Принята на заседании педагогического Составлена на основе Федерального
совета государственного
Протокол от 28.08. 2013 № 3 компонента государственного
образовательного стандарта Утверждаю:
Директор МОУ НОШ д.Курегово
/Л.Ф.Дыгаева/
Рабочая программа
по предмет «Музыка»
для обучающихся 3 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:Баграшова О. В.
учитель МОУ СОШ д.Баграш-Бигра
первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по музыке (3 класс) разработано на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 1–4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011) и ориентировано на использование учебно-методического комплекта:
Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://classic.chubrik.ru
http://www.music_dic.ru
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
http://ru.wikipedia.org/wiki
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в учебном году, что соответствует одному учебному часу в неделю. Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– формирование основ музыкальной культуры;
– развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
– освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
– овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
– воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира, эмоционально-целостного отношения к искусству. Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
– учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы, умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни;
– формируется представление о мире музыки, формах ее бытования в жизни.
Тематическое планирование №
п/п
| Наиме- нование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовленности
учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план.
| факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1
| Пред- ставление о музыке
(13 ч)
| Мелодия – душа музыки
| 1
| Комбинированный
| Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передавать настроение, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения нараспев»)
| Учащиеся должны знать/понимать: – слова и мелодию гимна России; – выразительность и изобразительность музыкальной инто- нации; – смысл понятий композитор, исполнитель, слушатель; – названия изученных жанров и форм музыки; – образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); – названия изученных произведений и их авторов;
| Фронтальный
|
| Знать слова гимна России
|
|
| 2
| Природа
и музыка
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный
|
| Рисунок «Осень»
|
|
| 3
| Звучащие
картинки
| 1
| Комбинированный
| Индивидуальный
|
| Рисунок «Цветы России»
|
|
| 4
| Виват, Россия!
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный
|
|
|
|
| 5
| Наша сла- ва – русская держава
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 6
|
| С. Прокофьев. Кан- тата «Александр Невский»
| 1
| Комбинированный
|
| – наиболее популярные в России музыкальные инструменты;
– певческие голоса, виды оркестров и хоров
| Фронтальный
|
| Рассказ о подвиге Александра Нев- ского
|
|
| 7
| М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
| 1
| Комбинированный
| Песня, танец, марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека
| Фронтальный
|
| Сооб- щение о М. Глинке
|
|
| 8
| С. Прокофьев. Утро. Портрет в музыке
| 1
| Комбинированный
| Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя
| Учащиеся должны уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); – определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразитель- ности (мелодия, ритм,
| Фронтальный
|
|
|
|
| 9
| В каждой интонации спрятан человек
| 1
| Комбинированный
| Музыкальная инто- нация как основа музыкального искусства. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Выра- зительность и изо- бразительность музыкальной инто-
| Фронтальный
|
|
|
|
| 10
| С. Прокофьев. В детской. Игры и игрушки
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный; индиви-дуальный
|
| Рисунок «Любимая иг-рушка»
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 11
|
| С. Прокофьев. На прогулке. Вечер
| 1
| Изучение нового материала
| нации. Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.); неспецифические (ритм, темп, тембр, динамика и др.)
| темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
– передавать настроение музыки и его изменение в пении, в музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; – использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен
| Фронтальный
|
|
|
|
| 12
| Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный
|
|
|
|
| 13
| Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
| 1
| Комбинированный
| Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая
| Фронтальный; индивидуальный
|
| Рисунок
о маме
|
|
| 14
| Представления о музыкальной жизни страны
(17 ч)
| Вербное воскре- сенье. Вербочки
| 1
| Изучение нового материала
| Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического
| Учащиеся должны знать/понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды)
| Фронтальный
|
|
|
|
| 15
| Святые земли Русской
| 1
| Изучение
| Музыка в народных обрядах и обычаях
| Учащиеся должны знать/понимать
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
|
|
| нового мате- риала
|
| смысл понятий ком- позитор, исполнитель, слушатель
|
|
|
|
|
| 16
| Настрою гусли на старинный лад…
| 1
| Изучение нового материала
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
| Учащиеся должны уметь:
– исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосья; – исполнять несколько народных композиторских песен; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении
| Фронтальный
|
|
|
|
| 17
| Певцы русской старины
| 1
| Изучение нового материала
| Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки
| Фронтальный
|
|
|
|
| 18
| Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель…
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный
|
|
|
|
| 19
| Звучащие картины
| 1
| Изучение нового материала
| Выразительность и изобразительность музыкальной интонации
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 20
|
| Прощание
с Масле- ницей
| 1
| Изучение нового материала
| Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края
| Учащиеся должны знать/понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды)
| Фронтальный
|
| Рассказ
о Масленице
|
|
| 21
| М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
| 1
| Изучение нового материала
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
| Учащиеся должны уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш)
| Фронтальный
|
|
|
|
| 22
| К. Глюк. Опера «Орфей и Эври- дика». Н. А. Рим- ский- Корсаков. Опера «Снегурочка»
| 1
| Изучение нового материала
| Особенность тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности
| Учащиеся должны уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах)
| Фронтальный
|
| Рисунок к сказке «Снегу-рочка» А. Ост-ровского
|
|
| 23
| Океан – море синее.
| 1
| Изучение но-
| Песенность, танцевальность, марше-
| Учащиеся должны знать/понимать назва-
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
| П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»
|
| вого материала
| вость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
| ния изученных жанров и форм музыки
|
|
|
|
|
| 24
| В современных ритмах
| 1
| Изучение нового материала
| Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их вырази- тельность
| Учащиеся должны знать/понимать наиболее популярные в России музыкальные инструменты
| Фронтальный
|
|
|
|
| 25
| Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие кар- тины
| 1
| Изучение нового материала
| Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая
| Учащиеся должны знать/понимать: – основы музицирования на элементарных музыкальных инструментах; – передачу музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.; уметь передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре
| Фронтальный
|
|
|
|
| 26
| Музыкальные инструменты
| 1
| Изучение но- вого материала
| Связь народного напева с пластикой движений, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
|
|
|
|
| на музыкальных инструментах
|
|
|
|
|
| 27
| Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»
| 1
| Изучение нового материала
| Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков
| Учащиеся должны знать/понимать названия изученных произведений и их авторов;
уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
| Фронтальный
|
| Сообщение об Эдварде Григе
|
|
| 28
| Мир Людвига ван Бетховена
| 1
| Изучение нового материала
|
| Сообщение о Людвиге ван Бетхо- вене
|
|
| 29
| Чудо- музыка
| 1
| Изучение нового материала
| Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей
| Учащиеся должны знать/понимать наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки
| Фронтальный
|
| Рассказ о любимых детских композиторах, музыкальных героях мультфильмов, сказок
|
|
| 30
| Острый ритм – джаза звуки
| 1
| Изучение нового
| Средства музыкальной выразительности: специфические
| Фронтальный
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
|
|
| мате- риала
| (мелодия и др.) и неспецифические, присущие другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.)
|
|
|
|
|
|
| 31
| Представления о музыке
(4 ч)
| Люблю
я грусть твоих просторов
| 1
| Изучение нового материала
| Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев,
Р. К. Щедрин,
В. А. Моцарт,
Р. Шуман, Э. Григ и др.)
| Фронтальный
|
|
|
|
| 32
| Мир С. С. Про- кофьева
| 1
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны знать/понимать названия изученных произведений и их авторов
| Фронтальный
|
| Сооб- щение о С. Про-кофьеве
|
|
| 33
| Певцы родной природы
| 1
| Изучение нового материала
| Композитор как создатель музыки
| Учащиеся должны уметь исполнять несколько народных и композиторских песен (по своему выбору)
| Фронтальный
|
|
|
|
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 34
|
| Прославим радость
на Земле. Радость к солнцу нас зовет
| 1
| Комбинированный
| Музыка как средство общения между людьми
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и навыки для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
| Фронтальный
|
|
|
|
| |