Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим





НазваниеМетодические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим
страница1/3
Дата публикации22.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3


Современная
Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование

________________________________________________________

8099.01.01;МУ.01;1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ

МОСКВА 2009

Разработано В.Н. Фокиной, канд. социол. наук, доц.

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

КУРС: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ


Предназначены для руководителей филиалов СГА, организаторов учебного процесса в филиалах СГА. Даны цели, задачи, основные формы и методы работы с выпускниками.

_____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.

6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Гимн Современной гуманитарной академии 27


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Современная гуманитарная академия (СГА) является вузом, реализующим образовательные программы высшего профессионального образования с использованием в полном объеме информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий (ИК ДОТ) как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений – филиалов.

СГА развивается как вуз, в каждом филиале которого, независимо от его места нахождения, осуществляются совершенно одинаковые педагогические технологии и предоставляются одинаковые информационные ресурсы. Весь учебный информационный ресурс СГА доступен посредством телекоммуникаций каждому студенту любого филиала СГА, независимо от его места нахождения, с любого электронного учебного места. Принципы ДОТ СГА позволяют проводить идентичный учебный процесс во всех территориально удаленных учебных центрах.

Взаимодействие с выпускниками считается одной из важнейших составляющих работы вуза наряду с образовательной и научно-исследовательской деятельностью. Широко развитая сеть филиалов СГА, которые расположены почти во всех субъектах РФ, позволяет реализовать работу с выпускниками непосредственно на местах проживания выпускников, что делает данную работу максимально приближенной и доступной для выпускников. Поэтому задачами каждого филиала должно стать обеспечение непосредственного общения выпускников, как между собой, так и между вузом и выпускником, а также воспитание у студентов и выпускников интереса к продолжению образования.

Студенты, обучающиеся в СГА, являются студентами нового поколения, заметно отличающимися от выпускников традиционных вузов. Обучение в информационной среде по самой современной передовой технологии приучает их к самостоятельной работе, планированию своей траектории обучения и планированию собственного времени. Это подготавливает выпускников СГА к мобильности на рынке труда в любых его отраслях.

Востребованность выпускников, их конкурентоспособность на рынке труда, достижения выпускников рассматриваются как важнейшие показатели качества обучения в вузе. Показатель востребованности выпускников, их успешности в трудоустройстве широко применяется общественными системами оценки как показатель соответствия подготовки выпускников социальному заказу и ожиданиям общества, как показатель социальной защищенности и гарантии адаптации выпускников в новых социально-экономических условиях.

Востребованность можно оценить по проценту нетрудоустроенных выпускников (информация службы занятости региона в месте расположения филиала). Анализ информации служб занятости показал, что в настоящее время в службах занятости регионов, где расположены филиалы СГА, количество зарегистрированных выпускников СГА составляет 0,12 % общего количества (200 тыс. чел.) выпускников академии (по данным Минтрудсоцразвития РФ процент нетрудоустроенных выпускников вузов по стране в целом колеблется от 25 до 30 %).

Качество подготовки студентов характеризуется с помощью многих показателей, одним из которых выступает планирование карьеры. В образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься различные структуры: региональные центры, ассоциации выпускников, специально созданные центры и т.д. В основе их работы лежит создание базы данных о выпускниках, отслеживание их карьерного роста, оказание консультативной помощи,
а также планирование последипломного образования. Рассматриваются следующие виды мониторинга и маркетинговых исследований:

  • мониторинг требований работодателей к квалификационной характеристике выпускника;

  • мониторинг потребностей и удовлетворенности студентов;

  • мониторинг потребностей и удовлетворенности выпускников;

  • мониторинг образовательных услуг по профилю вуза;

  • мониторинг рынка труда региона;

  • мониторинг абитуриентов.

Истории успехов выпускников вносят большой вклад в репутацию Академии и способствуют привлечению лучших абитуриентов. Выбирая вуз, каждый абитуриент хочет узнать, где работают выпускники.

Успешные выпускники важны и для студентов — например, чтобы помогать им в определении своего будущего места работы, прохождении практики.

Достижения в профессиональной карьере выпускников служат созданию определенной репутации, имиджа вуза и способствуют привлечению лучших абитуриентов. Практически выпускники являются одной из «групп влияния» на потенциальных потребителей образователь-ных услуг, т.е. являются трансляторами имиджа вуза.

