Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер91.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методы и приемы введения вопросов здоровья в урок физики
а) фрагменты уроков с отдельными методами и приемами
Тема урока: «Глаз – как живой оптический прибор» (8 класс).
1) Вопрос о гигиене зрения вводится следующим образом. С помощью графопроектора демонстрируются рисунки с изображениями нормального глаза, близорукого глаза и дальнозоркого глаза.

Учащиеся сравнивают, куда попадает изображение предмета в нормальном глазе и в глазах с дефектом зрения, и делают вывод о том, что близорукость и дальнозоркость можно устранить, применяя линзу, т.е. используя очки.

Учитель говорит о последствиях невыполнения рекомендаций носить очки: зрение ухудшается из-за повышенной нагрузки на мышцы глаза, наступает утомление этих мышц, боли в области глаз и лба.
2) Вывешивается таблица без подписей «Гигиена зрения», рассматривая которую учащиеся составляют правила гигиены зрения.

1.Тетрадь или книга должны находиться от глаз не ближе, чем на расстоянии 30 см.

2. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева.

3.Нельзя читать в движущемся транспорте, лежа.

4.На уроках труда строго соблюдать правила техники безопасности.

5.Не курить и не употреблять спиртные напитки.

6.Необходимо употреблять продукты, содержащие питательные вещества для глаз ( бета-каротин, лютеин, витамины С,Е,А,В ,селен, цинк, медь): шпинат, капусту, апельсины, черную смородину, плоды шиповника, ягоды рябины, перец, морковь, свеклу, картофель, яичный желток, печень трески, морского окуня, рыбу, черный хлеб, сыр.

Учитель предлагает сравнить правила, составленные учащимися, с правилами, предлагаемыми диафильмом «Орган зрения», скорректировать их и сделать вывод о необходимости их соблюдения.
3) Практическое занятие (гимнастика для глаз).

Проводит заранее подготовленный учащийся.

1. Энергично поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно.

2. Крепко зажмурить веки, открыть их и посмотреть вдаль.

3. Круговые движения глазным яблоком в одну сторону, затем в другую.

4. Легкое надавливание на верхние веки при закрытых глазах двумя - тремя пальцами в течение 1-2 минут.

5. Движение глазного яблока вверх, вниз, направо, «восьмеркой», посмотреть на нос, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
4) Информация учащимся по статье из газеты «Экологический вестник» о правилах просмотра телевизионных передач и работе за компьютером.

Правила просмотра телевизионных передач

1.Регламентация передач.

2.Расстояние от глаз до экрана превышает размер диагонали телевизора в 5-7 раз.

3.Экран должен находиться на уровне глаз человека.

4.Смотреть следует в прямом положении, а не под углом.

5.Изображение не должно быть излишне ярким.

6.Помещение должно быть частично затемнено.

Правила работы с компьютером.

1.При работающем мониторе расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

2.Длительность работы не должна превышать для учащихся 8-9 классов -25 минут.

3.После работы сделать специальные упражнения, снимающие зрительное утомление.
Тема урока: «Атмосферное давление» (7 класс).


  1. В ходе урока выясняем, как работает медицинский инструмент - шприц.

Организуется работа с учебником (стр. 97 рис.116). Прочитав абзац, учащиеся отвечают на вопрос: почему лекарство поднимается за поршнем шприца.

  1. После выяснения учащимися вопроса, что необходимо сделать в сосуде, чтобы обнаружить существование атмосферного давления и каковы способы «выталкивания» воздуха из сосуда, учитель организует экспериментальную работу в группах. Класс делится на 3 группы (3 способа вытеснения воздуха из сосуда).

Дается задание: Продемонстрировать работу, полученных приборов и объяснить принцип их действия, используя понятие атмосферного давления.

1 группа получает пипетки;

2 группа – медицинские банки;

3 группа – присоски,фотографию пиявки.(Объясняют действие присоски, которой обладает пиявка.) Кроме того, используя кадр д/ф «Атмосферное давление», который демонстрирует механизм дыхания, объясняют как мы дышим. Используя следующий кадр, объясняют, какую роль играет атмосферное давление при питье.

Примерные ответы учащихся:

  1. Сжимая резиновую часть пипетки, мы выталкиваем воздух из нее, давление в пипетке уменьшается и атмосферное давление вталкивает в нее воду.

  2. Нагреваем воздух в банке, он расширяется и выходит из нее, давление в банке уменьшается, атмосферное давление прижимает ее к телу.

  3. Действие присосок пиявки.

Присоски представляют собой полушарообразные небольшие чаши с липкими краями и сильно развитой мускулатурой. Края их прижимаются к добыче, затем объем присоски при помощи мускулатуры увеличивается, а давление внутри нее падает; вследствие этого атмосферное давление сильно прижимает присоску к поверхности.

Как мы дышим?

Механизм дыхания заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратное явление.

Как мы пьем?

Приставив стакан к губам, начинаем тянуть жидкость в себя. Втягивание жидкости вызывает расширение грудной клетки, воздух легких и полости рта разрежается и атмосферное давление «загоняет» туда очередную порцию жидкости.

3) Материал о вреде курения вводится следующим образом. Демонстрируется фрагмент мультфильма «Ну, погоди!». Что произошло с Волком? (покраснел, закружилась голова, упал). Почему это случилось? Что случилось с Зайцем? (стал кашлять). Почему, ведь он не курил?

Раздается дидактический материал со снимками легких некурящего и курящего (с многолетним стажем) человека. Учащиеся сравнивают их, и делают вывод о вреде курения.

Дается памятка «Гигиена дыхания».

- Помещения, в которых мы живем, работаем, отдыхаем, надо

тщательно и систематически проветривать, проводить влажную уборку.

- Как можно чаще бывать на свежем воздухе.

- Не курить.

- Заниматься спортом.
Тема урока: «Плавание тел» (7 класс).
1) После решения качественной задачи:

«Многие водоросли имеют длинные гибкие стебли, поднимающиеся со дна водоема вверх. Что произойдет с водорослями, если их поднять на сушу?», учеником дается дополнительная информация о водорослях как источниках витаминов, солей брома, йода, необходимых для нормальной работы щитовидной железы.

В качестве демонстрации используются таблицы «Зеленые водоросли», «Бурые и красные водоросли», гербарий водорослей и несколько кадров в/ф «Водоросли».

Сообщение ученика.

Человек использует в пищу, в основном, морские водоросли: морскую капусту (ламинарию), морской салат (ульву), порфиру.

Из ламинарии изготавливают овощную икру, салаты, консервы и даже конфеты. Красные водоросли – багрянки – используются для получения вещества агар-агар. Кондитеры добавляют его в тесто для того, чтобы изделия из этого теста (пирожные, бисквиты, хлеб) дольше не черствели.

Первое место в мире по добыче водорослей занимает Япония. Здесь водоросли – обычное блюдо. Их маринуют, жарят, добавляют в супы и конфеты, готовят из них салаты и варят варенье.

Каждому человеку полезно употреблять в пищу морские водоросли. Из них организм получает вещества, которых нет или очень мало в других продуктах, особенно йода. Если в организме не хватает йода, то снижаются функции щитовидной железы. Для людей с недостатком йода в организме свойственны заторможенность, медлительность, ослабление памяти и умственных способностей. Возникает общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита, сонливость. Профилактика заболевания щитовидной железы – это поступление нужного количества йода с пищей.
2) Используя кадры д/ф «Плавание тел» и учебник (стр. 122) , выясняем какую роль играет плавательный пузырь у рыб. Затем организуется небольшая беседа на тему «Промысловые рыбы, их роль в питании человека».

Выводы: 1. Рыба - ценный пищевой продукт – источник пищевого белка (например: в мясе лосося белка содержится больше, чем в говядине)

2. Рыбий жир – целебный для человека продукт, содержащий витамин Д.



3) На этом же уроке говорим о плавании человека и мерах первой помощи утопающему. Учащиеся совместно с учителем анализируют юмористический рисунок, на котором изображена рыба, удивленная поведением в воде мальчика.

Спрашиваю, что же удивило рыбу? Как, используя тему урока, мы можем объяснить выбор правильного положения тела вторым мальчиком при плавании?

4) Обучение учащихся оказанию первой помощи при спасении утопающего происходит по плакату «Первая помощь утопающему».

После того как утопавшего извлекли из воды, прежде всего надо освободить его дыхательные пути от воды. С этой целью пострадавшего кладут животом на колено и резким движением сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего. После удаления воды при необходимости применяют искусственное дыхание.
Тема урока: «Магнитное поле Земли»(8класс).
После просмотра в/ф «Магнитное поле Земли», заостряется внимание на последнем кадре, где мы видим «Скорую помощь» и информацию: «В период магнитной бури число вызовов «Скорой помощи» увеличивается на 15 – 20 процентов». Учащимся дается задание прочитать статью «О влиянии магнитного поля Земли на человека» и установить причинно – следственные связи между этими двумя фактами. Организуется работа в группах. Каждая группа получает один из трех вопросов: 1.Как влияют магнитные бури на человека? 2. Почему организм человека реагирует на магнитные бури? 3.Какие меры могут уменьшить отрицательное влияние магнитных бурь?
О влиянии магнитного поля Земли на человека.[1]
Теперь мы знаем, что живем в магнит­ном поле Земли. Замечает ли наш организм это магнитное поле или нет? А если замечает, то в чем это прояв­ляется?

Действие магнит­ного поля Земли на здо­ровье человека может быть благопри­ятным и неблагоприятным в зависи­мости от силы воздействия.

У истоков изучения этого явления стоял наш выдающийся соотечествен­ник биолог А.Л. Чижевский (1897-1964). Это был достойный восхище­ния исследователь, мужественный, не жалевший себя, никогда не жаловав­шийся на трудности ученый, предан­ный науке. 16 лет жизни он провел в заключении — в лагерях ГУЛАГа. В день освобождения обратился к ко­менданту с просьбой: оставить его в лагере на месяц для завершения науч­ной работы. Свою книгу «Физические факторы исторического процесса» он издал в 1924 г. на собственные деньги, которых хватило лишь на 300 экземпляров. В ней молодой ученый утверждал, что происходящие на Земле природные «буйства» (землетрясения, извержения вулканов и др.) и многие социальные события (эпидемии, вой­ны, голодные моры) в значительной степени зависят от 11-летнего цикла солнечной активности и солнечных бурь, вызывающих на Земле бури маг­нитные, которые влияют на состояние нервной системы, а она является их своеобраз­ным «приемником». И нервы, и голо­вной мозг — очень чувствительные «приемники» и реагируют с большой быстротой. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия магнитного поля. Открытия ученого опередили науку почти на столетие.

В наше время все знают о неблаго­приятных днях (когда сильны магнит­ные возмущения), о том, что кровать или диван, на котором спят, надо ста­вить изголовьем на север, чтобы маг­нитные силовые линии магнитно­го поля Земли шли параллельно телу, тогда мозг и нервная система отдыхают бо­лее продуктивно.

Влияние магнитных бурь на орга­низм человека, и особенно на боль­ных сердечно-сосудистыми заболева­ниями, было выявлено французскими медиками в 1915-1919 гг. Они устано­вили, что во время таких бурь боль­ных охватывают продолжительные приступы болей, длящиеся 2—3 дня.

Исследования показали, что реак­ция организма человека на магнитные бури зависит от его возраста, пола и реактивности нервной системы, со­стояния здоровья. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление.

Было отмечено также, что мужчи­ны более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты миокарда случаются на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни.

Почему организм человека реагиру­ет на магнитные бури?

Известно, что магнитное поле дей­ствует на движущиеся электрические заряды, электрические токи, магниты. В организме человека, существуют упорядоченные движения электрических зарядов (электронов и ионов), определяющие все основные процес­сы жизнедеятельности клеток. Кроме токов и зарядов, в живом организме имеются маленькие «магнитики»; это — молекулы различных веществ, прежде всего молекулы воды. Извест­но, что магниты взаимодействуют. Именно поэтому меняющееся магнит­ное поле вызывает переориентацию маленьких «магнитиков» в организме, располагая их иначе, чем прежде. Отклоняясь от обычного направления, они перестают нормально выполнять свои функции, отчего начинает стра­дать весь организм. В организме че­ловека возникают дополнительно к существующим в нем биотокам иные электрические токи, что еще больше нарушает его нормальную жизнедея­тельность. Наибольшей чувствитель­ностью обладает нервная система.

А.Л. Чижевский считал, что физика может помочь оградить человека от такого рода вредных влияний природ­ной среды. По его мнению, в роли спасителя выступает металл. Ученый предлагал помещать больных на пе­риод магнитных бурь в экранирован­ные металлом палаты. В реальных же условиях люди в периоды магнитных бурь остаются незащищенными. По­этому большое значение имеют забла­говременные прогнозы магнитоактивных дней: люди могут заранее принять лекарства.

За многие годы эволюции организ­м человека адаптирова­лся к существованию магнитного поля Земли и его некоторым колеба­ниям. Так, в нем есть электромагнит­ный «регулятор».

Электромагнитные свойства крови имеют существенное значение для ее движения; если бы кровь не обладала этими свойствами, то нагрузка на серд­це значительно бы возросла, и оно долж­но было бы иметь большие размеры.

Магнитное поле Земли — своеобразный щит, оберегающий нас и весь органический мир. Не будь у Земли, магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пусты­ню, а живые существа погибли бы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск