Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления





НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
страница1/4
Дата публикации30.11.2014
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт истории и политических наук

Кафедра археологии, истории древнего мира и средних веков



Матвеева Н.П.


АРХЕОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления

030400.62 «История» очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2010

Матвеева Н.П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400.62 «История» очной формы обучения. Тюмень, 2010, 26 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Археология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории древнего мира и средних веков Института истории и политических наук.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой археологии, истории древнего мира и средних веков Института истории и политических наук Еманов А.Г., д.ист.н., профессор.

© Тюменский государственный университет, 2010.

© Матвеева Н.П., 2010.

  1. Пояснительная записка




    1. 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Предмет курса – изучение человеческого общества на всех этапах существования первобытных и первобытно-общинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени. Курс адресован студентам I курса направления «История».

Цели:

1. Курс " АРХЕОЛОГИЯ" имеет основополагающее учебное и мировоззренческое значение. Он формирует у будущего историка систему знаний, позволяющих понимать общие тенденции и закономерности мировой истории, сущность социально-экономического развития, различие этнических культур. Поскольку он основан на материалах ранних периодов всемирной истории, то оказывается базой для усвоения других дисциплин исторического цикла. Изучение курса способствует более глубокому пониманию эволюции культуры, сущности человека и общества, достижений цивилизации.

Рабочая программа содержит обозначение основных проблем дисциплины "Археология" и призвана дать общее представление об археологической науке, ее месте исследования источников, как полевых, лабораторно-камеральных, так и кабинетных. Курс знакомит с основными понятиями и терминами, хронологией, междисциплинарными исследованиями, новейшими открытиями науки. Хронологический принцип построения курса, излагаемого по разделам археологической периодизации, позволит студентам понять закономерности и линии развития древней материальной и духовной культуры. Он призван дать представление о взаимодействии человека и природы, преобразующей деятельности человека.

Задачи:

1. Выработать научные принципы познания и историческое мышление через понимание смены технологических изобретений и этапов освоения новых ресурсов земного шара.

2. Сформировать у историка систему знаний, позволяющих понимать связь начальных этапов развития культуры с антропогенезом, взаимодействие человека и природы в разные периоды становления и развития общества, понимание конкретных проявлений неравномерности исторического развития.

3. Проследить общие закономерности и локальные отличия развития археологических культур при изучении энеолита, бронзового и раннего железного веков через историко-металлургический подход, рассмотреть наиболее яркие достижения культур ранних кочевников, древневосточной и античной цивилизаций.

4. Обеспечить научно-исследовательский и нравственно-патриотический задел в формировании отечественных историков на примере особого внимания к археологическим проблемам происхождения и расселения славянских, финно-угорских и тюркских народов в эпоху средневековья, изучения городов и культуры Древней Руси.

5. Выработать навыки самостоятельного изучения литературы. Развить умения участвовать в дискуссии, выступать публично по темам в рамках профессиональной исторической и социально-значимой тематики.

6. Обеспечить лучшую подготовленность аудитории к восприятию других дисциплин исторического образования через изучение материальных свидетельств бесписьменных периодов истории человечества и ранних цивилизаций.

7. Привлечь студентов к научно-исследовательской деятельности по избранному им направлению «История» с использованием данных по первобытной культуре; подготовка докладов для участия в научно-практических студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Курс включает профессиональную (информационно-аналитическую), общую образовательную и воспитательную составляющую. Специальная профессиональная составляющая заключается в умении работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, использовать правовые и нормативные документы в деятельности. Научно-исследовательская (аналитическая) составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии умений выпускника в работе с различными источниками информации (коллекции и экспозиция учебного музея ТюмГУ, интернет, специальная и справочная литература). Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о мировом историческом процессе, его специфике: хронологии и методах изучения древнейшего прошлого человечества, основных понятиях и терминах археологии, видах памятников, ознакомлении с методами естественных наук, математического знания, информатики и смежных гуманитарных наук, используемыми для получения археологических данных. Изучаются история становления археологической науки, этапы развития материальной культуры, взаимодействие человека и природы в разные периоды становления и развития общества; уделено внимание роли технических изобретений, демографическим и этническим процессам, проявлениям социальной стратификации, возникновению цивилизаций. Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства уважения к древним традициям и ценностям: расширение кругозора в понимании мультикультурности мира, готовности беречь и пропагандировать культурное наследие;

превращении личности выпускника в социально и нравственно активную, профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, способности к кооперации с коллегами.

  1. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Археология» относится к профессиональному циклу (базовая часть) и является неотъемлемой составляющей в подготовке студентов по направлению «История».

По окончании курса «Археология» студенты должны:

знать:

- историю становления науки, методы исследования, терминологию, периодизацию и хронологию эпох, причины и следствия технических и социальных достижений; экологические причины изменений в культуре, существо технологических изобретений и этапы освоения новых ресурсов земного шара в эпохи камня и бронзы; наиболее яркие достижения культур ранних кочевников, древневосточной и античной цивилизаций, происхождение и расселение славянских, финно-угорских и тюркских народов в эпоху средневековья, особенности городской и сельской культуры Древней Руси.

владеть:

- основами публичной речи; приемами работы с вещественными источниками; способами и приемами анализа данных, постановки цели и ее достижения;

- способами и приемами самостоятельного поиска знаний, применения методов информатики и естественных наук

уметь:

- участвовать в обсуждении научных тем; извлекать и оценивать информацию из различных источников (интернет, журналы, музейные коллекции, научная литература); пользоваться справочным материалом;

- использовать базовые знания в профессиональной жизни;

- критически оценивать идеи и научные результаты

Профессиональная часть включает формирование знаний и умений, связанных с профессионально-направленной тематикой.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Настоящая программа рассчитана на 118 часов подготовки. Предусматривается прохождение данного курса в течение одного семестра. Форма итогового контроля: экзамен.



    3. Тематический план

    Таблица 1.





Тема

недели семестра

Виды учебной работы, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа







1

2

3

4




5

6

8




Модуль 1. История и методика

1-6
















1

Специфика археологии и ее источников




2




4

4

0- 5

2

Предыстория, становление и развитие науки о древностях




2

2

5

9

0- 8

3

Развитие классической, древневосточной и первобытной археологии в Европе и России




2

2

6

10

0- 8

4

Теория и методика археологического исследования




4

2

6

12

0- 8




За модуль 1




10

6

21

37

0-29




Модуль 2. Эпоха камня и раннего металла

7-12
















5

Виды памятников




2




5

7

0- 5

6

Каменный век




4

2

5

11

0- 8

7

Энеолит




4

2

5

11

0- 8

8

Бронзовый век




4

2

6

12

0- 8




За модуль 2




14

6

21

41

0-29




Модуль 3. Культуры кочевников и Древней Руси

13-18
















9

Ранний железный век




4

2

4

10

0-5

10

Культуры кочевников Южной Сибири и южнорусских степей




4

2

4

10

0-8

11

Происхождение и расселение славян




2




4

6

0-8

12

Культура городов Древней Руси




2

2

4

8

0-8

13

Обобщение пройденного материала










6

6

0-13




За модуль 3




12

6

22

40

0-42




Итого (часов, баллов)




36

18

64

118

0-100

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления «Сервис»
Третьякова Реклама и маркетинг предприятий сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
Л. И. Попова Предпринимательство в сфере услуг: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Р. Ю. Сабитов. Организация работы административно-хозяйственных служб сервисного предприятия: Учебно-методический комплекс. Рабочая...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Вакорин Д. В., Шарапова Т. В. Стратегический менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск