Скачать 439.25 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011 г. ГЛЯЦИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорология» профиль подготовки «Гидрология», очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________/С.И. Ларин/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии № 10 от 19.04. 2011 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 25стр. И.о.Зав. кафедрой _________________/С.И. Ларин/ « 19» апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17.06. 2011 года Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова/ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав.методическим отделом УМУ _____________ С.А.Федорова «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра геоэкологииС.И. Ларин ГЛЯЦИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорология» профиль подготовки «Гидрология», очной формы обучения Тюмень Тюменский государственный университет 2011 С.И. Ларин. Гляциология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорология» профиль подготовки «Гидрология», очной формы обучения Тюмень, 2011, 25 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гляциология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о.заведующего кафедрой геоэкологии, к.г.н., доцент С.И. Ларин © Тюменский государственный университет, 2011. © С.И. Ларин, 2011. Пояснительная записка
Цель дисциплины изложить основы гляциологии, рассмотреть виды гляциологических объектов, их структуру, методику и особенности организации гляциологического мониторинга при различных видах хозяйственного освоения территорий. Задачи курса: 1. Изложить основные положения гляциологии- науки о природных льдах на Земле. 2. Рассмотреть виды льдов и их роль в природе, закономерности льдообразования и физико-механические свойства льдов, вопросы образования и накопления снежного покрова, механизмы образования, закономерности движения и энергообмена современных ледников, плавучих льдов, строение и распространение подземных льдов и наледей. 3. Рассмотреть проблемы гляциоэкологии и мониторинга криосферы.
Дисциплина «Гляциология» является предметом по выбору в образовательно-профессиональных дисциплинах подготовки бакалавров 021600.62 «Гидрометеорология» профиль подготовки «Гидрология»» и базируется на таких дисциплинах как «Учение о гидросфере», ««Учение об атмосфере», «Геоэкология», «Геоинформационные системы», «Геоэкологический мониторинг».
результате освоения данной ООП ВПО. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3); иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13). Выпускник по направлению 021600.62 «Гидрометеорология» профиль подготовки «Гидрология» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14).
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины Предмет исследования и задачи гляциологии. Распространение льдов на Земле и в Космосе. Криосфера. Хионосфера и нивально-гляциальные системы. Роль льдов в природе. Задачи и место гляциологии среди наук о Земле. История гляциологии. Формирование гляциологии как науки о ледниках. Основные этапы становления гляциологии (гляциологические школы, организации, издания). Гляциологические исследования в период Международного геофизического года (МГГ) и их роль. Современное состояние гляциологических исследований. Льдообразование и свойства льда. Льдообразование и кристаллическая структура льда: фазовые состояния воды, структура кристаллов льда, образование льда, генетическая классификация льдов. Физические свойства льда: плотность и пористость, тепловая деформация, теплота плавления и возгонки, теплоемкость, теплопроводность и температуропроводность, режеляция, метаморфизм, оптические свойства. Механические свойства льда: закономерности деформирования и разрушения льда, упругие свойства льда, вязкопластичные свойства льда, прочностные характеристики льда. Снежный покров. Формирование и метаморфизм снежного покрова: образование кристаллов льда в атмосфере, международная классификация снежинок, формирование снежного покрова, ветровой перенос снега, уплотнение снега, метаморфизм снежного покрова, термический режим и таяние снежного покрова. Распространение снежного покрова: площади распространения и масса снежного покрова, продолжительность залегания снежного покрова, картографирование снежного покрова, снежная мелиорация и защита от снежных заносов. Особенности снежного покрова в горах: снегонакопление на склонах гор, пространственная неоднородность снежного покрова, изменение характеристик снежного покрова с высотой местности, таяние и разрушение снежного покрова на склонах, снежники. Снежные лавины: нарушение устойчивости снежного покрова и образование лавин, движение лавин, лавиноопасные территории, прогнозирование лавинной опасности, профилактические меры защиты от лавин, искусственное удержание снега на лавиноопасных склонах, сооружения для непосредственной защиты от лавин. Ледники. Условия возникновения ледников: типы ледников, возникновение ледников, снеговая линия, факторы и гляциоклиматические показатели оледенения, источники питания. Строение ледников: области питания и абляции, зоны льдообразования, слоистость фирна, структура и текстура ледникового льда, рельеф ледниковой поверхности, огивы. Основные характеристики ледников: площадь, длина и высотное положение ледники, толщина, объем и масса ледника, характеристики поверхности и ложа ледника, температурный режим ледника, изменения положения и формы конца ледника. Движение ледников: скорость движения, вязкопластическое течение, скольжение ледника по ложу, линии тока и движения и изохронные поверхности. Пульсации ледников: особенности и распространение пульсирующих ледников, механизм ледниковых пульсаций, последствия ледниковых подвижек, прогнозирование ледниковых пульсаций. Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность ледников: ледниковая эрозия, эрозионные формы рельефа, морены, ледниковые и водно-ледниковые отложения. Баланс массы и энергообмен ледников: увеличение и уменьшение массы ледника, баланс массы ледников, радиационный и тепловой балансы поверхности ледника, энергообмен внутри ледника, сток с ледника. Наблюдения за ледниками: наблюдения за колебаниями ледников, измерения аккумуляции и абляции, определение скоростей движения, строения и толщины ледника, изотопно-геохимические исследования, картографирование ледников и ледниковых систем. Всемирная служба мониторинга ледников. Современное оледенение Земли. Районирование оледенения. Площадь ледников и ледниковых покровов. Оледенение Антарктиды. Взаимосвязь оледенения с атмосферой, сушей и океаном. Подземные льды и наледи. Криолитозона. Распространение толщ мерзлых горных пород. Условия формирования и температурный режим сезонно- и многолетнемерзлых пород. Состав и строение мерзлых дисперсных грунтов. Криогенные мерзлотные процессы. Подземные льды. Наледи. Закономерности образования наледей. Наледи подземных и поверхностных вод. Искусственные наледи. Прогнозирование наледных процессов и борьба с наледями. Плавучие льды. Ледяной покров рек и водоемов. Формирование ледяного покрова и его основные характеристики. Поведение ледяного покрова под нагрузкой и его несущая способность. Таяние и разрушение ледяного покрова. Воздействие ледяного покрова на сооружения. Морские льды. Замерзание морской воды. Миграция рассолов и распреснение льда. Типы и распространение морских льдов. Деформации, торошение и дрейф льдов. Таяние морских льдов. Воздействие морских льдов на сооружения. Мониторинг криосферы и экологические аспекты гляциологии. Мониторинг криосферы. Виды мониторинга. Мониторинг криосферы как часть геосистемного мониторинга. Системы мониторинга криосферы: наблюдения за снежно-ледовыми ресурсами, гляциоклиматическими условиями, стихийными и опасными нивально-гляциальными явлениями и за антропогенными изменениями. Наблюдения за эволюцией природных льдов. Изучение нивально-гляциальных систем прошлого. Прогнозирование состояния гляциальных систем. Гляциоэкология. 6. Планы семинарских занятий |
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» Пинигина Е. П. Гидравлика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология».... | Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» Пинигина Е. П. Гидрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология».... | ||
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» Т. Н. Иванова. Экологическая климатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий от | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Умк составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Попова т. В. Биогеография учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 Гидрометеорология,... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорологии» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Матвеева Н. П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» очной формы... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... |