Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В





Скачать 371.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В
страница1/4
Дата публикации02.03.2015
Размер371.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
МКОУ

«Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № _____ от « »
__________________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР


«___» _____________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы


Приказ № __ от
«___» _________2013г.


Рабочая программа
по окружающему миру в 4 классе

учителя Богдановой И.В.
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«___» _____________ 2013г.

2013– 2014 учебный гоД


Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Он носит личностно-развивающий характер. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет, Окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Цель курса — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Основное содержание.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.

Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Результаты обучения

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);- название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья;

• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

• ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Тематический план - 68 часов:

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Земля и человечество

11

2

Природа России

11

3

Родной край — часть большой страны

12

4

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

8


Тематическое планирование учебного материала по окружающему миру.
Раздел № 1 (модуль 1)

(11 часов)

Тема «Земля и человечество».


  • Комплексная дидактическая цель: знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;

  • об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете

  • уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;

  • определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения

развивать:

умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами; написать сообщение, реферат;

- самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план, разбить текст на части, составить алгоритм ответа;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать

воспитывать:

  • культуру общения; умение работать в паре, группе;

  • ответственность, дисциплинированность, самостоятельность;

  • - интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;

- внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе.
Раздел темы №1 «Земля и человечество».


№ уро

ка

Раздел, тема.

Кол-во часов

Тема урока.

Тип урока

Учебно-матер. Обеспечение

(Стр. уч-ка)

Основные понятия темы

Дом. задание

1

Земля и человечество- 11

1

Введение. Государственная символика России.

Комбинированный.










2

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Комбинированный.

4-8

Астрономия, Астрономы, Вселенная

Солнечная система, Солнце, Земля

Прочитать текст, вопросы, с. 4-8, задания, с.8

3

1

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.

Комбинированный.

9-15

Планеты Солнечной системы

Прочитать текст, вопросы, с. 9-15, задания 1, 2, с. 15

4

1

Звездное небо – великая книга природы.

Комбинированный.

16-21

Звезда созвездие


Прочитать текст, вопросы, с. 16-21, задание 2, т.с.8. написать памятку «Как наблюдать звёздное небо?».

5

1

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Комбинированный.

22-29

География, Географ. Глобус

Географическая карта, Экватор

Северный и южный полюса

Меридианы, Параллели

Прочитать текст, вопросы, с.22-29, задания 1, 2, с.29

6




1

Пояса Земли.

Комбинированный.

30-34

Северный полярный круг

Северный тропик, Экватор, Южный тропик

Южный полярный круг, Полярные, умеренные и тропические пояса

Прочитать текст, вопросы, с.30-34, задание 1, с.34, задание 5, т. с. 11

7




1

Мир глазами историка.

Комбинированный.

35-41

История, Архив, Музей, Археология

Исторические источники, Кунсткамера

Летопись, Биография, Памятник

Прочитать текст, вопросы, с.35-41. задания 1, 2, с.41

8




1

Когда и где? История – путешествие в глубь времен.

Комбинированный.

42-46

Век, Тысячелетие, Арабские, Римские

Прочитать текст, вопросы, с.42-46, задания 1, 2, с.46

9




1

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Комбинированный.

47-53

Экология

Прочитать текст, вопросы, с.47-53, задания, с. 53, задание 3, т.с.16

10




1

Сокровища Земли под охраной человечества.


Комбинированный.

54-62

Красная книга, Всемирное наследие

Природное, Культурное


Прочитать текст, вопросы, с.54-62, 1-в: задание 1, 2-в: задание 2, с.62, задания 6, 10, т.с.18

11




1

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

Обобщаю

щий.







Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий мир».



Раздел № 2 (модуль 2)

(11 часов)

Тема «Природа России»

Комплексно – дидактическая цель:

знать:

- положение России на карте;

  • природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

  • представление о природном равновесии в этих зонах;

  • названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

  • правила безопасного поведения у моря.

уметь:

1 уровень

  • назвать природные зоны России и показать их на карте;

2 уровень

  • различать природные зоны России по отличительным признакам;

- устанавливать сходства и различия зон России;

  • исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

3 уровень

  • выполнять задания творческого характера;

  • составлять план ответа;

  • самостоятельно построить структурно – логическую схему.

развивать:

  • самостоятельную деятельность учащихся в работе с дополнительной литературой;

  • развивать коммуникативные умения на основе методик КСО и познавательные способности учащихся.

воспитывать:

  • ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;

  • бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, к родному краю;

  • воспитывать речевую и экологическую культуру;

  • интерес к предмету через творческие задания;

  • умение согласовывать свои действия с другими детьми, учителем.



Раздел темы №2 «Природа России».

№ уро

ка

Раздел, тема.

Кол-во часов

Тема урока.

Тип урока

Учебно-матер. Обеспечение

(Стр. уч-ка)

Основные понятия темы

Дом. задание

1




1

Равнины и горы России.

Комбинированный.

64-71

Россия, Равнины, Горы


Прочитать текст, вопросы, с.64-71, задание 4, т.с.22

2

Природа России - 11

1

Моря, озера и реки России.


Комбинированный.

72-77

Моря, Озёра, Реки


Прочитать текст, вопросы, с.72-77, задание 4, с.75

3

1

Зона Арктических пустынь.

Комбинированный.

78-86




Прочитать текст, вопросы, с.78-86, задания – 1-в: 1, 2 – в: 2.; задание 7, т.с.27

4

1

Зона тундры.

Комбинированный.

87-97




Прочитать текст, вопросы, с.87-97, задания 1, 2 (по вариантам), задание 9, т.с.31

5

1

Лесная зона России.

Комбинированный.

98-105




Прочитать текст, вопросы, с.98-105, задание 1 – для всех, задание 2 – по вариантам, с.105, задания 8, 9, т.с.34

6

1

Лес и человек.

Комбинированный.

106-113




Прочитать текст, вопросы, с.106-113, задание 4, т.с.36

7

1

Зона степей.

Комбинированный.

114-122




Прочитать текст, вопросы, с.114-122, задания 1, 2, с.122, задание 9, т.с.39

8

1

Зона пустынь.

Комбинированный.

122-131




Прочитать текст, вопросы, с.122-131.

9

1

У Черного моря.

Комбинированный.

132-140




Прочитать текст, вопросы, с.132-140, задания 1-5, с.140, задания 7, 8, т.с.45

10

1

Экологическое равновесие.

Комбинированный.

141-142

Экология, Экологическое равновесие


Прочитать с.141, 142; повторить раздел «Природа России».

11

1

Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».

Обобщаю

щий.











Раздел № 3 (модуль 3)

(12ч.)
Тема «Родной край – часть большой страны».
Комплексно-дидактическая цель:

знать:

- положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;

- использование и охрана природы родного края;

- правила поведения в природе;

- особенности сельского хозяйства края.
уметь:

- показать на карте свой край;

- различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;

- основные сельскохозяйственные растения, животные края.

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источников сведения о своем крае;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.

развивать:

- умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;

- самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.

воспитывать:

- культуру общения;

- умение работать в паре, группе;

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, выдержку, упорство, внимание, собранность, уверенность в себе, умение согласовывать свои действия с товарищами, интерес к изучаемой теме, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к труду взрослых

Раздел темы №3 «Родной край - часть большой страны».


№ уро

ка

Раздел, тема.

Кол-во часов

Тема урока.

Тип урока

Учебно-матер. Обеспечение

(Стр. уч-ка)

Основные понятия темы

Дом. задание

1

Родной край - часть большой страны - 12

1

Наш край.

Комбинированный.

144-146




Устный рассказ «Мой край», сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём селе».

2

1

Поверхность нашего края.

Экскурсия.

Комбинированный.

147-153




Прочитать текст, вопросы. С.147-153, задания 1-4, с.151, задание 3, т.с.49

3

1

Водоемы нашего края.

Комбинированный.

154-158




Прочитать текст, вопросы, с.154-158, задания 2, 3, с.157

4

1

Наши подземные богатства.

Комбинированный.

159-170

Геологи



Прочитать текст, вопросы, с.159-170, задания 1, 3, 4, с.170

5

1

Земля – кормилица.

Комбинированный.

171-174

Почва


Прочитать текст, вопросы, с.171-174, задание 4, т.с.54

6

1

Жизнь леса.

Комбинированный.

175-182

Лес


Прочитать текст, вопросы, с.175-182, задания 1, 2, с.181, задание 9, т.с.58

7




1

Жизнь луга.

Комбинированный.

182-190

Луг


Прочитать текст, вопросы, с.182-190, задания 3, 5, с.190, задания 11, 12, т.с.62

8




1

Жизнь пресного водоема.

Комбинированный.

191-200

Пруд, Канал

Водохранилище

Прочитать текст, вопросы, с.191-200, задания 2. 4, с.199, задания 9, 10, т.с.67

9




1

Растениеводство нашего края.


Комбинированный.

201-207

Растениеводство


Прочитать текст, вопросы, с.201-207, задание 4, т.с.70

10




1

Незаметные защитники урожая.

Комбинированный.

208-213




Прочитать текст, вопросы, с.208-213, задание 3, с.213, задание 5. т.с.73

11




1

Животноводство нашего края.

Комбинированный.

214-222

Животноводство

Прочитать текст, вопросы, с. 214-222

12




1

Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

Обобщаю

щий.










Раздел № 4 (модуль 4)

(6 часов)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования...
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру Класс: 2
Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён...
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру, на основе авторской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск