Скачать 84.42 Kb.
|
Доклад руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области А.А. Жукова «Реализация комплекса мер по недопущению накопления экологического ущерба на территории Оренбургской области и предупреждение несанкционированного сброса твердых бытовых отходов» Сложная обстановка складывается в Оренбургской области с отходами производства и потребления, которых к началу 2012 года на территории области накоплено порядка 1 млрд. 100 млн. тонн (1млрд.111 млн. 301 тыс. тонн). Значительная часть накопленных промышленных отходов представлена отходами горнодобывающих, горнорудных предприятий, предприятий черной и цветной металлургии, осуществляющих деятельность с 30-х годов прошлого столетия. Особенно остро стоит проблема с отходами, образовавшимися в результате разработки месторождений полиметаллических руд, которые остаются источниками антропогенного воздействия на окружающую среду на многие годы после завершения работ на месторождении, образуя стоки подотвальных вод с концентрациями загрязняющих веществ, многократно превышающими допустимые значения. Такими примерами являются Блявинское месторождение, месторождение Яман-Касы. К сожалению, количество таких примеров будет увеличиваться по мере отработки ряда месторождений полиметаллических руд, находящихся в настоящее время в разработке. Значительное количество отходов накоплено на шлакоотвалах предприятий металлургического комплекса. По данным на 01.01.2012 на объектах ОАО «Южуралникель» накоплено порядка 123 млн. 866 тыс. т, на шлакоотвале ООО «Медногорский медно-серный комбинат» - 29 млн. 50 тыс. т. На отвалах ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат накоплено 293 млн. 118 тыс. т. Металлургические шлаки мартеновского, доменного и электросталеплавильного производств ОАО «Уральская сталь» объемом порядка 1 млн.тонн накоплены на трех отвалах общей площадью 130 га, расположенных в г.Новотроицк. Ежегодно на территории области образуется свыше 50 миллионов тонн отходов производства и потребления. Значительное количество отходов образуется в результате хозяйственной деятельности: ОАО «Киембаевский горно-обогатительный комбинат «Оренбургские минералы» - 41% от всех образовавшихся в 2011 году отходов; ЗАО «ОРМЕТ» - 21%; ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» - 19%; на долю остальных предприятий приходится - 19%. Из образовавшихся в 2011 году на территории области отходов, почти 92% (91,9 %) составляют отходы 5 класса опасности для окружающей среды, из них используется и обезвреживается лишь 21,5%, что приводит к значительному накоплению отходов. В накоплении отходов 2 класса опасности ведущее место принадлежит ОАО «НЗХС». Общество, являясь одним из крупнейших в своей отрасли, производит продукцию на сумму до 5 млрд.руб., при этом ежегодно размещает в шламонакопителе порядка 170 тыс.тонн отходов, содержащих соединения хрома. На начало 2012 года предприятием размещено в шламонакопителе более 4,6 млн. тонн отходов. Данный факт послужил основанием для включения общества в перечень «горячих экологических точек». Размещая хромсодержащие отходы 2 класса опасности, общество не вносило и не вносит плату за размещение отходов. Задолженность за размещение отходов только за последние три года (2009 - 2011гг) составила почти 5 миллиардов рублей. Столь значительная сумма обусловлена отсутствием у Общества до середины 2011 года лимитов на размещение отходов. При соблюдении требований природоохранного законодательства Общество обязано было вносить ежегодно плату порядка 100 млн. рублей, что соразмерно с платежами других природопользователей. По итогам рассмотрения дел Арбитражными судами первой и второй инстанций требование о взыскании задолженности по плате к ОАО «НЗХС» признаны законными и обоснованными. Одним из наиболее серьезных экологических нарушений ОАО «НЗХС», выявленных в результате проверок и не устраненных до настоящего времени, является ненадлежащий мониторинг состояния подземных вод в районе размещения шламонакопителя. Установлено, что предприятие осуществляет отбор проб воды из гидронаблюдательных скважин для выполнения лабораторных исследований без предварительной прокачки, что обуславливает отсутствие объективных сведений о компонентном составе подземных вод в районе воздействия объекта размещения отходов. Результаты контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют, что условия размещения отходов во многих случаях не соответствуют действующим в России экологическим требованиям и принятым в мире стандартам. Негативное воздействие мест накопления и захоронения отходов на окружающую среду часто превышает установленные нормы. За 5 месяцев 2012 года проведено 20 плановых и 11 внеплановых проверок, что в сумме на 9 ед. больше в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. В результате контрольно-надзорных мероприятий рассмотрено 38 административных дел, выдано 73 предписания, из них 23 досрочно выполнено, по 142 предписаниям не истек срок (включая переходящие с 2011 года). Штрафным санкциям подвергнуты 2 юридических и 29 должностных лиц на общую сумму 432 тыс. руб. Взыскано штрафов - 817 тыс.руб. В сравнении с 5 месяцами 2011 года увеличились показатели по выданным предписаниям на 26 ед., по лицам, привлеченным к административной ответственности – на 18 ед. В числе приоритетных задач Управления – содействие в установлении равновесия между развитием промышленности и благоприятным состоянием окружающей среды. В этой связи заслуживает внимание инвестиционный проект, осуществляемый ООО «Южно-Уральская Горно-перерабатывающая Компания», по переработке отходов горного и металлургического производства, который внедряется на промышленной площадке крупного металлургического предприятия ОАО «Уральская сталь». За 10 лет переработано порядка 26 миллионов металлургических шлаков, выпущено около 11 миллионов тонн продукции: шлакового щебня различных фракций, металлопродукции и др. Во всех муниципальных образованиях Оренбургской области существует проблема с размещением твердых бытовых отходов (далее ТБО). Инвентаризация объектов размещения отходов показывает следующую картину. Из 12 городов и 35 районных центров Оренбургской области санкционированные свалки ТБО действуют только на территориях 10 муниципальных образований: г.Оренбург, г.Орск, г.Ясный, г.Медногорск, г.Бугуруслан, г.Новотроицк, г.Соль-Илецк, п.Новосергиевка, п.Домбаровский, с.Подгородняя Покровка Оренбургского района. По предварительным данным на территории области расположено 625 несанкционированных свалок ТБО. Однако полигоны твердых бытовых отходов – это дорогие проекты. Основные полномочия в сфере обращения с отходами возложены на органы местного самоуправления, которые не способны обеспечить полноценное их исполнение из-за скудности бюджетов, ограниченных возможностей по привлечению инвестиций. Весьма актуальным на сегодняшний день является развитие системы вторичного использования сырья. Выход один – на создание полигонов ТБО и перерабатывающих производств, привлекая финансирование из бюджетов всех уровней, средства частных инвесторов. В том числе применяя механизм государственно-частного партнерства. Основными нарушениями при эксплуатации действующих свалок ТБО являются: несоблюдение технологии складирования отходов, что приводит к систематическому возгоранию отходов; отсутствие обвалования и уплотнения отходов, что способствует распространению отходов за пределы свалок на значительные территории; отсутствие должным образом оформленных документов на земельные участки; отсутствие мониторинга окружающей среды, в первую очередь гидронаблюдательных скважин. Комплекс мер, направленных на решение проблем с отходами производства и потребления и недопущение накопления экологического ущерба Инициативы и предложения, направляемые специалистами Управления Губернатору области, нашли свое отражение в Основном нормативном документе регионального уровня - Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года. В ней тема охраны окружающей среды – один из главных приоритетов. В апреле прошлого года Росприроднадзором подписано Соглашение с Губернатором Оренбургской области о реализации на территории Оренбургской области пилотного проекта обращения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов (№ 81-С от 12.04.2011г.). При участии специалистов Управления в области разработаны и реализуются областные целевые экологические программы, направленные на решение проблем выявления, накопления и ликвидации накопленного экологического ущерба.
По наиболее крупным и значимым объектам, Управлением совместно с региональным министерством направлены в адрес Минприроды России предложения для включения в проект Федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (2012-2020 гг.) по направлению «Ликвидация прошлого экологического ущерба». Среди них: - рекультивация карьера; ликвидация отвалов горно-рудной деятельности; ликвидация хранилищ (отстойников) подотвальных карьерных вод на Блявинском месторождении медно-колчеданных руд (г.Медногорск, Оренбургская область); - обеспечение экологически безопасного состояния полигона захоронения мышьяксодержащих отходов на Блявинском месторождении медно-колчеданных руд (г.Медногорск, Оренбургская область); - ликвидация или перезахоронение ядохимикатов в Абдулинском районе; -ликвидированные и законсервированные скважины на нефть и газ на территории Оренбургской области. В настоящее время в стадии согласования находится проект постановления Правительства Оренбургской области «О региональном кадастре отходов Оренбургской области». Рассматривается вопрос о разработке и принятии закона Оренбургской области «Об отходах производства и потребления», регламентирующего, в том числе, и создание в регионе системы управления отходами. Законом предполагается разработка схем расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, необходимых для перспективного планирования деятельности по обращению с ТБО и приравненными к ним отходами, а также Генеральных схем очистки территории населенных пунктов. Решение проблемных вопросов и проведение мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, проводится Управлением во взаимодействии с общественностью и органами власти, строится на основе 24 заключенных соглашений (договоров), в том числе с экологическими организациями и муниципальными властями заключено 4: - с Оренбургским отдельским казачьим обществом «Первый отдел Оренбургского казачьего войска (02.08.2010); - с Оренбургской областной общественной организацией «Всероссийское общество охраны природы» (06.09.2011); -с Представительством Оренбургской областной общественной организацией «Всероссийское общество охраны природы» по г.Оренбургу (06.09.2012); - с Советом (ассоциацией) муниципальных образований Оренбургской области (01.03.2012). В настоящее время органами власти Оренбургской области изучается международный опыт работы по переработке ТБО, с целью выбора оптимальной технологии и внедрения ее при проектировании и строительстве мусороперерабатывающих комплексов в городах Оренбург и Орск. Выводы и предложения С одной стороны, – ни один из 47 районов и городов области проблему утилизации отходов не оставляет без внимания. С другой – очевидно, что данная работа осуществляется не системно. В первую очередь из-за несовершенства закона в вопросах ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, в вопросах возмещения ущерба, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности. В российском законодательстве отсутствует понятие «накопленного ущерба», не прописан порядок его ликвидации, не определены полномочия и ответственные за его оценку и ликвидацию. Требуется усовершенствование природоохранного законодательства в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. Первостепенные задачи для региона: - строительство мусороперерабатывающих заводов в городах Оренбург, Орск; -разработка единой схемы межмуниципального размещения мусороперерабатывающих объектов, предусматривающей реализацию мероприятий по развитию комплексной системы обращения с ТБО, основанной на применении современных технологий, проведении рекультивации выработавших ресурс муниципальных свалок и полигонов ТБО, строительстве межмуниципальных мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, а также организации системы раздельного сбора ТБО у населения. |
Доклад на тему: «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации... Ежегодно в России образуется порядка 35 40 млн тонн твердых бытовых отходов. В объемных единицах это составляет 200 млн куб м | Пояснительная записка к проекту постановления «порядок предоставления... «хвостов» в брикеты, транспортирование твёрдых бытовых отходов, размещение отходов на полигоне в районе города Белореченск Краснодарского... | ||
Совет Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального... Об утверждении Порядка организации раздельного сбора, накопления, вывоза (транспортирования) твердых бытовых отходов на территории... | Научно-технические основы термической утилизации твердых бытовых... В 1985 году Минпромстройматериалов рсфср поручило Красноярскому филиалу вниистром разработать ряд технологий для производства строительных... | ||
Приложение №1 техническое задание на оказание услуг по вывозу твердых... Вывоз твердых бытовых отходов и их захоронению (утилизации) с адресов: г. Томск, ул. Котовского,19, ул. Шевченко, 44 стр. 37. Вывоз... | Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов В первую очередь это бесперебойное, качественное обеспечение работ по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок жилого... | ||
1. г. Ярославль Ярославской области, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2013 год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Доклад о результатах реализации мер по выявлению и ликвидации мест... О результатах реализации мер по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения тбо на территории Кемеровской области... | Реферат На тему: Утилизация твердых бытовых отходов Способы утилизации тбо | ||
Договор на оказание услуг по вывозу (удалению) отходов IV-V класса... Муниципальное унитарное предприятие Алтайского сельсовета «Алтайский коммунальщик», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице... | Саха Республикатын доруобуйа5а харыстабылын министерствота Методы и сооружения утилизации, захоронения и сжигания твердых: бытовых и промышленных отходов | ||
Программа учебной дисциплины «технология твердых бытовых отходов» Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер" | Хаидаров Раиль Данилович Целью данной работы является : Изучить проблему твердых бытовых отходов в сельской местности на примере деревни Смаково | ||
Тезисы IV областного конкурса социальных проектов «я гражданин россии» Целью работы является: привлечь внимание учащихся и жителей посёлка Орлецы к проблеме утилизации твёрдых бытовых отходов | Итоговый тестовый контроль по Эпидемиологии – 2009 год Предметную... Методы и сооружения утилизации, захоронения и сжигания твердых: бытовых и промышленных отходов |