ПРОЕКТ Государственное (областное) образовательное учреждение начального профессионального образования
профессиональный лицей № 21
"Утверждаю"
Директор Г(О)ОУ НПО ПЛ № 21 _____________Е.М.Анисимов "_____"_________2011 г. "_____"_________2010г.
"Согласовано"
Исполнительный директор Союза строителей Липецкой области
_____________ В.И.Зибров "_____"_________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Монтаж каркасно-обшивных конструкций
2011г.
Оглавление
| Стр.
| Основные термины и определения
| 3
| Используемые сокращения
| 5
| 1.Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования
2.Региональные требования к образовательным результатам в рамках вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в Липецкой области
3.Региональные требования к структуре вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в Липецкой области
4.Региональные требования к условиям реализации и оцениванию качества освоения вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в Липецкой области
| 6
8
10
13
| 5.Заключение
6.Программа профессионального модуля
| 16
17
|
|
|
|
|
|
|
Основные термины и их определения
Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.
Контрольно-измерительные материалы - комплексный инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения.
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности.
Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Основная профессиональная образовательная программа по профессии начального профессионального образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей.
Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.
Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным федеральными государственными образовательными стандартами результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.
Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.
Используемые сокращения:
ВПД – вид профессиональной деятельности;
МДК – междисциплинарный курс;
НПО – начальное профессиональное образование;
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа;
ОК – общая компетенция;
ОК 016-94 - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
ФГОС НПО – федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования; 1.Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) НПО нового поколения, введение которых будет происходить в 2011-2012 гг. определяют структуру основных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО, включающую две составляющие части: обязательную и вариативную.
Обязательная составляющая предназначена для сохранения единого образовательного пространства страны; вариативная - призвана учитывать региональные потребности в подготовке рабочих кадров. В соответствии с требованиями ФГОС НПО нового поколения, часть планируемых к освоению образовательных результатов содержания профессионального образования формируется в регионах, что позволяет учесть особенности местных рынков труда строительного профиля.
Вариативная составляющая основных образовательных программ НПО - это часть нормы образования, относительно характера, содержания и направленности за счет которых достигнут консенсус между социальными партнерами региональной системы профессионального образования и она служит целям интеграции выпускников образовательных учреждений данного региона в его экономику и социум.
Вариативная составляющая дана на получение дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда строительного профиля и возможностями продолжения образования.
Региональные требования в рамках вариативной части ОПОП Г(О)ОУ НПО ПЛ № 21 представляют собой совокупность следующих групп дополнительных требований:
к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (в части вариативной составляющей ОПОП);
к структуре основной профессиональной образовательной программы (в части вариативной составляющей ОПОП);
к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и оцениванию качества ее освоения (в части вариативной составляющей ОПОП).
2.Региональные требования к образовательным результатам
в рамках вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в Липецкой области
Достижение профессиональной компетентности обучающегося (выпускника) - гражданина России, проживающего на территории Липецкой области и в перспективе трудоустраивающегося на региональных предприятиях (организациях) строительной отрасли, обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: профессиональных и общих.
Профессиональные компетенции представляют собой уникальные для профессии НПО 270802.08 Мастер сухого строительства способы деятельности, обеспечивающие решение конкретных профессиональных задач в рамках профессиональных функций, составляющих данный вид профессиональной деятельности. Общие компетенции – это универсальные способы деятельности, общие для большинства специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Совокупность профессиональных и общих компетенций выпускника определяют его профессиональную компетентность и квалификацию как результаты профессионального образования.
Группа региональных требований к дополнительным (регионально-значимым) образовательным результатам учреждений НПО в рамках вариативной составляющей ОПОП включает в себя:
-дополнительные умения и знания выпускников, освоение которых позволит им реализовать профессиональную деятельность по профилю своей профессии;
-дополнительные профессиональные компетенции выпускников, связанные с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами труда, особенностями организации труда на передовых предприятиях Липецкой области в соответствии профессии 270802.08 Мастер сухого строительства.
