МКОУ СОШ П. АЯТЬ
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МКОУ СОШ п. Аять
_____ /______________ /
ФИО
«___» _________ 2012 г.
|
| «Согласовано»
Руководитель МКОУ СОШ п. Аять
_____ /______________ Яковлева Е.И.
Приказ № ______ от
«___» _________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
по географии для средней (полной) школы
Сениной Светланы Георгиевны
учителя географии 1 кв. категории
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ГЕОГРАФИЯ 10 – 11 КЛАССЫ 1.Используемые программы:
Примерная программа для среднего(полного) общего образования (базовый уровень).
Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 класс\ Под редакцией В.И. Сиротина.-М.: Дрофа , 2006.
Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 класс \ Под редакцией И.В. Душиной.-М.: Дрофа , 2006. 2. Количество часов:
всего – 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах, в неделю 1 час; практических работ 20 , из них оценочных – 9.
3. Учебник:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 класс – М.: Дрофа, 2007
УМК:
Географический атлас 10 класс – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира/А.П. Кузнецов.- М.: Дрофа, 2004.
Максаковский В.П. Дополнительные главы.- М.: Дрофа, 2000.
Максаковский В.П. Рабочая тетрадь – М. : Просвещение, 2007.
Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии.- М.: Дрофа, 2004
Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 класс.- М.: Дрофа, 2003.
Холина В.Н. География человеческой деятельности. – СПб.: Спец-Лит, 2004.
Интернет-ресурсы.
4. Формы промежуточного контроля:
Тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными и стенными картами, исследовательские работы реферативного характера.
Аттестация учащихся проводится за полугодие и за год в соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МКОУ СОШ п. Аять.
Критерии оценивания:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии, самостоятельность ответа;
логичность, доказательность;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и специфических умений.
Оценочные практические работы:
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Составление комплексной географической характеристики двух стран «большой семёрки»; определение их географической специфики.
Составление комплексной характеристики Канады.
Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
5. Базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам Планируемый уровень подготовки:
Применять приобретенные знания для сравнения, оценивания, объяснения процессов и явлений.
Применять разнообразные источники географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно-тематическое планирование
Название раздела, темы\кол-во часов
| Содержание
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Виды
контроля
| 10 класс
| Введение \3
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
| Знать\понимать:основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геологических объектов, процессов и явлений.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Тестирование.
Работа с картами
| Природные ресурсы\6
| Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования разных видов природных ресурсов.
|
| Учебное исследование по картам.
Тестирование.
| Население\5
| Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и её формы, темпы и уровни. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
| Знать: численность и динамике населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Учебное исследование по картам. Тестирование.
| НТР и мировое хозяйство\7
| Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.
| Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Тестирование.
| Отрасли мирового хозяйства\12
| Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
| Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Учебное исследование по картам. Тестирование.
| Резерв \1
|
|
|
| 11 класс
| Раздел 1 .Современная политическая карта мира\3
| Современная политическая карта мира\3
| Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и геополитическая фотография. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
| Знать\понимать основные географические понятия и термины.
| Работа с картами
Индивидуальный, фронтальный опрос.
| Раздел 2. Региональная характеристика мира\29
| Зарубежная Европа\5
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели , отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Работа с картами Тестирование.
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Эвристическая беседа.
Учебное исследование по картам.
| Зарубежная Азия\5
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели , отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Работа с картами Тестирование.
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Эвристическая беседа.
Учебное исследование по картам.
| Африка\3
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели , отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Работа с картами
| Северная Америка\4
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели , отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Работа с картами Тестирование.
| Латинская Америка\4
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Южной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Южной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели , отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
| Тестирование. Работа с картами.
Тестирование. Фронтальный опрос.
| Австралия и океания\1
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Южной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения , природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Южной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Работа с картами
| Россия в современном мире\5
| Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ) участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах..
| Объяснять и оценивать ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Сопоставлять географические карты различной тематики.
| Индивидуальный, фронтальный опрос.
Работа с картами.
| Раздел 3. Глобальные проблемы человечества\2
|
| Глобальные проблемы , их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
| Сопоставлять географические карты различной тематики. Уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.
| Эвристическая беседа.
Учебное исследование по картам.
| Заключение . мир в XXI в. \1
|
|
| Зачёт.
| Перечень учебно-методического обеспечения
Методические рекомендации по курсу «Экономическая и социальная география мира»
Учебно-методическая литература
Войлошникова Н.А. Самостоятельные работы учащихся по экономической географии зарубежных стран. - М.: Просвещение,1981.
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. - М.: Просвещение,1981.
Добржицкий Б.С.Знакомство с профессиями в обучении географии. - М.: Просвещение,1981.
Методика обучения географии в средней школе. - М.: Просвещение,1983.
Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. - М.: Просвещение,1982.
Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. - М.: Просвещение,1981.
Книга для чтения по охране природы - М.: Просвещение,1986.
Саушкин О.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение,1980.
Кабинет географии. Под ред. Ю.Г.Барышевой. - М.: Просвещение,1983.
Студенцов Н.Н.Урок географии в средней школе. М.: Учпедгиз,1958.
Полякова М.О., Чернов А.В. География для абитуриентов и учащихся 11 кл. Под ред. Бондарева В.П.- М.: Изд-во «Экзамен»,2003.
Горбанев В.А. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа,1997.
Страны, хозяйство, люди: Книга для чтения учащихся 10 кл. по экономической и социальной географии мира / Сост. А.П. Кузнецов./ - М.: Просвещение, 1988.Страны, хозяйство, люди: Книга для чтения учащихся 10 кл. по экономической и социальной географии мира / Сост. А.П. Кузнецов./ - М.: Просвещение, 1988.
Приложения к программе
I. Работа с текстом Реферат ( от лат. Refero - сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда ( трудов), литературы по определенной теме.
Приемы работы с первоисточником
Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.
Прочитай текст произведения ( или его отрывки).
Подчеркни непонятные слова.
Разбей текст на смысловые части.
Выдели основные положения.
Сделай выводы.
Запиши в тетрадь основные положения прочитанного текста.
Конспект ( от лат .conspectus – обзор) – краткое изложение , запись содержания какого –либо сочинения, доклада. Конспект должен быть небольшим по объему, содержать самое главное из прочитанного текста. Приемы конспектирования
Вчитайтесь в название статьи, осмысли её содержание.
Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
Четко отделяй одну мысль от другой.
Не искажай авторские мысли, приводи цитаты автора ,точно указывая при этом страницу произведения.
По окончании работы выпиши все используемые источники.
Как подготовить реферат
Подбери литературу по изучаемой теме, проанализируй её, помни, что желательно использовать не менее 5 источников.
Отметь главные мысли, идеи автора с помощью закладок или сделай выписки.
Составь план реферата.
Используя прием составления конспекта, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази собственные суждения по заданной теме.
Внимательно прочитай текст и отредактируй его.
Обрати внимание на правильное оформление реферата: укажи тему реферата на титульном листе, сведения о себе; пиши на одной стороне листа, оставляя широкие поля, не пользуйся сокращениями; в конце реферата приведи список литературы, укажи авторов книг (статей), их название, издательство, года выпусков.
По возможности подбери необходимые иллюстрации : карты, схемы, рисунки, фотографии и т. д.
Памятка рецензента
Общее впечатление о работе, о её представлении.
Оцени:
знание материала и осмысленность его изложения
логику изложения, взаимосвязь частей;
умение сравнивать, выделять главное;
умение доказывать свою мысль словом и наглядным образом;
эмоциональность, грамотность речи.
3.Вывод о качестве работы и её изложении. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
самостоятельность ответа;
логичность, доказательность;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и специфических умений.
ответ отсутствует
Оценка « 5 «
ответ правильный, полный;
раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических связей;
правильно использованы карты и др. источники знаний;
ответ самостоятельный с опорой на ранее полученные знания
ответ отсутствует
Оценка « 4»
ответ удовлетворяет «5», он полный и правильный;
есть неточности в изложении или в выводах, легко исправимых при дополнительных вопросах.
ответ неправильный, нечетко определены понятия и закономерности;
затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей
Оценка « 3»
ответ неправильный, нечетко определены понятия и закономерности;
затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей
ответ неправильный, нечетко определены понятия и закономерности;
затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей
Оценка « 2»
ответ неправильный
не раскрыто основное содержание;
не даются ответы на вспомогательные вопросы
ответ неправильный, нечетко определены понятия и закономерности;
затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей
Оценка «1»
|