельефообразования.

  • Называть и показывать на карте крупные географические объекты Земли и России (горы).

  • Описывать внешний вид изученных тел и веществ

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

6. Почва (5 часов).

Почва ,ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства : влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почвы. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Знать:

  • Многообразие тел, веществ и их простейшие классификации.

Уметь:

  • Приводить примеры процессов почвообразования.

  • Описывать внешний вид почв, характерных для области

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

7. Организмы (5часов).

Организмы. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Знать:

  • Основные признаки царств живой природы.

  • Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, природные сообщества морей и океанов.

Уметь:

  • Узнавать наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности.

  • Приводить примеры приспособлений растений к условиям среды обитания; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе.

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, подученные результаты и выводы

  • Описывать внешнее строение живого организма по предложенному плану.

8. Растения (7 часов).

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения ,условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевых, овощные, цветочно- декоративные, плодово – ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно – опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы.

№7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

№8. Определение названий растений с помощью атласа – определителя. Распознавание различных видов растений своей местности ( в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

Знать:

  • Отличительные признаки растений

  • Растения сред обитания организмов важнейших природных зон Земли, природных сообществ морей и океанов.

Уметь:

  • Узнавать наиболее распространенные растения своей местности

  • Определять названия растений с использованием атласа – определителя

  • Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; к условиям среды обитания; приспособлений растений к жизни в природном сообществе

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы

  • Описывать внешнее строение по предложенному плану

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения наиболее распространенные в данной местности ядовитых растений

9 .Грибы (2 часа).

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа.

№9. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Знать:

  • Основные признаки царства

  • Среды обитания организмов

Уметь:

  • Узнавать наиболее распространенные грибы своей местности

  • Приводить примеры приспособлений грибов к условиям среды обитания; к жизни в природном сообществе

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель его проведения, полученные результаты и выводы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых грибов.



  1. Животные (5+1часов).

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природной среде и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными.

Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание условий жизни.

Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно – наземной средах обитания.

Лабораторная работа.

№10. Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Знать:

  • Основные признаки царства.

  • Животных разных сред обитания организмов, важнейших природных зон Земли. Природных сообществ морей и океанов.

Уметь:

  • Узнавать наиболее распространенных животных своей местности; определять названия животных с использованием атласа- определителя.

  • Приспособлений животных к условиям среды обитания; к жизни в природном сообществе.

  • Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы.

  • Описывать внешнее строение животных по предложенному плану.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения наиболее распространенных в данной местности описанных животных.



  1. Ваши любимые растения и животные (2 часа).

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, ухода за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений в домашних условиях.

Лабораторная работа.

№11.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и животными.

Знать:

  • Наиболее распространенные комнатные растения и домашние животные.

Уметь:

  • Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания.

  • Описывать результаты собственных наблюдений и опытов в словесной форме или в виде таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы.

  • Описывать внешнее строение животных и растений по предложенному плану.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и др. культурными растениями, домашними животными.



  1. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часа).

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа.

№12. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

№13. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Знать:

  • Факторы здорового образа жизни.

  • Опасности вредных привычек.

Уметь:

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ

  • Использовать дополнительные источники информации ( в том числе на электронных носителях, сети интернет) для выполнения учебной задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Измерения роста, массы, температуры тела, правильность осанки).сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.

  • Следования нормам безопасного поведения в природной среде.

  • Оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

13.Природа едина. Летнее задание (2 часа).

Связь живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Знать:

  • О влиянии человека на окружающую природу.

  • Экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

  • Использовать дополнительные информации для выполнения учебной задачи.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

  • Определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления эл. Энергии.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний обучающихся планируется провести в форме:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Текущий контроль по темам

1

2

2

1

Проверочная работа

1




1




Тестирование

1

1

1

1

Итоговый контрольный урок










1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Необходимо уделить внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному в УМК:

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа,2013;

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2013;

  • Л.Д.Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005;

Приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно – популярными телепередачами, литературой, ресурсами Internet и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения обучающийся должен.

Знать:

  • О многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы.

  • Строение живой клетки (главные части) .

  • Царства живой природы ( перечислять, приводить примеры представителей).

  • Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать).

  • Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры).

  • Изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений).

  • Важнейшие экологические проблемы ( перечислить и кратко характеризовать).

  • Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • Узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа- определителя.

  • Приводить примеры физических явлений, явления превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.

  • Указывать на модели положение Земли, Солнца и Солнечной системы.

  • Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

  • Описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

  • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам.

  • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

  • Использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

  • Кратко пересказывать учебный текст, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль.

  • Использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты).

  • Пользоваться приборами для измерения физических величин,

  • Соблюдать правила безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды .

  • Измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.

  • Определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

  • Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

  • Оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Основная литература:

!. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая ( Учебник).- М.: Дрофа, 2013.

2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь ). –М.: Дрофа, 2013.

3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.

3.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас – определитель. Насекомые. – М.: Дрофа, 2005.

4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. – М.: Тайдекс Ко, 2002.

5.Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М.:Педагогика,1978.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения. –М.: Дрофа, 2005.

7. Планета – наш дом. Учебник – хрестоматия по основам экологии. –М.: Лайда, 1995.

8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам ( стихи, викторины, кроссворды) . Составитель Н.А. Касаткина. -Волгоград, Учитель, 2004.

9.Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. – М.: Просвещение, 1979.

Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5 класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М.: Школа –Пресс, 2001.

  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М.: Дрофа, 2003.

  3. Биология. 5-11 классы, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт.- сост. Г.М. Пальдяева. –М.: Дрофа, 2010.-92 с.

  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. –М.: Тайдекс Ко, 2002.

  5. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природовеление. 5 класс. Биологические карты. –М.: Дрофа, 2005.

  6. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. –М.: Школьная пресса. 2002.

  7. Иванова Т.В., Калинова С .Г., Сонин Н.И. Природоведение. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2005.

  8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно – экологическое воспитание школьников. –М.: 5 за знания, 2007.

  9. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Неживая и живая . 5 класс Рабочая тетрадь для учителя. –М.: Дрофа, 2005.

  10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. –М.: Дрофа, 2005.

  11. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Поурочные плвны по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой, / авт. Сост. Г.В. Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

  12. Рохлов В.С., Соснин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. –М.: Дрофа. 2005.

  13. Соснин Н.И.. Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки – задания. –М.: Дрофа,2005.

  14. Соснин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. –М.: Дрофа, 2005.

Электронное сопровождение.

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение. 5 класс», Дрофа, Физикон,2004.

  2. Образовательная программа Stellarium, Linex.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Чтение. 2 класс»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconРабочая программа По природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны
Предлагаемая программа составлена к умк «Природоведение». Сетка часов -2 часа в неделю
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПриродоведение 5 класс Пояснительная записка
Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка. Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы...
Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности адресована учащимся 10-11 классам мбоу гимназия №9
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка Предлагаемая программа представляет содержание...
Программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе в течение 34 часов
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка Предлагаемая вашему вниманию программа по своему...
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), рассчитанной на 68 часов (2 урока...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск