Скачать 186.89 Kb.
|
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» Автор: Локшина А.М. К.г.н., учитель географии ГОУ Гимназии № 1522 Москва – 2009 год Пояснительная записка Программа элективного курса «География Российского порубежья: мы и наши соседи» рассчитана на 34 часа. Знания, полученные при изучении курса, позволяют учащимся познакомиться с географическими, социальными и политическими особенностями государств, с которыми РФ имеет общие границы, расширить мировоззренческие представления о современном геополитическом пространстве России. Данный курс является логическим продолжением курса «География России». В современном мире, где широкое распространение получили разнонаправленные процессы глобализации и международного разделения труда, обмена опытом и сепаратизма ни одна из стран не может существовать отдельно от остального мира. В такой ситуации особенное значение приобретает сотрудничество с соседними государствами, которое невозможно без детального и комплексного изучения этих стран. С большинством из этих стран Россию объединяет общее прошлое, старейшие культурные связи, тесная взаимосвязь в экономической сфере. Все это делает изучение географии России без дополнительного элективного курса «География Российского порубежья: мы и наши соседи» неполным. Еще одним важным аспектом в обосновании необходимости данного курса является то, что в большинстве действующих программ и учебниках географии отсутствуют характеристики государств Российского порубежья и особенно стран, бывших республик СССР, а ныне стран СНГ и Балтии. А именно они формируют современное геополитическое пространство России. Содержание курса предполагает использование различных источников информации:
В курсе предусмотрены самостоятельная работа учащихся для подготовки докладов и рефератов по выбранным темам, практические задания, деловые игры. Цели курса
Задачи курса
Учебно-тематический план
Содержание программы Раздел I. РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА (3ч) Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи. Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Участие России в региональном политическом и экономическом сотрудничестве (ЕвАзЭС, ШОС, АТЭС и др.) Районирование приграничных территорий; различия природных и социально-экономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка. Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации. Деловая игра «Геополитическое положение России» Раздел II. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ (4ч) История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе. Норвегия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал: влияние теплого течения, гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор. Особенности населения и расселения. Страна – один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа – основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией. Финляндия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность). Транзитность положения. Связи с Россией. Швеция – страна-сосед второго порядка: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально-ориентированное хозяйство. Связи с Россией. Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; укажите специфику каждой из них. Раздел III. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША (4ч) История освоения территории и взаимоотношения с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Белоруссия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Формирование территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией. Эстония: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. ЭГП и особенности освоения. Транзитность как фактор развития территории. Природно-ресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения. Хозяйственный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Латвия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основных национальностей, положение русских. Хозяйство: роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Литва и Польша – страны пограничные с Калининградской областью. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное ЭГП. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы области в окружении стран Европейского Союза. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью. Практическая работа. Обозначение на контурной карте месторождений топливных ресурсов и электростанций региона. Деловая игра «Западные соседи: вместе или врозь» Раздел IV. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ (5ч) Запад СНГ и запад России. История формирования государственности белорусов, украинцев и молдаван; их взаимоотношения с Россией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место в мире, место России в регионе. Украина: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Русского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в формировании и укреплении могущества СССР. Изменение экономико-географического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Связи с Россией. Черноморский флот в Севастополе. Молдавия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Современные проблемы создания единого государства. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Решение проблемы с Приднестровской республикой. Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Вхождение в Евросоюз и НАТО. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Практическая работа. Сравнение хозяйственной специализации стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме. Раздел V. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН (5ч) Северный Кавказ и Закавказье; Кавказ, история взаимоотношений с Россией, формирование государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Грузия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Исторические области Грузии. Проблемы современного сепаратизма: Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Армения: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП: этапы армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией. Азербайджан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией. Иран, Турция краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Сходство и различие в развитии, своеобразие при типологии. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации. Связи с Россией. Практическая работа. Составление схемы специализации хозяйства северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа. Раздел VI. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН) (5ч) Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитность региона в связях «восток-запад». Место России в регионе. Казахстан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Хозяйство: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией. Страны СНГ – соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономико-географическое положение стран. Сходства и различия в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации хозяйства. Связи с Россией. Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение сложившейся системы расселения. Раздел VII. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ (4ч) Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Китай: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Особенности исторического развития и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира, национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития хозяйственного комплекса страны: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Монголия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Корея: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства. Связи с Россией. Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии. Раздел VIII. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ (3ч) «Заморские» страны – Дальневосточное и Северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе. Япония (Хоккайдо): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. США (Аляска): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России и локализация основных добываемых морепродуктов. Раздел IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1ч) Деловая игра «Россия и соседи: перспективы сотрудничества» Требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны: 1. Знать:
2. Уметь:
Литература:
Для учащихся:
|
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе | Рабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014... Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по... | ||
Рабочая программа элективного курса «рекреационная география» Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю) | Программа элективного курса «Медицинская география» Программа составлена на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса медицинского профиля (авторы Т. В. Кучер и Т.... | ||
Программа элективного курса «Медицинская география» Программа составлена на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса медицинского профиля (авторы Т. В. Кучер и Т.... | Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии... Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа... | Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник... | ||
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 01. 01. Историческая география Восточной Европы. Западные, южные и восточные славяне. Соседи восточных славян. География хозяйства в Восточной Европе, торговые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях... | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,... Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального... | Программа элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
Протокол № от 2011 г Лобжанидзе А. А. Программа курса географии для 6 класса общеобразовательных учреждений «География. Планета Земля» М, 2006 | Рабочая программа предназначена для планирования преподавания курса... Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом... |