Скачать 189.69 Kb.
|
Из опыта работы Афанасовой Н.В. учителя биологии МОУ Боговаровская средняя общеобразовательная школа им. Л.А. Цымлякова Проект Сотрудничество педагогов и учащихся по воспитанию экологической культуры школьников. Цель работы: Сформировать новую личность, умеющую жить в гармонии с природой, обществом и с собой; человека, обладающего экологическим мышлением, экологической нравственностью. Задачи: - Развитие у детей элементов личностного, эмоционально – чувственного отношения к явлениям и объектам природы в районе школы, села. - Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии. - Создание условий для формирования умений ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы. - Выявление талантливых детей и осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на индивидуализацию и развитие личности. Формы работы: - дневник наблюдений; - оформление гербарий; - подготовка рефератов и сообщений; - проведение недели биологии; - самостоятельные исследования учащихся; Результаты работы:
Мир природы изучаем вместе Вам скажу: не насмотреться На леса и на поля, И на то, что помню с детства, И о чем забыть нельзя, Тихо в поле, тихо в роще, Солнце гаснет за рекой, И бегут гурьбой девчонки По дорожке полевой… Таких живописных уголков природы можно много встретить в нашем селе Боговарово. И все, кто у нас бывает, называют уголки нашей природы сказкой, эту сказку можно представить так: « Расцветает розовым и фиолетово-синим цветом медуница, стоит на тоненьких ножках гусиный лук, собрались кучкой на поляне душистые ландыши, сияют желтым цветом на пригорке ветреница лютичная, а в низинах, по влажным местам, чистяк. Лопнули на деревьях почки. Распустилась ива, черемуха, волчье лыко. Лоси вышли на солнечную полянку, – обгладывают распускающиеся листочки. А вот и белка проскочила в кронах деревьев. А какое обилие птичьих голосов, они сопутствуют тебе в момент входа в лес, тут и синицы, иволга и дрозды. Пройдет совсем немного времени, засияют в водоемах кубышка и кувшинки». К сожалению, в последние годы многое изменилось в нашем районе, некоторые растения из перечисленных уже реже встречаются и для того, чтобы увидеть белку и услышать иволгу, надо идти в самую глушь. Действительно, в наше время экологическая ситуация, как в районе, в области, в стране, да и на всей планете, критическая. Такое положение заставляет задуматься о том, как предотвратить экологическую катастрофу. И начинать надо, я считаю, с экологического сознания населения и прежде всего с детей, так как им жить в 21 веке, им придется исправлять ошибки взрослых, воплощать в жизнь природовосстановительные решения. При всей важности экологического просвещения и образования общеобразовательные школы этим проблемам уделяют недостаточное внимание. Поэтому, я считаю, что в современных условиях экологическому образованию предстоит сыграть важную роль – сформировать новую личность, умеющую жить в гармонии с природой, обществом и собой, человека, обладающего экологическим мышлением, экологической нравственностью. Только непосредственный контакт с живой природой способствует воспитанию у детей потребности общения с природой, сотрудничество с нею, воспитанию чувства глубокой экологической ответственности за чистый воздух, за прозрачную реку, за родную землю с ее щедрыми травами, цветами, деревьями, за жизнь каждого существа, за красоту и чистоту окружающего мира. В своей работе главным считаю развитие экологического образования, и для этого, необходим охват как можно большего числа возрастных групп, начиная с младшего и среднего возраста учащихся. Поэтому, основными целями, которые я ставлю в своей работе, являются:
Ведущая идея моих целей и задач – показать детям, что существует множество других «нечеловеческих миров», у каждого живого существа своя жизнь и свой мир, и мне, как учителю, необходимо развить способность воспринимать эти «миры». Объектом для осуществления этой идеи может быть любая тема в курсе изучения биологии животных, но я выбрала тему «Птицы», так как они встречаются повсеместно, многочисленны, подвижны, красочны, обладают интересными повадками, и предлагаю учащимся выполнить творческие задания: может быть любая поделка, вышивка, аппликация, стихи, сказки, кроссворды. Каждый имеет возможность порадоваться за своих товарищей и показать себя, и при выполнении творческой работы хорошо просматриваются индивидуальные особенности каждого ребенка, востребованность его личного понимания окружающего мира. В начале учебного года особое внимание уделяю пятиклассникам, с первых уроков начинаем погружаться в довольно сложный материал курса «Введение в биологию и экологию». Обучение идет нелегко, постоянно формируется алгоритм действий, система работы на уроке и дома, по способностям ученики отличаются друг от друга существенно – от отличника до слабого троечника. Но каждый из них хочет иметь успех, занять достойное место в коллективе. Поэтому, пристальное внимание всем на уроке. При изучении учащиеся могут ставить домашние опыты, наблюдать биологические процессы у комнатных растений, за прорастанием семян и делать выводы. В качестве индивидуальных работ прошу сделать коллекции, рисунки. Формируя понятие «Экология», предлагаю написать сочинение: «Каким я вижу свое село Боговарово». Стараюсь строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроках, помогали нам решать задачи, предусмотренные школьной программой. Как это лучше сделать? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении биологии? Как активизировать учащихся? Как привить им интерес к предмету? Эти и другие вопросы задаю себе. Ответы на них нахожу в применении метода – В.Ф. Шаталова – метода опорных схем, конспектов, использовать их начинаю с изучения растений в 6 классе. Начиная работу с опорными схемами объясняю принцип их составления, предлагаю учащимся самостоятельно составить опорную схему по данному вопросу. После работы кто-то из учеников зарисовывает свою схему на доске, рядом я рисую свою. Сравниваем, обсуждаем, делаем и находим совместное решение. В старших классах доля этой работы существенно увеличивается, иногда задаю учащимся готовить опорные схемы самостоятельно. В процессе изучения биологии и проведения внеклассных мероприятий учащиеся ведут наблюдения за явлениями в природе, за жизнью живых организмов в ней, ведут дневники наблюдений, оформляют гербарии, выступают с сообщениями и рефератами по различным темам биологии и экологии, особенно эта работа активизируется в период проведения в школе недели биологии, лучшее время ее проведения - это дни школьной олимпиады. Предварительно проводится подготовительная работа. В беседах с учащимися определяются склонности детей: кто хорошо читает стихи, кто рисует, кто может выступить в КВН, играх, конкурсах. В подготовительный период определяю себе помощников - это обычно дети, увлеченные биологией, их помощь нужна для организации викторин, приглашений, оформления газет и объявлений. Но одним из более эффективных направлений в экологическом просвещении я считаю – это организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Успех работы зависит от того, насколько четко сформулируем цели исследования и задачи. Цель формулируем исходя из вопроса на который мы хотим получить ответ, знакомимся с необходимой литературой. Согласно цели определяем методы исследования, собираем факты и записываем в дневник наблюдений, обобщаем, составляем таблицы, графики. Одним из важных этапов работы является – научить ребят делать выводы, для этого выдвигаем как можно больше версий, а затем критически их анализируем. Весь полученный материал оформляем в виде исследовательской работы. Именно в организации и проведении исследовательской работы прослеживается идея сотрудничества учитель – ученик. Начинающим учащимся предлагаю темы по изучению видового состава животных, птиц, встречающихся на территории района, наблюдаем за их поведением, а затем выходим на более значимые экологические проблемы, которые требуют знания различных методов исследований. Как правило, более увлеченные учащиеся работают в областном клубе «Эколог» при областной станции юных натуралистов. Наша совместная работа уже длится давно, и некоторые учащиеся нашей школы имеют неплохие результаты. Ребята занимают призовые места, выступают на исследовательской конференции «Шаг в будущее». Так, работа Швецова Максима в 1998 году «Дафнии как объект биотестирования в биологических исследованиях», дала возможность сделать выводы, что дафнии являются биофильтратом и играют важную роль в процессе самоочищения водоемов от взвешенных веществ, что данная методика дает объективные результаты на загрязнение воды и позволяет без использования сложных приборов судить о степени чистоты водоемов. Выпускница 2003 года Дворецкая Анна защитила реферат по теме «Лишайники», ее работа отмечена научностью и заняла 4 место по области. В 2004 году работа «Изучение структуры, популяции пластинчато-жаберных моллюсков нижнего течения Унжы и Немды, Тельминова Михаила ученика нашей школа в соавторстве с Белоусовым Антоном, учеником Костромской школы, стала победителем в научной конференции «Шаг в будущее» и рекомендована для участия в конкурсе грантов главы администрации области. Так же учащиеся нашей школы были участниками 8, 9 областной конференции «Шаг в будущее» где представляли исследовательские работы по изучению родного края. Все больше и больше учащихся включается в проведении исследовательских проектов, поэтому в 2006 учебном году в школе был организован школьный клуб «Эколог». С учетом возрастных особенностей разработана программа работы клуба «Эколог». Для разного возраста есть свои формы деятельности их разнообразие меняется и усложняется от одного этапа к другому от одного этапа к другому. Программа клуба «Эколог» В современных условиях экологическому образованию предстоит сыграть важную роль - сформировать новую личность, умеющую жить в гармонии с природой, обществом и собой, человека, обладающего экологическим мышлением, экологической нравственностью. Важнейшее место в системе экологического образования и воспитания детей принадлежит школе, учителям, способным к организации систематического процесса формирования экологической культуры учащихся, их ответственного отношения к окружающему миру. Учителя естественно - научных дисциплин Боговаровской средней школы создают условия для реального воплощения идей экологического образования и воспитания учащихся. Осуществляют поиск эффективных методов экологического образования, создают технологии экологического образования и воспитания учащихся. Поэтому, для целенаправленного экологического просвещения в школе организован клуб «Эколог», который включает следующие секции: «Зеленый дом» - учащиеся 6 классов, «Исследователь»- учащиеся 7-11 классов Цели и задачи клуба
Развивающие:
Методические:
Воспитательные:
«Зеленый дом»Секция биологов учащиеся 6х классов. Учитель биологии Афанасова Надежда Вячеславовна Цель: формирование ответственного отношения к природе, активной жизненной позиции. Задачи:
. Тематическое планирование
«Исследователь»Секция биологов учащиеся 8-11х классов Учитель биологии Афанасова Надежда Вячеславовна Цель: развивать экологический кругозор детей, овладением навыковпростейших методов экологических исследований.Задачи:1.Измерить состояние водной экосистемы реки Ирдом и Ефремовки. 2. Составить их паспортизацию. 3. Научиться определять экологические критерии состояния водоёмов.
Тематическое планирование
«Следим за окружающей средой» Секция химиков учащиеся 8-10х классов Учитель химии Милькова Галина Николоевна Цель: интегрировать учащихся в деятельность, направленную на поддержание экологического качества окружающей среды. Пояснительная записка. Программа включает в себя содержание 3-х тем. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, изменением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа подразумевает, кроме собственной экспериментальной работы, участие в семинарах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов. Основной формой организации занятий является работа в малых группах (2-3 человека). Это позволяет эффективнее использовать рабочее время, выполняя несколько работ параллельно. Содержание программы Введение – 2ч. Тема 1. Оценка экологического качества воды. Тема 2. Оценка экологического качества воздуха. Тема 3. (Химия вокруг нас) Оценка экологического качества почвы. Заключение. Планирование работы Введение – 2 часа.
Правила работы в кабинете химии.
Тема 1.1. Оценка экологического качества воды в осенний период.
Тема 2. Оценка экологического качества воздуха в осенний период.
Тема 1.2. Оценка экологического качества воды в зимний период. (см. осенний период) Тема 2.2. Оценка экологического качества воздуха в зимний период. (см. в осенний период) «Изучение лекарственных растений» Секция биологов учащиеся 7х классов Учитель биологии: Боровикина М. Д. Пояснительная записка Современная общеобразовательная школа должна не только вооружать учащихся знаниями основ наук, но и формировать экологически грамотную, инициативную личность. Большое значение в этой работе школы имеют биологические дисциплины, но на одних уроках эту проблему не решить. В наиболее тесный контакт с природой входят в процессе внеклассной работы, проводя опыты и наблюдения за живыми растениями, выполняя полезную для общества работу. Многие учащиеся интересуются изучением лекарственных трав. Поэтому кружок, данный можно проводить с учащимися 7 классов, после изучения курса «Растения», а можно параллельно с изучением растений. Цель-развитие познавательных интересов школьников, их самостоятельности, творческой активности. Задачи: изучение видового состава лекарственных растений местного края, особенностей их биологии, ознакомление с правилами сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Активное участие в охране и сохранении редких полезных растений. Овладение навыками простейших способов выделения действующих веществ в лабораторных условиях. Развитие умений выращивания лекарственных растений. Тематический план
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Леонида Карахановича, которого его друзья называли исключительно по фамилии Гурунцом, уже не было в живых. Он тихо сделал свое земное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хотите узнать еще один секрет? Он спрятался в сказке. Послушайте ее и найдите в ней то, о чем мы до сих пор не догадывались. Сказка... | ||
Сочинение на тему: «Мой земляк» К тому же, написать о нем, или о любом другом великом своем земляке лучше, чем уже написано у меня вряд ли получится. Поэтому я хочу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перемена, перемена, можно прыгать и играть, но нельзя и забывать, что когда звенит звонок, он зовет всех на урок. Нам опаздывать... | ||
Календарный план занятий по физике на I курсе факультетов Зем, зк, гк Электрический заряд и его свойства. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Поле диполя. Диполь во... | Календарный план занятий по физике на I курсе факультетов Зем, зк, гк Электрический заряд и его свойства. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Поле диполя. Диполь во... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя мама учительница. Вы скажете: «Вот повезло парню!» А я вам скажу, лучше б она была поваром. Нет, не поваром, моя мама и так готовит... | Или сцены из жизни современных идиотов Занавес закрыт. Свет полностью погашен. Тихо начинает играть какой-нибудь хитовый | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стоял обычный осенний день. Последние листья, тихо кружась, падали и молча и ложились на мокрый асфальт | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать. Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голоса; умение говорить «громко – тихо» | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,... | ||
Торсионное поле и тело человека томас Эди Существует ряд причин, которые заставляют нас поверить, что эфирное тело человека является не только объектом воздействия торсионного... | Закроем глаза и тихо повторяем Совсем недавно все встречали Новый год и украшали ёлки. Сегодня мы её украсим ещё раз, но своим настроением на начало урока | ||
Вот кстати как нельзя больше,— сказала их мать, протягивая старику... Он создал кооперации в США «Новая гармония», в Англии «Арбистон» и «Мизеруэлл», которые или распались или стали коллективными капиталистическими... | В верстке используются два элемента для построения структуры сайта... Их можно использовать вместе, либо по отдельности. Какой элементы лучше для создания структуры – однозначно сказать нельзя. Выбор... |