МКОУ «Парфеньевская СОШ» Титова И.Ю., учитель истории и обществознания
Выполнение заданий к модулю 3
Здоровьесберегающее сопровождение процесса обучения в современной школе
Задание 1 Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе.
Неправильная (нерациональная) организация школьного питания.
Неблагоприятный воздушно-тепловой режим
Не соблюдение светового, теплового режима в классах, мебель не по размеру учащихся.
Завышенный объем домашнего задания.
Игнорирование рекомендаций СанПина при составлении расписания
Недостаточное освещение учебных кабинетов
Отсутствие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации и т.п..
Нерациональная организация урока: несоблюдение перемены видов деятельности, преобладание одного вида деятельности над другими.
Несоблюдение времени использования ЦИО и технических средств обучения.
Авторитарный стиль ведения уроков учителем.
Задание 2 На основании критериев здоровьесбережения, предъявляемых к организации и проведению (комбинированного) урока в основной и старшей школе, (по Н.К. Смирнову) подумайте и заполните указанную ниже таблицу
Урок с позиций здоровьесбережения
| Критерии (параметры)
урока (по Н.К.Смирнову)
| Рациональный уровень с позиций здоровьесбережения
| 1
| Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, температура, влажность, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
(На основании СанПиНа)
| Температура воздуха должна быть в пределах 18-21С.
Влажность 40-60%.
Уровень освещенности в классе должен соответствовать 300\200 лк.
| 2
| Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д.
| От 4 до 7 видов учебной деятельности
-на протяжении урока.
| 3
| Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)
| 7-10 минут на каждый вид учебной деятельности
| 4
| Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
| Не менее 3-х видов преподавания за урок
| 5
| Чередование видов преподавания (мин.)
| .Виды преподавания должны чередоваться каждые 10-15 минут.
| 6
| Количество на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
| На уроке применяются разные виды творческой деятельности ученика: проблемные задания, проектные работы,доклады, рефераты, презентация учащихся и т. п.)
| 7
| Место и длительность применения ТСО. (мин)
| На уроках и внеурочное время.
В старших- 25-35 минут,
младших классах не более 15-20 минут,.
| 8
| Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
| Мебель должна соответствовать росту учащихся. Учитель контролирует посадку учащихся за партами, рекомендует чередование поз в соответствии с видами работы.
| 9
| Количество оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж.
| В течение урока необходимо проводить физкультминутки после 20 минут урока. Упражнение для глаз, кистей рук.
| 10
| Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
| Пропаганда ЗОЖ, обязательное наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Приветствие, пожелание ученику быть активным, здоровым.
| 11
| Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
| На каждом этапе урока учитель должен оценивать деятельности ученика, поддерживать его стремления к знаниям, вызывать интерес к предмету.
| 12
| Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
| Взаимоотношения на любом уроке должны быть доброжелательными, спокойными, как между педагогом и учеником, там и между учащимися.
| 13
| Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
| Допустимо на уроке проводить эмоциональную разрядку в виде шуток, поговорок, которые снимают умственную усталость ученика.
| 14
| Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (в %)
| На учебную работу норма не менее 60% и не более 75-80%.
| 15
| 15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности (указать время начала появления утомления у учащихся на уроке)
| Педагог должен постоянно следить за утомлением учащихся после 15-20 минут работы , чтобы не допустить снижения учебной активности.
| 16
| Темп окончания занятия («скомканность», спокойное завершение занятия, задержка учащихся после звонка)
| Рекомендуется заканчивать урок в спокойном темпе, грамотно подводить итоги и не задерживать учащихся на перемену.
|
Задание 3 Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд качеств и характеристик педагога.
Заполните таблицу, указав в ней качества педагога и их влияние на здоровье учащихся на уроке.
Качества педагога негативно влияющие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Качества педагога оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке
| Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке
| Авторитарность бескомпромиссность, категоричность.
| Повышение уровня психической напряженности, стрессируют ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.
| Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).
| Снижение
стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.
| Недисциплинирован-
ность, неумение организовать учащихся
| Отсутствие единых требований к учащимся способствует нарушению микроклимата в классе.
| Уравновешенность, внимательность, наблюдательность, объективность.
| Сохранение оптимальной атмосферы в чрезвычайных и конфликтных ситуациях, использование индивидуальных приемов в общении с учащимися, формирование адекватной самооценки.
| Нетерпимость, эгоистичность.
| Повышение уровня тревожности, формирование неадекватной самооценки.
| Добросовестность, творческий потенциал, целеустремленность.
| Формирование свободного и спокойного фона общения с окружающими, эмоциональной уравновешенности.
| Неконтролируемость своего настроения
| Создание на уроке недоброжелательной атмосферы, которая чаще всего приводит к стрессу.
| Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни
| Проявление уважения к самобытному внутреннему миру ребёнка, веры в победу доброго начала межличностных отношений, отказ от методов грубого понуждения.
| |