Необходимость овладения дополнительными умениями и знаниями по профессии 270802.08 Мастер сухого строительства обусловлена:
1) рассмотренными выше особенностями местного рынка труда;
2) приоритетом развития сферы малого и среднего предпринимательства в стратегии социально-экономического развития региона;
3) задачей повышения конкурентоспособности выпускников начального профессионального образования через освоение умений и навыков построения профессиональной карьеры.
Необходимость в дополнительных профессиональных компетенциях в сфере владения регионально-значимыми профессиональными (производственными) технологиями и способами деятельности, не отраженными в обязательной части ОПОП НПО, обусловлена требованием сокращения сроков профессионально-трудовой адаптации выпускников системы начального профессионального образования в условиях предприятий строительной отрасли Липецкой области. Разработка данных компетенций по профессии 270802.08 Мастер сухого строительства входит в сферу ответственности образовательных учреждений НПО Липецкой области.
3.Региональные требования к структуре вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ НПО в Липецкой области Дополнительные (регионально-значимые) образовательные результаты в рамках вариативной составляющей ОПОП НПО вводятся в МДК, разделы, модули структуры ОПОП по профессии 270802.08 Мастер сухого строительства в следующем порядке.
1. Умения и знания, необходимые для организация профессиональной деятельности по профессии 270802.08 Мастер сухого строительства, осваиваются обучающимися:
в рамках дополнительного МДК 1«Технология отделки помещений «сухим» способом» профессионального модуля ОПОП НПО;
в рамках дополнительного профессионального модуля ПМ 07 «Монтаж каркасно-обшивных конструкций» профессионального цикла ОПОП НПО.
2. Для овладения обучающимися профессиональной компетенции осуществлять эффективное трудоустройство в общепрофессиональный цикл ОПОП НПО вводится дополнительный профессиональный модуль
ПМ 07«Монтаж каркасно-обшивных конструкций».
3. С целью преемственного развития профессиональных компетенций выпускников в условиях перехода на ФГОС третьего поколения разработана вариативная часть ПМ 07«Монтаж каркасно-обшивных конструкций».
Задача данной вариативной части – продемонстрировать обучающимся основные способы работы с информацией, разрешения проблем и коммуникации, которые затем будут использованы в процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий при освоении обучающимся профессионального модуля.
Поскольку профессиональные компетенции представляют собой конкретные виды профессиональной деятельности, овладение ими является долговременным и сложным процессом и происходит посредством всех элементов ОПОП НПО. Определяющим для эффективного формирования профессиональных компетенций является использование соответствующих интерактивных форм проведения учебного процесса с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой. Особое место в производственном обучении должен занимать Ресурсный центр и строительный полигон, оснащенные современным, высокотехнологичным и энергосберегающим оборудованием.
Деятельность, предназначенная для формирования и оценивания профессиональных компетенций, должна стать неотъемлемым элементом профессиональной (производственной) практики.
4. Для достижения такого образовательного результата как дополнительные профессиональные компетенции, связанные с производственными технологиями, предметами и средствами труда, особенностями организации труда на предприятиях Липецкой области, формируется специальное содержание образования. В профессиональные модули и междисциплинарные курсы, программы практик, профессиональных и общепрофессиональных дисциплин обязательной части ОПОП по профессии Мастер сухого строительства, включаются дополнительные профессиональные модули регионально-значимого содержания образования (в виде тем, разделов, учебных элементов и т.д.).
5. Дополнительным требованием к структуре основных образовательных программ в Липецкой области выступает также регионально-значимый выбор из рекомендуемого перечня возможных сочетаний профессий рабочих ФГОС НПО при формировании ОПОП НПО. Конкретное сочетание видов профессиональной деятельности, входящих в осваиваемую на основе соответствующего ФГОС НПО рабочую профессию, должно отвечать актуальным и перспективным кадровым запросам регионального рынка труда Липецкой области.
