Ход Урока №1.
№
| Ход урока.
| Примечание
| I
| Организация на урок.
1. Аутотренинг.
— Закроем глаза и тихо повторяем.
«Я — ученик, я - спокоен, я всему научусь
на уроке».
— Улыбнулись друг другу.
2. Рефлексия.
— Совсем недавно все встречали Новый год и украшали ёлки. Сегодня мы её украсим ещё раз, но своим настроением на начало урока.
— Покажите настроение своей пары, выбрав 1 шар — игрушку. (Идёт обсуждение в паре. На парте лежат красный, жёлтый, синий шары.)
| Аутотренинг сосредотачивает
внимание, повышает работоспособность.
Рефлексия — методика ожидания.
Работа в парах (дети украшают ёлку 1 шаром.)
| II
| Актуализация знаний.
1. Чтение предложения на плакате. «Охранять природу - значит охранять Родину».
- Как вы понимаете эти слова?
- Вспомните, кому они принадлежат? (М.М. Пришвину).
- Какие произведения этого писателя мы уже читали? («Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца» и т.д.).
2. Разгадывание кроссворда.
|
|
|
| К
|
| С
|
|
| А
|
| О
|
| С
| Б
|
| Б
|
| В
| А
| М
| А
| М
| И
| Н
| Е
| К
| У
| Н
|
| Д
| А
| Р
| Ь
|
| В
|
| А
| Я
|
| Е
|
| В
|
|
| Д
|
| Е
|
|
| Ь
|
| Й
|
|
|
|
| Н
|
|
|
|
| И
|
|
|
|
| К
|
|
|
1. Дед в шубу одет, наружу мех.
2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт - она знать даёт.
3. В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий, весь день хлопочет, себе город строит.
4. Лежит под плетнём и крутит хвостом. Ничего не болит, а всё стонет.
5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. Кто это?
- Какое слово мы получили по горизонтали? (Мамин)
| - Кто это?
|
|
| - Что вы о нём знаете?
|
|
| - Какие произведения уже читали?
|
|
| («Серая шейка», «Алёнушкины сказки» и
|
|
| др.)
|
|
| 3. Краткие сведения о писателе.
|
|
| а) Дмитрий Наркисович Мамим - Сибиряк
|
|
| родился 6 января 1852 г. в Пермской
|
|
| губернии в семье бедного священника.
|
|
| Настоящая фамилия Мамин. Учился в
|
|
| духовном училище и семинарии, закончил
|
|
| 1 курс юридического факультета.
|
|
| С 1877 - 1891 г. жил на Урале, а с 1891 г. и
|
|
| до конца жизни - в Петербурге и царском
|
|
| селе.
|
|
| б) С самого раннего детства Мамин мечтал
|
|
| стать писателем. С 1875 года он стал
|
|
| работать в одной из газет, где были
|
|
| опубликованы его первые рассказы. Затем
|
|
| во многих журналах стали печататься его
|
| очерки и новые рассказы. Рассказ «В
| Камнях» он подписал псевдонимом Д.
| Сибиряк. Это было вступление в большую
| литературу.
| в) В произведениях 80-х годов Мамин -
| Сибиряк создал яркие картины уральской
| природы, показал уклад жизни и быта
| людей.
| Скончался писатель 15 ноября 1912 года в
| Петербурге, но его очерки, рассказы о
| природе и животных для детей, стали
| классикой детской литературы.
|
| На доске - плакат.
За правильный ответ учитель даёт учащимся дольку круга. На доске выставка книг М.М. Пришвина. Кроссворд написан на плакате.
Используются дольки круга для стимулирования познавательного интереса.
Книги выставляются на
| выставку.
|
|
| На доску вывешивается
| портрет Д.Н. Мамина -
| Сибиряка.
|
|
| Чтение сообщений 3-я
| уч. которые готовили их
| заранее.
|
|
|
| Дети получают по
| дольке круга.
|
|
| III
| Постановка учебной задачи.
| 1. Сообщение темы, цели.
|
| - Сегодня мы начинаем изучать новый
|
| раздел. Открываем 221 страницу учебника.
|
| - Прочитайте, как он называется?
|
| («Природа и мы»).
|
| - Как вы понимаете это название?
|
| - Какие произведения, о ком и о чём
|
| повествующие, помещены в этот раздел?
|
| - Каким рассказом начинается новый
|
| раздел? («Приёмыш.»)
| - Кто автор?
| - Открываем страницу 76.
|
| Тема урока записана на
| доске.
|
|
|
| Используются дольки
| круга.
|
| IV
| Физкультминутка.
| «Танец маленьких утят».
|
|
| V
| Построение проекта выхода из затруднения.
1. Словарно - лексическая работа.
| а) - Объясните значение слов.
| доспехи отчаянный
| протока гордый
| муштровать
| муштра оригинальный
| сайма особенный
| Доспехи - 1) В старину: воинское
| снаряжение;
| 2) Тяжеловесное снаряжение.
| Протока - 1) боковой рукав реки, а также
| речка, соединяющая два водоёма;
| 2) узкая соединительная полость, канал.
| Муштровать - обучать, подвергать муштре.
| Муштра - суровая система воспитания,
| обучения.
| б) Работа со словарём учебника.
| - Прочитайте объяснение слова «сайма»;
| Сайма - рыбацкая стоянка.
| в) - Подберите синонимы к словам :
| отчаянный (безнадёжный, страшный);
| гордый (полный достоинства,
| самолюбивый, высокомерный).
| - Подберите антонимы к ловам:
| Оригинальный (банальный);
| Особенный (обыкновенный).
| 2. Чтение рассказа учителем и
| подготовленными учащимися.
|
| 3. Беседа после чтения.
| - Почему Мамин - Сибиряк назвал свой
| рассказ «Приёмыш»? Объясни.
| - Почему Тарас решил приютить птицу?
| - Что почувствовал Тарас, когда приёмыш
| улетел?
| - Почему же он отпустил лебедя?
| - Ваши впечатления от прочитанного.
|
|
|
| Слова записаны на
| доске.
|
|
|
|
|
| i
|
Используются дольки
| круга.
|
|
|
|
| Словарь учебника
| страница 218,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Читают учащиеся I
| группы (высокий
| уровень).
|
|
|
|
|
|
|
|
| VI
| Итог урока.
1. - Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин- Сибиряк с читателями? (У животных есть право на жизнь и свободу.) 2. Рефлексия.
- Ребята, покажите своё настроение на конец урока.
Молодцы, погладьте себя по головке.
3. Выставление оценок.
- Прошу встать тех детей, кто получил хотя бы одну дольку круга.
Вы хорошо поработали! Улыбнитесь друг другу.
|
Используются дольки круга.
Работа в парах.
Оценки комментируются учителем.
| VII
| Домашнее задание.
I группа (высший уровень). Перечитать рассказ и дописать на тему «Что было дальше с героями?»
II группа (уровень выше среднего). Перечитать рассказ, разделить на части и озаглавить.
III группа (средний уровень). Перечитать рассказ и ответить на 1-6 задания.
- Спасибо за урок.
|
Дифференцированное домашнее задание.
|
Ход урока №2
№
| Ход урока.
| Примечание
| I
| Организация на урок.
Аутотренинг «Я -ученик...»
Письмо по памяти.
Набор №4.
Дятел долбит дерево. 176.-8 сек.
Я хочу посадить цветы. 186.-7 сек.
Иней украсил деревья. 186. -7 сек.
Без воды цветы завянут. 196.-7 сек.
Пролетело жаркое лето. 196.-7 сек.
Возле дома посадили ель. 206. - 7 сек. (Предложения написаны на доске и закрыты листом бумаги. Затем лист сдвигается вниз так, чтобы было видно 1 предложение. Ученики в течении времени (оно указано в наборе) читают про себя предложение, стараясь его запомнить. Потом это предложение стирается, а дети записывают его по памяти и т.д.) Речевая разминка (используется набор).
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте, разделив на слоги.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте шёпотом.
|
Письмо по памяти (по методике зрительных диктантов И.Т. Федоренко).
Цель: развитие оперативной памяти. Используются дольки круга.
| II
| Проверка домашнего задания.
С каким разделом мы вчера познакомились?
Произведение какого автора открыло этот раздел?
а) Сообщение темы урока, цели.
|
| III
| Работа над текстом.
1. Перечитывание текста по частям, анализ произведения.
На сколько частей разделили рассказ? (На 4 части)
I часть (До слов «- Здравствуй, Тарас!» стр. 76-77).
а) - Читаем I часть «цепочкой» по предложению.
С чего начинается рассказ?
Кто подходил к избушке Тараса?
Кто первым встретил Мамина - Сибиряка?
Как?
- О чём говорит такое поведение собаки?
- А о чём могут нам рассказать охотничьи доспехи, которые снял и развесил Мамин -Сибиряк?
- Как он коротал время, ожидая Тараса?
- Как вела себя собака сначала, потом?
Почему? б) Выборочное чтение.
- Как управлял лодкой Тарас?
- Чему удивился Мамин - Сибиряк?
- Какими словами подгонял Тарас плывшую птицу? Почему?
- Перечитываем отрывок к рисунку на странице 79. в) Озаглавливание I части. II часть. (До предложения « Тарас жил на Светлом уже сорок лет.» стр. 77-80). а) Чтение по ролям II части. б) - Как лебедь оказался у Тараса?
- Сколько времени он жил у старика?
- Как Приёмыш проводил время?
- Почему, Тарас назвал птицу особенной, умной?
- Как он относился к лебедю?
- А какие отношения были у Приёмыша и собаки? в) Озаглавливание II части.
| Используются
дольки круга.
| IV
| Физминутка.
«Танец маленьких утят».
| Используется магнитофон.
| V
| III часть Шо слов «В следующий раз я попал на Светлое озеро...» стр. 80-81). а) Чтение цепочкой по абзацу.
- Сколько лет жил Тарас на Светлом озере?
- Почему он остался жить бобылём?
- Как Тарас относился к «Божьим тварям»? Почему?
- Что он о них говорил?
(У всякой твари свой порядок и свой ум.)
- Как старик относился к Приёмышу?
- какие слова об этом говорят? Прочитай.
б) Выборочное чтение.
- Прочитай, что говорит старик о Приёмыше?
- О какой оригинальной картине говорится в этой части? Прочитай.
- О чём это говорит?
в) Озаглавливайте III части.
IV часть (стр. 81-83).
а) Чтение вполголоса (стр. 81) . б)Чтение «цепочкой» по предложению (стр. 82-83).
в) Беседа.
- В какое время года произошла следующая встреча Мамина - Сибиряка и Тараса?
- Кто на этот раз первым встретил Мамина -Сибиряка? Как сейчас вела себя собака?
- Почему старик имел утомлённый вид?
- Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?
- Почему герой отпустил лебедя?
- Как он сам объяснил свой поступок? Прочитайте.
г) Выборочное чтение.
- Прочитайте вопрос №4 стр. 84.
- Что было правильнее? Докажите.
- Какой вывод мы делали на прошлом уроке? (Не нужно забывать, что даже у животных есть право на жизнь и свободу.)
- Согласитесь ли вы сейчас с этим мнением?
д) Озаглавливание IV части.
2. Характеристика героев: Тараса, Приёмыша, Соболька.
3. Характеристика отношений между героями.
4. Чтение творческих работ.
- Как вы думаете, а что было дольше с героями рассказа?
(Так и жили Тарас и Соболько До весны. Но однажды утром увидел Тарас в небе лебедей.
Приземлились гордые птицы на Светлое озеро. Видно сильно устали. Отделился от стаи 1 лебедь и стал подплывать к берегу, где стоял Тарас. Крыльями замахал, что-то кричать по-своему стал! Видно узнал он Тараса. На шум выбежал Соболько, залился радостным лаем. В это время Приёмыша стали звать другие лебеди. Он взмахнул ещё раз крыльями на прощанье и поплыл назад к своей стае.
Вспомнил Тарас, что ему ночам грезилось и подумал, что сбылся его сон.
«Счастливого вам полёта!» - крикнул он.)
|
Используются
дольки круга.
Творческие работы
Читают учащиеся
I группы
Обсуждение
творческих работ.
| V
| Домашнее задание.
Страница 84 вопрос №5 (пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша).
|
| VI
| Итог.
а)- Какова главная идея рассказа? (У всех есть право на жизнь и свободу).
- Чему она нас учит?
(Мы в ответе за тех, кого приручили).
б)Оценка деятельности учащихся.
| Используются дольки
круга.
Оценки
комментируются.
| |