Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подколодновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
2013 – 2014учебный год
Количество часов - 68 часов за год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру, на основе авторской программы А. А. Плешакова, 2010 г.
Рабочую программу составил учитель начальных классов - Абраменко Т.М.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу “Окружающий мир” для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова “Окружающий мир”, утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.). Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете “Окружающий мир”.
Для реализации программного содержания используются:
1.А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс, « Просвещение », 2013г.
2.А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь. 3-й класс, « Просвещение », 2013 г.
3.А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», «Просвещение», 2012 г.
4. О.В.Казакова, Н.А.Сбоева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс, «Вако», 2013 г.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен
Знать/понимать:
-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-государственную символику России;
-государственные праздники;
-основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
-правила сохранения и укрепления здоровья;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
-различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
-различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
-приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-ориентирования на местности с помощью компаса;
-определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-установления связи между сезонными изменениями в неживой иживой природе;
-ухода за растениями (животными);
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
-оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Содержание программы
Земля и человечество (11ч.)
Введение
Мир глазами астронома.Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо – великая книга природы.
Мир глазами географа. Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса земли.
Мир глазами историка. Что такое история? Когда и где? История– путешествие вглубь времен. Карта - помощница.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.Сокровища земли под охраной человечества.Всемирное наследие. Международная красная книга.
Природа России (11ч.)
Равнины и горы России.Восточно-Европейская, Западносибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.
Моря. Озера и реки России.Балтийское, Черное, Каспийское, Озера Байкала, Ладожское и Онежское озеро.
Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега.
Тундра
Леса России. Лес человек.Тайга смешанные и широколистные леса. Роль леса в природе и жизни человека. Что зависит от каждого из нас.
Зона степей
Пустыни.
В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.
У черного моря.
Экологические равновесия.
Родной край - часть большой страны (12ч.)
Наш край. Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность.
Наши подземные богатства. Земля - кормилица.Полезные ископаемые: гранит,известняк,песок и глина. Охрана природных богатств. Какие бывают почвы.
Леса, луга и пресные водоемы нашего края.Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли в лесу грибы? О лесной подстилке и микроорганизмах.
Растениеводство и животноводство в нашем крае.Сорта культурных растений, Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая.
Страницы всемирной истории(6ч.)
Мир древности: далекий и близкий
Древний Египет. Древний Рим.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: Встреча Европы и Америки
Новейшие время: История продолжается сегодня
Страницы истории отечества(20ч.)
Жизнь древних славян во времена древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Путешествие в древнюю Москву
Петр великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы историй 19 века.
Россия вступает в 20 века
Страницы историй 20-30 годов
Великая война и великая победа.
Все для фронта! Все для победы! Героическая летопись Великой Отечественной.
Страна, открывшая путь в космос.
Современная история( 9ч.)
Основной закон Россини
Мы граждане России
Что такое права и обязанности граждан? Президент России. Федеральное собрание и правительство РФ.
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по Россини
Страна, открывшая путь в космос
Первые в космосе. “ Это наша с тобой биография!”
Тематическое планирование №
п/п
| Тема урока
| Дата проведения
|
| План.
| Факт.
|
|
| Земля и человечество. (10 часов)
| 1
| Мир глазами астронома.
|
|
|
| 2
| Планеты Солнечной системы. Практическая работа.
|
|
|
| 3
| Звездное небо – великая книга Природы.
|
|
|
| 4
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.
|
|
|
| 5
| Пояса Земли.
|
|
|
| 6
| Мир глазами историка.
|
|
|
| 7
| Когда и где? История – путешествие в глубь времен.
|
|
|
| 8
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
|
|
|
| 9
| Сокровища Земли под охраной человечества.
|
|
|
| 10
| Сокровища Земли под охраной человечества.
|
|
|
|
| Природа России (11 часов)
| 11
| Равнины и горы России.
|
|
|
| 12
| Моря, озера и реки России.
|
|
|
| 13
| Зона арктических пустынь.
|
|
|
| 14
| Тундра. Природа Тундры.
|
|
|
| 15
| Леса России. Экскурсия.
|
|
|
| 16
| Лес и человек. Проверочная работа по теме “Леса России”
|
|
|
| 17
| Зона степей.
|
|
|
| 18
| Пустыни.
|
|
|
| 19
| У Черного моря.
|
|
|
| 20
| Экологическое равновесие.
|
|
|
| 21
| Обобщение по разделу “Природа России”.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Родной край – часть большой страны (12 часов)
| 22
| Наш край.
|
|
|
| 23
| Поверхность нашего края. Экскурсия
|
|
|
| 24
| Водоемы нашего края.
|
|
|
| 25
| Наши подземные богатства.
|
|
|
| 26
| Земля – кормилица.
|
|
|
| 27
| Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
|
|
|
| 28
| Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
|
|
|
| 29
| Жизнь пресного водоема.
|
|
|
| 30
| Растениеводство в нашем крае.
|
|
|
| 31
| Незаметные защитники урожая.
|
|
|
| 32
| Животноводство в нашем крае.
|
|
|
| 33
| Обобщение по разделу “Родной край – часть большой страны”
|
|
|
| Страницы всемирной истории (6 часов)
| 34
| Начало истории человечества.
|
|
|
| 35
| Мир древности: далекий и близкий.
|
|
|
| 36
| Средние века: время рыцарей и замков.
|
|
|
| 37
| Новое время: встреча Европы и Америки.
|
|
|
| 38
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
|
|
|
| 39
| Обобщение по разделу “Страницы всемирной истории”.
|
|
|
| Страницы истории Отечества (20 часов)
| 40
| Жизнь древних славян
|
|
|
| 41
| Во времена Древней Руси.
|
|
|
| 42
| Страна городов.
|
|
|
| 43
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
|
|
|
| 44
| Трудные времена на Русской земле.
|
|
|
| 45
| Русь расправляет крылья.
|
|
|
| 46
| Куликовская битва
|
|
|
| 47
| Иван Третий.
|
|
|
| 48
| Мастера печатных дел.
|
|
|
| 49
| Патриоты России
|
|
|
| 50
| Петр Великий.
|
|
|
| 51
| Михаил Васильевич Ломоносов.
|
|
|
| 52
| Екатерина Великая.
|
|
|
| 53
| Отечественная война 1812 года.
|
|
|
| 54
| Страницы истории 19 века.
|
|
|
| 55
| Россия вступает в 20 век.
|
|
|
| 56
| Страницы истории 1920-1930-х годов.
|
|
|
| 57
| Великая война и Великая Победа.
|
|
|
| 58
| Страна, открывшая путь в космос.
|
|
|
| 59
| История вокруг нас.
|
|
|
| Современная Россия (9 часов)
| 60
| Основной закон России и права человека.
|
|
|
| 61
| “Дети имеют право на особую заботу и помощь”
|
|
|
| 62
| Мы – граждане России.
|
|
|
| 63
| Славные символы России.
|
|
|
| 64
| Такие разные праздники.
|
|
|
| 65
| Путешествие по России.
|
|
|
| 66
| Путешествие по России.
|
|
|
| 67
| Путешествие по России.
|
|
|
| 68
| Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).
|
|
|
| Литература.
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
2.Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз. Учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. – 92 с.
3.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 400 с. |