Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения





Скачать 69.62 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения
Дата публикации27.02.2015
Размер69.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа элективного курса

Краеведение в начальной школе

4 год обучения

«Экология для младших школьников.»

Возраст 10-101лет.

На 2013-2014 учебный год.

Составила: учитель начальных классов

Курган Ирина Анатольевна .

Курс «Экология для младших школьников.»

Пояснительная записка.

Тип и вид образовательной программы :познавательно-развивающий(окружающий мир).

Цели изучения курса:

1.Расширить развивающий потенциал учащихся образовательного компонента «Окружающий мир.»

2.Обеспечить надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

3.Воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде.

Задачи изучения курса:

1.Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

2.Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.

3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Место и роль курса в системе других учебных предметов

Программа составлена на основании курса « Экология в начальной школе».(программы «Школа России». М., Просвещение, 2010 г.).Особенности курса заключаются в том что, в учебных и ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения. Курс строится на базовых знаниях детей и их личном жизненном опыте. Сумма знаний, полученных по данному курсу, должна привести к конструированию идеала экологии в современном мире, который детям хотелось бы осуществить в будущем. Это соответственно идеал отношения ребёнка к природе, к семье ,к родной земле ,к миру. Темы курса доступны и интересны детям младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего часов 34часа .Выбор методов организации деятельности учащихся осуществляется в зависимости от цели, уровня сложности содержания тем ,конкретных условий, сложившихся при выполнении заданий: осведомлённости учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта. На занятиях применяются проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы.

Требования к УУД.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-рассуждать и делать выводы;

-понимать своё место в мире природы;

-знать правила проведения в природе;

Формы и методы контроля.

Курс построен так ,что большое место в нём занимают фронтальная и групповая формы работы, поэтому оценки не ставятся на занятиях, зачётом оценивается практическая работа ,написание рефератов ,собственных наблюдений. Само оценивание.

Методы:

-исследовательский;

-пояснительный;

-иллюстративный;

-репродуктивный;

Формы обучения:

-познавательные игры;

-занимательные экскурсии;

-практические работы;

-увлекательные беседы;

Средства обучения:

-работа с научной и учебной литературой;

-иллюстрации, схемы, карты, таблицы;

Учебно-тематический план.



Тема занятий

часы


Теоретические формы

Реализации образов.

программы

Практические формы

Реализации образов.

программы


Формы

Дата проведения

1


Выясняем, что такое экология.

1

Беседа, рассказ, наблюдения.

Иллюстрации, схемы.

контроль

06.09

2

Учимся распозновать растения и животных ближайшего окружения.

4

Экскурсия в природу, практическая работа, наблюдения.

Иллюстрации, атлас-определитель.

Сообщение «Природа моего края.»

13.09

20.09

27.09

04.10

3

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновением

3

Беседа. Игры.

Красная книга,иллюстрации.

Реферат «Им грозит опасность».

11.10

18.10

25.10

4

Изучаем способы охраны природы.

2

Беседа,практическая работа.

Рисунки.

Свои знаки охраны природы.

01.11

15.11

5

Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

4

Беседы. Игры.

Книги по теме.

Ответы на вопросы темы.

22.11

29.11

06.12

13.12

6

Открываем жизнь в почве.

1

Практическая работа.

Оборудование для опытов.

-------

20.12

7

Пополняем наши знания о разнообразнии живой природы.

3

Работа с атласом по окружающему миру.

Атласы,карточки.

Тест «Царства природы.»

27.12

10.01

17.01


8

Изучаем

экологические связи в живой природе.

3

Исследования,беседы,поиск.

Схемы,пирамиды.

Схема экологической связи своего сада.

24.01

31.01

07.02

9

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.

4

Беседы, рассказ, рассуждения.

Красная книга, иллюстрации заповедников ,фильм.

Моя «Красная книга».

14.02

21.02

28.02

07.03

10


Мастерим домики для птиц.

1

Практическая работа.

Образцы изделий.

Домик для птиц.

14.03

11

Учимся передовать свои знания другим ребятам.

2

КВН,викторина,экскурсия,

загадки,игры.

Книги для работы по теме.

Викторина.

21.03

04.04

12

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

3

Беседы.

Муляжи, плакаты, иллюстрации.

Реферат «Здоровый образ жизни.»

11.04

18.04

25.04

13

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

2

Рассказ, беседа.

Фильм, карточки.

----------

16.05

23.05

14

Подводим итоги нашей работы за год.

1

Тест, беседа, игры.

----------

Тест.

30.05

Содержание программы.

1раздел: Организм и окружающая среда. Экология—наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями животными, между различными животными.)

2раздел:Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных. Выявление наиболее характерных признаков схожих видов. Упражнения ( в том числе игрового характера),закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

3раздел: Представители редких (грибов, растений, животных).Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.

4раздел: Охраняемые природные территории: заповедники ,заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

5раздел: Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодностойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

6раздел: Разнообразие животных обитателей почвы: растения, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты- типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7раздел: Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, хвощи, плауны. Многообразие животных : черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

8раздел: Экологические связи в живой природе на примере дубового леса( « Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».)Экологическая пирамида :дуб—жёлуди-- лесные мыши—сова. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы Защитные приспособления у растений и животных.

9раздел: Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница, ландыш и другие. Лекарственные растения и их охрана. Охраняемые животные. Примеры активных действий человека по охране животного мира.

10раздел: Практическая работа по изготовлению кормушек и домиков для птиц.

11раздел: Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН, экскурсий экологического содержания, адресованных учащимися других классов или дошкольниками.

12раздел: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, неправленые на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

13раздел: Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Представление о радиоактивном загрязнении среды(авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

14раздел: Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по элективному курсу.

Литература для учителя: Программа общеобразовательных учреждений «Школа России», начальные классы, М., «Просвещение»,2007г.; Дни наук в начальной школе., сборник, изд-во «Учитель»,Волгоград 2007г.; Н.Г. Верзилин «По следам Робинзона»,М., « Просвещение»,2008г.;Е.М.Минский, «От игры к знаниям»,М.. «Просвещение»2009г.; Моя первая энциклопедия. Гальперштейн Л. Я., «РОСМЭН-пресс»,2007г.

Литература для учащихся: «Атлас-определитель» Гришко И. В.,М., «Просвещение» 2010г.; «Природа Южного Урала»Григорьева И.Н., г.Челябинск 2011г.; «Мир и Человек.» географический атлас 2005 ГУГК,Москва,2010г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconТема: Повышение качества образования в начальной школе
План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconУчебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся....
Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconСправка по итогам методической недели в начальной школе
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПерспективы использования электронного обучения в начальной школе
Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Программа элективного курса Краеведение в начальной школе 4 год обучения iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск