Скачать 459.42 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Институт математики, естественных наук и информационных технологий «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ___________ Волосникова Л.М. __________ _____________ 2011г. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГИДРОЛОГИИ И МЕТЕОРОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорологии» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы _____________ Петров И. А. «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры картографии и ГИС от «______»___________ 2011г. протокол № _______ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ________ Новохатин В.В. «______»___________ 2011г. Рассмотрено на заседании УМК института математики, естественных наук и информационных технологий от ______ 2011г. протокол № _____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _________ Ларин С.И. «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ________ Федорова С.А. «______»_____________2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра картографии и геоинформационных системПетров И. А. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГИДРОЛОГИИ И МЕТЕОРОЛОГИИУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорологии» очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Петров И. А. Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 бакалавриата «Гидрометеорологии» очной формы обучения. Тюмень, 2011г., 21 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В.© Тюменский государственный университет, 2011. © Петров И. А.., 2011. 1. Пояснительная записка
Цель дисциплины «Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии», как одного из основныхх курсов в системе подготовки по направлению бакалавриата «Гидрометеорологии», состоит в том, чтобы, изложить основные сведения о метеорологический величинах и метеорологических явлениях, дать основы физики и динамики атмосферы, закономерности рациональных процессов, представление о закономерности радиационных процессов, представление о закономерностях изменения и предсказания погоды, об условиях формирования климата Земли и его изменении. Познакомить студентов с комплексом физических приборов и методов употребляемых для познания атмосферных процессов. Ещё одной целью данного курса является прививание студентам знаний в области водных ресурсов в природе и жизни человека, внедрение пониманий таких основополагающих аспектов гидрологии, как гидрологический режим и гидрологические процессы, методы гидрологических исследований, использование природных вод и практическое знание гидрологии. Познакомить с методами гидрологических исследований, дать краткие сведения из истории гидрологии Как и в любой другой сфере деятельности человека, и в научную деятельность тоже, проникает понимание обработка данных на компьютере, моделирование и проектирование на компьютере при помощи специализированных программ и комплексов, работа с материалами при помощи компьютерных технологий. Вот и гидрологию с метеорологией эта тенденция не обошла стороной, и появился курс под названием «Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии». Целью данного курса является прививание навыков работы студентов с программным оборудованием в данном направлении, обучению в разработке и моделировании различных процессов в данных научных направлениях, что неразрывно связано с наличием базовых знаний у студента по дисциплинам гидрология и метеорология. Использование графического проектирования в гидрологии и метеорологии для решения конкретных задач делает этот курс весьма актуальным. Курс соответствует стандарту по направлению «Гидрометеорология» (бакалавриат), а также международным рекомендациям. Задачи дисциплины: При разработке курса было учтено, что студенты, приступающие к его изучению, уже владеют базовыми приемами при работе с компьютерами и стандартными, специализированными, программными продуктами, имеют базу знаний по дисциплинам гидрология и метеорология, имеют представления о научных процессах и о комплексах физических приборов и методов, применяемых в данном направление. Также владеют знаниями из таких областей географических наук, как: землеведение, картография, геоморфология, геология, геодезия и топография, и других узкоспециализированных дисциплин смежных направлений, поэтому основное внимание в курсе уделяется собственно программным технологиям и современным подходам в решение задач гидрологии и метеорологии. Весь учебный курс состоит из 3 учебных модулей: - метеорологические процессы, их рассмотрение, проектирование и моделирование; - климатообразование, климат и различные климатические особенности Земли, рассмотрение основных процессов климатообразования, проектирование различных процессов; - гидрологические процессы, их рассмотрение, проектирование и моделирование. Каждый модуль состоит из одного или нескольких разделов. Каждый из разделов состоит из нескольких лекций и практических занятий. При проведении практических занятий предполагается использовать систему наборов индивидуальных заданий, в рамках которой каждый студент должен реализовать предложенные на лекциях алгоритмы. В качестве же самостоятельной работы студентов предполагается использовать систему наборов индивидуальных заданий, в рамках которой каждый студент должен разработать и реализовать не рассматриваемые на лекциях алгоритмы. Завершают курс зачет, на котором студенты должны продемонстрировать уровень знаний у студента основных принципов проектирования и моделирования в направлении гидрология и метеорология. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии» в учебном плане направления бакалавриата «Гидрометеорологии» входит в блок «Общепрофессиональные дисциплины» базовой части ООП. Данная дисциплина включена в модуль «Основы геоинформатики». Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии» с другими частями ООП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате её освоения. Для географической науки изучение Графического проектирования в гидрологии и метеорологии в географии имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии, являются инновационными информационными технологиями, которые применяются для составления различных моделей, различающихся как по представлению: являются двухмерными и трёхмерными, так и по типу представления данных. При этом новейшие возможности позволяет улучшать качество предоставляемой информации и информационных моделей. Предмет изучения Графического проектирования в гидрологии и метеорологии – специализированные программные продукты, программное оборудование, обучение в разработке и моделировании различных процессов в данных научных направлениях, изучение научных процессов и комплексы физических приборов и методов применяемых в данном направление. Поэтому для усвоения данной дисциплины необходимо владеть базовыми компетенциями, основанными на знании общих основ метеорологии, климатологии, гидрологии, землеведения, картографии, геоморфологии, геологии, геодезии и топографии. Освоение дисциплины «Графическое проектирование в гидрологии и метеорологии» необходимо в качестве дисциплины, изучение которой требуется после изучения основных географических и картографических дисциплин. Оно подразумевает наличие умения у студентов работами с различными картографическими материалами, картографическими основами, картами, умение их читать и оперировать пространственно распределённой информацией, как информатико-географического, так и информационно-географического направления. Так же работать с банками и базами данных, уметь работать в различных программных комплексах, в том числе в ГИС-системах и других прикладных программах. 1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: самостоятельно выполняет обработку гидрологической информации и интерпретацию результатов; критически анализирует гидрологическую информацию; профессионально оформляет и представляет результаты гидрологических исследований (ПК-18). * в результате освоения дисциплины, студент должен овладеть навыками работы, с системами метеорологических и гидрологических процессов и методов их обработки, в том числе и с некоторыми ГИС-системами. Уметь работать в программных комплексах данного направления любой сложности, а так же приспосабливаться к различным специализированным задачам, уметь их решать и предлагать свои пути их решения и проектирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: * Базовые понятия метеорологии, климатологии и гидрологии; * Различия методов проектирования и моделирования, метеорологических и гидрологических процессов; * Основных принципов работы в различных программных комплексах данного направления, умение решать другие задачи при помощи этого направления; Уметь: * Работать в программных продуктах; * Применять свои знания для решения задач по другим направлениям; * Применять свои знания при работе со смежным оборудованием и программным обеспечение для комплексного подхода к решению задач данного направления; * уметь реализовывать основные принципы гидрологии и метеорологии; Владеть: * навыками работы с программным обеспечением на ПК; * навыками первичной обработки данных; * навыками работы с различной тематической информацией. 2. Структура и трудоёмкость дисциплины Дисциплина преподаётся в 8 семестре. Форма аттестации – зачёт. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы 108 часов. 3. Тематический план Таблица 1.
|
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное... Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Российской федерации высший арбитражный суд российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |