Скачать 140.34 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов в помощь учителю». (методическое совещание 17.12.2012г.) Заместитель директора по УВР Гапоненко Е.Ю. 2012 г. Цели:
Проблемные вопросы:
О презентациях (положительные аспекты презентации) 1. Презентации как современное средство наглядности – нужны. Тем более в начальной школе, где важность и необходимость наглядности нельзя переоценить. Но когда начинаешь использовать это чаще – хочется большего. 2. Презентация – не только подбор картинок! Каждый слайд продуман, ставит вопрос, активизирует внимание, удерживает интерес. Дети как завороженные смотрят только первый раз, а потом работают с большей отдачей, активнее, успевают сделать за урок гораздо больше. В процессе создания презентаций ученик может проявить себя и как автор интриги (сценарист), и как режиссер, и как художник, и даже как исполнитель. Программа Microsoft PowerPoint предъявляет повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу. 3. Гораздо лучше вынести на слайды только то, чего не объяснишь на словах: формулы, рисунки, таблицы и т. п., вплоть до видеофрагментов. Однако минимальное текстовое “наполнение” необходимо. Оно служит не только пояснением для картинок и таблиц, но и схемой, “скелетом”, на который опирается весь доклад. (отрицательные аспекты презентации) Power Point позволяет сделать заявление во время деловой встречи более убедительным. Однако возможен и обратный эффект. Эта программа может быть вашим незаменимым помощником, но ее нужно использовать правильно. (блиц-опрос уч-ся 8-9 кл.) Вывод:
Эффективность усвоения учебной информации (По Дж Мартину) Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо ? только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», ? гласит народная мудрость. Однако на лекции основным источником информации продолжает оставаться речь преподавателя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет".
Внедрение новых учебных продуктов в школах должно сопровождаться повышением квалификации и методической поддержкой учителей, перестройкой всего образовательного процесса — иначе они вновь останутся невостребованными. В связи с этим стало очевидно, что необходимо выработать комплекс мероприятий для обучения преподавателей использованию цифровых образовательных ресурсов в своей профессионально-педагогической деятельности. Что такое "цифровое содержание"? Цифровое содержание - это мультимедийный материал, который позволяет осуществлять поиск и обработку информации в процессе работы, подготовки и использования различных способов участия в учебном процессе. Цифровое содержание включает видео по вызову, CD-ROMы, страницы Web, электронную почту, интерактивные обучающие системы, компьютерное моделирование, потоковые дискуссии, файлы данных, базы данных, аудио материалы. Характеристики цифрового содержания: - доступность; - надежность, своевременность и достоверность; - многоуровневое использование; - простота управления; - мгновенный вызов; - творческий подход. Рассмотрим позитивные характеристики использования ЦОР в учебном процессе. Значимость (ценность) Интернет-уроков для школьников.
Значимость (ценность) Интернет-ресурсов для учителей:
Все вышесказанное должно убедить в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении школьников. Структура разработанных ЦОР включает следующие компоненты: блок получения информации: научно-популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебников (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, графика, звуковые файлы и прочие мультимедиа-компоненты; виртуальная галерея: видеофрагменты; виртуальные лаборатории по физике, химии, аттестация: наборы вопросов и задач, решатели задач по математике, инструменты для построения графиков функций задания для исследовательской и проектной деятельности. Разработанные для учебников ЦОРы имеют презентационно-демонстрационный характер и позволяют комплексно представить учебную информацию в сочетании графики, анимации, звука, видео, текста. Они передают учебный материал в интерактивной мультимедиа-форме, логически объединены определенной темой и представлены в едином графическом дизайне. ЦОР ориентированы на современные формы обучения, обеспечивают мультимедийность обучения, учитывают возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте; предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений. ЦОР обеспечивают использование групповой работы; содержат варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру; основываются на достоверных материалах; обеспечивают возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы; обеспечивают, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы; имеют, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь; имеют удобный интерфейс. Предполагается также возможным использование комплекта ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки занятия, контрольной работы и т.п.). Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе). Учитель также может чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную, на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся. Впрочем, комплект ЦОР полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих заданий учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфолио» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер. С помощью разработанных ЦОР организуется помощь учителю при подготовке к уроку:
Основа для создания урока с привлечением Интернет-ресурсов: 1. Использование текущих уроков педагогов. Традиционные планы своих уроков учителя применяют много лет. Надо воспользоваться возможностью обновления их содержания материалами из Интернет. 2. Персональные и коллективные урочные планы. Интегрированные уроки, авторские разработки, инновационные идеи только выиграют в наполнении и наберут силу и скорость для достижения конечной идеи, пополняя свое содержание образовательными ресурсами Интернет. 3. Изучение опыта и адаптация имеющихся в Сети планов Интернет-уроков других учителей для собственного использования. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту — желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность. Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Таким образом, в рамках образовательного учреждения может быть создан банк данных о хранящихся ЭУК(электронно – учебный комплекс), ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике. при проведении урока:
Здесь ЭУК помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. Также ЭУК и ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов. При использовании ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, учитель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий. Высоко использование интерактивных ЭУК и ЦОР в качестве тренажеров. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
Использование ЭУК и ЦОР эффективно при дистанционном образовании, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде. Цифровое содержание и сетевые приложения должны трансформировать учебный процесс.
