ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Утверждаю»
Директор Рубцовского института (филиала) АлтГУ
_____________ К.Г. Анисимов
«_____» _____________ г.
Учебно-методический комплекс «География»
(для студентов отделения среднего профессионального образования, специальность «Автоматизированные системы обработки информации», «Финансы»)
Рубцовск
-
Кафедра
| ——менеджмента
| Шифр и наименование дисциплины
| ——География
| Статус дисциплины
| ——естественно-научная дисциплина (ЕН)
| Курс
| ——1
| Специальности
| ——« Автоматизированные системы обработки информации», «Финансы», «Экономика и бухгалтерский учет»
| Форма обучения
| ——очная
| Объём дисциплины
| ——108 часов (3,6 зачетных единиц)
|
Зав. кафедрой менеджмента
______________ Машуков В.И.
Зам. директора по учебной работе
______________ Жданова Е.А.
Автор: И.А. Корчагина, к.г.н., доцент кафедры менеджмента Рецензенты: СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «География» 4
1.1. Тематический план дисциплины «География» 4
1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) 9
1.3. Темы семинарских занятий 17
2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 22
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 27
4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «География» 1.1. Тематический план дисциплины «География» Пояснительная записка Учебный курс «География» завершает формирование у учащихся среднего профессионального образования специальностей «Правоведение», «Финансы и кредит», «АСОИ» представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Цели и задачи курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
В результате изучения данного курса студент должен знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематический план дисциплины «География» для студентов специальности «Автоматизированные системы обработки информации», «Финансы»
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студента, час
| Всего
| Лекции
| Лабораторная работа
| Практическая работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I,
46 часов
| 1. Современная политическая карта мира
| 4
| 2
|
|
| 2
| 2
| 2. География мировых природных ресурсов
| 8
| 4
|
|
| 4
| 4
| 3. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
| 4
| 2
|
|
| 2
| 2
| 4. География населения мира
| 10
| 6
|
|
| 6
| 4
| 5. География отраслей мирового хозяйства
| 20
| 10
|
|
| 10
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ II,
56 часов
| 6. Зарубежная Европа
| 20
| 10
|
|
| 10
| 10
| 7. Северная Америка
| 8
| 4
|
|
| 4
| 4
| 8. Зарубежная Азия. Австралия
| 12
| 6
|
|
| 6
| 6
| 9. Африка
| 8
| 4
|
|
| 4
| 4
| 10. Латинская Америка
| 8
| 4
|
|
| 4
| 4
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ III,
6 часов
| 11. Глобальные проблемы человечества
| 6
| 2
|
|
| 2
| 4
| Промежуточный контроль | Контрольная работа
| Всего | 108
| 54
|
|
| 54
| 54
| Итоговый контроль | Экзамен
|
|