Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи»





Скачать 186.89 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи»
Дата публикации27.02.2015
Размер186.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа

Согласовано

Методист ОМЦ
_______________________


Утверждаю

Директор ГОУ Гимназия № 1522
______________________


Программа

элективного курса по географии

для 9 класса

«География российского порубежья:

Мы и наши соседи»


Автор: Локшина А.М.

К.г.н., учитель географии

ГОУ Гимназии № 1522

Москва – 2009 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «География Российского порубежья: мы и наши соседи» рассчитана на 34 часа. Знания, полученные при изучении курса, позволяют учащимся познакомиться с географическими, социальными и политическими особенностями государств, с которыми РФ имеет общие границы, расширить мировоззренческие представления о современном геополитическом пространстве России. Данный курс является логическим продолжением курса «География России».

В современном мире, где широкое распространение получили разнонаправленные процессы глобализации и международного разделения труда, обмена опытом и сепаратизма ни одна из стран не может существовать отдельно от остального мира. В такой ситуации особенное значение приобретает сотрудничество с соседними государствами, которое невозможно без детального и комплексного изучения этих стран. С большинством из этих стран Россию объединяет общее прошлое, старейшие культурные связи, тесная взаимосвязь в экономической сфере. Все это делает изучение географии России без дополнительного элективного курса «География Российского порубежья: мы и наши соседи» неполным.

Еще одним важным аспектом в обосновании необходимости данного курса является то, что в большинстве действующих программ и учебниках географии отсутствуют характеристики государств Российского порубежья и особенно стран, бывших республик СССР, а ныне стран СНГ и Балтии. А именно они формируют современное геополитическое пространство России.

Содержание курса предполагает использование различных источников информации:

  • литературные (учебные пособия, дополнительная литература, периодические издания, статистические сборники)

  • картографические (карты, атласы)

  • Интернет

  • аэрокосмические снимки

В курсе предусмотрены самостоятельная работа учащихся для подготовки докладов и рефератов по выбранным темам, практические задания, деловые игры.
Цели курса

  • развитие интереса учащихся к изучению современной экономической, социальной и политической географии;

  • расширение кругозора и представлений о месте России в современном мире;

  • консолидация знаний, полученных по разным предметам (история, экономика, география и другим) применительно к оценке России и соседних стран и перспектив их развития.


Задачи курса

  • сформировать у учащихся основы современного пространственно-аналитического мышления;

  • подготовить их к самостоятельному ориентированию в территориальных, экономических, культурных, человеческих ресурсах России и соседних стран;

  • учить самостоятельной работе с картами, информационно-новостными источниками для практического анализа ситуации с применением теоретических знаний по географии;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • коммуникативные навыки для работы в группе;

  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Учебно-тематический план


№№

Тема раздела, занятия

Содержание занятия

Раздел I. РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА (3 часа)

1

Россия на карте мира. Понятие о геополитике.

Особенности развития РФ в современном мире. Геополитическое положение РФ, участие в международных организациях

2

Районирование приграничных территорий. Страны-соседи первого и второго порядка

Различия в природных и социально-экономических условий в приграничных территориях. Соседи первого и второго порядка. Практическая работа

3

Практическое занятие

Деловая игра «Геополитическое положение России»

Раздел II. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ

4

Особенности региона, история взаимоотношений

Природные и социально-экономические особенности региона. Место региона в мире и России в регионе

5

Норвегия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

6

Финляндия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

7

Швеция

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

Раздел III. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША

8

Белоруссия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

9

Страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва)

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

10

Польша

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

11

Практическое занятие

Деловая игра «Западные соседи: вместе или врозь»

Раздел IV. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ

12

Запад СНГ и запад России

История формирования государственности, место региона в мире и России в регионе

13

Украина

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

14

Молдавия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

15

Румыния и Болгария

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

16







Раздел V. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН

17

Северный Кавказ и Закавказье

Природные и социально-экономические особенности региона. Место региона в мире и России в регионе

18

Грузия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

19

Армения

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

20

Азербайджан

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

21

Иран и Турция

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

Раздел VI. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН)

22

Центральная Евразия

Природные и социально-экономические особенности региона. Место региона в мире и России в регионе

23

Казахстан

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, хозяйство хозяйства

24

Казахстан

особенности демографии и расселения, русская диаспора, связи с Россией

25

Узбекистан, Киргизия,

Соседи второго порядка. Влияние России. ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

26

Таджикистан, Туркменистан

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

Раздел VII. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ

27

Восточное порубежье

Природные и социально-экономические особенности региона. Место региона в мире и России в регионе

28

Китай

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

29

Монголия

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

30

Корея

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

Раздел VIII. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ

31

Заморские соседи

Природные и социально-экономические особенности региона. Место региона в мире и России в регионе

32

Япония

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

33

США

ЭГП, история освоения и взаимоотношений с РФ, природно-ресурсный потенциал, демография, особенности хозяйства

Раздел IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

Итоговое занятие

Деловая игра «Россия и соседи: перспективы сотрудничества»


Содержание программы

Раздел I. РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА

(3ч)

Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи.

Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Участие России в региональном политическом и экономическом сотрудничестве (ЕвАзЭС, ШОС, АТЭС и др.)

Районирование приграничных территорий; различия природных и социально-экономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации.

Деловая игра «Геополитическое положение России»
Раздел II. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ

(4ч)

История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе.

Норвегия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал: влияние теплого течения, гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор. Особенности населения и расселения. Страна – один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа – основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией.

Финляндия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность). Транзитность положения. Связи с Россией.

Швеция – страна-сосед второго порядка: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально-ориентированное хозяйство. Связи с Россией.

Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; укажите специфику каждой из них.
Раздел III. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША

(4ч)

История освоения территории и взаимоотношения с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе.

Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства.

Белоруссия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Формирование территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией.

Эстония: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. ЭГП и особенности освоения. Транзитность как фактор развития территории. Природно-ресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения. Хозяйственный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией.

Латвия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основных национальностей, положение русских. Хозяйство: роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного комплекса. Связи с Россией.

Литва и Польша – страны пограничные с Калининградской областью. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное ЭГП. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы области в окружении стран Европейского Союза. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте месторождений топливных ресурсов и электростанций региона.

Деловая игра «Западные соседи: вместе или врозь»
Раздел IV. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ

(5ч)

Запад СНГ и запад России. История формирования государственности белорусов, украинцев и молдаван; их взаимоотношения с Россией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место в мире, место России в регионе.

Украина: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Русского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в формировании и укреплении могущества СССР. Изменение экономико-географического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Связи с Россией. Черноморский флот в Севастополе.

Молдавия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Современные проблемы создания единого государства. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Решение проблемы с Приднестровской республикой.

Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Вхождение в Евросоюз и НАТО. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.

Практическая работа. Сравнение хозяйственной специализации стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме.
Раздел V. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН

(5ч)

Северный Кавказ и Закавказье; Кавказ, история взаимоотношений с Россией, формирование государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе.

Грузия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Исторические области Грузии. Проблемы современного сепаратизма: Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.

Армения: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП: этапы армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией.

Азербайджан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией.

Иран, Турция краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Сходство и различие в развитии, своеобразие при типологии. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации. Связи с Россией.

Практическая работа. Составление схемы специализации хозяйства северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа.
Раздел VI. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН)

(5ч)

Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитность региона в связях «восток-запад». Место России в регионе.

Казахстан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Хозяйство: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией.

Страны СНГ – соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономико-географическое положение стран. Сходства и различия в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации хозяйства. Связи с Россией.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение сложившейся системы расселения.

Раздел VII. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ

(4ч)

Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе.

Китай: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Особенности исторического развития и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира, национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития хозяйственного комплекса страны: «одно государство, два строя». Связи с Россией.

Монголия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.

Корея: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства. Связи с Россией.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии.

Раздел VIII. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ

(3ч)

«Заморские» страны – Дальневосточное и Северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе.

Япония (Хоккайдо): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.

США (Аляска): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России и локализация основных добываемых морепродуктов.

Раздел IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(1ч)

Деловая игра «Россия и соседи: перспективы сотрудничества»
Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать:

  • понятие о геополитике;

  • районирование приграничных территорий;

  • современное положение России в геополитическом пространстве;

  • историю освоения территорий;

  • геополитическое положение всех стран региона;

  • изменение геополитического положения стран;

  • перспективы развития стран в связи с изменившимся геополитическим положением;

  • природно-ресурсный потенциал каждой страны и его влияние на хозяйственную специализацию территории;

  • природно-ресурсный потенциал стран региона и приграничных областей России;

  • сходство и различие условий социально-экономического развития стран;

  • различие условий социально-экономического развития стран в постсоветский период;

  • специфику современной социально-экономической ситуации в каждой стране;

  • особенности населения и хозяйства;

  • связи с Россией;

  • роль и место России в формировании территории изучаемых стран;

  • демографическую ситуацию в странах региона;

  • особенности этнического состава территории;

  • историю взаимоотношений России и Кавказа;

  • место стран региона в мире;

  • особенности современного хозяйственного комплекса Китая;

  • современные морские границы России;

  • особенности хозяйства приграничных территорий.

2. Уметь:

  • сравнивать страны региона между собой;

  • находить общее и различное в хозяйстве изучаемых стран;

  • оценивать современное геополитическое положение и связи стран региона с Россией;

  • оценивать современную социально-экономическую ситуацию в странах;

  • анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное хозяйственное развитие стран.


Литература:

    1. Атлас мира «Страны Мира в картах и цифрах» М.: АСТ – Пресс, 2000

    2. Энциклопедический справочник «Весь Мир» М.: Издательство АСТ, 2001

    3. Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2006. – 303 с.

    4. Программно – методические материалы. География 6 – 9 кл. М.: Дрофа, 2001

    5. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М., 2001.- 574 с.

    6. Административно-территориальное устройство России. История и современность. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 320 с.

    7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуаций в современном мире. - СПб. – 2001

    8. Замятин Д.Н. Динамика геополитических образов современной России // Человек. - 2002. - № 6. - С. 53-60

    9. Империя пространства. Геополитика и геокультура России. Хрестоматия / Авт.-сост. Д. Н. Замятин, А. Н. Замятин. М.: РОССПЭН, 2003

    10. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М., 2001.- 574 с.

    11. Максаковский В.П. Географическая культура //Учебник для вузов. М.: Владос 1998

    12. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 каналов углубления к курсу "экономическая и социальная география мира" (10 класс). Ч 1-2. Общая характеристика мира. Изд-е 2-е, исправ., и доп.- Ярославль: Верхняя Волга, 1998

    13. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Экопрос, 1997. - 584 с.

    14. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток. 1997. № 2

    15. Родоман Б. Б. Основные типы географических границ // Географические границы. М., 1982

    16. Россия: третье тысячелетие. М., 2000

    17. Туровский Р.Ф. Политическая география. М.- Смоленск, 1999


Для учащихся:


  1. Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, Москва, «Просвещение», 2006. – 303 с.

  2. Атласы по географии для 6-10 классов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа элективного курса «рекреационная география»
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю)
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса «Медицинская география»
Программа составлена на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса медицинского профиля (авторы Т. В. Кучер и Т....
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса «Медицинская география»
Программа составлена на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса медицинского профиля (авторы Т. В. Кучер и Т....
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПояснительная записка к программе интегрированного курса по географии...
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 01. 01. Историческая география
Восточной Европы. Западные, южные и восточные славяне. Соседи восточных славян. География хозяйства в Восточной Европе, торговые...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,...
Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconПротокол № от 2011 г
Лобжанидзе А. А. Программа курса географии для 6 класса общеобразовательных учреждений «География. Планета Земля» М, 2006
Программа элективного курса по географии для 9 класса «География российского порубежья: Мы и наши соседи» iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск