Программа элективного курса
Краеведение в начальной школе
4 год обучения
«Экология для младших школьников.»
Возраст 10-101лет.
На 2013-2014 учебный год.
Составила: учитель начальных классов
Курган Ирина Анатольевна .
Курс «Экология для младших школьников.»
Пояснительная записка.
Тип и вид образовательной программы :познавательно-развивающий(окружающий мир).
Цели изучения курса:
1.Расширить развивающий потенциал учащихся образовательного компонента «Окружающий мир.»
2.Обеспечить надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
3.Воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде.
Задачи изучения курса:
1.Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
2.Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Место и роль курса в системе других учебных предметов
Программа составлена на основании курса « Экология в начальной школе».(программы «Школа России». М., Просвещение, 2010 г.).Особенности курса заключаются в том что, в учебных и ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения. Курс строится на базовых знаниях детей и их личном жизненном опыте. Сумма знаний, полученных по данному курсу, должна привести к конструированию идеала экологии в современном мире, который детям хотелось бы осуществить в будущем. Это соответственно идеал отношения ребёнка к природе, к семье ,к родной земле ,к миру. Темы курса доступны и интересны детям младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего часов 34часа .Выбор методов организации деятельности учащихся осуществляется в зависимости от цели, уровня сложности содержания тем ,конкретных условий, сложившихся при выполнении заданий: осведомлённости учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта. На занятиях применяются проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы.
Требования к УУД.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-рассуждать и делать выводы;
-понимать своё место в мире природы;
-знать правила проведения в природе;
Формы и методы контроля.
Курс построен так ,что большое место в нём занимают фронтальная и групповая формы работы, поэтому оценки не ставятся на занятиях, зачётом оценивается практическая работа ,написание рефератов ,собственных наблюдений. Само оценивание.
Методы:
-исследовательский;
-пояснительный;
-иллюстративный;
-репродуктивный;
Формы обучения:
-познавательные игры;
-занимательные экскурсии;
-практические работы;
-увлекательные беседы;
Средства обучения:
-работа с научной и учебной литературой;
-иллюстрации, схемы, карты, таблицы;
Учебно-тематический план.
№
| Тема занятий
| часы
| Теоретические формы
Реализации образов.
программы
| Практические формы
Реализации образов.
программы
| Формы
| Дата проведения
| 1
| Выясняем, что такое экология.
| 1
| Беседа, рассказ, наблюдения.
| Иллюстрации, схемы.
| контроль
| 06.09
| 2
| Учимся распозновать растения и животных ближайшего окружения.
| 4
| Экскурсия в природу, практическая работа, наблюдения.
| Иллюстрации, атлас-определитель.
| Сообщение «Природа моего края.»
| 13.09
20.09
27.09
04.10
| 3
| Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновением
| 3
| Беседа. Игры.
| Красная книга,иллюстрации.
| Реферат «Им грозит опасность».
| 11.10
18.10
25.10
| 4
| Изучаем способы охраны природы.
| 2
| Беседа,практическая работа.
| Рисунки.
| Свои знаки охраны природы.
| 01.11
15.11
| 5
| Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
| 4
| Беседы. Игры.
| Книги по теме.
| Ответы на вопросы темы.
| 22.11
29.11
06.12
13.12
| 6
| Открываем жизнь в почве.
| 1
| Практическая работа.
| Оборудование для опытов.
| -------
| 20.12
| 7
| Пополняем наши знания о разнообразнии живой природы.
| 3
| Работа с атласом по окружающему миру.
| Атласы,карточки.
| Тест «Царства природы.»
| 27.12
10.01
17.01
| 8
| Изучаем
экологические связи в живой природе.
| 3
| Исследования,беседы,поиск.
| Схемы,пирамиды.
| Схема экологической связи своего сада.
| 24.01
31.01
07.02
| 9
| Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.
| 4
| Беседы, рассказ, рассуждения.
| Красная книга, иллюстрации заповедников ,фильм.
| Моя «Красная книга».
| 14.02
21.02
28.02
07.03
| 10
| Мастерим домики для птиц.
| 1
| Практическая работа.
| Образцы изделий.
| Домик для птиц.
| 14.03
| 11
| Учимся передовать свои знания другим ребятам.
| 2
| КВН,викторина,экскурсия,
загадки,игры.
| Книги для работы по теме.
| Викторина.
| 21.03
04.04
| 12
| Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
| 3
| Беседы.
| Муляжи, плакаты, иллюстрации.
| Реферат «Здоровый образ жизни.»
| 11.04
18.04
25.04
| 13
| Обсуждаем примеры экологических катастроф.
| 2
| Рассказ, беседа.
| Фильм, карточки.
| ----------
| 16.05
23.05
| 14
| Подводим итоги нашей работы за год.
| 1
| Тест, беседа, игры.
| ----------
| Тест.
| 30.05
| Содержание программы.
1раздел: Организм и окружающая среда. Экология—наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями животными, между различными животными.)
2раздел:Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных. Выявление наиболее характерных признаков схожих видов. Упражнения ( в том числе игрового характера),закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
3раздел: Представители редких (грибов, растений, животных).Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.
4раздел: Охраняемые природные территории: заповедники ,заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
5раздел: Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодностойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
6раздел: Разнообразие животных обитателей почвы: растения, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты- типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7раздел: Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, хвощи, плауны. Многообразие животных : черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
8раздел: Экологические связи в живой природе на примере дубового леса( « Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».)Экологическая пирамида :дуб—жёлуди-- лесные мыши—сова. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы Защитные приспособления у растений и животных.
9раздел: Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница, ландыш и другие. Лекарственные растения и их охрана. Охраняемые животные. Примеры активных действий человека по охране животного мира.
10раздел: Практическая работа по изготовлению кормушек и домиков для птиц.
11раздел: Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН, экскурсий экологического содержания, адресованных учащимися других классов или дошкольниками.
12раздел: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, неправленые на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.
13раздел: Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Представление о радиоактивном загрязнении среды(авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
14раздел: Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по элективному курсу.
Литература для учителя: Программа общеобразовательных учреждений «Школа России», начальные классы, М., «Просвещение»,2007г.; Дни наук в начальной школе., сборник, изд-во «Учитель»,Волгоград 2007г.; Н.Г. Верзилин «По следам Робинзона»,М., « Просвещение»,2008г.;Е.М.Минский, «От игры к знаниям»,М.. «Просвещение»2009г.; Моя первая энциклопедия. Гальперштейн Л. Я., «РОСМЭН-пресс»,2007г.
Литература для учащихся: «Атлас-определитель» Гришко И. В.,М., «Просвещение» 2010г.; «Природа Южного Урала»Григорьева И.Н., г.Челябинск 2011г.; «Мир и Человек.» географический атлас 2005 ГУГК,Москва,2010г. |