Не менее важным считается воспитание у выпускников чувства принадлежности к своему вузу. Решение данного вопроса в разных вузах различное.

Это могут быть:

  • организация внутривузовских мероприятий для выпускников, на которые может прийти любой человек, когда-то окончивший вуз (например, Ярмарка вакансий, акция «Молодой специалист», мастер-классы и т.п.);

  • создание Интернет-портала, который выступает рабочим пространством, открывающим новые возможности для выпускника в создании новых контактов и связей, развитии социально-профессиональной сети (личная страничка, электронный адрес и т.д.);

  • выпуск периодического бумажного журнала такого, как, например, «Гид молодого специалиста» и др.;

  • обеспечение доступности в любом филиале для каждого студента и выпускника СГА к атрибутике вуза: значок, флаг, гимн (см. Приложение 7), герб вуза.

Следует также учесть, что востребованность выпускников является одним из аккредитационных показателей вуза, оцениваемая по результатам анкетирования выпускников вуза и потенциальных работодателей (промышленных предприятий и организаций, органов муниципального и государственного управления, организаций социального сектора и др.).

Каждый филиал при организации работы со студентами и выпускниками должен строго соблюдать положения Федерального закона РФ № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных», так как персональные данные студентов и выпускников вуза (как и любых других физических лиц) всегда являются конфиденциальной, строго охраняемой информацией.

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ
Основная цель работы с выпускниками - поддержка профессионального становления выпускников СГА, содействие непрерывному образованию, создание условий для их успешной самореализации в профессии.

Основные задачи при организации работы с выпускниками:

  • позиционирование СГА как вуза, заинтересованного в карьерном росте своих выпускников;

  • организация и поддержание взаимодействия выпускников СГА, а также между выпускни-ками и СГА;

  • развитие у студентов навыков ориентации на рынке труда;

  • мониторинг и развитие карьеры выпускников СГА;

  • организация и поддержка взаимодействия СГА с работодателями.

Содержание, организация и методика работы с выпускниками вариативны, но при этом они должны быть адаптированы к региональным условиям филиалов, к специфике студенческих коллективов. Данная работа должна быть нацелена на формирование у студентов и выпускников гордости за принадлежность к СГА, и воспитание у них желания вернуться в вуз для продолжения обучения.

3 ПОРЯДОК РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ В ФИЛИАЛАХ
В СГА координацию работы с выпускниками и ведение соответствующей статистики осуществляет Департамент качества образования.

Непосредственная работа с выпускниками осуществляется в филиалах. Ответственность за организацию и проведение работы с выпускниками, в том числе за сбор информации о фактической востребованности выпускников, например, может быть возложена на заместителя директора филиала по воспитательной работе, т.к. принципы проведения этих видов работы во многом схожи. Однако на кого будет возложена эта функция, решает директор филиала. При этом следует учесть, что данные обязанности должны быть возложены на сотрудника посредством занесения их в должностную инструкцию.

Мероприятия по работе с выпускниками, в том числе потенциальными, должны быть включены в план работы филиала.

Обязательными для филиалов являются следующие виды работы.

1. Сбор сведений о трудоустройстве выпускников.

Так как одним из аккредитационных показателей качества профессиональной подготовки выпускников является их востребованность на региональном и в целом на российском рынке труда, а механизмом анализа и оценки востребованности выпускников экономикой служит мониторинг на основе социологических и статистических методов, то в СГА ежегодно проводится мониторинг востребованности выпускников и удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки специалистов.

Мониторинг включает в себя отслеживание фактической занятости выпускников в течение
5 лет после окончания университета, поэтому решающее значение имеют поддержание связи с выпускниками и установление контактов с работодателями.

Сведения о востребованности выпускников филиала по форме МВ-1 (см. Приложение 9),
а также справка из регионального центра занятости населения по состоянию на 1 октября текущего года подаются ежегодно до 15 октября для дальнейшего анализа и систематизации в Департамент качества образования СГА на электронный адрес: rudnev@muh.ru.

