Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»





Скачать 488.25 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
страница1/3
Дата публикации16.01.2015
Размер488.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3




Т.Н. Иванова. Экологическая климатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорология». Профиль подготовки «Гидрология», форма обучения очная. Тюмень, 2013, 29 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экологическая климатология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.И. Ларин, к.г.н., доцент




© Тюменский государственный университет, 2013.

© Т.Н. Иванова, 2013.
1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления об экологических особенностях атмосферы.

Задачи дисциплины:

  1. Развить представления о климате, как важнейшем экологическом факторе, участвующем в реализации фундаментальных биологических законов, обеспечивающих существование и эволюционное развитие живых организмов.

  2. Изучить физические свойства и факторы атмосферы – погоду и климат, которые в силу своей пространственно-временной изменчивости создают специфику окружающей среды, на которую откликаются живые организмы.

  3. Формирование профессиональных компетенций и навыков в области экологической климатологии. Освоение современных методов комплексных исследований состояния климата, антропогенно обусловленных изменений природной среды, способов мониторинга и прогнозирования эколого-климатических ресурсов для целей обеспечения устойчивого развития как отдельных регионов, так и страны в целом.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Атмосфера – один из компонентов среды, окружающей человека, ее состояние влияет практически на все стороны человеческой деятельности и биоту. Поэтому общий курс «Экологическая климатология» находится в числе дисциплин определяющих образование студента по направлению «Гидрометеорология».

Дисциплина «Экологическая климатология» входит в блок профессиональный цикл, вариативной части, дисциплины по выбору ООП по направлению подготовки «Гидрометеорология».

Дисциплина «Экологическая климатология» логически и содержательно методически связана с дисциплинами: естественнонаучного цикла «Физика», «Экология», «Биология»; профессионального цикла «Метеорология и климатология», «Землеведение», «Ландшафтоведение», «Биогеография».

Обучающийся при освоении данной дисциплины должен владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, метеорологии и климатологии, экологии, биологии, землеведения.

Освоение дисциплины «Экологическая климатология» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин профессионального цикла «Гидробиология и водная экология», «Водная экотоксикология», «Гидролого-экологические проблемы Тюменского региона», «Океанология», «Экологическая гидрология».

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Экологическая климатология» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате ее освоения:

•теоретическими знаниями в области охраны атмосферы и гидросферы (вод суши и Мирового океана), основами управления в сфере использования климатических, водных и рыбных ресурсов (ПК-5);

•разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние окружающей среды, осуществляет метеорологическую экспертизу промышленных, сельскохозяйственных объектов (ПК-15);

Студент должен:

  • знать: экологические особенности атмосферы;

  • уметь: анализировать метеопатические признаки организмов, эффективно использовать биоклиматические индексы для решения прикладных задач;

  • владеть: профессионально профилированными знаниями, умениями и навыками в области экологической климатологии.

    Таблица 1

    Код компетенции: ПК 5

    Теоретическими знаниями в области охраны атмосферы и гидросферы (вод суши и Мирового океана), основами управления в сфере использования климатических, водных и рыбных ресурсов.

    Знает

    Основные понятия и теоретические концепции, законы, закономерности, атмосферных процессов и явлений; мправила техники безопасности при работе с измерительными приборами; принципы работы измерительных приборов.

    причинно-следственные

    связи и

    закономерности

    развития

    происходящих

    в

    атмосфере

    явлений и

    процессов.

    Методологию науки; региональные

    особенности

    формирования

    климата; современные

    тенденции

    изменения

    глобального и

    местного

    климатов; метеорологические

    приборы и методы

    наблюдений; проблемы и

    перспективы

    развития

    разделов метеорологии и

    климатологии




    Умеет

    определять

    характеристики

    физического

    состояния

    атмосферы, объяснять

    сущность

    процессов, протекающих в

    атмосфере;

    описывать

    климатические

    особенности

    территории; проводить

    метеорологические

    наблюдения.

    анализировать метеорологические элементы, эффективно использовать метеорологическую информацию для решения прикладных задач.

    Использовать теоретически и методический материал для выявления

    особенностей

    распространения

    загрязняющих

    веществ в

    атмосфере; прогнозировать и характеризовать катастрофические явления и процессы, читать и анализировать карты погоды.




    Владеет

    навыками

    работы с

    картами, графическими

      материалами и

      таблицами

      метеорологических данных, стандартными метеорологическими приборами; полученными знаниями для объяснения явлений и процессов.

    методиками

    сбора, обработки и анализа первичной метеорологической

      информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков; методиками

    оценки состояния

      погоды и

      прогнозирования

      метеорологических

      условий; стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений.

    Методологией науки, методиками

    прогнозирования

    атмосферных

    процессов и

    явлений; методиками

    анализа

    экологической

    ситуации.




    Код компетенции: ПК 15

    Формулировка компетенции: Разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние ОС, осуществляет метеорологическую экспертизу промышленных, сельскохозяйственных объектов.




    Минимальный

    Базовый

    Повышенный




    Знает

    Основные понятия, теоретические концепции, законы, закономерности формирования агрофитоценозов. Особенности работы приборов в различных природных условиях.

    Процедуру составления видов и типов прогноза погоды. Правила работы с картографическими и статистическими материалами. Метеопатические признаки организмов.

    Методики прогнозирования опасных агроклиматических явлений для человека и хозяйственных объектов. Моделирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.




    Умеет

    Осуществлять сбор необходимой гидрометеорологической информации в соответствии с запросом; использовать современные методики сбора информации в станционных и полевых условиях.

    Самостоятельно осуществлять обработку метеорологической информации и интерпретацию результатов.

    Профессионально оформлять и представлять результаты агрометеорологических исследований; современные технологии и программные средства.




    Владеет

    Базовыми знаниями для обработки, анализа метеорологических характеристик и методиками работы с техническими средствами.

      Методами агрометеорологических измерений, методами статистических измерений, методами статистической обработки и анализа метеорологических измерений, методами прогнозирования агрометеорологических характеристик.




    Процедурами метеорологического обеспечения строительства и функционирования хозяйственных объектов, правилами проведения экспертизы объектов. Навыками составления проектов производственных метеорологических работ.




    2.Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

    3.Тематический план

    Таблица 2

    Тематический план



    Тема

    Недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Итого часов в интерактивных формах

    Итого количество баллов

    Лекции

    Семинарские (практические)

    занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Модуль 1

    1

    Тема 1.Климат и жизнь. Атмосфера–среда обитания.

    1,2

    4

    4

    6

    14

    6

    0-14

    2

    Тема №2 Практика экоклимата.

    3,4,5

    6

    6

    12

    24

    24

    0-21



    Всего



    10

    10

    18

    38

    30

    0-35

    Модуль 2

    3

    Тема №2 Практика экоклимата.

    6,7,8

    6

    6

    12

    24

    24

    0-21

    4

    Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствия.

    9,10

    4

    4

    6

    14

    14

    0-14



    Всего



    10

    10

    18

    38

    38

    0-35

    Модуль 3

    5

    Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствия.

    11

    2

    2

    4

    8

    8

    0-7

    6

    Тема №4 Роль климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем.

    12,13

    4

    4

    8

    16

    16

    0-16

    7

    Тема №5 Климатические аспекты экологической экспертизы.

    14

    2

    2

    4

    8

    8

    0-7



    Всего



    8

    8

    16

    32

    32

    0-30



    Итого (часов, баллов)



    28

    28

    52

    108

    -

    0-100



    Итого часов в интерактивных формах



    28

    24

    48

    -

    100

    -



Таблица 3

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Комплексные ситуационные задания

Кейс-стади

Итого количество баллов

Блиц-опрос

Ответ на семинаре

Активное резюмирование

Практическое занятие

Контрольная работа

Реферат

Модуль 1

1.

-

-

0-1

0-1

0-12

-

-

-

0-14

2.

-

0-6

0-1,5

0-1,5

-

-

-

0-12

0-21

Всего

-

0-6

0-2,5

0-2,5

0-12

-

-

0-12

0-35

Модуль 2

2.

0-2

-

0-1,5

0-1,5

-

-

-

0-16

0-21

3.

-

-

0-1

0-1

-

-

0-4

0-8

0-14

Всего

0-2

-

0-2,5

0-2,5

-

-

0-4

0-24

0-35

Модуль 3

3.

-

-

0-0,5

0-0,5

-

-

-

0-6

0-7

4.

-

-

0-1

0-1

-

-

0-6

0-8

0-16

5.

0-2

-

0-0,5

0-0,5

-

0-4

-

-

0-7

Всего

0-2

-

0-2

0-2

-

0-4

0-6

0-14

0-30

Итого

0-4

0-6

0-7

0-7

0-12

0-4

0-10

0-50

0-100

    Таблица 4

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объём часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1

    1.1

    Тема 1. Климат и жизнь. Атмосфера-среда обитания.

    Активное резюмирование



    1,2

    1

    0-1

    Практическое занятие №1

    «Климат, как экологический фактор окружающей среды»

    Подготовка к практическому занятию

    Выполнение контрольной работы



    1

    1

    1,5

    0-0,5

    0-6

    Практическое занятие №2

    «Эволюция человека и климат»

    Подготовка к практическому занятию

    Выполнение контрольной работы



    2

    1

    1,5

    0-0,5

    0-6

    1.2

    Тема №2 Практика экоклимата.

    Активное резюмирование



    3,4,5

    1



    0-1,5

    Практическое занятие №3 «Понятие метеотропности»

    Подготовка к практическому занятию

  1. Решение кейса

    Составление презентации

    3

    2

    2

    0-0,5

    0-6

    Семинарское занятие №1 «Метеотропные эффекты при отдельных метеоэлементов и факторах атмосферы»

    Подготовка к семинару

    Ответ на семинаре



    4

    1

    2

    0-0,5

    0-6

    Практическое занятие №4 «Биоклиматические индексы»

    Подготовка к практическому занятию

    Решение кейса

    Составление презентации

    5

    2

    2

    0-0,5

    0-6

    Всего по модулю 1

    18

    0-35

    Модуль 2

    2.1

    Тема №2 Практика экоклимата

    Блиц-опрос.

    Активное резюмирование.



    6,7,8

    1

    0-2,5

    0-1

    Практическое занятие №5 «Акклиматизация. Климат и жилище»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации

    6

    1

    3

    0-0,5

    0-6

    Практическое занятие №6 «Роль погоды и климата в индустрии отдыха, туризма, спорта»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации

    7,8

    2

    5

    0-1

    0-10

    2.2

    Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствие.

    Конспект.

    Комплексное ситуационное задание (дебаты).



    9,10

    1

    0-1

    0-4

    Практическое занятие №7 «Загрязнение атмосферы»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации

    9

    1

    1,5

    0-0,5

    0-4

    Практическое занятие №8 «Эколого-метеорологический аспект радиоактивного загрязнения»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации

    10

    1

    1,5

    0-0,5

    0-4

    Всего по модулю 2

    18

    0-35

    Модуль 3

    3.1



    Тема №3 Атмосферное загрязнение воздушной среды и его следствие.

    Активное резюмирование.



    11

    1

    0-0,5

    Практическое занятие №9 «Парниковый эффект и биоклиматические следствия»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации

    11

    1

    2

    0-0,5

    0-6

    3.2

    Тема №4 Роль климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем.

    Активное резюмирование.

    Комплексное ситуационное задание (дебаты).

    Составление презентации

    12,13

    2

    0-1

    0-6

    Практическое занятие №10 «Общая характеристика климатических ресурсов»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации.

    12

    1

    2

    0-0,5

    0-4

    Практическое занятие №11 «Роль климата в реализации концепции устойчивого развития»

    Подготовка к практическому занятию.

    Решение кейса.

    Составление презентации.

    13

    1

    2

    0-0,5

    0-4

    3.3

    Тема №5 Климатические аспекты экологической экспертизы.

    Активное резюмирование.

    Блиц-опрос.



    14

    1

    0-0,5

    0-2

    Практическое занятие №12 «Экологическая экспертиза»

    Подготовка к практическому занятию.

    Реферат.

    Составление презентации.

    14

    1

    2

    0-0,5

    0-4

    Всего по модулю 3

    16

    0-30

    Итого

    52

    0-100


4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 5




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Гидробиология и водная экология

+

+

+

+

-

2

Водная экотоксикология

+

+

+

+

-

3

Гидролого-экологические проблемы Тюменского региона

+

-

+

+

+

4

Океанология

+

+

+

-

-

5

Экологическая гидрология

+

-

+

+

-



5.Содержание дисциплины

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидравлика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий от
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Умк составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Попова т. В. Биогеография учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 Гидрометеорология,...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconРабочая программа учебной дисциплины мелиорация для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», утверждённого...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорологии»
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Агроклиматология»...
«Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Спутниковая...
«Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования бакалавриат с присвоением степени «бакалавр»
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Мезометеорологические...
Целью освоения дисциплины является получение базовых сведений по теории, данным наблюдений, численному моделированию и прогнозу мезомасштабных...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Микроклиматология»...
Целью настоящего курса является освоение студентами закономерностей формирования различных микроклиматов под влиянием неоднородностей...
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины «Дистанционные...
Изучение курса базируется на предварительном усвоении студентами материала следующих дисциплин: высшей математики с основами математического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск