ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
|
| Утверждаю
| Руководитель ООП
по направлению 022000
проф. М.А.Пашкевич
|
| Зав. кафедрой Геоэкологии
проф. М.А.Пашкевич
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Геоэкология»
Направление: 280700 «Техносферная безопасность»
Профиль: «Природопользование»,
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная Составитель: ассистент Д.С. Корельский
Санкт-Петербург
2012
1. Цель и задачи дисциплины.
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний о функционировании экосферы как взаимосвязанной системе геосфер в процессе ее интеграции с обществом, позволяющих им находить стратегические решения взаимосвязанных глобальных проблем кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).
Задачи дисциплины:
Сформировать представления о теоретических основах и основных закономерностях территориальной организации природы и общества;
Раскрыть понятийный аппарат фундаментального и прикладного аспекта дисциплины;
Изучить основные аспекты строения и управления экосистемами;
Освоить теоретические основы управления природопользованием;
Освоить направления функционирования подсистем управления природопользованием, специфику планирования, принятия решений и контроля.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Геоэкология» относится к вариативной части цикла и является дисциплиной по выбору студента; базируется на знаниях, умениях и навыках приобретённых студентами в ходе изучения дисциплин «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение», «Методы и приборы контроля окружающей среды» «Экологический мониторинг», «ОВОС и экологическая экспертиза».
Для изучения данной дисциплины студент должен:
Знать:
Основные методы и средства экологического контроля состояния окружающей среды;
Формы нахождения основных химических элементов в различных геосферах, их миграционную способность в зависимости от внешних и внутренних факторов;
Важнейшие физико-химические закономерности гипергенных преобразований природных и техногенных отложений.
Уметь:
Проводить полевое изучение природных и техногенных ландшафтов; отбирать материал, проводить лабораторное изучение и моделирование протекания различных геохимических процессов;
Обрабатывать и систематизировать данные мониторинговых исследований, в том числе с использованием ЭВМ.
Владеть:
Представлением об интенсивности и источниках загрязнения и нарушения компонентов природной среды, прогнозированием развития экологических ситуаций при различных уровнях техногенного воздействия;
Основными методами экологического мониторинга и экологической экспертизы.
Дисциплина «Геоэкология» изучается в 9 семестре и знания, полученные в процессе обучения, будут использованы при подготовке квалификационной работы и в дальнейшей профессиональной деятельности. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22, ПК-25.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Природные и социально-экономические факторы экосферы;
Проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы;
Геоэкологические аспекты природно-техногенных систем.
Уметь:
Проводить полевое изучение природных и техногенных ландшафтов; отбирать материал, проводить лабораторное изучение и моделирование протекания различных геохимических процессов; обрабатывать и систематизировать данные по техногенной миграции в различных компонентах природной среды, в том числе с применением ЭВМ;
На основе собранных факторов делать выводы о подвижности, направленности и формах миграции элементов и веществ в различных геосферах; использовать аналитические методы при выявлении загрязнения природной среды и прогнозе уровня загрязнения компонентов природной среды.
Владеть:
Представлением о международных программах, исследующих глобальные изменения в экосфере, и их научных результатах (Международная геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследования климата, Программа по социально-экономическим аспектам глобальных изменений).
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 9
| А
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 18
| 18
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
|
| Семинары (С)
| 0
| 0
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 0
| 0
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 108
| 108
|
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчётно-графические работы
| 24
| 24
|
| Реферат
| 24
| 24
|
| Другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
| Работа с литературой
| 60
| 60
|
| Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)
| Экзамен
| Экзамен
|
| Общая трудоёмкость час
зач. ед.
| 144
| 144
|
| 5
| 5
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Введение
| Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов.
| 2
| Основные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля
| Природные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля. Основные круговороты вещества: водный, биогеохимические, эрозии-седиментации, циркуляция атмосферы и океана. Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.
Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения. Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования.
| 3
| Геосферы Земли и деятельность человека
| Атмосфера. Влияние деятельности человека. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменения альбедо поверхности Земли, изменения влагооборота, климат городов и пр.). Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия. Асидификация. Кислотные осадки: источники, распределение, последствия, управление, международное сотрудничество.
Гидросфера. Влияние деятельности человека. Экологические проблемы регулирования стока и крупномасштабных перебросов воды. Регулирование водопотребления. Основные проблемы качества воды (загрязнение патогенными бактериями, органическими веществами, тяжелыми металлами, органическими микрозагрязнителями, повышение минерализации и стока наносов, эвтрофикация, асидификация)
Экологические проблемы использования земельных ресурсов. Основные особенности геосферы почв (педосферы) и ее значение в функционировании системы Земля. Глобальная оценка деградации почв. Стратегия использования почв и земельных ресурсов.
Литосфера. Влияние деятельности человека. Ресурсные, геодинамические и медико-геохимические экологические функции литосферы. Основные типы техногенных воздействий на литосферу. Антропогенные геологические процессы. Геологическая среда и ее устойчивость к техногенным воздействиям. Масштабы техногенных изменений геологической среды и их экологические последствия.
Биота. Влияние деятельности человека. Антропогенное ухудшение состояния (деградация) биосферы; снижение естественной биологической продуктивности экосистем. Сохранение генетического разнообразия.
| 4
| Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем
| Геоэкологические аспекты энергетики. Структура производства и потребления энергии, ее изменения в прошлом и прогноз. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Экологические проблемы земледелия (водная и ветровая эрозия почв, засоление, заболачивание, интенсификация миграции химических соединений, усиление стока наносов, последствия применения удобрений и пестицидов, уплотнение почв): распространение, факторы, последствия, экономика, управление.
Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Геоэкологические аспекты промышленного производства. Экологические проблемы функционирования промышленности. Управление выбросами, сбросами и отходами промышленности Геоэкологические аспекты транспорта. Экологические последствия различных видов транспорта
Геоэкологические аспекты урбанизации. Тенденции урбанизации. Экологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.
| 5
| Методы анализа геоэкологических проблем
| Методы анализа геоэкологических проблем (биологические, географические, геологические, системно-аналитические, химические, физические и др.). Методы геоэкологического мониторинга.
| 6
| Управление экологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Геополитические проблемы геоэкологии
| Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления. Стратегии выживания человечества (теория ноосферы, неомальтузианство, рыночные подходы). Концепция несущей способности (потенциальной емкости) территории.
Понятие об экологической экономике. Геоэкологические индикаторы. Необходимость экологизации социально-экономических процессов и институтов как важнейшее средство выживания человечества.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| «Экологическая экспертиза»
| -
| +
| +
| +
| +
| -
| 2
| «Управление охраной окружающей среды»
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3
| «Безопасность хранения и захоронения отходов»
| -
| +
| +
| +
| -
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Прак.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Всего
час.
| 1
| Введение
| 2
|
|
|
|
| 2
| 2
| Основные механизмы и процессы, управляющие системой планеты Земля
| 2
| 4
|
|
|
| 6
| 3
| Геосферы Земли и деятельность человека
| 4
| 4
|
|
|
| 8
| 4
| Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем
| 2
| 2
|
|
|
| 4
| 5
| Методы анализа геоэкологических проблем
| 4
| 4
|
|
|
| 8
| 6
| Управление экологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Геополитические проблемы геоэкологии
| 4
| 4
|
|
|
| 8
|
6. Лабораторный практикум: не предусмотрен. 7. Практические занятия:
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
| 1.
| 2
| Проведение опробования по основным поллютантам снежного покрова в зоне техногенеза. Картирование загрязнения.
| 4
| 2.
| 3
| Исследование химической трансформации компонентов природной среды (атмосферного воздуха) в зоне активного техногенеза на базе передвижной экспресс - лаборатории
| 2
| 3.
| 4
| Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды в зоне активного техногенеза.
| 2
| 4.
| 5
| Исследование трансформации физико-механических свойств почвогрунтов в зоне активного техногенеза
| 2
| 5.
| 6
| Определение защищённости подземных вод в зоне техногенеза
| 2
|
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрено 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) Основная литература
Голубев Г. Н. Геоэкология. Учебник для студентов высших учебных заведений: – Аспект-Пресс, 2006
Петров К.М. Геоэкология: - Издательство: Издательский дом Санкт-Петербургского университета,2004 Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии: - Издательство: М.: Академия , 2003
б) Дополнительная литература
Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии.-Смоленск: Изд-во Смоленского гумманитарного ун-та, 1998. 448 с.
Дёмина Т.А. Экология, природопользавание, охрана окружающей среды.-М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. 142 с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Изд-во Фаир, 1998. 320 с.
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы.- СПб.: Изд-во Химия, 1997. 430 с.
в) Программное обеспечение
Microsoft Office Professional (актуальная версия);
Microsoft Windows (актуальная версия);
Microsoft Visual Studio Professional (актуальная версия);
Программные комплексы “Эколог”;
MATLAB (актуальная версия);
AutoCad (актуальная версия).
г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Научная Электронная Библиотека http://www.e-library.ru.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/).
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оснащенная компьютером и мультимедийным оборудованием.
Для проведения практических занятий необходимы специализированные лаборатории, оснащённые приборами по определению вещественного и химического состава атмосферного воздуха, вод, почв, горных пород, а также передвижная лаборатория Экологического мониторинга. _____________________________________________________________________________ Разработчики: каф. Геоэкологии ассистент, к.т.н. Корельский Д.С.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Научный редактор:
каф. Геоэкологии зав. каф., д.т.н. Пашкевич М.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|