Цифровое содержание и сетевые приложения будут способствовать преобразованиям в наших подходах к учебному процессу. Для того, чтобы эти преобразования привели к росту образовательных возможностей для обеспечения каждого учащегося, цифровое содержание и сетевые приложения должны рассматриваться отдельно. Они должны быть высокого качества (с точки зрения соответствия педагогической науке и педагогической эффективности), должным образом документированы, понятны и доступны для всех ступеней школьного обучения и предметных областей, а также должны стимулировать и мотивировать учебную деятельность учащихся. Кроме того, применение новых технологий будет способствовать широкому вовлечению родителей в учебный процесс, усовершенствованию отчетности школьных администраций и повышению эффективности административной работы. Для того, чтобы цифровое содержание и сетевые приложения способствовали трансформированию учебного процесса, администраторы и другие ответственные лица должны быть технологически грамотны. Первостепенная задача Использование новых технологий в образовании является одним из государственных приоритетов. Они должны составлять основу педагогического опыта, а не быть дополнением к практике обучения. Первостепенность задачи не вызывает сомнения. Новые цели применения образовательных технологий в целом составляют современную стратегию высшего уровня, направленную на предоставление каждому учащемуся возможности воспользоваться преимуществами имеющихся и перспективных средств связи и информационных технологий. Учителя, которые чувствуют себя хорошо подготовленными для использования компьютерных технологий, применяют их чаще, разнообразнее и с учетом индивидуальных особенностей своих учеников - для обучения, подготовки к урокам и для административных целей. Они скорее всего будут в дальнейшем еще шире использовать образовательные технологии. Коллекции ЦОР Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов в составе "Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов" удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. Единая Коллекция была создана в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Хранилище задумано как своего рода электронный аналог Библиотеки имени В.И.Ленина, в котором каждый пользователь должен иметь возможность найти любой материал по интересующей его теме, причем в различном формате — тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты. Анализ, проведенный в 2002 — 2004 годах экспертами Всемирного банка, показал, что те цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), массовая поставка которых в школы страны была произведена в рамках Федеральной целевой программы РЕОИС, крайне редко использовались в школе. По мнению учителей, главная причина низкой востребованности ЦОР первого поколени) заключалась в их неудобном формате. На дисках были представлены целостные курсы, тогда как учителю, ограниченному рамками конкретного урока, нужны элементарные объекты, «кирпичики», из которых он мог бы конструировать урок, готовить дидактические материалы: модель физического явления или процесса или выложенный на диске опыт. Но далеко не всегда из полученного диска можно извлечь конкретный объект, тем более модифицировать его под свои задачи. Другим серьезным недостатком ЦОР первого поколения было отсутствие методического сопровождения. Достоинства Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) могут использовать все участники образовательного процесса. Доступ к ресурсам Коллекции ЦОР для системы общего и начального профессионального образования, расположенной по адресу http://school-collection.edu.ru, организован через различные разделы сайта Единой коллекции, рассчитан на массового пользователя и обладает наглядным, удобным и интуитивно понятным пользовательским интерфейсом. Поддержка государства Далеко не в каждой стране мира есть коллекции, аналогичные той, что создается у нас. На Западе коммерческие фирмы-производители ЦОР, заинтересованные в том, чтобы их продукцию покупали школы и учителя, работают с ними напрямую. Они организуют крупные выставки образовательного контента, ведут сайты по поддержке своих продуктов, проводят обучающие семинары. У нас же есть государственные вложения и государственная стратегия в формировании Единой образовательной коллекции, существует возможность для инициатив снизу, то есть для того, чтобы учителя сами смогли подключиться к созданию этого образовательного ресурса и дополнить его. Прошедшая недавно совместная миссия Министерства образования и науки России и Всемирного банка по оценке хода реализации проекта ИСО (Информатизация системы образования) показала, что международные эксперты, которые принимали участие в ее работе, по-хорошему порадовались за наших учителей, для которых именно за счет инициативы государства создается такая коллекция. Проект прописан до июня 2008 года. Но работу по созданию коллекции необходимо продолжать. Впрочем, она и не может быть закончена, потому что меняется содержание образования, меняются стандарты, ресурсы устаревают, и их надо заменять на более новые и современные. Чтобы обеспечить коллекции долгую жизнь, необходимо, чтобы у конечных потребителей возникло желание использовать ее в своей работе. Но рядового учителя надо учить, показывать ему преимущества использования ЦОР, убеждать, что с цифровыми ресурсами работать легче и проще, чем без них. Поэтому к началу следующего учебного года необходимо начинать формировать практические навыки использования коллекции, прививать вкус к ее использованию как у учителей и учащихся, так и у администраторов образования, которые должны понимать, что сейчас у них есть ресурс и на этот ресурс они могут опираться. Подготовка педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы. Педагог должен определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся. Каждый разработанный ЦОР педагог должен использовать в соответствующий момент занятия и в течение запланированного отрезка времени. Темп и содержание демонстрации не должны приводить к перегрузке обучаемых информацией, практически каждый ЦОР достаточно насыщен, поэтому педагог должен очень тщательно подбирать наиболее приемлемые иллюстративные материалы, а остальные использоваться в практической части урока или для самостоятельной работы учащихся. Использование ЦОР на уроке не должно приводить к пассивному созерцанию учащимися предлагаемого материала. Учитель должен постоянно руководить демонстрацией, взаимодействовать с аудиторией, организовывать обратную связь, использовать мини-диалоги, дискуссии, споры. Педагог должен заранее продумать свои речевые сообщения на уроки. Цели на перспективу:
Заключение: В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии. |
Комбайновская основная общеобразовательная школа рассмотрено и принято | Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа» | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... На педагогическом совете мкоу «Уразметьевская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа история 8 класс мбоу «Кирельская основная общеобразовательная школа» «Кирельская основная мбоу «Кирельская основная «Кирельская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразовательная... | ||
27 июля 2009 г Публичный доклад моу «Пихтовская основная общеобразовательная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пихтовская основная общеобразовательная школа», 1 сентября 1983 год | Публичный отчет директора мбоу «лудонская основная общеобразовательная школа» Наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лудонская основная общеобразовательная школа» | ||
Публичный отчет директора Муниципального общеобразовательного бюджетного... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Промышленновская основная общеобразовательная школа №3» | Основная общеобразовательная школа №4 г. Харабали Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №4 г. Харабали» Астраханской области | ||
Образовательная программа мбоу «Среднепшалымская основная общеобразовательная школа» Получение нового качества образования обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Среднепшалымская основная... | Доклад моу «Красноручейская основная общеобразовательная школа» Моу «Красноручейская основная общеобразовательная школа» одна из школ Хангаласского улуса. Расположена на территории Качикатского... | ||
Мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Режим работы мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан с татарским... | Образовательная программа основного общего образования Муниципального... «Тахталинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района | ||
Пояснительная записка Сетка часов Программно-методическое обеспечение... Годовой календарный учебный график мбоу «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» | Программа «Здоровый образ жизни и физическое развитие личности» муниципального... «Высокосельская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области на 2007 – 2011 годы | ||
Образовательная программа мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан | Программа организации внеурочной деятельности обучающихся начальных... Учебный план моу «Алёшинская основная общеобразовательная школа» состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей... |