Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология»





Скачать 146.09 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология»
Дата публикации26.02.2015
Размер146.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 022000

проф. М.А.Пашкевич





Зав. кафедрой Геоэкологии

проф. М.А.Пашкевич


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Геоэкология»


Направление: 280700 «Техносферная безопасность»

Профиль: «Природопользование»,

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная
Составитель: ассистент Д.С. Корельский

Санкт-Петербург

2012

1. Цель и задачи дисциплины.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний о функционировании экосферы как взаимосвязанной системе геосфер в процессе ее интеграции с обществом, позволяющих им находить стратегические решения взаимосвязанных глобальных проблем кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).

Задачи дисциплины:

  • Сформировать представления о теоретических основах и основных закономерностях территориальной организации природы и общества;

  • Раскрыть понятийный аппарат фундаментального и прикладного аспекта дисциплины;

  • Изучить основные аспекты строения и управления экосистемами;

  • Освоить теоретические основы управления природопользованием;

  • Освоить направления функционирования подсистем управления природопользованием, специфику планирования, принятия решений и контроля.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Геоэкология» относится к вариативной части цикла и является дисциплиной по выбору студента; базируется на знаниях, умениях и навыках приобретённых студентами в ходе изучения дисциплин «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение», «Методы и приборы контроля окружающей среды» «Экологический мониторинг», «ОВОС и экологическая экспертиза».

Для изучения данной дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные методы и средства экологического контроля состояния окружающей среды;

  • Формы нахождения основных химических элементов в различных геосферах, их миграционную способность в зависимости от внешних и внутренних факторов;

  • Важнейшие физико-химические закономерности гипергенных преобразований природных и техногенных отложений.

Уметь:

  • Проводить полевое изучение природных и техногенных ландшафтов; отбирать материал, проводить лабораторное изучение и моделирование протекания различных геохимических процессов;

  • Обрабатывать и систематизировать данные мониторинговых исследований, в том числе с использованием ЭВМ.

Владеть:

  • Представлением об интенсивности и источниках загрязнения и нарушения компонентов природной среды, прогнозированием развития экологических ситуаций при различных уровнях техногенного воздействия;

  • Основными методами экологического мониторинга и экологической экспертизы.

Дисциплина «Геоэкология» изучается в 9 семестре и знания, полученные в процессе обучения, будут использованы при подготовке квалификационной работы и в дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22, ПК-25.



В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • Природные и социально-экономические факторы экосферы;

  • Проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы;

  • Геоэкологические аспекты природно-техногенных систем.

    Уметь:

  • Проводить полевое изучение природных и техногенных ландшафтов; отбирать материал, проводить лабораторное изучение и моделирование протекания различных геохимических процессов; обрабатывать и систематизировать данные по техногенной миграции в различных компонентах природной среды, в том числе с применением ЭВМ;

  • На основе собранных факторов делать выводы о подвижности, направленности и формах миграции элементов и веществ в различных геосферах; использовать аналитические методы при выявлении загрязнения природной среды и прогнозе уровня загрязнения компонентов природной среды.

    Владеть:

  • Представлением о международных программах, исследующих глобальные изменения в экосфере, и их научных результатах (Международная геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследования климата, Программа по социально-экономическим аспектам глобальных изменений).

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9

А

Аудиторные занятия (всего)

36

36




В том числе:










Лекции

18

18




Практические занятия (ПЗ)

18

18




Семинары (С)

0

0




Лабораторные работы (ЛР)

0

0




Самостоятельная работа (всего)

108

108




В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчётно-графические работы

24

24




Реферат

24

24




Другие виды самостоятельной работы:










Работа с литературой

60

60




Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

Экзамен

Экзамен




Общая трудоёмкость час

зач. ед.

144

144




5

5




5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение

Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов.

2

Основные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля

Природные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля. Основные круговороты вещества: водный, биогеохимические, эрозии-седиментации, циркуляция атмосферы и океана. Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.

Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения. Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования.

3

Геосферы Земли и деятельность человека

Атмосфера. Влияние деятельности человека. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменения альбедо поверхности Земли, изменения влагооборота, климат городов и пр.). Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия. Асидификация. Кислотные осадки: источники, распределение, последствия, управление, международное сотрудничество.

Гидросфера. Влияние деятельности человека. Экологические проблемы регулирования стока и крупномасштабных перебросов воды. Регулирование водопотребления. Основные проблемы качества воды (загрязнение патогенными бактериями, органическими веществами, тяжелыми металлами, органическими микрозагрязнителями, повышение минерализации и стока наносов, эвтрофикация, асидификация)

Экологические проблемы использования земельных ресурсов. Основные особенности геосферы почв (педосферы) и ее значение в функционировании системы Земля. Глобальная оценка деградации почв. Стратегия использования почв и земельных ресурсов.

Литосфера. Влияние деятельности человека. Ресурсные, геодинамические и медико-геохимические экологические функции литосферы. Основные типы техногенных воздействий на литосферу. Антропогенные геологические процессы. Геологическая среда и ее устойчивость к техногенным воздействиям. Масштабы техногенных изменений геологической среды и их экологические последствия.

Биота. Влияние деятельности человека. Антропогенное ухудшение состояния (деградация) биосферы; снижение естественной биологической продуктивности экосистем. Сохранение генетического разнообразия.

4

Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

Геоэкологические аспекты энергетики. Структура производства и потребления энергии, ее изменения в прошлом и прогноз. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Экологические проблемы земледелия (водная и ветровая эрозия почв, засоление, заболачивание, интенсификация миграции химических соединений, усиление стока наносов, последствия применения удобрений и пестицидов, уплотнение почв): распространение, факторы, последствия, экономика, управление.

Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Геоэкологические аспекты промышленного производства. Экологические проблемы функционирования промышленности. Управление выбросами, сбросами и отходами промышленности Геоэкологические аспекты транспорта. Экологические последствия различных видов транспорта

Геоэкологические аспекты урбанизации. Тенденции урбанизации. Экологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.

5

Методы анализа геоэкологических проблем

Методы анализа геоэкологических проблем (биологические, географические, геологические, системно-аналитические, химические, физические и др.). Методы геоэкологического мониторинга.


6

Управление экологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Геополитические проблемы геоэкологии

Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления. Стратегии выживания человечества (теория ноосферы, неомальтузианство, рыночные подходы). Концепция несущей способности (потенциальной емкости) территории.

Понятие об экологической экономике. Геоэкологические индикаторы. Необходимость экологизации социально-экономических процессов и институтов как важнейшее средство выживания человечества.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1

«Экологическая экспертиза»

-

+

+

+

+

-

2

«Управление охраной окружающей среды»

+

+

+

+

+

+

3

«Безопасность хранения и захоронения отходов»

-

+

+

+

-

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1

Введение

2













2

2

Основные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля

2

4










6

3

Геосферы Земли и деятельность человека

4

4










8

4

Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

2

2










4

5

Методы анализа геоэкологических проблем

4

4










8

6

Управление экологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Геополитические проблемы геоэкологии

4

4










8


6. Лабораторный практикум: не предусмотрен.
7. Практические занятия:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Проведение опробования по основным поллютантам снежного покрова в зоне техногенеза. Картирование загрязнения.

4

2.

3

Исследование химической трансформации компонентов природной среды (атмосферного воздуха) в зоне активного техногенеза на базе передвижной экспресс - лаборатории

2

3.

4

Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды в зоне активного техногенеза.

2

4.

5

Исследование трансформации физико-механических свойств почвогрунтов в зоне активного техногенеза

2

5.

6

Определение защищённости подземных вод в зоне техногенеза

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрено
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

  1. Голубев Г. Н. Геоэкология. Учебник для студентов высших учебных заведений: – Аспект-Пресс, 2006
  2. Петров К.М. Геоэкология: - Издательство: Издательский дом Санкт-Петербургского университета,2004

  3. Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии: - Издательство: М.: Академия , 2003 


б) Дополнительная литература

  1. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии.-Смоленск: Изд-во Смоленского гумманитарного ун-та, 1998. 448 с.

  2. Дёмина Т.А. Экология, природопользавание, охрана окружающей среды.-М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. 142 с.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Изд-во Фаир, 1998. 320 с.

  4. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы.- СПб.: Изд-во Химия, 1997. 430 с.


в) Программное обеспечение

  1. Microsoft Office Professional (актуальная версия);

  2. Microsoft Windows (актуальная версия);

  3. Microsoft Visual Studio Professional (актуальная версия);

  4. Программные комплексы “Эколог”;

  5. MATLAB (актуальная версия);

  6. AutoCad (актуальная версия).


г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Научная Электронная Библиотека http://www.e-library.ru.

  2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/).


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оснащенная компьютером и мультимедийным оборудованием.

Для проведения практических занятий необходимы специализированные лаборатории, оснащённые приборами по определению вещественного и химического состава атмосферного воздуха, вод, почв, горных пород, а также передвижная лаборатория Экологического мониторинга.
_____________________________________________________________________________
Разработчики:
каф. Геоэкологии ассистент, к.т.н. Корельский Д.С.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Научный редактор:

каф. Геоэкологии зав. каф., д.т.н. Пашкевич М.А.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины «геоэкология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconГеоэкология нефти и газа
Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование...
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Хорошавин В. Ю., Пашнева М. В. Экология почв. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальность 020804....
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconВопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15
Геоэкология. Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2010. – с
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск