МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЙСУГАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
учителей ………………
цикла:
_____________/………………./ «__16___»______08_____2012г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе:
____________/А.Б.Газизова/ «___25__»_____08______2012г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Тайсугановская ООШ»:
_________/Г.А.Мавлетбаева/ Приказ от «__31____»______08__2012г.
№_________
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ для __8___ класса
учителя ОБЖ
Билалова Расима Сабиряновича.
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ ОТ «__31____»____08___2012Г. №______
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по _ОБЖ_________ для _8__ класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по ___ОБЖ________, авторской программы под редакцией _____________, Базисного учебного плана РТ, учебного плана МБОУ «Тайсугановская ООШ» Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ «Тайсугановская ООШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по ___8___ представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценивания в ______ классе, контрольно- измерительные материалы по ОБЖ_______для____8_класса и календарно-тематическое планирование.
Место предмета « ОБЖ » в Базисном учебном плане РТ и учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ». Общий объем часов, отводимых на изучение____35_________________ в основной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации составляет ____35_______ часов. Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан предусматривает обязательное изучение _______ОБЖ_______ в ____8___ классе ……35……..часов. В учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ» на изучение предмета «_______ОБЖ_________» предусмотрено_____35___ч. , ( в том числе __35__часов в год из расчета __1_час в неделю ). Рабочая программа рассчитана на __35_часов , из расчета __1___ учебного часа в неделю, в том числе в связи с тем, что учебные занятия по _______приходятся на праздничные дни (8 Марта, 23 февраля, 1 Мая, 9 Мая) . Содержание выполняется за счет укрупнения (объединения и т.д.) тем (если количество часов в примерной и рабочей программе не совпадают).(ОПИСАТЬ, КАКИЕ ТЕМЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ). Из общего количества часов, отводимых на изучение ___ОБЖ_____ в _8__ классе, на контрольные работы отводится ________ ч., на практические работы_______________,на ____., экскурсии______ч.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тайсугановская основная общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Пояснительная записка
к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и ЧС и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и ЧС;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Уметь:
доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.
Основными формами контроля уровня достижений учащихся являются:
обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
ролевая игра;
ситуационная задача;
практическая работа;
тестирование;
беседа;
анализ ситуаций;
практикум;
смотр знаний и умений.
Нормы оценивания ответов учащихся на уроках ОБЖ.
Оценка «5» ставится, если:
ученик усвоил весь объем изученного материала, ответ не требует дополнений;
умеет видеть главные проблемы;
осмысленно применяет полученные знания на практике;
не допускает ошибок в устных и письменных работах;
легко отвечает на видоизмененные вопросы.
Оценка «4» ставится, если:
ученик демонстрирует знание материала;
отвечает на вопросы учителя без затруднений;
уметь применять полученные знания на практике;
в устных ответах не допускает серьезных ошибок;
легко устраняет неточность с помощью дополнительных вопросов учителя;
в письменных и устных ответах делает не значительные ошибки и неточности.
Оценка «3» ставится, если:
ученик усваивает основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов учителя;
предпочитает отвечать на вопросы учителя;
путается в ответах на видоизмененные вопросы;
допускает ошибки в письменных работах.
Оценка «2» ставится, если:
у ученика имеются отдельные представления об изучаемом материале;
основное содержание материала по вопросу не раскрыто;
большая часть изученного материала не усвоена;
в письменной работе допускаются грубые ошибки.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;
Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. Н. Литвинов, А.Т.Смирнов, М.П. Фролов, С. В. Петров.-1-е изд.-М.:АСТ,1997.-160с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков.-М.:Дрофа;Дик,1999.-208с.
Дополнительная литература:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа; Дик, 1999. 96 с.
Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: 6-9 класс.: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003. – 112 с.
Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост. Н. И. Колесник; ред. Н. А. Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. - 19 с.
Реализации компетентностного подхода к оценке качества образования
Раздел
| Обязательный минимум содержания разделов
| Составляющие компетенции
| Информационная
(умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее)
| Коммуникативная
(знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями)
| Ценностно-смысловая (использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)
| Раздел 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность человека
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность человека
| Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных ЧС.
| уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм;
уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;
| знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера, с учетом специфики Свердловской области;
знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах.
| использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности;
| Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
| пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях и необходимости эвакуации населения.
| знать организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
| использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности;
| Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
| Пожарная безопасность
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
| уметь действовать в случаях при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
| знать о мерах пожарной безопасности;
знать о мерах пожарной безопасности, правилах безопасного поведения при пожаре;
| владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище;
использовать приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности при возникновении пожара;
| Безопасность на дорогах
| Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
| уметь характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий;
| знать правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста;
знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте;
| использовать полученные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте;
| Безопасность на водоемах
| Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
| уметь оказывать помощь утопающему;
| знать правила поведения на воде и оказание помощи утопающему;
| владеть навыками оказания помощи утопающему;
использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности;
| Экология и безопасность
| Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
| участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона, города;
| знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности;
| владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах;
| Раздел 3. основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| Основы здорового образа жизни
| Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
| иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения;
| знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей;
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
| ценность собственного психофизического и социального здоровья;
использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни;
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
| Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
| оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах;
| знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах;
знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки;
| использовать полученные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте;
|
| Тема
| Кол-во часов
| Форма урока
| Вид контроля
| Обеспечение урока
| Календарные сроки
| По плану
| Корректировка
| Раздел 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность человека (13 ч)
| 1.
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 6.09
|
| 2.
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
|
| 13.09
|
| 3.
| Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 20.09
|
| 4.
| Обеспечение радиационной безопасности населения
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
|
| 27.09
|
| 5.
| Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 4.10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Обеспечение химической защиты населения
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 11.10
|
| 7.
| Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 18.10
|
| 8.
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 25.10
|
| 9.
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 1.11
|
| 10.
| Обеспечение защиты населения от последствий на гидротехнических сооружениях
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 15.11
|
| Тема: Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 3 часа
| 11.
| Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 22.11
|
| 12.
| Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
| Видеофильм
| 29.11
|
| 13.
| Контроль и учет знаний: Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| 1
| Контрольная работа
| Тест
|
| 6.12
|
| Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (11ч)
| Тема: Пожарная безопасность 3 часа
| 14.
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
| видеофильм
| 13.12
|
| 15.
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 20.12
|
| 16.
| Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 27.12
|
| Тема: Безопасность на дорогах 3 часа
| 17.
| Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
| Электронный учебник
| 17.01
|
| 18.
| Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
| 1
|
|
| Электронный учебник
| 24.01
|
| 19.
| Контроль и учет знаний: пожарная безопасность и безопасность на дорогах.
| 1
| Контрольная работа
| Тест
|
| 31.01
|
| Тема: Безопасность на водоемах 3 часа
| 20.
| Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
|
| 7.02
|
| 21.
| Безопасный отдых у воды
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
|
| 14.02
|
| 22.
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
| Презентация
| 21.02
|
| Тема: Экология и безопасность 2 часа
| 23.
| Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
| 1
| Комбинированный урок
| Решение ситуационных задач
| Презентация
| 28.02
|
| 24.
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
|
| 7.03
|
| Раздел 3. основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
| Тема: Основы здорового образа жизни
| 25.
| Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
|
| 14.03
|
| 26.
| Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
|
| 21.03
|
| 27.
| Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Индивидуальный опрос
| Презентация
| 4.04
|
| 28.
| Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа в группах
|
| 11.04
|
| 29.
| Здоровье здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос
|
| 18.04
|
| 30.
| Контроль и учет знаний: здоровый образ жизни
| 1
| Контрольная работа
| Тест
|
| 25.04
|
| Тема: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4 часа
| 31.
| Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
| 1
| Практический урок
| Практическая работа
| Презентация
| 2.05
|
| 32.
| Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ
| 1
| Практический урок
| Практическая работа
| Презентация
| 9.05
|
| 33.
| Первая медицинская помощь при травмах
| 1
| Практический урок
| Практическая работа
| Презентация
| 16.05
|
| 34.
| Первая медицинская помощь при утоплении
| 1
| Практический урок
| Практическая работа
| Презентация
| 23.05
|
| 35.
| Обобщающий урок
| 1
|
|
|
| 30.05
|
| |