4.Региональные требования к условиям реализации и оцениванию качества освоения вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в Липецкой области. Специфика вариативной составляющей ОПОП Г(О)ОУ НПО ПЛ № 21 обуславливает необходимость введения дополнительных требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Компетентные и подготовленные педагогические кадры, участвующие в реализации основных профессиональных образовательных программ Г(О)ОУ НПО ПЛ № 21, должны владеть образовательными (включая информационно-коммуникационные) технологиями формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также технологиями оценивания компетентностных образовательных результатов.
В целях введения вариативной составляющей ОПОП НПО в рамках ФГОС нового поколения целесообразно формирование единого регионального банка данных (методического депозитария), аккумулирующего учебно-методические комплексы, разработки и рекомендации; мультимедийные материалы; описания образовательных (и информационно-коммуникационных) технологий реализации модульно-компетентностного подхода. Такой методический депозитарий формируется в ресурсном центре ПЛ № 21, с учётом потребностей учащихся на повышенные образовательные требования. Использование материалов должно быть организовано на основе открытого доступа педагогов и мастеров производственного обучения к региональным информационно-методическим ресурсам.
Профессиональный лицей № 21, реализующий основные профессиональные образовательные программы НПО, оптимально использует, развивает и обновляет материально-техническую базу, привлекая ресурсы других организаций, предприятий строительной отрасли Липецкой области.
Оценка качества освоения вариативной составляющей ОПОП НПО включает текущий контроль образовательных результатов, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля, промежуточной аттестации по всем компонентам вариативной составляющей (учебным и общепрофессиональным дисциплинам) разрабатывается в образовательном учреждении самостоятельно с учетом требований компетентностного формата оцениваемых результатов. В вариативной составляющей ОПОП НПО обучающиеся должны быть ознакомлены с регламентами и технологиями оценочных процедур. Примерные контрольно-измерительные материалы для оценки дополнительных умений и знаний, общих и профессиональных компетенций должны быть размещены в открытом для обучающихся доступе: в библиотеке (медиатеке), соответствующих кабинетах (лабораториях), на сайте образовательного учреждения.
Контрольно-измерительные материалы для оценки вариативной составляющей ОПОП НПО разрабатываются в образовательном учреждении с использованием технологий оценки компетентностных результатов образования и включаются в банк данных оценочных средств по каждой ОПОП, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Банк данных оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Основным принципом формирования контрольно-измерительных материалов выступает ориентация оценочного инструментария на проверку целостных компетенций и видов профессиональной деятельности. Оценочные процедуры должны быть максимально приближены к условиям будущей профессионально-трудовой деятельности обучающихся (выпускников). Для оценки качества овладения обучающимися профессиональными компетенциями целесообразно привлекать внешних экспертов (работодателей, преподавателей, не участвовавших в обучении, и т.д.). Инструментарий оценки уровня освоения компетенций может включать в себя, в том числе – портфолио достижений выпускника, в которое включаются отчёты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, отзывы и характеристики с мест прохождения производственной практики и др.
5. Заключение Перспективным направлением усиления соответствия результатов деятельности учреждений НПО должно выступать не столько наращивание объемов подготовки рабочих, сколько трансформация качественных характеристик их подготовки (освоенных профессиональных и общих компетенций).
Реализация вариативной составляющей ОПОП НПО, соответствующей региональным требованиям, будет содействовать усилению соответствия образовательных результатов в системе начального профессионального образования квалификационным требованиям рынка труда Липецкой области, а значит - повышению инвестиционной привлекательности региональной системы НПО для работодателей.
Эффективное использование возможностей вариативной части ОПОП обеспечит преемственность образовательных программ различного уровня и направленности как условие развития непрерывного профессионального образования на территории региона.
Таким образом, будет обеспечено эффективное государственное регулирование отношений субъектов в сфере профессионального образования Липецкой области на этапах введения и реализации ФГОС нового поколения.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 270802.08 Мастер сухого строительства Организация-разработчик Г(О)ОУ НПО ПЛ №21 г. Липецка Разработчики:
Скоморохова Елена Борисовна. преподаватель спецдисциплин
Работодатели:
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
|