Основными показателями востребованности выпускников на рынке труда являются:

- число трудоустроенных выпускников;

- количество выпускников, продолжающих обучение;

- число нетрудоустроенных выпускников по причине прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком;

- количество нетрудоустроенных выпускников (в том числе, состоящих на учете в органах службы занятости населения).

К дополнительным характеристикам востребованности выпускников относится трудо-устройство выпускников по профилю полученного образования, которое отражает фактическую потребность рынка труда в специалистах определенного профиля подготовки, а также трудоустройство выпускников в регионе и трудоустройство на местах прохождения практик. Данные показатели подсчитываются от общего числа работающих выпускников.

2. Создание Банка данных выпускников.

В каждом филиале необходимо создать банк данных выпускников – обновляющуюся мобильную систему хранения и систематизации информации о жизни выпускников.

Для формирования и пополнения информационного ресурса может использоваться анкетирование выпускников (п. 5.2), опрос работодателей.

Банк данных может быть создан как в электронной, так и в бумажной формах. В банке данных выпускников, помимо анкетных данных, данных о трудоустройстве, может содержаться информация о том, в какой области знаний и какие услуги и консультации может предложить выпускник.

При формировании банка данных выпускников должны строго соблюдаться требования Федерального закона РФ № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

Наличие в филиале банка данных выпускников обязательно контролируется базовым вузом, в том числе при проведении внутренней аттестации.

4 ЭТАПЫ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ
Несмотря на то, что мы говорим о работе с выпускниками, организация данной работы носит комплексный характер. Взаимоотношения с выпускниками, их отношения с вузом формируются уже на стадии приема абитуриентов. Поэтому работа с будущими выпускниками является важной и во многом определяющей профессиональную судьбу выпускников.

Таким образом, работа с выпускниками проводится в два этапа:

1 этап - работа с потенциальными выпускниками в период поступления и обучения в вузе.

Работа с потенциальными выпускниками должна быть направлена на создание у них заинтересованности в выборе профессии и вуза, а также на приобретение компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Все мероприятия на данном этапе проводятся с целью качественной подготовки будущих выпускников к работе, а также направлены на корректировку уровня притязаний студентов в соответствии с реалиями рынка труда;

2 этап - работа с выпускниками, окончившими вуз.

Работа с выпускниками, окончившими вуз, может быть представлена в трех направлениях: взаимодействие с выпускниками, исследовательская деятельность, рекламная деятельность.

5 ФОРМЫ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ
5.1 Работа с потенциальными выпускниками СГА
Портфолио

В настоящее время в обществе активно обсуждается вопрос необходимости учета всех достижений ученика при поступлении в вуз. Например, министр образования и науки РФ А. Фурсенко считает, что «при поступлении в вузы должны учитываться не только результаты единого госэкзамена (ЕГЭ), но и другие достижения выпускника школы, в частности его участие в школьных олимпиадах»1. Уже сейчас многие школы создают портфолио2 для своих учеников. Данные начинания полезно развивать и в вузах, так как портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

- мотивации к образовательным достижениям;

- приобретению опыта к деловой конкуренции;

- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;

- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;

- повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

В СГА разработаны методические указания по курсу «Портфолио - учет индивидуальных образовательных достижений студента». Данный материал расположен в ТКДБ СГА
(код: 8081.01.01;МУ.01;1).

Основная цель формирования портфолио - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в СГА. Создание портфолио – это творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студен-том в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в СГА. Функции по формированию портфолио возлагаются на студента.

Портфолио позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Портфолио создается в течение всего периода обучения в СГА. Завершается его формиро-вание вместе с завершением обучения.

Портфолио позволяет студенту рассчитать собственный индекс индивидуальных образователь-ных достижений и при его значении более 20 баллов претендовать при успешном окончании СГА на получение от СГА рекомендательного письма (например, для устройства на работу).

Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

Портфолио формируется студентом на добровольных началах. Тем не менее, рекомендатель-ный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Формировать портфолио должен сам студент в течение всего периода обучения в СГА. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

По методике СГА портфолио состоит из двух частей:

- перечень индивидуальных достижений в табличной форме, состоящий из нескольких разделов (см. Приложение 1);

- комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения.

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Индивидуальные достижения студента в период обучения в СГА условно разделены на следующие виды студенческой деятельности:

- достижения в освоении основной образовательной программы (образовательная активность студента);

- достижения в системе дополнительного образования (образовательная активность студента);

- достижения в исследовательской и творческой деятельности (творческая активность);

- достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность).

Наиболее распространенные компоненты индивидуальных достижений студента по каждому виду студенческой деятельности приведены в «Перечне возможных индивидуальных образователь-ных достижений студента» (Приложение 2). По достижениям, не включенным в данный перечень, студент самостоятельно принимает решения об их принадлежности тому или иному виду студенческой деятельности и размещает их в соответствующих папках достижений.

Формирование портфолию студент осуществляет самостоятельно.

В отдельную папку (электронный или бумажный вид) вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт достижения. К подтверждающим документам относятся:

- итоговые документы учебных занятий (рецензии-рейтинги на курсовую работу, экзаменационные ведомости на коллективный тренинг и др.);

- итоговые документы, выдаваемые на курсах дополнительного образования (сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы);

- отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил практику или стажировку;

- тезисы докладов на конференциях, семинарах и т.д.;

- ксерокопии статей или печатные издания со статьями студента;

- грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в культурных или спортивных мероприятиях.

База достижений будет служить студенту основой для составления резюме, а руководству СГА – основой для составления рекомендательного письма наиболее успешным и перспективным студентам.

При этом целесообразно фиксировать не только значительные на взгляд студента достижения (например, стипендия «Английского клуба» или получение рекомендации на продолжение обучения от членов государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы), но и любые виды поощрений, полученные в процессе занятий.

Например:

- выступление на коллективном тренинге отмечено не только отличной оценкой, но и персонально охарактеризовано преподавателем, как профессиональное;

- курсовая работа выполнена по самостоятельно выбранной теме, отвечающей профессиональным интересам студента, и отмечена преподавателем-экзаменатором.

В разделе «Достижения в системе дополнительного образования» студент отмечает все виды дополнительных занятий, способствующих его профессиональному росту. При этом дополнительное образование студент может получить в СГА, в другом учебном заведении независимо от его статуса или на профессиональных тренингах. Форма получения дополнительного образования значения не имеет (самообразование, семейное обучение).

В категорию «Дополнительное образование» также включаются:

- изучение отдельных элементов образовательного контента СГА, в т.ч. отдельных дисциплин, отдельных модулей дисциплин, отдельных видов учебных продуктов вне основной образователь-ной программы;

- общеобразовательные курсы различной продолжительности;

- профессиональные курсы различной продолжительности;

- параллельное освоение образовательных программ различного уровня.

В раздел «Достижения в исследовательской и творческой деятельности» необходимо включать все виды участия в исследовательской деятельности СГА.

Наиболее перспективный вид участия в НИРС – участие в разработке учебных продуктов (участие в разработке сценария коллективного тренинга по модулю дисциплины, обучающей компьютерной программы, тестовых баз, участие в их внедрении), участие в социологических и маркетинговых исследованиях СГА, в различных конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах.

Раздел «Достижения в общественной работе» наиболее разнообразен. В него включаются и различные виды творчества (самодеятельность, КВН, фестивали, конкурсы и др.), участие в различных формах студенческого самоуправления (студенческие советы, общества), спортивные
и др. достижения. При этом необходимо отмечать степень своего участия в мероприятии (участник, призер, победитель), в общественном движении (исполнитель, руководитель).

В «Перечне возможных индивидуальных достижений студента» приведены критерии оценки каждого компонента достижения студента в баллах.

Суммарное количество баллов, подсчитанное студентом по завершению обучения, представляет собой индекс достижений выпускника СГА.

Каждый студент может подводить итог своих достижений не только по завершению обучения, но и в конце семестра или в конце учебного года. Результаты сравнения своего индекса с индексами однокурсников, способствуют развитию созидательной соревновательности, позволяют настроить студента на повышение результативности достижений.

Минимальный индекс образовательных достижений, позволяющий студенту претендовать на получение рекомендательного письма от СГА работодателю или образовательному учреждению для продолжения образования, должен составлять не менее 20 баллов. Максимальный индекс достижений не ограничивается.

Результаты, отраженные в портфолио, позволяют судить о готовности выпускника СГА к успешной трудовой деятельности, его академическом развитии.

Рекомендательное письмо

Логическим продолжением портфолио является предоставление выпускникам СГА рекомендательных писем. Наличие у выпускника рекомендательных писем в настоящее время для большинства работодателей является одним из обязательных условий при отборе персонала. Поэтому выпускник СГА, получивший по результатам обучения рекомендательное письмо, имеет значительное конкурентное преимущество на рынке труда. (Пример рекомендательного письма см. в Приложении 4.)

Рекомендательное письмо для выпускника – это один из способов мотивации студента к активному освоению образовательных программ и приобретению профессиональных компетенций. Назначением рекомендательного письма является стимулирование выпускника в части построения его карьеры, а также укрепление престижа СГА через успешных выпускников.

Рекомендательное письмо выдается после успешного завершения обучения в СГА лицам, имеющим высокий рейтинг индивидуальных образовательных достижений. Перечень индивидуальных образовательных достижений вместе с комплектом документов, подтверждаю-щим индивидуальные достижения (портфолио студента), формируется каждым студентом самостоятельно, начиная с 1 курса.

Создание студентом собственного портфолио является добровольной процедурой. Однако системная работа по оцениванию собственных достижений в процессе обучения может стать действенным стимулом в формировании активной позиции студента по освоению профессии, приобретению академических знаний, развитию гуманитарных компетенций. Практическим завершением формирования портфолио является подготовка выпускником резюме, предназначен-ного для работодателя или продолжения обучения на следующей ступени образования.

Совершенствование коммуникативных навыков и отработка владения профессиональной терминологией

Образовательный процесс в вузе учитывает развитие будущей карьеры выпускника. С целью дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций и развития творческих способностей в образовательной технологии СГА используются следующие виды занятий: коллективный тренинг, телеэссе, глоссарный тренинг, эссе, написание проблемных статей, предзащита и проч. Поэтому следует уделять внимание соблюдению технологии проведения занятий, направленных на предъявление знаний студентов в социуме, отработку владения профессиональной терминологией, обучение грамотному и четкому изложению темы доклада, свободному владению речью без засоряющих выражений, развитие у студентов коммуникативных навыков.

Учитывая, что СГА увеличил объем учебной работы в виде подготовки творческих работ, рекомендуется организовывать конкурсы: «Лучшее эссе», «Лучшая статья», «Лучший реферат» и др., например, с обязательной публикацией достижений студента через газету «Современное образо-вание», сайт СГА, личное поздравление студентов с успехами ректором, Ученым советом и др. Лучшие письменные работы публиковать в печатных изданиях СГА, местной печати, в регионах. Это позволит развивать интерес у студентов к написанию самостоятельных и оригинальных письменных работ, а также формированию креативности, развитию творческих навыков.

Студенческая медаль СГА

Одной из форм признания вузом активной позиции студента по освоению профессии, развитию гуманитарных компетенций, развитию академических знаний является учреждение в СГА студенческой медали (см. Приложение 8). Медалью награждаются лучшие студенты, достигшие высоких результатов в учебе, научной и общественной работе. Критериями выбора кандидатов на награждение являются:

  • достижения в освоении основной образовательной программы и в системе дополнительного образования (образовательная активность студента);

  • достижения в исследовательской и творческой деятельности (творческая активность в выполнении студенческой научной работы);

  • достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность).

В соответствии с утвержденным в июне 2008 года «Положением о «Студенческой медали СГА» кандидаты на награждение определяются по итогам каждого семестра непосредственно в филиалах. Решение о награждении студентов принимает ректор СГА на основании рейтингов студентов.

Наличие у выпускника данной медали способствует повышению его рейтинга у работодателей.

Помощь в трудоустройстве

Филиалы должны уделять особое внимание старшекурсникам в оказании методической помощи по вопросам трудоустройства на семинарах, собраниях, личных беседах. Может быть предложен круг рассматриваемых вопросов по данной тематике, который должен охватывать основные проблемы трудоустройства, а также влияние человеческих взаимоотношений на решение этих проблем, с учетом анализа рынка труда:

  • способы и методы поиска работы;

  • самомаркетинг (как правильно оценить себя, не занизив и не завысив цену);

  • правила подготовки к собеседованию;

  • навыки делового общения;

  • составление резюме (пример резюме см. Приложение 6);

  • оценка профессионального потенциала;

  • качества, необходимые для трудоустройства;

  • как найти работу, не имея опыта работы по специальности;

  • способы адаптации в коллективе;

  • советы и рекомендации юриста;

  • советы и рекомендации психолога.

На сайте СГА (http://www.muh.ru/) в разделе «Выпускники» сформирован подраздел
«В помощь выпускникам». Он содержит полезные советы, которые могут помочь в разрешении сложностей, нередко возникающих в различных ситуациях делового общения: составление резюме, поиск работы, проведение интервью, самопрезентация, что такое испытательный срок, что такое кадровое агентство, боссы, стратегии успеха.

С целью ориентации будущего специалиста в проблемах и достижениях в области самоуправления и самоорганизации, профессионального и личностного развития как важных составляющих успешной профессиональной деятельности в СГА разрабатывается дисциплина под рабочим названием «Основы построения профессионального и жизненного пути» или «Основа личной эффективности».

Целесообразно организовывать и проводить в филиалах мероприятия, направленные на содействие трудоустройству выпускников посредством организации:

  • свободного обсуждения проблем в форме круглого стола (например, встреча студентов выпускных курсов с представителями органов государственной и местной власти);

  • обучающих семинаров, тренингов с привлечением специалистов кадровых служб, бизнес-тренеров предприятий/организаций/учреждений всех форм собственности региона в целях отработки навыков самопрезентации при собеседовании с работодателем, способствующих их успешному трудоустройству;

  • консультаций психологов, юристов, специалистов по занятости Государственного комитета по занятости населения региона с целью информирования студентов и выпускников университета о ситуации на рынке труда;

  • встреч студентов выпускных курсов университета с правовыми инспекторами федераций профсоюзов с целью разъяснения вопросов, касающихся социально-трудовых отношений в соответствии с действующим трудовым законодательством; с менеджерами по персоналу предприятий, учреждений региона.

Электронный почтовый адрес студента

Инновационным способом взаимодействия вуза и выпускника может стать реализация нового проекта СГА и компании Microsoft. В настоящее время с российским представительством Microsoft достигнута договоренность о финансовой и технической поддержке инновационного проекта внедрения с 2009 года почтовых Online сервисов Microsoft Windows Live@edu в систему информационного обмена со студентами, администраторами и преподавателями СГА.

В рамках этого проекта каждый студент СГА, а впоследствии и выпускник, будет иметь свой почтовый адрес в домене нашего вуза и после его активации получит возможность, в частности, скачивать на свой компьютер доступное лицензионное программное обеспечение Microsoft.

Наличие у студентов данных электронных почтовых адресов позволит пополнять базу данных выпускников и поддерживать активную обратную связь со студентами и выпускниками, а также будет способствовать воспитанию у будущих выпускников чувства принадлежности к своему вузу.

Разработкой и внедрением данного проекта занимается Департамент целевых проектов и программ (под руководством В.И. Мороза).

5.2 Работа с выпускниками, окончившими вуз
Контроль трудоустройства выпускников

Востребованность выпускников при аккредитации вуза оценивается по соответствию полученной специальности профилю работы, социальному положению, отзывам потребителей специалистов и изменениям за последние 5 лет, при этом учитывается процент трудоустроенных выпускников и выпускников, состоящих на учете в службе занятости.

В связи с этим все филиалы должны вести контроль трудоустройства выпускников и выпускников, состоящих на учете в службе занятости путем получения справки из Департамента (центра) занятости населения о постановке на учет выпускников СГА, а также мониторинга трудоустройства выпускников на основании информации базы данных выпускников вуза.

Анализ этих данных позволит выявить, какие специалисты и, соответственно, образователь-ные программы, в каком регионе наиболее востребованы. Это важно не только для студентов и выпускников, но и для вуза в стратегическом планировании.

Трудоустройство выпускников обязательно контролируется базовым вузом, в том числе при проведении внутренней аттестации.

Сотрудничество с выпускниками

Лицо вуза – это его выпускники. Поэтому важно собирать информацию о своих выпускниках, их успехах, карьере и проч. Информация о наиболее успешных выпускниках СГА (с их согласия) может размещаться в форме наглядной агитации о наиболее успешных выпускниках СГА.

Сотрудничество с выпускниками выражается в привлечении выпускников вуза к мероприятиям, проводимым в вузе, в частности:

  • для выступления перед абитуриентами на «Дне открытых дверей», перед студентами на организуемых семинарах, интернет-конференциях, посвященных профессии, получаемой в вузе, построению карьеры («Карьера как фактор успеха», «История успеха» и т.п.). Опыт МПЦ по приглашению выпускников на телемосты для выступления перед абитуриентами и студентами показал высокую эффективность этого мероприятия по сравнению с выступлениями перед данной аудиторией профессорско-преподавательского состава;

  • к участию в научных конференциях, научно-исследовательской деятельности, разработке учебных продуктов, учебно-методических пособий и др.;

  • учитывая, что выпускники СГА, являющиеся успешными предпринимателями, составляют 12 % общего числа выпускников, то необходимо активно привлекать их к сотрудничеству с вузом. Выпускники-предприниматели могут выступать в качестве работодателей по предоставлению мест для практик, а также приглашаться вузом на предзащиты и защиты выпускных квалифи-кационных работ в качестве работодателей;

  • к участию в информационном наполнении буклета «СГА: учеба без границ», содержащего информацию о студентах или выпускниках СГА по категориям «Моя профессия»;

  • к проводимым в СГА Кубкам игр КВН также могут привлекаться выпускники СГА как в качестве участников, так и в качестве спонсоров;

  • к реализации проектов СГА, например: проект «Доступное образование», разработка контента, развитие дополнительного профессионального образования, повышение квалификации. Здесь большую помощь могут оказать выпускники, работающие во властных структурах. Они могут стать проводниками инновационных проектов вуза.

  • на сайте СГА создан «Виртуальный музей СГА», в котором планируется поместить галерею выпускников СГА, а также мнения работодателей о выпускниках СГА, творческие, научные успехи выпускников, их продвижение по карьерной лестнице, отзывы выпускников об СГА. Для информационного наполнения данного музея также потребуется тесное сотрудничество с выпускниками и работодателями.

В СГА с 2008/09 учебного года введена программа «Карта корпоративного клиента СГА». Данная программа – это один из активных вариантов взаимодействия студентов, выпускников и вуза.

Карта корпоративного клиента СГА является именной.

На сегодняшний день студенты/выпускники, имеющие карту корпоративного клиента, могут:

  • получить доступ к академическим ресурсам СГА в любом Центре доступа СГА;

  • получить информационно–консультативные услуги в любом Центре доступа СГА по инфраструктуре города расположения ЦД;

  • получить скидки на услуги партнеров СГА (СГА-ТУР, Научкомплектприбор и т.д.);

  • получить бесплатные консультации в юридических центрах при ЦД СГА;

  • получить для своих детей доступ к школьному контенту для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Перечень услуг планируется расширять.

Информация о карте корпоративного клиента размещена на сайте СГА (http://www.muh.ru/).

Анкетирование

Одной из возможностей изучения мнения выпускников СГА по различным проблемам является анкетирование. Опыт работы СГА при проведении социологических исследований показал, что самым эффективным временем анкетирования выпускников является время непосредственно после защиты выпускных квалификационных работ. Анализ результатов данного анкетирования позволит создать представление о предполагаемом трудоустройстве (либо его наличии) выпускников, их мнении о качестве обучения и пожеланиях по поводу дальнейшего обучения и проч. (Пример анкеты в Приложении 5.)

При ответе на вопросы анкеты выпускник должен иметь возможность по своему желанию оставить свой номер телефона и электронный адрес для дальнейшего контакта с вузом. Это позво-лит вести банк данных выпускников, проводить оперативные социологические опросы по различным проблемам, информировать выпускников о возможностях продолжения обучения, повышения квалификации, переподготовки, получения следующей степени или второго высшего образования.

Следует учесть, что каждая анкета должна содержать дату заполнения с целью исследования трудоустройства и карьерного роста выпускников и возможностью проследить изменения по тем или иным вопросам.

Проведение опроса выпускников и работодателей прекрасно могут выполнять студенты в рамках практики.

Общение выпускников

Вопрос объединения выпускников и получения от них информации о трудоустройстве и карьерном росте в последнее время усложнился в связи с появлением широкой сети социальных сайтов типа «Одноклассники». Анализ содержания этих сайтов показал, что общение выпускников переместилось на специализированные сайты. Все большее взаимодействие выпускников смещается в сторону индивидуальных контактов.

В связи с этим требуется создавать горизонтальную систему поддержки общения выпускников между собой. Большую помощь в этом могут оказать созданные в СГА учебно-воспитательные округа (УВО). В настоящее время в СГА создано 38 УВО, каждый из которых объединяет до 11 центров доступа.

В рамках работы с выпускниками УВО координирует деятельность филиалов при работе с выпускниками, объединяет их усилия в вопросах трудоустройства и общения (сплочения) выпускников. При этом целесообразно организовывать общение по выбору выпускников (малыми группами), способствующего, помимо прочего, организации взаимной поддержки выпускников и установлению взаимовыгодных и деловых контактов между выпускниками разных поколений. Это могут быть встречи выпускников либо клубы выпускников по интересам (напр., работающих в одной отрасли и проч.) для проведения общего досуга, обмена опытом, связями, взаимного сотрудничества, готовых оказать поддержку друг другу, поделиться опытом, содействовать трудоустройству и карьерному продвижению.

Медаль «За заслуги - выпускник СГА»

Этой медалью награждаются выпускники СГА, завершившие курс обучения в СГА по любой форме обучения и достигшие значительных успехов в служении обществу.

Взаимодействие филиалов с работодателями

Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников является одним из ведущих показателей системы менеджмента качества СГА. Определение степени удовлетворен-ности работодателей возможно только при тесном сотрудничестве с ними.

Каждый филиал должен иметь банк данных работодателей, в котором собирается информация о предприятиях – потенциальных работодателях.

Сбор информации об удовлетворенности работодателей должен осуществляться регулярно посредством получения:

  • отзывов работодателей по практикам студентов;

  • отзывов работодателей по подготовке студентами ВКР;

  • отзывов работодателей на сотрудников – выпускников СГА;

  • рекомендаций от работодателей по качеству обучения в вузе через проведение опросов, как самих работодателей, так и рекрутинговых агентств.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconПод общей редакцией С. А. Ляшко
Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconМетодическое пособие по курсовой работе москва 2009 Разработано М....
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по социологии для студентов
Составители: Колчинская В. Ю., канд социол наук, доцент; Русских Л. В., канд культурологии, доцент
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Составители: д-р филос н., профессор Ф. С. Файзуллин, д-р филос н., профессор Ф. М. Неганов, д-р социол н., профессор Т. П. Моисеева,...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconК пенополистиролу
Журба О. В., -аспирант, Архинчеева Н. В., канд хим наук, доц., Щукина Е. Г., канд техн наук, доц., Константинова К. К., канд хим...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconИ выполнению выпускной
Иу в. Д. Козловским, канд экон наук, доц., проф. Иу н. В. Зыковой, канд экон наук, проф. Иу е. Э. Осиповой, доц. Иу е. Ю. Ветошкиным...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим icon1. Проблема «к-гия»
Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е....
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconЛитература для подготовки к коллоквиуму
Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Авторы-составители: канд. Биол наук, доц. Л. Б. Рыбалов, канд. Биол наук, доц. Т. Е....
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированная защита садовых...
Составители: Попов С. Я., доктор биолог наук, проф., Поддымкина Л. М., канд с. Х наук, Попова Т. А., канд биолог наук, доц., Егорова...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconН72 Авторы: докт ист ист наук, проф. А. М. Родригес; докт ист наук,...
Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений / Под ред. А. М. Родригеса:...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconУчебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,...
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconЧтение научной литературы
Составители: д-р филол наук, проф. С. Г. Воркачев, канд филол наук, доц. Е. А. Воркачева, доц. Н. Ю. Граббе
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconПрактикум по экономике труда часть 1 Методические указания
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем Л. П. Пулькиной
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «пожарная техника»
Морозов А. С., преподаватель кафедры тхо, канд техн наук, Львов Д. Л. зав кафедрой тхо, канд техн наук
Методические указания организация работы с выпускниками москва 2009 Разработано В. Н. Фокиной, канд социол наук, доц. Рекомендовано Учебно-методическим iconПланы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова,...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск